Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 16:44, реферат
Важным институтом земельного права и элементом организационно-правового механизма рационального использования земель является их охрана, предусмотренная в Российском земельном законодательстве.
Цели охраны земель. Задачи и цели охраны земель состоят в предотвращении их деградации, загрязнения, захламления, нарушения, других негативных (вредных) воздействий хозяйственной деятельности, а также в обеспечении улучшения и восстановления нарушенных земель. Для реализации этих целей проводятся мероприятия:
Вопрос 9. Охрана земель как институт земельного права
Задача 13.
Список использованной литературы
Содержание.
Вопрос 9. Охрана земель как институт земельного права
Задача 13.
Список использованной литературы
Охрана земель как институт земельного права.
Важным институтом земельного
права и элементом
Цели охраны земель. Задачи и цели охраны земель состоят в предотвращении их деградации, загрязнения, захламления, нарушения, других негативных (вредных) воздействий хозяйственной деятельности, а также в обеспечении улучшения и восстановления нарушенных земель. Для реализации этих целей проводятся мероприятия:
• по сохранению почв и их плодородия, сохранению достигнутого уровня мелиорации, рекультивации нарушенных земель, сохранению и восстановлению плодородия почв, своевременному вовлечению земель в оборот;
• защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения радиоактивными и химическими веществами, захламления отходами производства и потребления, загрязнения, в том числе биогенного, других вредных воздействий, в результате которых происходит деградация земель;
• защите сельскохозяйственных угодий и других земель от заражения бактериально-паразитическими и карантинными вредителями и болезнями растений, зарастания сорными растениями, кустарником и мелколесьем, иных видов ухудшения состояния земель.
В целях охраны земель разрабатываются
федеральные, региональные и местные
программы, учитывающие направления
хозяйственной деятельности на охраняемых
землях, природные и других условия.
Внедрение новых технологий в
случае их несоответствия предусмотренным
законодательством санитарно-
При проведении строительных работ, добыче полезных ископаемых и нарушении почвенного слоя плодородный слой снимается и используется для улучшения малопродуктивных земель. Для проверки соответствия почвы экологическим и иным нормативам проводятся почвенные, геоботанические, агрохимические обследования. В целях предотвращения деградации земель, восстановления плодородия почв и загрязненных территорий допускается консервация земель с изъятием их из оборота.
Согласно ст. 12 ЗК использование земель должно осуществляться способами, обеспечивающими сохранение экологических систем, способность земли быть средством производства в сельском и лесном хозяйстве, основой хозяйственной и любых иных видов деятельности. В соответствии со ст. 13 ЗК оценка состояния земель и эффективности мероприятий по их охране проводится с учетом санитарно-гигиенических требований и экологической экспертизы.
Охрана земель как основы жизни и деятельности народов. В ст. 9 Конституции предусматривается, что земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Это положение является фундаментом прав и обязанностей государства, общества и землеобладателей. Кроме того, оно, вопреки нормам федеральных законов, дало повод ряду субъектов РФ объявить земли и другие природные ресурсы своей собственностью, присвоив себе некоторые функции РФ в области использования и охраны земель.
Конституционный Суд РФ в
Постановлении от 07.06.2000 № 10-П «По
делу о проверке конституционности
отдельных положений
Реализация целей охраны земель. Охрана земель как основы жизни и деятельности народов была предусмотрена в ЗК РСФСР 1991 г., структура этой нормы не утратила своего значения и в настоящее время. В ЗК РФ предусматривается экологическая составляющая охраны земель, поскольку они являются основой жизни и деятельности народов. Цели охраны земель достигаются посредством реализации системы правовых, организационных, экономических и других мероприятий, направленных на их рациональное использование, предотвращение необоснованных изъятий земель из сельскохозяйственного оборота, защиту от вредных воздействий, а также на восстановление продуктивности земель, в том числе земель лесного фонда, и на воспроизводство и повышение плодородия почв.
В ФЗ об охране окружающей среды
предусматривается ряд
Для сельского хозяйства действует Перечень химических и биологических средств борьбы с вредителями, болезнями растений, сорняками, регуляторов роста растений, разрешенных для применения в сельском хозяйстве, который ежегодно обновляется. Перечни устанавливаются Минсельхозом России по согласованию с Минздравом России и МПР России.
Под консервацией земель понимают
их временное исключение из оборота
для предотвращения развития и прекращения
процессов деградации почв и восстановления
их плодородия. Постановлением Правительства
РФ от 05.08.1992 № 555 утверждено Положение
о порядке консервации
Земельно-правовой институт
«охрана земель» является важным
звеном организационно-правового
Охрана земель, подвергшихся радиоактивному и химическому загрязнению. На таких землях не обеспечивается производство надлежащей по качеству продукции, поэтому они подлежат ограничению в использовании, исключению из категории земель сельскохозяйственного назначения и могут переводиться в земли запаса для консервации, на них запрещаются производство и реализация сельскохозяйственной продукции (ст. 14 ЗК).
Появление этой статьи в
ЗК обусловливается
Основополагающим актом,
регулирующим предупреждение и ликвидацию
радиоактивного загрязнения, является
ФЗ от 09.01.1996 № 3-ФЗ «О радиационной безопасности
населения» (в ред. от 22.08.2004), в котором
предусматриваются принципы обеспечения
радиационной безопасности, мероприятия,
производственный и общественный контроль
по обеспечению радиационной безопасности,
государственное нормирование и
лицензирование, а также права
и обязанности граждан в
В методических указаниях
«Гигиеническая оценка качества почвы
населенных мест. МУ 2.1.7.730—99» (утв. Минздравом
России 07.02.1999) устанавливается безвредная
для человека предельно допустимая
концентрация химического вещества
в почве. Действуют также Порядок
консервации деградированных
В ФЗ от 10.07.2001 № 92-ФЗ «О специальных
экологических программах реабилитации
радиационно загрязненных участков
территории» предусматривается
порядок использования средств,
полученных от завоза из-за рубежа и
переработки отработанного
Субъекты РФ разрабатывают
и реализуют специальные
В федеральном законодательстве
предусматриваются меры охраны и
ограниченного использования
Экологическая экспертиза.
Одним из звеньев охраны земель и
организационно-правового
Экологическая экспертиза основывается на принципах:
• презумпции потенциальной экологической опасности любой намечаемой хозяйственной и иной деятельности (этот новый подход для российского земельного права означает необходимость возложения бремени доказывания экологической опасности объекта не на экспертов, а на заказчиков и авторов проекта);
• обязательности проведения государственной экологической экспертизы до принятия решений о реализации проекта (финансирование и работы по всем проектам и программам должны производиться только при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы);
• комплексности оценки воздействия на окружающую среду и его последствий (должны учитываться ближайшие и отдаленные экологические, экономические, социальные, демографические, нравственные последствия деятельности объектов при приоритете охраны здоровья человека и благосостояния населения, требования экологической безопасности);
• достоверности и полноты информации, представляемой на экологическую экспертизу (в противном случае невозможно определить допустимость реализации объекта и профилактики загрязнения земель и всей среды);
• независимости экспертов экологической экспертизы при осуществлении ими своих полномочий (их заинтересованность в тех или иных выводах, не связанных с охраной земель и природной среды, может свести на нет значение экспертизы как обязательной меры охраны земли и благоприятных условий проживания;
• научной обоснованности, объективности и законности заключений (эти три требования закона должны быть положены в основу каждого заключения экологической экспертизы — как государственной, так и общественной);
• гласности, участия общественных объединений, учета общественного мнения (экспертиза организуется ради настоящего и будущего благополучия населения, поэтому подключение к ее проведению граждан естественно и нередко требует правового оформления);
• ответственности участников экологической экспертизы и заинтересованных лиц за организацию, проведение, качество экспертизы (законом предусматриваются различные виды ответственности за невыполнение обязанностей по проведению экологической экспертизы и требований, содержащихся в заключениях, за предоставление неправильных и необоснованных заключений).
Обязательность экологической
экспертизы. Предусмотренные
Земельное законодательство и законодательство об охране окружающей природной среды предусматривают особые правовые способы решения задач охраны земель.
Информация о работе Охрана земель как институт земельного права