Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2010 в 23:03, реферат
Наряду с гражданами субъектами гражданского права являются также юридические лица — особые образования, обладающие рядом специфических признаков, образуемые и прекращающиеся в специальном порядке.
Жизнь современного общества немыслима без объединения людей в группы, союзы разных видов, без соединения их личных усилий и капиталов для достижения тех или иных целей. Основной правовой формой такого коллективного участия лиц в гражданском обороте и является конструкция юридического лица.
Целями данной работы являются определение и развернутая характеристика юридического лица, взаимосвязь различных видов юридических лиц и специфические черты процесса становления юридического лица и описание основных признаков деятельности юридических лиц.
Исходя из названных целей, определены следующие основные задачи работы:
- рассмотреть понятие юридического лица и его признаки;
- определить классификации юридических лиц;
- рассмотреть виды юридических лиц в различных классификациях.
Введение
1 . ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ
1.1. Понятие системы юридических лиц
1.2. Признаки юридических лиц
2. ВИДЫ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ
2.1. Коммерческие организации
2.2. Некоммерческие организации
Заключение
Список использованной литературы
Учреждение, как и фонд, не относится к числу объединений граждан и (или) юридических лиц. В учреждении отсутствуют отношения членства, оно создается для осуществления определенных функций и характеризуется существенной зависимостью от учредителя (п. 1 ст. 120 ГК). Во-первых, учредитель обязан полностью или частично финансировать учреждение; во-вторых, учредитель несет субсидиарную ответственность по обязательствам учреждения в размере недостающих денежных средств, находящихся в распоряжении учреждения. Согласно п. 3 ст. 120 ГК учреждения в зависимости от субъектного состава их учредителей подразделяются на государственные и иные учреждения (в том числе муниципальные, общественные и т.д.). Как правило, статус государственного (муниципального) учреждения сопряжен со значительными налоговыми и иными льготами. Существенные льготы зачастую имеют также дестинаторы (потребители услуг) и работники государственных (муниципальных) учреждений. Так, учащиеся государственных и муниципальных образовательных учреждений обеспечиваются в соответствии с действующими нормативами стипендиями, местами в общежитиях, льготным или бесплатным питанием и проездом на транспорте, а также иными видами льгот и материальной помощи (п. 6 ст. 50 Закона РФ от 10 июля 1992 г. "Об образовании").
По своему функциональному назначению государственные и иные учреждения классифицируются на государственные органы, образовательные учреждения, учреждения здравоохранения, учреждения социального обслуживания, учреждения культуры и т.д. В нормах специального законодательства содержатся правовые определения соответствующих разновидностей учреждений. Отдельные разновидности учреждений могут, в свою очередь, подразделяться на типы, виды, категории. Например, в ст. 9 Федерального закона от 22 августа 1996 г. № 125-ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" выделяются три вида учреждений высшего профессионального образования (вузов): университет, академия, институт.
Согласно п. 1 ст. 120 ГК и нормам специального законодательства учреждения могут создаваться одним или несколькими учредителями.
Единственным учредительным документом учреждения является устав. Решение учредителя (учредителей) о создании учреждения, хотя и отнесено п. 1 ст. 14 Федерального закона "О некоммерческих организациях" к числу учредительных документов учреждения, в действительности учредительным документом не является, поскольку ст. 52 ГК не рассматривает данное решение в качестве учредительного документа.
Согласно п. 1 ст. 120 ГК учреждение финансируется учредителем полностью либо в части путем выделения ему денежных средств по смете и (или) путем закрепления за ним иного имущества на праве оперативного управления.
Закон не определяет порядок и не конкретизирует объемы финансирования учредителем созданного им учреждения. Согласно нормам специального законодательства порядок и объемы финансирования учреждения определяются договором между учредителем и учреждением (ст. 46 Основ законодательства Российской Федерации о культуре от 9 октября 1992 г.; п. 1 ст. 41 Закона РФ "Об образовании"). Финансирование государственных и муниципальных учреждений осуществляется обычно на основе государственных и местных нормативов.
Источником формирования имущества учреждения являются не только имущество, закрепленное за учреждением его учредителем, но также иные поступления, в том числе доходы от осуществляемой в соответствии с учредительными документами приносящей доходы деятельности. В силу п. 2 ст. 298 ГК упомянутые доходы поступают в самостоятельное распоряжение учреждения и учитываются на отдельном балансе.
Согласно п. 2 ст. 48 ГК финансируемые учредителем учреждения относятся к разряду юридических лиц, имущество которых принадлежит учредителю на праве собственности. Это правило безусловно касается имущества, закрепленного за учреждением его учредителем, а также имущества, приобретенного в результате самостоятельной приносящей доходы деятельности учреждения. Вместе с тем закон не ограничивает право учреждения заключать безвозмездные сделки и совершать иные юридические действия, направленные на безвозмездное получение имущества в собственность. Так, учреждение вправе выступать в качестве одаряемого по договору пожертвования, приобретать имущество по завещаниям граждан и т.д.
В подобных случаях возникает вопрос о субъекте права собственности на полученное учреждением имущество. Согласно нормам специального законодательства имущество, приобретенное учреждением по безвозмездной сделке и в силу иных юридических действий, направленных на безвозмездный переход права собственности, поступает в собственность учреждения (ст. 35 Федерального закона "Об общественных объединениях"; п. 7 ст. 39 Закона РФ "Об образовании"). Однако учреждение, согласно нормам ГК, не может быть собственником своего имущества, что противоречит существу закрепленного за ним вещного права (см. гл. 16 настоящего учебника).
В отличие от большинства юридических лиц (за исключением религиозных организаций) учреждение отвечает по своим обязательствам не всем принадлежащим ему имуществом. Согласно п. 2 ст. 120 ГК предметом взыскания по претензиям кредиторов могут быть лишь находящиеся в распоряжении учреждения денежные средства. Такими средствами, в соответствии со ст. 298 ГК, являются денежные средства, выделенные учредителем по смете, а также полученные учреждением доходы от самостоятельной приносящей доходы деятельности. Характерно, что судебная практика не допускает обращения взыскания по претензиям кредиторов на имущество, закрепленное за учреждением на праве оперативного управления собственником имущества, а также на имущество, приобретенное учреждением за счет средств, выделенных по смете (Информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 14 июля 1999 г. № 45 "Об обращении взыскания на имущество учреждения").
Приведенное положение означает, что взыскание по обязательствам учреждения может быть наложено не только на находящиеся в распоряжении учреждения денежные средства, но и на то имущество учреждения, которое не закреплено за ним на праве оперативного управления и не входит в состав имущества, приобретенного на средства, полученные учреждением по смете. Так, предметом взыскания может стать имущество, приобретенное учреждением на доходы, полученные от самостоятельной приносящей доходы деятельности. Этот вывод подтверждают нормы специального законодательства, в частности п. 9 ст. 39 Закона "Об образовании". В случае недостаточности денежных средств, находящихся в распоряжении учреждения, субсидиарную (дополнительную) ответственность по его обязательствам несет учредитель.
Ассоциации (союзы) являются разновидностью основанных на членстве объединений юридических лиц, включающих в свой состав коммерческие и (или) некоммерческие организации (п. 4 ст. 50 ГК). При этом, однако, в ст. ст. 121 - 123 ГК определено правовое положение тех ассоциаций (союзов), которые объединяют исключительно коммерческие либо исключительно некоммерческие организации.
Правовые критерии отличия "ассоциации" от "союза" не установлены; Закон предусматривает единый правовой режим для данных объединений юридических лиц. Ассоциации и союзы являются самостоятельными организационно-правовыми формами некоммерческих организаций, поэтому слово "ассоциация" (либо "союз"), заключающее в себе сведения об организационно-правовой форме юридического лица, должно быть включено в наименование соответствующего объединения (п. 5 ст. 121 ГК).
После
государственной регистрации
Права и обязанности членов ассоциаций (союзов) определяются их учредительными документами в соответствии с требованиями ГК и специального законодательства. Члены ассоциации (союза) вправе безвозмездно пользоваться ее услугами (консультационными, маркетинговыми, информационными и т.д.). Правом на безвозмездное обслуживание наделены все члены ассоциации (союза) независимо от степени их участия в ее деятельности, размера имущественных взносов и иных обстоятельств, которые, впрочем, по смыслу Закона, могут быть учтены при определении объема, количества и качества предоставляемых услуг членам ассоциации (союза).
Члены ассоциации (союза) вправе добровольно выйти из нее лишь по окончании финансового года. Допускается также исключение членов из ассоциации (союза) по основаниям и в порядке, предусмотренным учредительными документами. Решение об исключении члена принимают все остальные члены ассоциации (союза). Порядок принятия такого решения (большинством голосов или единогласно) устанавливается учредительными документами ассоциации (союза).
Согласно
п. 1 ст. 121 ГК ассоциации (союзы) коммерческих
организаций преследуют цели координации
предпринимательской
Ассоциации (союзы) обладают специальной правоспособностью, которая существенно ограничена, поскольку они лишены права непосредственно осуществлять предпринимательскую деятельность. Закон предоставляет данным объединениям юридических лиц право на ведение предпринимательской деятельности исключительно путем создания хозяйственного общества либо участия в его деятельности. В случае, если у ассоциации (союза) коммерческих организаций возникла необходимость в непосредственном осуществлении предпринимательской деятельности, ассоциация (союз) должна быть реорганизована в хозяйственное общество либо товарищество.
Одним из источников формирования имущества ассоциации (союза) могут быть имущественные взносы ее учредителей (членов), обязанность внесения которых, хотя прямо не установлена, однако следует из смысла п. 2 ст. 123 ГК.
Имущество ассоциации (союза) принадлежит ей на праве собственности. Учредители (члены) не имеют имущественных прав в отношении ассоциации (союза). Полученная ассоциацией (союзом) прибыль не распределяется между членами, как не подлежит распределению между ними и имущество, оставшееся после ликвидации ассоциации (союза).
Ассоциация (союз) не отвечает по обязательствам своих членов. Однако на членов возлагается ограниченная субсидиарная ответственность по обязательствам ассоциации (союза). Размер и порядок такой ответственности определяются учредительными документами ассоциации (союза). В частности, учредительные документы могут предусмотреть долевую либо солидарную ответственность членов. В силу п. 2 ст. 123 ГК член ассоциации (союза) несет ответственность по ее обязательствам не только в период членства в ассоциации (союзе), но и в течение двух лет после выхода (исключения) из нее. Однако порядок определения размера ответственности в этот период устанавливается законом: он определяется пропорционально взносу выбывающего (исключенного) члена. Согласно п. 3 ст. 123 ГК вступление в ассоциацию (союз) нового участника может быть обусловлено его субсидиарной ответственностью по долгам ассоциации (союза), возникшим до его вступления.
Некоммерческим партнерством признается основанная на членстве некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами для содействия ее членам в осуществлении деятельности, направленной на достижение общеполезных целей (п. 1 ст. 8 Федерального закона "О некоммерческих организациях").
В организационно-правовой форме некоммерческого партнерства создаются фондовые биржи (ст. 11 Федерального закона "О рынке ценных бумаг"). В качестве особой разновидности некоммерческих партнерств выступают садоводческие, огороднические и дачные партнерства (ст. 4 Федерального закона от 15 апреля 1998 г. № 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан").
Основную цель деятельности некоммерческих партнерств составляет содействие членам партнерства в осуществлении общеполезной деятельности, указанной в учредительных документах некоммерческого партнерства. Такое содействие может быть оказано путем безвозмездного предоставления членам партнерства услуг, использования в общеполезных целях прибыли партнерства и т.д.