Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 09:02, контрольная работа
Экономическая ситуация в Республике Беларусь требует повышения внимания к вопросам регулирования и определения цен. Это связано в первую очередь с их либерализацией, темпами изменений затрат и цен на основные трудовые и производственные ресурсы.
Одной из важнейших функций цены можно назвать стимулирование. Цена определяет отношение производства и потребления; ограничивает потребление ресурсов и выступает мотивацией производства [5, с.279].
1. Раскройте правовые основы и порядок, способы государственного регулирования цен и тарифов. Сравните виды цен и тарифов...….……………..2
2. Понятие, сущность, правовые основы разгосударствления и приватизации государственной собственности. Сравнение данных понятий. Объекты государственной собственности, подлежащие приватизации...…..…..6
3. Практическая часть.………………………………………..……………..11
4. Список использованных источников……………………………………14
ОГЛАВЛЕНИЕ
1. Раскройте правовые основы и порядок, способы государственного регулирования цен и тарифов. Сравните виды цен и тарифов...….……………..2
2. Понятие, сущность, правовые основы разгосударствления и приватизации государственной собственности. Сравнение данных понятий. Объекты государственной собственности, подлежащие приватизации...…..…..6
3.
Практическая часть.………………………………………..……………..
4.
Список использованных источников……………………………………14
Экономическая ситуация в Республике Беларусь требует повышения внимания к вопросам регулирования и определения цен. Это связано в первую очередь с их либерализацией, темпами изменений затрат и цен на основные трудовые и производственные ресурсы.
Одной из важнейших функций цены можно назвать стимулирование. Цена определяет отношение производства и потребления; ограничивает потребление ресурсов и выступает мотивацией производства [5, с.279].
В соответствии с нормами п. 3 ст. 3 Закона Республики Беларусь от 10 мая 1999 г. «О ценообразовании» (далее - Закон о ценообразовании) процесс по установлению, регулированию цен и контролю за применением установленного нормами права порядка ценообразования предпринимателями, республиканскими органами государственного управления, областными и Минским городским исполнительными и распорядительными органами (субъектами ценообразования) именуется ценообразованием [2].
Государственную
политику в области ценообразования
определяет Президент Республики Беларусь.
Реализация государственной политики
в области ценообразования
Правовой основой этого процесса являются положения указанного выше Закона, а также Указа Президента Республики Беларусь от 25 февраля 2011 года №72 «О некоторых мерах вопросах регулирования цен (тарифов) в Республике Беларусь» (далее - Указ № 72), постановлениями органов государственной власти по отдельным сферам и вопросам регулирования цен.
Необходимо
различать правовое регулирование
ценообразования и правовое регулирование
цен. В первом случае объектом правового
регулирования выступает
Регулируемые цены в Республике Беларусь применяются на:
1) продукцию субъектов хозяйствования, занимающих доминирующее положение товарных рынках Беларуси и включенных в государственный реестр;
2) отдельные социально значимые товары, работы, услуги, конкретный перечень которых устанавливается Президентом Республики Беларусь или по его поручению Советом Министров.
В целом государственное регулирование ценообразования представляет собой воздействие на процессы установления и применения цен со стороны государственных органов путем принятия законодательных, административных, бюджетно-финансовых и других мер с целью стабилизации и стимулирования развития экономики республики. При этом такое регулирование может осуществляться на основе способов прямого и косвенного регулирования [4, с.219].
К прямым способам относятся следующие:
1.
Фиксирование цен.
2.
Установление предельных цен.
Предельная цена - регулируемая цена,
величина которой ограничена
верхним и (или) нижним
3.
Установление предельных
4.
Установление предельных
5.
Установление порядка
6.Декларирование цен. Имеется в виду регистрация цен (в виде предельных или фиксированных цен (тарифов)) субъектами предпринимательской деятельности, занимающими доминирующее положение на товарных рынках республики, в соответствующих органах, осуществляющих регулирование ценообразования, с соблюдением правил Инструкции о порядке регулирования цен (тарифов) на продукцию организаций и индивидуальных предпринимателей, включенных в Государственный реестр хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках, и Государственный реестр субъектов естественных монополий, утвержденной Постановлением Министерства экономики от 28 июня 2007 г. № 121. Регулирование цен (тарифов) на конкретные виды товаров (работ, услуг) указанных субъектов не применяется в случае заключения между ними и антимонопольными органами соглашения, в котором определяются пределы изменения цен (тарифов) на товары (работы, услуги) в соответствии с подп. 1.1.2 Указа Президента Республики Беларусь от 13 октября 2009 г. № 499 «О некоторых мерах по совершенствованию антимонопольного регулирования и развитию конкуренции»
7. Регистрация цен.
Косвенное (экономическое) государственное регулирование процесса ценообразования осуществляется посредством льготного кредитования, налоговой и тарифной политики. Эти способы применяются с целью создания экономических условий, стимулирующих субъектов предпринимательской деятельности к снижению цен на производимые ими товары. Решение о выборе конкретного способа регулирования цен принимается государственными органами, осуществляющими регулирование ценообразования, исходя из государственных интересов и складывающейся социально-экономической ситуации в республике. Государственными органами, осуществляющими регулирование и контроль за ценообразованием в Республики Беларусь являются:
1) Департамент ценовой политики, действующий в структуре Министерства экономики с правами юридического лица;
2)
другие республиканские органы
государственного управления, на
которые возложены функции
3)
областные и Минский городской
исполнительные и
В сфере ценообразования имеется ряд проблем:
достаточно высоким остается уровень инфляции;
высокий
уровень субсидирования жилищно-коммунального
хозяйства и пассажирского
наличие меж- и внутриотраслевых "перекосов" в ценах на отдельные товары и услуги;
недостаточный контроль за уровнем и динамикой изменения себестоимости товаров (работ, услуг), отсутствие механизма, стимулирующего ее снижение;
недостаточно
эффективное и тесное соотношение
ценообразования с налогово-
большое количество принимаемых республиканскими органами государственного управления нормативных правовых актов, имеющих ограниченный срок действия;
несоответствие
отдельных положений
Согласно ст. 14 Закона "О ценообразовании" юридические и должностные лица, предприниматели несут ответственность за:
-
нарушение установленных
-
применение свободных цен (
-
нарушение установленного
-
нарушение установленного
Сравнение
видов цен можно представить
следующей таблицей:
Критерий сравнения | Оптовая | Розничная |
Понятие | Оптовой (или отпускной) называется цена, которая устанавливается на товар, продаваемый крупными партиями (оптом). | Розничной называется цена, которая устанавливается на товар, продаваемый в личное потребление в малых количествах. |
От чего зависят | Обычно оптовые цены ниже розничных в связи с экономией на торговых издержках. | От торговой надбавки, которая повышает цену, в отличии от оптовой. |
Что влияет | - валовый доход;
- прибыль; |
- цены устанавливаются
собственниками товаров и - цены находятся под неослабным вниманием государства, которое постоянно ищет способы воздействия на них с целью недопущения постоянного роста цен; - рыночные отношения определяют специфические подходы к ценообразованию и методам воздействия на цены. |
Приватизация государственного имущества осуществляется в Республике Беларусь с 1991 года. В ст. 13 Конституции Республики Беларусь предусмотрено, что собственность может быть государственной и частной.
В
системе происходящих экономических
преобразований реформирование отношений
собственности имеет ключевой характер.
Его главной целью являются формирование
многоукладной социально
Определения понятий разгосударствления и приватизации содержатся в ст. 1 Закона Республики Беларусь от 19.01.1993 N 2103-XII "О приватизации государственного имущества и преобразовании государственных унитарных предприятий в открытые акционерные общества».
Приватизация государственного имущества (далее - приватизация) - продажа объектов приватизации субъектам приватизации в порядке и на условиях, установленных Законом о приватизации [1].
В
результате приватизации государство
полностью или частично утрачивает
права владения, пользования и
распоряжения государственной
Значение приватизации состоит в том, что:
-
реализуется конституционный
-
создаются условия для
-
увеличиваются инвестиции, в том
числе иностранные, в
- появляются новые технологии и т.п. благоприятные факторы.
Основными
принципами приватизации и преобразования
государственных унитарных
Информация о работе Контрольная работа по "Хозяйственное право"