История становления хозяйственных судов в Республике Беларусь с 1922 г

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2012 в 15:35, курсовая работа

Описание работы

В данной курсовой работе я хочу рассмотреть ряд вопросов, касающиеся общего положения о хозяйственных судах в Республике Беларусь, определить полномочия и состав хозяйственных судов областей. Также я обозначу значение, формирование и компетенцию Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь и кратко затрону особенности структуры Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь. Цель исследования состоит в том, чтобы на основе полученных в ходе обучения знаний правильно, объективно и всесторонне раскрыть тему курсовой работы.

Работа содержит 1 файл

курсовая - копия1.doc

— 128.50 Кб (Скачать)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ

     В данной курсовой работе я хочу рассмотреть ряд вопросов, касающиеся общего положения о хозяйственных судах в Республике Беларусь, определить полномочия и состав хозяйственных судов областей. Также я обозначу значение, формирование и компетенцию Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь и кратко затрону особенности структуры Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь. Цель исследования состоит в том, чтобы на основе полученных в ходе обучения знаний правильно, объективно и всесторонне раскрыть тему курсовой работы.

     Но прежде чем начинать изучение данных вопросов, необходимо знать, что экономическое правосудие в Республике Беларусь имеет свою историю, уходящую в далекое прошлое.  Хозяйственные суды — первые органы судебной власти экономической юрисдикции в истории отечественного судоустройства. Эти суды появились в 1991 г. До этого, с 1922 г. по 1990 г., т.е. почти 70 лет, в нашей стране (как и в других союзных республиках бывшего СССР) действовали органы государственного и ведомственного арбитража [3, с. 76]. Но с началом демократизации всех сфер жизни, в том числе и в области экономики, и переходом к рыночным отношениям возникла необходимость в создании судов для разрешения гражданско-правовых споров, возникающих в процессе предпринимательской и иной хозяйственной (экономической) деятельности, вытекающих из правоотношений сфер управления и затрагивающих интересы субъектов хозяйствования. В этих целях 17 мая 1991 г. Верховный Совет СССР принял Закон «О Высшем арбитражном Суде СССР». В союзных республиках последовало образование арбитражных судов, в Беларуси 5 июня 1991 г. был принят Закон «О хозяйственном суде в Республике Беларусь» [9, с. 34].

    Сейчас хозяйственные суды, являясь органами судебной власти, в соответствии с Конституцией Республики Беларусь осуществляют правосудие в области хозяйственных (экономических) отношений. Количество обращений в хозяйственные суды неизменно растет, а это значит, что граждане доверяют системе хозяйственного правосудия. Именно поэтому защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, организаций, не являющихся юридическими лицами, и граждан — основные задачи хозяйственных судов. Тем самым внося свой вклад в дело укрепления законности и предупреждения правонарушений в сфере предпринимательской и иной хозяйственной деятельности в Республике Беларусь. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О ХОЗЯЙСТВЕННЫХ СУДАХ  В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

1. История становления хозяйственных судов в Республике Беларусь с 1922 г. 

     Положением о судоустройстве БССР 1923 г. создается Арбитражная Комиссия — первый специальный орган экономической юрисдикции в БССР. В 1931 г. Комиссия упраздняется. В соответствии с Положением о Госарбитраже при Совнаркоме СССР от 31 мая того же года образуются Госарбитраж при Совнаркоме БССР. В 1974 г. они преобразуются в союзно-республиканские органы Госарбитража и составляют единую систему, входившую в систему органов государственного управления [12, с. 240]. Однако по мере свертывания товарно-рыночных отношений, усиления централизации во всех областях, в том числе и в хозяйственной жизни, арбитражи постепенно превратились в придаток административно-командной системы и стали органами с исполнительными, судебными и нормативно-организационными функциями.

17 января 1991 г. Верховный Совет Белорусской  ССР принял Закон Белорусской  ССР «О хозяйственном суде  Белорусской ССР». Замена арбитражей  судами предопределялась новыми  условиями развития государства,  при которых основными регуляторами экономических отношений становились закон и договор. Поэтому необходимо было создать суды, которые с учетом положительного опыта, накопленного государственным арбитражем, разрешали бы экономические споры, предоставляя при этом спорящим сторонам равные возможности для защиты своих интересов. В последующие годы Хозяйственный процессуальный кодекс 1991 г. был дополнен многими новыми принципиальными положениями. Но 11 ноября 1998 г. Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь был принят новый Хозяйственный процессуальный кодекс, который был одобрен Советом Республики Национального собрания Республики Беларусь и подписан Президентом Республики Беларусь1. С 1 января 1999 г. в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от «О создании хозяйственного суда г. Минска» создан хозяйственный суд г. Минска2.

    В январе 1995 г. главой государства был подписан принятый Верховным Советом Республики Беларусь Закон «О судоустройстве и статусе судей в Республике Беларусь». В нем отмечается, что судебная власть осуществляется общими, хозяйственными и иными судами, предусмотренными законами Республики Беларусь3. Но в 2006 г. вступил в силу Кодекс Республики Беларусь «О судоустройстве и статусе судей»4. Почему принят Кодекс взамен Закона «О судоустройстве и статусе судей в Республике Беларусь»? Необходимость совершенствования законодательства была обусловлена несколькими факторами. Во-первых, Закон «О судоустройстве и статусе судей в Республике Беларусь», был приняты достаточно давно, содержал некоторые нормы, фактически утратившие свое значение, и уже не соответствовал существующим реалиям общественно-политической жизни. Во-вторых, разобщенность нормативных актов по различным вопросам деятельности судебной системы вызывала неудобство в их практическом применении и требовала систематизации законодательства. В-третьих, накопленный опыт в области функционирования судебной системы свидетельствовал о возможностях ее дальнейшего совершенствования.

2. Основные задачи хозяйственных судов

     Хозяйственные суды являются  органами судебной власти, осуществляющими  в пределах своей компетенции  правосудие в области хозяйственных  (экономических) отношений в целях  защиты прав и охраняемых законом  интересов юридических и физических  лиц, в том числе и иностранных, установленных законодательными актами, и иных организаций, не являющихся юридическими лицами [10, с. 37]. Хозяйственные суды признаются юридическими лицами и составной частью судебной системы Республики Беларусь. В соответствии с Кодексом Республики Беларусь «О судоустройстве и статусе судей» единую систему хозяйственных судов, составляют Высший Хозяйственный Суд и хозяйственные суды областей и города Минска5.

     Их основные задачи:

- защита  нарушенных или оспариваемых  прав и законных интересов юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, а также прав и законных интересов Республики Беларусь, административно-территориальных единиц Республики Беларусь, государственных органов, органов местного управления и самоуправления, иных органов и должностных лиц в указанной сфере, а в случаях, предусмотренных законодательными актами, — организаций, не являющихся юридическими лицами, и граждан;

- обеспечение  правильного и единообразного  применения законодательства при  осуществлении правосудия;

- укрепление  законности и предупреждение  правонарушений в сфере предпринимательской  и иной хозяйственной (экономической)  деятельности;

- исполнение  установленных Хозяйственным процессуальным  кодексом Республики Беларусь  и иными законодательными актами о судопроизводстве в хозяйственных судах судебных постановлений и актов иных органов.

     Кроме названных общих задач, на Высший Хозяйственный Суд возложены следующие задачи:

-  изучать  и обобщать практику применения  хозяйственными судами законодательства и давать разъяснения по вопросам судебной практики;

-  разрабатывать  предложения по совершенствованию  законодательства;

-  осуществлять  проверку деятельности хозяйственных  судов, заслушивать отчеты их  председателей и судей, изучать  и распространять положительный опыт работы;

-  вести  судебную статистику и организовывать  ее ведение в других хозяйственных  судах; 

-  осуществлять  меры по созданию условий для  эффективной деятельности хозяйственных  судов, в том числе по их  кадровому, организационному и другим видам обеспечения;

-  решать  в пределах своих полномочий  вопросы по заключению и исполнению  международных договоров Республики  Беларусь, а также вопросы сотрудничества  с судами иностранных государств  и др.

     Кроме того, с учетом участия  Республики Беларусь в Конвенции о международном доступе к правосудию, следует назвать еще одну задачу хозяйственного судопроизводства. В Конвенции предусматривается, что граждане каждого из договаривающихся государств, а также лица, обычно проживающие на их территории, должны иметь право на правовую помощь в судах по гражданским и торговым делам на тех же условиях, что и граждане, а также лица, обычно проживающие в данном государстве. В государствах, где правовая помощь предоставляется по административным, социальным или налоговым делам, положения этой статьи должны применяться к делам, вынесенным на рассмотрение судов или трибуналов, компетентных по таким делам6. Хозяйственные суды разрешают экономические споры, возникающие из гражданских, административных и иных (земельных, финансовых, налоговых, бюджетных) правоотношений, в том числе с участием иностранных лиц и лиц без гражданства. Поэтому приведенная норма Конвенции непосредственно относится к судопроизводству в хозяйственных судах и еще одной задачей его является:

-        обеспечение доступности правосудия  по разрешению экономических  споров и иных дел.

     Для решения поставленных задач хозяйственные суды выполняют такие функции, как:

  1. разрешение хозяйственных (экономических) споров и иных дел;
  2. предупреждение нарушений законодательства в сфере предпринимательской и иной хозяйственной (экономической) деятельности;
  3. внесение предложений по совершенствованию законодательства и дача заключений по аналогичным предложениям других органов;
  4. ведение статистического учета и осуществление анализа статистических данных о своей деятельности;
  5. расширение международных связей и т.д.

     Задачи хозяйственного судопроизводства  вытекают из специфики разрешаемых  споров. Экономический характер  большинства дел, рассматриваемых хозяйственными судами Республики Беларусь, предполагает, что они (хозяйственные суды) с помощью соответствующих предусмотренных законом процессуальных действий должны способствовать укреплению деловых отношений между сторонами гражданско-правового договора, формированию устойчивых обычаев делового оборота в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности [9, с. 76].

     Задача хозяйственных судов - обеспечение правильного и единообразного  применения законодательства при  осуществлении правосудия - достигается правильным и точным применением материального и процессуального права, тщательной подготовкой дел к судебному разбирательству, четкой организацией судебной деятельности. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3. Принципы  организации и деятельности хозяйственных  судов

     Хозяйственные суды анализируют  данные и материалы, характеризующие  причины нарушений законодательства, разрабатывают и принимают меры  в пределах своей компетенции  по их устранению, пропагандируют  хозяйственное законодательство, направляют  государственным, в том числе правоохранительным, контролирующим и иным органам частные определения о выявленных нарушениях законодательства и вносят предложения об их устранении. Эти частные определения обязательны для исполнения организациями и гражданами. О мерах, принятых по материалам частных определений, сообщается в хозяйственный суд не позднее месячного срока с момента его поступления.

     О нарушениях, допускаемых в хозяйственных  (экономических) отношениях, суды  информируют Президента Республики  Беларусь, Парламент, Совет Министров и другие заинтересованные государственные органы. Хозяйственные суды изучают и обобщают судебную практику, ведут судебную статистику и о результатах сообщают Высшему Хозяйственному Суду Республики Беларусь. Весьма важное значение имеет разработка Высшим Хозяйственным Судом предложений по совершенствованию хозяйственного законодательства. Это осуществляется на основе изучения и обобщение практики рассмотрения споров хозяйственными судами. В необходимых случаях для этой работы привлекаются специалисты из других организаций и научные работники [11, с. 105].

     Разрешая торгово-экономические,  транспортные, кредитно-денежные и  иные хозяйственные споры, возникающие  между юридическими и физическими  лицами (предпринимателями), в соответствии с Законом, предупреждая правонарушения в сфере предпринимательской и иной хозяйственной (экономической) деятельности, разрабатывая предложения по совершенствованию законодательства, хозяйственные суды способствуют становлению и развитию в стране рыночной экономики, цивилизованных отношений между субъектами хозяйствования.

     Современная экономика — правовая  экономика, основанная на законе  и договоре. Правовой порядок  в сфере предпринимательской  и иной хозяйственной (экономической)  деятельности невозможен без суда. Поэтому у хозяйственных судов — автономной ветви судебной власти — большая перспектива на дальнейшее укрепление и развитие.

Информация о работе История становления хозяйственных судов в Республике Беларусь с 1922 г