Недобросовесная конкуренция

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 20:58, курсовая работа

Описание работы

В данной работе я рассматриваю вопрос о недобросовестной конкуренции.
Закон Украины о защите от недобросовестной конкуренции был принят 1 января 1997 года постановлением Верховного Совета Украины от 7 июня 1996 года за № 237/96 – ВР со сменами и дополнениями от 15 мая 2003 года № 762 – IV.

Содержание

Вступление
1.Правовое значение недобросовестной конкуренции
1.1. Понятие недобросовестной конкуренции
1.2. Правовое ограничение недобросовестной конкуренции
1.3. Особенности недобросовестной конкуренции в Украине
2. Формы недобросовестной конкуренции
2.1. Введение в обман
2.2. Нарушение коммерческой тайны
3. Ответственность за недобросовестную конкуренцию
3.1. Виды гражданско-правовых санкций
3.2. Криминальная ответственность.
3.3. Административная ответственность
Заключение
Список использованной литературы.

Работа содержит 1 файл

2 Недобросовестная конкуренция.docx

— 51.90 Кб (Скачать)

 

Содержание

   

 

    Вступление

1.Правовое значение недобросовестной  конкуренции

    1.1. Понятие недобросовестной  конкуренции

    1.2. Правовое ограничение  недобросовестной конкуренции

    1.3. Особенности  недобросовестной конкуренции в  Украине

2. Формы недобросовестной  конкуренции

    2.1. Введение в обман

    2.2. Нарушение коммерческой  тайны

3. Ответственность за  недобросовестную конкуренцию

    3.1. Виды гражданско-правовых  санкций

    3.2. Криминальная  ответственность.

    3.3. Административная  ответственность

    Заключение

     Список использованной  литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вступление

В данной работе я рассматриваю вопрос о недобросовестной конкуренции.

Закон Украины о защите от недобросовестной конкуренции был  принят  1 января 1997 года постановлением Верховного Совета Украины от 7 июня 1996 года за № 237/96 – ВР со сменами и дополнениями от 15 мая 2003 года № 762 – IV.

В разных странах экономическое  развитие имеет свою специфику, поэтому  принимаемые в них законы о  недобросовестной конкуренции базируются на общеконституционных принципах  и принципах гражданского кодекса, прецедентного права и специальных  законах. Закон о недобросовестной конкуренции может касаться классических случаев незаконного использования  знаков и фирменных наименований. Он служит дополнением к другим специальным  законам, защищающим промышленную собственность, когда может обеспечить средство защиты в случаях, не предусмотренных  этими законами (например, незарегистрированный товарный знак в стране, где регистрация  является единственным основанием для  его охраны по закону о товарных знаках, может быть защищен от незаконного  использования законом о недобросовестной конкуренции). Во всяком случае, запрещая нечестную практику в торговле, закон  о недобросовестной конкуренции  может обеспечить защиту даже тогда, когда другие разделы закона о  промышленной собственности ее не обеспечивают. Что считать нечестным или  недобросовестным, в большой степени  зависит от экономических и социальных реалий в данное время и в данном месте. Поэтому необходимо, чтобы  закон о недобросовестной конкуренции  был приспособлен к меняющимся обстоятельствам. Этот закон должен устанавливать  твердые правовые рамки и вместе с тем быть достаточно гибким в  плане выработки и применения мер, которые, будучи адекватными конкретным и постоянно меняющимся социальным и экономическим условиям в данной стране, смогут служить эффективным средством борьбы с теми или иными видами нечестной торговой практики.

Одним из элементов промышленной собственности, как она определяется Парижской конвенцией, является право  на пресечение недобросовестной конкуренции, т.е. таких актов конкуренции, которые  противоречат честной промышленной или торговой практике.

Спектр деятельности, которую  можно назвать нечестной, очень  широк. Парижская конвенция определяет как недобросовестную конкуренцию  следующие три ее вида:

- все действия, ведущие  к тому, что потребитель может  принять предприятие, товары, промышленную  или коммерческую деятельность  данной фирмы за предприятие,  товары, промышленную или коммерческую  деятельность конкурента;

- ложные заявления в  ходе коммерческой деятельности, дискредитирующие предприятие, товары, промышленную или коммерческую  деятельность конкурента;

- использование в ходе  коммерческой деятельности указаний  или обозначений, которые вводят  потребителя в заблуждение относительно  природы, способа изготовления, характеристик,  пригодности для определенных  целей или количества товаров.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Правовое значение  недобросовестной конкуренции

1.1. Понятие недобросовестной  конкуренции

Переход Украины к рыночной системе экономических отношений способствует возникновению конкуренции между производственными и коммерческими предприятиями. Конкуренция рассматривается как один из наиболее эффективных механизмов обеспечения гармонии между спросом и предложением. Однако постоянным спутником свободной конкуренции во всех государствах при всех политических режимах всегда была и остается недобросовестная конкуренция.

Каковы возможности контроля за конкуренцией при свободной игре рыночных сил? Теоретически потребитель может выполнять роль судьи на рынке, отказываясь от покупки товаров, появившихся в результате недобросовестных действий производителя или продавца. На практике это невозможно. И чем более напряженная ситуация складывается на рынке, тем в меньшей степени потребитель может выполнять функцию судьи. Как правило, потребитель просто не в состоянии обнаружить, что имеет место недобросовестная конкуренция и действовать соответствующим образом, например, отказываясь от приобретения товара. Таким образом, потребитель выступает в данной ситуации на рынке как субъект, требующий защиты так же, как и честный производитель товаров или услуг.

Поскольку, система саморегулирования рынка не обеспечивает полную защиту от недобросовестной конкуренции, эта система должна быть усилена определенными государственными институтами путем принятия специального законодательства, базирующегося на антимонопольном законе и законе о пресечении недобросовестной конкуренции. Оба эти акта содействуют установлению честных правил поведения на рынке, но действуют они с разных направлений. Закон о защите от недобросовестной конкуренции призван гарантировать свободную конкуренцию, закон о пресечении недобросовестной конкуренции предназначен для обеспечения соблюдения честных правил в условиях свободной конкуренции. Таким образом, оба закона дополняют друг друга. Мировая практика показывает, что одного закона недостаточно для установления честной свободной конкуренции на рынке. Для этого необходимо принятие специальных мер и закона о добросовестной конкуренции.

Особенностью последнего должна быть большая гибкость, поскольку  в его рамках нецелесообразно  введение регистрационных процедур как в Законах о патентах или  товарных знаках. Закон о добросовестной конкуренции должен обеспечивать механизм принятия защитных мер не только в  случае нарушения прав на патенты  или товарные знаки, но и при нарушении  коммерческих секретов и секретов производства, недобросовестной рекламы и т.п.

В соответствии со ст. 10bis (2) Парижской Конвенции, "Актом недобросовестной конкуренции считается всякий акт  конкуренции, противоречащий честным  обычаям в промышленных и торговых делах".  Следует отметить, что термин "честные обычаи" достаточно неопределен, поскольку в приложении к конкуренции он отражает моральные, социальные и экономические традиции, существующие в конкретном обществе и поэтому трактовка данного термина может быть различной в разных странах. Кроме того, эти традиции в каждой из стран могут изменяться с течением времени. Более того, всегда есть вероятность появления новых форм недобросовестной конкуренции, так как нет пределов в развитии форм конкуренции как таковой. Таким образом, невозможно дать исчерпывающую формулировку недобросовестной конкуренции, которая охватывала бы все существующие и будущие ее варианты. Вместе с тем ряд вариантов недобросовестной конкуренции однозначно следует из ст. 10 Парижской Конвенции. Наиболее часто распространенным вариантом недобросовестной конкуренции является случай, когда недобросовестный предприниматель стремится добиться успеха в конкуренции, опираясь не на свои достижения в повышении качестве продукта (или услуги) и в понижении его цены, а неправомерно используя результаты труда других или воздействуя на потребителя путем простановки фальшивых обозначений или вводящими в заблуждение заявлениями.

Однако существуют варианты таких действий предпринимателя  на рынке, которые на первый взгляд не являются предосудительными и  не наносят ущерба потребителю, вызывая  в то же время отрицательное влияние  на экономику в целом. Примером таких  действий является длительная продажа  какого-либо товара по демпинговой  цене. Результатом такого действия будет разорение мелких и средних  предпринимателей, что повлечет за собой установление на рынке монополии  и нарушение принципа свободной  конкуренции, что скажется на всем обществе. Вот почему наиболее современные  законы о недобросовестной конкуренции, обеспечивают решение одновременно трех задач: защита частного предпринимателя, защита потребителя и защита интересов  общества в целом.

 

1.2. Правовое ограничение  недобросовестной конкуренции

 

На фоне многочисленных изменений  к законам "Об Антимонопольном  комитете Украины", "Об ограничении  монополизма и недопущении недобросовестной конкуренции в предпринимательской  деятельности", "О защите от недобросовестной конкуренции" и другим подзаконным  актам украинский законодатель, наконец, предпринял гораздо более значимые шаги: в 2000 году был принят Закон Украины "О естественных монополиях", а со 2 марта 2002 года вступил в силу Закон Украины "О защите экономической конкуренции".

Таким образом, можно констатировать, что сегодня уже создана определенная законодательная база, отвечающая современным  социально-экономическим условиям и минимально необходимая для  развития конкурентных отношений на Украине. И все же проблем по-прежнему остается немало.

Значение Закона Украины "О защите экономической конкуренции" от 11 января 2001 года для современных  экономических отношений в нашем  государстве нельзя недооценивать  по многим причинам. Прежде всего, это связано со стремлением Украины войти в европейское экономическое, правовое и политическое сообщество. Вместе с тем, одного желания стать членом Всемирной Торговой Организации, а в дальнейшем - Европейского Союза мало. Украина обязана обеспечить соблюдение тех правовых стандартов, которые составляют необходимый минимум для участников этих образований.

В связи с этим в последнее  время, особенно актуальное значение приобретают проблемы адаптации и гармонизации национального законодательства с законодательством Европейского Союза и в целом с нормами международного права. Несомненно, в большей степени гармонизация касается именно законодательных актов, закрепляющих основные принципы экономической политики на Украине, ее концептуальные и идеологические направления.

Закон Украины "Об экономической  конкуренции" можно без больших  преувеличений оценивать не только как соответствующий международным  требованиям, предъявляемым к конкуренции, но и как отвечающий национальной практике реализации конкурентных отношений. При его разработке учитывались  как сложившиеся традиции развития экономической конкуренции в  нашем государстве, так и судебная практика разрешения конкурентных споров.

Стоит отметить, что с  принятием Закона Украины "О защите экономической конкуренции" изменилось не просто антимонопольное законодательство - изменилась сама идеология, принципы, концепция конкурентной политики нашего государства. Учитывая, что на Украине  практически завершена демонополизация  экономики, приватизация государственной  собственности, а также принимая во внимание то, что введению в действие нового Закона предшествовал достаточно длительный адаптационный период, в настоящее время можно констатировать, что создана серьезная основа для последующего поступательного развития на Украине здоровых конкурентных отношений.

Заслугой законодателя является наполнение Закона реальным содержанием. Новый Закон практически освобожден от многочисленных декларативных норм, содержавшихся в Законе Украины "Об ограничении монополизма и  недопущении недобросовестной конкуренции  в предпринимательской деятельности".

Вместе с тем, и этот достаточно серьезный и качественный законодательный акт следует  рассматривать без излишней эйфории. С сожалением приходится признать, что его применение в совокупности с другими нормативно-правовыми  актами в ряде случаев оказывается  достаточно затруднительным. В целом  данная ситуация является характерной  для многих новых законов, принимаемых  на Украине: в условиях существования  достаточно большого массива устаревших нормативно-правовых актов вновь  принятые законы, особенно, если они  характеризуются высоким уровнем  юридической новизны, трудно вписываются  в действующее правовое поле.

Обращает на себя внимание и наличие в Законе "О защите экономической конкуренции" множества  понятий, имеющих оценочный характер, например, таких, как "согласованные  действия". Используемое как в  самом Законе, так и в Распоряжении Антимонопольного комитета Украины  № 27-р от 12 февраля 2002 года определение "согласованных действий" следует  признать достаточно широким, что позволяет  распространять его на деятельность многих субъектов хозяйствования.

Это же можно отметить применительно  к определению понятия экономической  концентрации. Некоторую настороженность  среди предпринимателей вызвали  и положения Закона, устанавливающие  требования относительно предварительного согласования с Антимонопольным Комитетом Украины определенных действий, в частности, заключения договоров, которые потенциально могут носить антиконкурентный характер. Реальных механизмов подобного согласования украинская правоприменительная практика ранее не знала. В этой связи можно констатировать, что положения нового Закона Украины "О защите экономической конкуренции" также нуждаются в глубоком научном осмыслении и дальнейших разъяснениях, уточнениях и рекомендациях как со стороны Антимонопольного комитета Украины, так и других органов.

Одной из основных и незавершенных  задач в сфере конкурентного  регулирования остается проблема функционирования естественных монополий на Украине. Благодаря реализации антимонопольной  политики государства и проведению массовой приватизации, предприятий-монополистов на Украине стало значительно  меньше. 20 апреля 2000 года был принят Закон Украины "О естественных монополиях". Тем не менее, до настоящего времени существует значительное количество рынков, характеризующихся высоким  уровнем монополизации. И хотя прошло уже более 15 лет с начала рыночных преобразований, современные украинские монополии до сих пор не могут  изменить свою сущность: "социалистический" след в регулировании их деятельности по-прежнему слишком заметен.

Информация о работе Недобросовесная конкуренция