Контрольная работа по "Хозяйственное право"

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 09:02, контрольная работа

Описание работы

Экономическая ситуация в Республике Беларусь требует повышения внимания к вопросам регулирования и определения цен. Это связано в первую очередь с их либерализацией, темпами изменений затрат и цен на основные трудовые и производственные ресурсы.
Одной из важнейших функций цены можно назвать стимулирование. Цена определяет отношение производства и потребления; ограничивает потребление ресурсов и выступает мотивацией производства [5, с.279].

Содержание

1. Раскройте правовые основы и порядок, способы государственного регулирования цен и тарифов. Сравните виды цен и тарифов...….……………..2
2. Понятие, сущность, правовые основы разгосударствления и приватизации государственной собственности. Сравнение данных понятий. Объекты государственной собственности, подлежащие приватизации...…..…..6
3. Практическая часть.………………………………………..……………..11
4. Список использованных источников……………………………………14

Работа содержит 1 файл

ПЕЧАТЬ!.docx

— 44.13 Кб (Скачать)

ОГЛАВЛЕНИЕ

          1. Раскройте правовые основы и порядок, способы  государственного регулирования цен и тарифов. Сравните виды цен и тарифов...….……………..2

     2. Понятие, сущность, правовые основы разгосударствления и приватизации государственной собственности. Сравнение данных понятий. Объекты государственной собственности, подлежащие приватизации...…..…..6

     3. Практическая часть.………………………………………..……………..11

     4. Список использованных источников……………………………………14 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Раскройте правовые основы и  порядок, способы  государственного регулирования  цен и тарифов. Сравните виды цен  и тарифов.

     Экономическая ситуация в Республике Беларусь требует повышения внимания к вопросам регулирования и определения цен. Это связано в первую очередь с их либерализацией, темпами изменений затрат и цен на основные трудовые и производственные ресурсы.

     Одной из важнейших функций цены можно  назвать стимулирование. Цена определяет отношение производства и потребления; ограничивает потребление ресурсов и выступает мотивацией производства [5, с.279].

     В соответствии с нормами п. 3 ст. 3 Закона Республики Беларусь от 10 мая 1999 г. «О ценообразовании» (далее - Закон о ценообразовании) процесс по установлению, регулированию цен и контролю за применением установленного нормами права порядка ценообразования предпринимателями, республиканскими органами государственного управления, областными и Минским городским исполнительными и распорядительными органами (субъектами ценообразования) именуется ценообразованием [2].

     Государственную политику в области ценообразования  определяет Президент Республики Беларусь. Реализация государственной политики в области ценообразования осуществляется Советом Министров, Министерством  экономики, министерствами, другими  республиканскими органами государственного управления и иными государственными организациями, подчиненными Правительству, Национальным банком, облисполкомами и Минским горисполкомом. Координация  деятельности республиканских органов  государственного управления по вопросам ценообразования и решение наиболее актуальных проблем в области  ценообразования реализуется через  Комиссию по вопросам государственного регулирования ценообразования  при Совете Министров.

     Правовой  основой этого процесса являются положения указанного выше Закона, а также Указа Президента Республики Беларусь от 25 февраля 2011 года №72 «О некоторых мерах вопросах регулирования цен (тарифов) в Республике Беларусь» (далее - Указ № 72), постановлениями органов государственной власти по отдельным сферам и вопросам регулирования цен.

     Необходимо  различать правовое регулирование  ценообразования и правовое регулирование  цен. В первом случае объектом правового  регулирования выступает процесс  формирования цен, а во втором - прямое установление цен при их государственном регулировании

     Регулируемые  цены в Республике Беларусь применяются  на:

     1) продукцию субъектов хозяйствования, занимающих доминирующее положение товарных рынках Беларуси и включенных в государственный реестр;

     2) отдельные социально значимые товары, работы, услуги, конкретный перечень которых устанавливается Президентом Республики Беларусь или по его поручению Советом Министров.

     В целом государственное регулирование ценообразования представляет собой воздействие на процессы установления и применения цен со стороны государственных органов путем принятия законодательных, административных, бюджетно-финансовых и других мер с целью стабилизации и стимулирования развития экономики республики. При этом такое регулирование может осуществляться на основе способов прямого и косвенного регулирования [4, с.219].

     К прямым способам относятся следующие:

     1. Фиксирование цен. Фиксированная  цена - регулируемая цена, установленная  субъектом ценообразования в  твердо выраженной денежной величине.

     2. Установление предельных цен.  Предельная цена - регулируемая цена, величина которой ограничена  верхним и (или) нижним пределами.  Например, Постановлением Министерства  экономики от 5 марта 2008 г. № 52 с послед. изм. и доп. утвержден Перечень предельных минимальных цен на отдельные виды экспортируемых товаров, производимых в Беларуси [3].

     3. Установление предельных торговых  надбавок (скидок). Они представляют  собой ограничения к регулируемой  цене, устанавливаемые государственными  органами, осуществляющими регулирование  ценообразования в сфере обращения.  Например, предельный размер торговых  надбавок установлен на лекарственные  средства, изделия медицинского  назначения и медицинскую технику,  продовольственные товары.

     4. Установление предельных нормативов  рентабельности. Указанные нормативы  являются предельными показателями  отношения прибыли к затратам, выраженным в процентах. 

     5. Установление порядка определения  и применения цен. 

     6.Декларирование  цен. Имеется в виду регистрация цен (в виде предельных или фиксированных цен (тарифов)) субъектами предпринимательской деятельности, занимающими доминирующее положение на товарных рынках республики, в соответствующих органах, осуществляющих регулирование ценообразования, с соблюдением правил Инструкции о порядке регулирования цен (тарифов) на продукцию организаций и индивидуальных предпринимателей, включенных в Государственный реестр хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках, и Государственный реестр субъектов естественных монополий, утвержденной Постановлением Министерства экономики от 28 июня 2007 г. № 121. Регулирование цен (тарифов) на конкретные виды товаров (работ, услуг) указанных субъектов не применяется в случае заключения между ними и антимонопольными органами соглашения, в котором определяются пределы изменения цен (тарифов) на товары (работы, услуги) в соответствии с подп. 1.1.2 Указа Президента Республики Беларусь от 13 октября 2009 г. № 499 «О некоторых мерах по совершенствованию антимонопольного регулирования и развитию конкуренции»

     7. Регистрация цен. 

     Косвенное (экономическое) государственное регулирование  процесса  ценообразования осуществляется посредством льготного кредитования, налоговой и тарифной политики. Эти способы применяются с целью создания экономических условий, стимулирующих субъектов предпринимательской деятельности к снижению цен на производимые ими товары. Решение о выборе конкретного способа регулирования цен принимается государственными органами, осуществляющими регулирование ценообразования, исходя из государственных интересов и складывающейся социально-экономической ситуации в республике. Государственными органами, осуществляющими регулирование и контроль за ценообразованием в Республики Беларусь являются:

     1) Департамент ценовой политики, действующий  в структуре Министерства экономики с правами юридического лица;

     2) другие республиканские органы  государственного управления, на  которые возложены функции регулирования  и контроля за ценообразованием, например, Комитет государственного контроля, Национальный банк, отраслевые министерства;

     3) областные и Минский городской  исполнительные и распорядительные  органы.

     В сфере ценообразования имеется  ряд проблем:

     достаточно  высоким остается уровень инфляции;

     высокий уровень субсидирования жилищно-коммунального  хозяйства и пассажирского транспорта;

     наличие меж- и внутриотраслевых "перекосов" в ценах на отдельные товары и  услуги;

     недостаточный контроль за уровнем и динамикой изменения себестоимости товаров (работ, услуг), отсутствие механизма, стимулирующего ее снижение;

     недостаточно  эффективное и тесное соотношение  ценообразования с налогово-бюджетной  политикой, высокий уровень налоговой  нагрузки;

     большое количество принимаемых республиканскими органами государственного управления нормативных правовых актов, имеющих  ограниченный срок действия;

     несоответствие  отдельных положений антимонопольного законодательства международным стандартам [6, с.147].

     Согласно ст. 14 Закона "О ценообразовании" юридические и должностные лица, предприниматели несут ответственность за:

     - нарушение установленных соответствующими  государственными органами уровней  регулируемых цен (тарифов), завышение  или занижение цен (тарифов), в  том числе предельных торговых  надбавок (скидок), а также установленного  порядка их определения;

     - применение свободных цен (тарифов), торговых надбавок (скидок) на товары (работы, услуги), в отношении которых  применяется государственное регулирование;

     - нарушение установленного порядка  исчисления затрат, включаемых в  себестоимость товаров (работ,  услуг) при определении цен  (тарифов);

     - нарушение установленного порядка  декларирования и применения  цен (тарифов). 

    Сравнение видов цен можно представить  следующей таблицей: 
 

Критерий  сравнения Оптовая Розничная
Понятие Оптовой (или  отпускной) называется цена, которая  устанавливается на товар, продаваемый крупными партиями (оптом). Розничной называется цена, которая устанавливается на товар, продаваемый в личное потребление в малых количествах.
От  чего зависят Обычно оптовые  цены ниже розничных в связи с  экономией на торговых издержках. От торговой надбавки, которая повышает цену, в  отличии от оптовой.
Что влияет - валовый доход;

- прибыль; 
- рентабельность производства; 
-  отношения с покупателями; 
- отношения с партнерами.

- цены устанавливаются  собственниками товаров и проходят  проверку рынком, где под влиянием  рыночных факторов определяется  их окончательный уровень;  
- цены находятся под неослабным вниманием государства, которое постоянно ищет способы воздействия на них с целью недопущения постоянного роста цен;  
- рыночные отношения определяют специфические подходы к ценообразованию и методам воздействия на цены.
 
  1. Понятие, сущность, правовые основы разгосударствления и приватизации государственной  собственности. Сравнение  данных понятий. Объекты  государственной  собственности, подлежащие приватизации.
 

     Приватизация  государственного имущества осуществляется в Республике Беларусь с 1991 года. В ст. 13 Конституции Республики Беларусь предусмотрено, что собственность может быть государственной и частной.

     В системе происходящих экономических  преобразований реформирование отношений  собственности имеет ключевой характер. Его главной целью являются формирование многоукладной социально ориентированной  экономики рыночного типа, создание устойчивых предпосылок для экономического роста и повышения эффективности  работы народного хозяйства посредством  развития частной инициативы и предпринимательства, стимулирования инвестиционных процессов [5, с.265].

     Определения понятий разгосударствления и приватизации содержатся в ст. 1 Закона Республики Беларусь от 19.01.1993 N 2103-XII "О приватизации государственного имущества и преобразовании государственных унитарных предприятий в открытые акционерные общества».

     Приватизация  государственного имущества (далее - приватизация) - продажа объектов приватизации субъектам  приватизации в порядке и на условиях, установленных Законом о приватизации [1].

     В результате приватизации государство  полностью или частично утрачивает права владения, пользования и  распоряжения государственной собственностью, а государственные органы утрачивают права непосредственного управления ею.

     Значение  приватизации состоит в том, что:

     - реализуется конституционный принцип  многообразия форм собственности;

     - создаются условия для конкуренции;

     - увеличиваются инвестиции, в том  числе иностранные, в национальную  экономику;

     - появляются новые технологии  и т.п. благоприятные факторы.

     Основными принципами приватизации и преобразования государственных унитарных предприятий  в открытые акционерные общества являются:

Информация о работе Контрольная работа по "Хозяйственное право"