Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 20:58, курсовая работа
В данной работе я рассматриваю вопрос о недобросовестной конкуренции.
Закон Украины о защите от недобросовестной конкуренции был принят 1 января 1997 года постановлением Верховного Совета Украины от 7 июня 1996 года за № 237/96 – ВР со сменами и дополнениями от 15 мая 2003 года № 762 – IV.
Вступление
1.Правовое значение недобросовестной конкуренции
1.1. Понятие недобросовестной конкуренции
1.2. Правовое ограничение недобросовестной конкуренции
1.3. Особенности недобросовестной конкуренции в Украине
2. Формы недобросовестной конкуренции
2.1. Введение в обман
2.2. Нарушение коммерческой тайны
3. Ответственность за недобросовестную конкуренцию
3.1. Виды гражданско-правовых санкций
3.2. Криминальная ответственность.
3.3. Административная ответственность
Заключение
Список использованной литературы.
Содержание
Вступление
1.Правовое значение
1.1. Понятие недобросовестной конкуренции
1.2. Правовое ограничение недобросовестной конкуренции
1.3. Особенности
недобросовестной конкуренции
2. Формы недобросовестной конкуренции
2.1. Введение в обман
2.2. Нарушение коммерческой тайны
3. Ответственность за недобросовестную конкуренцию
3.1. Виды гражданско-правовых санкций
3.2. Криминальная ответственность.
3.3. Административная ответственность
Заключение
Список использованной литературы.
Вступление
В данной работе я рассматриваю вопрос о недобросовестной конкуренции.
Закон Украины о защите от недобросовестной конкуренции был принят 1 января 1997 года постановлением Верховного Совета Украины от 7 июня 1996 года за № 237/96 – ВР со сменами и дополнениями от 15 мая 2003 года № 762 – IV.
В разных странах экономическое
развитие имеет свою специфику, поэтому
принимаемые в них законы о
недобросовестной конкуренции базируются
на общеконституционных принципах
и принципах гражданского кодекса,
прецедентного права и
Одним из элементов промышленной собственности, как она определяется Парижской конвенцией, является право на пресечение недобросовестной конкуренции, т.е. таких актов конкуренции, которые противоречат честной промышленной или торговой практике.
Спектр деятельности, которую можно назвать нечестной, очень широк. Парижская конвенция определяет как недобросовестную конкуренцию следующие три ее вида:
- все действия, ведущие к тому, что потребитель может принять предприятие, товары, промышленную или коммерческую деятельность данной фирмы за предприятие, товары, промышленную или коммерческую деятельность конкурента;
- ложные заявления в
ходе коммерческой
- использование в ходе
коммерческой деятельности
1.Правовое значение недобросовестной конкуренции
1.1. Понятие недобросовестной конкуренции
Переход Украины к рыночной системе экономических отношений способствует возникновению конкуренции между производственными и коммерческими предприятиями. Конкуренция рассматривается как один из наиболее эффективных механизмов обеспечения гармонии между спросом и предложением. Однако постоянным спутником свободной конкуренции во всех государствах при всех политических режимах всегда была и остается недобросовестная конкуренция.
Каковы возможности контроля за конкуренцией при свободной игре рыночных сил? Теоретически потребитель может выполнять роль судьи на рынке, отказываясь от покупки товаров, появившихся в результате недобросовестных действий производителя или продавца. На практике это невозможно. И чем более напряженная ситуация складывается на рынке, тем в меньшей степени потребитель может выполнять функцию судьи. Как правило, потребитель просто не в состоянии обнаружить, что имеет место недобросовестная конкуренция и действовать соответствующим образом, например, отказываясь от приобретения товара. Таким образом, потребитель выступает в данной ситуации на рынке как субъект, требующий защиты так же, как и честный производитель товаров или услуг.
Поскольку, система саморегулирования рынка не обеспечивает полную защиту от недобросовестной конкуренции, эта система должна быть усилена определенными государственными институтами путем принятия специального законодательства, базирующегося на антимонопольном законе и законе о пресечении недобросовестной конкуренции. Оба эти акта содействуют установлению честных правил поведения на рынке, но действуют они с разных направлений. Закон о защите от недобросовестной конкуренции призван гарантировать свободную конкуренцию, закон о пресечении недобросовестной конкуренции предназначен для обеспечения соблюдения честных правил в условиях свободной конкуренции. Таким образом, оба закона дополняют друг друга. Мировая практика показывает, что одного закона недостаточно для установления честной свободной конкуренции на рынке. Для этого необходимо принятие специальных мер и закона о добросовестной конкуренции.
Особенностью последнего должна быть большая гибкость, поскольку в его рамках нецелесообразно введение регистрационных процедур как в Законах о патентах или товарных знаках. Закон о добросовестной конкуренции должен обеспечивать механизм принятия защитных мер не только в случае нарушения прав на патенты или товарные знаки, но и при нарушении коммерческих секретов и секретов производства, недобросовестной рекламы и т.п.
В соответствии со ст. 10bis (2) Парижской Конвенции, "Актом недобросовестной конкуренции считается всякий акт конкуренции, противоречащий честным обычаям в промышленных и торговых делах". Следует отметить, что термин "честные обычаи" достаточно неопределен, поскольку в приложении к конкуренции он отражает моральные, социальные и экономические традиции, существующие в конкретном обществе и поэтому трактовка данного термина может быть различной в разных странах. Кроме того, эти традиции в каждой из стран могут изменяться с течением времени. Более того, всегда есть вероятность появления новых форм недобросовестной конкуренции, так как нет пределов в развитии форм конкуренции как таковой. Таким образом, невозможно дать исчерпывающую формулировку недобросовестной конкуренции, которая охватывала бы все существующие и будущие ее варианты. Вместе с тем ряд вариантов недобросовестной конкуренции однозначно следует из ст. 10 Парижской Конвенции. Наиболее часто распространенным вариантом недобросовестной конкуренции является случай, когда недобросовестный предприниматель стремится добиться успеха в конкуренции, опираясь не на свои достижения в повышении качестве продукта (или услуги) и в понижении его цены, а неправомерно используя результаты труда других или воздействуя на потребителя путем простановки фальшивых обозначений или вводящими в заблуждение заявлениями.
Однако существуют варианты таких действий предпринимателя на рынке, которые на первый взгляд не являются предосудительными и не наносят ущерба потребителю, вызывая в то же время отрицательное влияние на экономику в целом. Примером таких действий является длительная продажа какого-либо товара по демпинговой цене. Результатом такого действия будет разорение мелких и средних предпринимателей, что повлечет за собой установление на рынке монополии и нарушение принципа свободной конкуренции, что скажется на всем обществе. Вот почему наиболее современные законы о недобросовестной конкуренции, обеспечивают решение одновременно трех задач: защита частного предпринимателя, защита потребителя и защита интересов общества в целом.
1.2. Правовое ограничение недобросовестной конкуренции
На фоне многочисленных изменений
к законам "Об Антимонопольном
комитете Украины", "Об ограничении
монополизма и недопущении
Таким образом, можно констатировать,
что сегодня уже создана
Значение Закона Украины
"О защите экономической конкуренции"
от 11 января 2001 года для современных
экономических отношений в
В связи с этим в последнее время, особенно актуальное значение приобретают проблемы адаптации и гармонизации национального законодательства с законодательством Европейского Союза и в целом с нормами международного права. Несомненно, в большей степени гармонизация касается именно законодательных актов, закрепляющих основные принципы экономической политики на Украине, ее концептуальные и идеологические направления.
Закон Украины "Об экономической
конкуренции" можно без больших
преувеличений оценивать не только
как соответствующий
Стоит отметить, что с
принятием Закона Украины "О защите
экономической конкуренции" изменилось
не просто антимонопольное
Заслугой законодателя является
наполнение Закона реальным содержанием.
Новый Закон практически
Вместе с тем, и этот
достаточно серьезный и качественный
законодательный акт следует
рассматривать без излишней эйфории.
С сожалением приходится признать,
что его применение в совокупности
с другими нормативно-
Обращает на себя внимание и наличие в Законе "О защите экономической конкуренции" множества понятий, имеющих оценочный характер, например, таких, как "согласованные действия". Используемое как в самом Законе, так и в Распоряжении Антимонопольного комитета Украины № 27-р от 12 февраля 2002 года определение "согласованных действий" следует признать достаточно широким, что позволяет распространять его на деятельность многих субъектов хозяйствования.
Это же можно отметить применительно
к определению понятия
Одной из основных и незавершенных задач в сфере конкурентного регулирования остается проблема функционирования естественных монополий на Украине. Благодаря реализации антимонопольной политики государства и проведению массовой приватизации, предприятий-монополистов на Украине стало значительно меньше. 20 апреля 2000 года был принят Закон Украины "О естественных монополиях". Тем не менее, до настоящего времени существует значительное количество рынков, характеризующихся высоким уровнем монополизации. И хотя прошло уже более 15 лет с начала рыночных преобразований, современные украинские монополии до сих пор не могут изменить свою сущность: "социалистический" след в регулировании их деятельности по-прежнему слишком заметен.