Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2011 в 09:07, доклад
Кулачки распределительного вала 1 в определенной последовательности приводят в действие толкатели 2. Штанги 4 сообщают качательное движение коромыслам 6, которые, преодолевая сопротивление пружин 13 и 14, открывают клапаны. Закрываются клапаны под действием тех же пружин. Крутящий момент на распределительный вал передается от коленчатого вала через шестерни привода агрегата.
На двигателе установлен верхнеклапанный механизм газораспределения с нижним расположением распределительного вала (рис. 8).
Кулачки распределительного вала 1 в определенной последовательности приводят в действие толкатели 2. Штанги 4 сообщают качательное движение коромыслам 6, которые, преодолевая сопротивление пружин 13 и 14, открывают клапаны. Закрываются клапаны под действием тех же пружин. Крутящий момент на распределительный вал передается от коленчатого вала через шестерни привода агрегата.
Рис. 8.
Механизм газораспределения:
1—распределительный
вал; 2—толкатель; 3—направляющая
толкателей; 4—штанга; 5—прокладка
крышки головки; 6—коромысло; 7—контргайка;
8—регулировочный винт; 9—болт
крепления крышки головки; 10—сухарь, 11—втулка
тарелки; 12—тарелка
пружины; 13—наружная
пружина; 14— внутренняя
пружина; 15—направляющая
клапана; 16—шайба; 17—клапан
(выпускной) А—тепловой
зазор
Головки цилиндров, отлитые из алюминиевого сплава, имеют полости для охлаждающей жидкости, сообщающиеся с рубашкой блока. Стыки головки 3 (рис. 9,а) и гильзы 7, головки и блока 5 уплотнены прокладками. Перепускные отверстия для охлаждающей жидкости и масла, а также головка по контуру уплотнены формованной резиновой прокладкой 4 (На двигателях, выпущенных после 1 марта 1978 г., установлена прокладка 740.1003213-10, невзаимозаменяемая с устанавливаемой ранее прокладкой 740.1003213). В расточенную канавку на нижней плоскости головки запрессовано опорное кольцо /, которое, деформируя стальную прокладку 2, образует надежный газовый стык между головкой и гильзой цилиндра.
Рис. 9.
Установка головки
цилиндра:
а—стыки с гильзой и
блоком цилинд-ров: 1—опорное
кольцо; 2—прокладка
головки цилиндра; 3—головка
цилиндра; 4—резиновая
уплотнительная про
кладка головки; 5—блок
цилиндров; 6—уплотнительное
кольцо гильзы; 7— гильза
цилиндра;
б—с комбинированиьм
уплотнением: 1—эскиз
доработки; 2—установка
уплотнения;
в—с кольцом беспрокладочного
газового стыка на гильзу
цилиндра старой конструкции
Для повышения
надежности уплотнения водоперепускных
каналов в соединении головок
цилиндров с блоком на двигателях
КамАЗ с августа 1985 года внедрено
комбинированное уплотнение, которое
состоит из резиновой прокладки
740.1003213-20 и трех колец 740.1003214. Прокладка
уплотняет головку по контуру, а
кольца обеспечивают герметичность
водоперепускных и
Резиновые
прокладки 740.1003213-20 головки блока
не взаимозаменяемы с выпущенными
ранее прокладками 740.1003213-10. Для установки
комбинированного уплотнения на двигатели
старой конструкции (т. е. до августа 1985
года) нужно доработать головку 740.1003015-10
цилиндра. Это заключается в
С октября 1984 года внедрено беспрокладочное уплотнение газового стыка. В новой конструкции при установке головки цилиндра на двигатель кольцо 740.1003466-10 (рис.9,в) ложится непосредственно на бурт гильзы 740.1002021-20. Герметичность стыка обеспечивается высокой точностью обработки поверхностей кольца и гильзы цилиндра. Для компенсации микронеровностей сопряжений на привалочную поверхность кольца нанесено свинцовистое покрытие.
Головку цилиндра с новым кольцом можно устанавливать на гильзу 740.1002021 цилиндра старой конструкции. Стальная прокладка 740.1003212 в этом случае не нужна, герметичность газового стыка обеспечивается без него. Поэтому при необходимости замены гильзы 740.1002012 в двигателе на новую гильзу 740.1002021-20 требуется одновременно заменить в головке цилиндра опорное кольцо 740.1003466 на новое 740.1003466-10. При запрессовке кольцо новой конструкции в головку цилиндра необходимо следить за сохранностью свинцовистого покрытия привалочной поверхности кольца.
Очевидно, что установка новой гильзы 740 1002021-20 на двигатель в комбинации с головкой цилиндра с запрессованным в него опорным кольцом прежнего типа не создаст плотного газового стыка, а установка стальной уплотнительной прокладки в этом варианте неизбежно приведет к разрушению бурта гильзы цилиндра. Поэтому при замене головок цилиндров, их прокладок или гильз на двигателях КамАЗ необходимо обращать особое внимание на номера этих деталей и сборочных единиц и учитывать изложенные рекомендации.
Впускные
и выпускные каналы расположены
на противоположных сторонах головки.
Впускной канал имеет тангенциальный
профиль для завихрения воздуха
в цилиндре.
В головку запрессованы чугунные седла
и металлокерамические направляющие втулки
клапанов, которые растачивают после запрессовки.
Каждая головка закреплена на блоке четырьмя
болтами. Клапанный механизм закрыт алюминиевой
крышкой, которая закреплена болтом 9 (см.
рис. 8), ввернутым в головку (На двигателях
с порядковыми номерами до 260000 болт крепления
крышки вворачивался в стойку коромысел).
Распределительный вал выполнен из стали, установлен в развале блока на пяти подшипниках скольжения. Поверхности кулачков и опорных шеек цементированы и зака лены токами высокой частоты. Подшипник задней опоры представляет собой втулку из биметаллической ленты (сталь-бронза), запрессованную в съемный чугунный корпус 2 (рис. 10). Аналогичные втулки, запрессованные в поперечные перегородки блока, служат подшипниками для остальных опор вала.
Рис. 10.
Распределительный
вал в сборе:
1—распределительный
вал; 2—корпус заднего
подшипника; 3—шестерня; 4—шпонка; 5—подшипник
Осевое перемещение распределительного вала ограничено корпусом подшипника, в торцы которого упираются с одной стороны ступица шестерни 3, с другой — упорный бурт задней опорной шейки вала. Корпус подшипника задней опоры закреплен на блоке тремя болтами.
Толкатели 2 (см. рис. 8)— грибкового типа с плоской тарелкой, пустотелые, с цилиндрической направляющей частью, изготовлены холодной высадкой из стали. Внутренняя цилиндрическая часть толкателя заканчивается сферическим гнездом для упора нижнего конца штанги.
Клапаны впускной и выпускной изготовлены из жаропрочных сталей. Диаметр головки выпускного клапана меньше диаметра головки впускного. Стержни обоих клапанов на длине 125 мм от торца покрыты графитом (для этого стержни клапанов помещают в раствор графита и воды) с целью улучшения приработки.
Во время работы двигателя стержни клапанов смазываются маслом, вытекающим из сопряжений коромысел с осями и разбрызгиваемыми пружинами. Чтобы масло не попадало в цилиндр по зазору стержень клапана — направляющая втулка, на втулке впускного клапана установлена резиновая манжета.
Направляющие толкателей 3 (см. рис. 8), отлитые из серого чугуна, выполнены съемными для повышения ремонтоспособности и технологичности блока. На двигатель установлены четыре направляющие, в которых перемещаются по четыре толкателя. Каждая направляющая установлена на двух штифтах и прикреплена к блоку цилиндров двумя болтами. Болты застопорены отгибными шайбами.
Штанги толкателей 4 (см. рис. 8) — стальные, трубчатые, с запрессованными наконечниками. Нижний наконечник имеет выпуклую сферическую поверхность, верхний выполнен в виде сферической чашечки для упора регулировочного винта коромысла.
Коромысло 6 клапана (см. рис. 8) — стальное, кованое, с бронзовой втулкой, представляет собой двуплечий рычаг, имеющий передаточное отношение 1,55. В короткое плечо коромысла для регулирования зазора в клапанном механизме ввернут регулировочный винт 8 с контргайкой 7. Коромысла впускного и выпускного клапанов установлены консольно на осях, выполненных вместе со стойкой коромысел. Стойка установлена на двух штифтах и закреплена на головке двумя шпильками. Осевое перемещение коромысел ограничено пружинным фиксатором. К каждому коромыслу через отверстия в стойке коромысла подводится смазка.
Пружины клапанов — цилиндрические, с равномерным шагом витков и разным направлением навивки. На каждом клапане установлены две пружины. Нижними торцами пружины опираются на головку через стальную шайбу 16, верхними — в тарелку 12. Тарелка упирается во втулку, которая соединена со стержнем клапана двумя конусными сухарями. Разъемное соединение втулка - тарелка дает возможность клапанам проворачиваться относительно седла.