Понятие и виды домохозяйств

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 19:48, доклад

Описание работы

Домашнее хозяйство – это экономическая единица в составе одного или нескольких человек. Она обеспечивает производство и воспроизводство человеческого капитала. Она самостоятельно принимает решения на потребительском рынке. Она является собственником какого-либо фактора производства (земля, капитал, рабочая сила).Стремится максимально удовлетворить свои потребности. Домохозяйством, кроме семей, могут называться и организации, которые занимаются производством(церковь, профсоюз, партия).

Работа содержит 1 файл

domohozyaystva.docx

— 26.04 Кб (Скачать)
 

Понятие и виды домохозяйств

Домашнее  хозяйство – это экономическая  единица в составе одного или  нескольких человек. Она обеспечивает производство и воспроизводство человеческого капитала. Она самостоятельно принимает решения на потребительском рынке. Она является собственником какого-либо фактора производства (земля, капитал, рабочая сила).Стремится максимально удовлетворить свои потребности. Домохозяйством, кроме семей, могут называться и организации, которые занимаются производством(церковь, профсоюз, партия).

Домашнее  хозяйство – один из трёх субъектов  экономической деятельности. Домохозяйство  охватывает экономические объекты  и процессы, происходящие там, где  постоянно проживает человек, семья.

Домохозяйство трактуется как хозяйственная единица, которая состоит из одного или  более лиц,объединяемых общим бюджетом и местом проживания, снабжает экономику ресурсами и использует полученные за них деньги для приобретения товаров и услуг,удовлетворяющих материальные потребности человека. Понятие домохозяйства объединяет всех потребителей, наёмных работников, владельцев крупных и мелких капиталов, земли, средств производства, лиц, занятых и незанятых в общественном производстве.

В общем, домохозяйство можно охарактеризовать как самостоятельную экономическую  единицу, состоящую из одного или  нескольких человек, обладающих каким-либо производственным ресурсом, и стремящихся  к наиболее полному удовлетворению своих потребностей.

Основные  признаки домохозяйства – это:

  1. Совместное проживание и обустройство быта.
  2. Совместное ведение хозяйства.
  3. Обладание определёнными ресурсами.
  4. Самостоятельность в принятии хозяйственных решений.
  5. Стремление к максимальному удовлетворению потребностей.

Виды  домохозяйств:

Единичные домохозяйства или  просто домохозяйства.

Единичные домохозяйства образованы одиночками, отдельными или несколькими семьями , а также этими семьями совместно с одиночками. Единичные домохозяйства в РФ в своем составе насчитывают 139млн. человек, что составляет 94% всего населения страны.

Групповые домохозяйства.

Групповые домохозяйства образованы постоянными  или временными группами людей для  совместной организации и обустройства своего быта в различных общежитиях и интернатах, в солдатских казармах, кельях монастырей и бараках исправительно-трудовых учреждений. Они в РФ объединяют 9млн. человек, или 6%всего населения  страны.

Современные исследователи считают, что все домохозяйства  можно разделить  на семейные, несемейные и общественные.

К общественному домохозяйству относят лиц, проживающих в учреждениях постоянно или в течение длительного времени. Примеры таких домохозяйство: общежитие, школа-интернат, интернаты для престарелых и другие институциональных заведения, монастыри и проч. Сюда же могут быть отнесены военнослужащие, проживающие в гарнизонах; долгосрочные пациенты в больницах; заключенные, отбывающие длительные сроки заключения и т. п.

Несемейное  домохозяйство — домохозяйство, состоящее из одного члена или не имеющее в своем составе членов, связанных отношениями супружества, родительства или родства.

Семейное  домохозяйство  — домохозяйство, хотя бы некоторые члены которого связаны отношениями супружества- родительства-родства.

Домашние  хозяйства классифицируются по следующим  признакам:

  1. Территориально-региональная принадлежность (местность, регион страны, природно-климатическая зона и т.п.).
  2. Демографическая характеристика (семейные и несемейные домохозяйства, число членов домохозяйства, половозрастные характеристики).
  3. Имущественная характеристика (характер жилья, число комнат, наличие автомобиля, дачи,земельного участка и т.п.).
  4. Доходная характеристика (среднедушевой доход,доходная группа, источники дохода и т.п.).
  5. Экономическая характеристика (занятость, отрасль производства, сектор экономики, тип предприятия, должность и т.п.).
  6. Трудовой потенциал (число трудоспособных, уровень образования, профессиональная подготовка и т.п.).
  7. Социальный статус домохозяйства (определяется по главе семьи или члену семьи, имеющему максимальный доход).

Особенности домохозяйств в условиях рыночного хозяйства.

Внешняя социальная среда во многом определяет цели и особенности поведения  домохозяйств. Существование в условиях рыночной, плановой (командно-административной) и переходной экономических систем будет иметь существенные отличия.

Различие  связано, прежде всего, с особенностью целей.

В условиях рыночной экономики главную целевую  функцию домохозяйства можно  определить как максимизацию благосостояния при осуществлении потребительского выбора в условиях бюджетного ограничения. Это значит, что домохозяйство стремится иметь как можно больше товаров, причем при покупках главной проблемой является не наличие товаров, а недостаток денег. В этих условиях члены домохозяйства заботятся главным образом об увеличении доходов, стремясь «делать карьеру». Досуг при этом воспринимается, прежде всего, как способ «набраться сил» для работы, а не как самоцель.

Следует отметить, что в странах с рыночной экономикой меняется традиционная деятельность по ведению домашнего хозяйства. Относительно высокое вознаграждение за труд, широкое вовлечение женщин в трудовую деятельность вне рамок  дома часто делают нерациональным целый  ряд традиционных домашних ритуалов – приготовление домашних обедов и ужинов, уборку по дому или даже воспитание детей. Если супруги могут  много зарабатывать, то очень часто  они полностью отдаются деловой  карьере, а ведение домашнего  хозяйства (особенно если оно «не  в радость, а в тягость») перекладывается  на сторонних лиц (домоработниц, нянек и т.д.). Конечно, ослабление роли домашнего хозяйства ведет и к ослаблению единства домохозяйства. Это отражается в неустойчивости семейных отношений, когда семьей жертвуют ради «дела».

Поскольку ослабление единства домохозяйств и  разрушение семей воспринимаются обществом  в целом негативно, то государство  в условиях рыночного хозяйства  создает специальные стимулы. В  частности, система социальных пособий рассчитана на помощь именно домохозяйствам (бедным семьям, матерям-одиночкам с детьми), а не отдельным людям. Таким образом, государство определяет «правила игры», но не вмешивается напрямую во внутреннюю жизнь домохозяйств. Еще в новое время во всех западноевропейских странах был провозглашен принцип неприкосновенности личной жизни («мой дом – моя крепость»). Он и по сей день строго запрещает государству вмешиваться в жизнь домохозяйств за исключением особых ситуаций (например, при жестоком обращении родителей с детьми)

Особенности домохозяйств в советской  экономике.

В условиях командной экономики благосостояние домохозяйств – возможности приобретать  товары и услуги – зависели не столько  от зарплаты, сколько от места индивида в общественной иерархии. Принадлежность к партийно-государственным структурам, наличие связей обеспечивали доступ к дефицитным товарам. Те, кто этого  не имел, был обречен (даже при высокой  зарплате) на более ограниченные возможности  потребительского выбора и на многочасовое стояние в очередях за «дефицитом». Малое значение денежных доходов  и большое значение личных отношений  укрепляли семейные и дружеские  связи. «Блатной» характер межличностных  отношений определял преобладание неформальных норм не только в советской, но и в постсоветской экономике.

Вмешательство государства в деятельность домохозяйств было в условиях командной экономики  достаточно многогранным. Прежде всего, государство формально не оставляло  выбора между занятостью и досугом (путем преследования «тунеядцев»). Оно сокращало возможности по выбору видов деятельности домохозяйств (запрет спекуляции, частного бизнеса  и т.п.). Кроме того, с помощью  огосударствленных «общественных» организаций (профсоюзов, партийных и комсомольских органов, месткомов и др.) оно напрямую вмешивалось в личную жизнь домохозяйств (проведение товарищеских судов и т.п.), если поведение отдельных членов общества на чей-то взгляд отличалось от поведения «советского человека». Участие в квази-общественных (профсоюзы, ДОСААФ и др.) и партийных организациях рассматривалось как само собой разумеющееся, а отказ – как проявление диссидентства, что практически закрывало возможности для карьерного роста.

Система государственного патернализма подменяла  гражданские отношения принципами организации домохозяйства. В семье  любят не за высокие знания, а  за уважение к другим членам домохозяйства; «глава» семьи стоит вне критики. Наличие формальных конституционных  гарантий на отдых и образование  при условии, если индивид вел  себя «по правилам», обеспечивало стабильность жизни большинства домохозяйств. Конечно, наличие неформальных правил «будь как все» отнюдь не способствовало развитию частной инициативы. Все  это привело к кризису российских домохозяйств в новых условиях, возникших  после гибели СССР.

Особенности домохозяйств в постсоветской  экономике.

В условиях переходной экономики есть домохозяйства как с рыночным типом поведения, так и близкие к поведению при командной экономике – ориентирующиеся на патерналистскую роль государства и на сетевые (прежде всего семейные) связи. Поскольку 1990-е ознаменовались затяжным экономическим кризисом, первоочередной целью российских домохозяйств стало выживание, а не развитие.

Стратегия выживания требует диверсификации занятости. Это означает ориентацию на доходы не только от официальной  работы в легальном секторе, но и  на извлечение доходов за счет теневой экономической деятельности, на самообеспечение продуктами питания за счет личных подсобных хозяйств – ЛПХ (дач, огородов и т.п.). По мнению ряда исследователей, продукция ЛПХ являлась в России 1990-х одной из наиболее важных статей доходов домохозяйств. Такое традиционное поведение, когда люди не стремятся увеличить доходы, а сокращают потребности, является типичной ситуацией для кризисных переходных экономик.

Ориентация  многих российских городских семей  на ЛПХ чаще всего экономически неэффективна. Выяснилось, например, что те, кто  получает часть продуктов питания  от своих дач и огородов или  от родственников, тратят на покупку  продуктов питания такое же количество денег, как и те, кто ничего не выращивает. Таким образом, «дачная  экономика» забирает время, но почти  не дает экономии денег. Это, казалось бы, нерациональное поведение во многом объясняется крестьянскими корнями  многих городских семей, силой привычки и зачастую единственной возможностью разнообразить свой досуг, «совместив приятное с полезным» для старшего поколения.

В сфере  потребительского поведения российских домохозяйств заметна их резкая дифференциация. Бывшие ранее в условиях командной экономики более-менее равными официальные стандарты потребления сменились контрастом между доходящим до анекдотизма демонстративным снобистским потреблением «новых русских» и вынужденным полунищенским существованием «старых русских» («новых бедных»)

Действия  «новых бедных» в самом начале «перехода к рынку» подчинялись  общей цели выживания. Это проявлялось  в закупках максимально дешевых  благ первой необходимости при очень  низкой чувствительности к их качеству и другим неценовым характеристикам. Когда в конце 1990-х начался  экономический рост, обедневшим российским домохозяйствам стало легче приспосабливаться  к новым условиям, они начали обращать внимание не только на цену, но и на качество приобретаемых товаров.

Информация о работе Понятие и виды домохозяйств