Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2012 в 15:35, курсовая работа
В данной курсовой работе я хочу рассмотреть ряд вопросов, касающиеся общего положения о хозяйственных судах в Республике Беларусь, определить полномочия и состав хозяйственных судов областей. Также я обозначу значение, формирование и компетенцию Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь и кратко затрону особенности структуры Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь. Цель исследования состоит в том, чтобы на основе полученных в ходе обучения знаний правильно, объективно и всесторонне раскрыть тему курсовой работы.
ВВЕДЕНИЕ
В данной курсовой работе я хочу рассмотреть ряд вопросов, касающиеся общего положения о хозяйственных судах в Республике Беларусь, определить полномочия и состав хозяйственных судов областей. Также я обозначу значение, формирование и компетенцию Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь и кратко затрону особенности структуры Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь. Цель исследования состоит в том, чтобы на основе полученных в ходе обучения знаний правильно, объективно и всесторонне раскрыть тему курсовой работы.
Но прежде чем начинать изучение данных вопросов, необходимо знать, что экономическое правосудие в Республике Беларусь имеет свою историю, уходящую в далекое прошлое. Хозяйственные суды — первые органы судебной власти экономической юрисдикции в истории отечественного судоустройства. Эти суды появились в 1991 г. До этого, с 1922 г. по 1990 г., т.е. почти 70 лет, в нашей стране (как и в других союзных республиках бывшего СССР) действовали органы государственного и ведомственного арбитража [3, с. 76]. Но с началом демократизации всех сфер жизни, в том числе и в области экономики, и переходом к рыночным отношениям возникла необходимость в создании судов для разрешения гражданско-правовых споров, возникающих в процессе предпринимательской и иной хозяйственной (экономической) деятельности, вытекающих из правоотношений сфер управления и затрагивающих интересы субъектов хозяйствования. В этих целях 17 мая 1991 г. Верховный Совет СССР принял Закон «О Высшем арбитражном Суде СССР». В союзных республиках последовало образование арбитражных судов, в Беларуси 5 июня 1991 г. был принят Закон «О хозяйственном суде в Республике Беларусь» [9, с. 34].
Сейчас хозяйственные суды, являясь органами
судебной власти, в соответствии с Конституцией
Республики Беларусь осуществляют правосудие
в области хозяйственных (экономических)
отношений. Количество обращений
в хозяйственные суды неизменно растет,
а это значит, что граждане доверяют системе
хозяйственного правосудия. Именно поэтому
защита нарушенных или оспариваемых прав
и законных интересов юридических лиц,
индивидуальных предпринимателей, организаций,
не являющихся юридическими лицами, и
граждан — основные задачи хозяйственных
судов. Тем самым внося свой вклад в дело
укрепления законности и предупреждения
правонарушений в сфере предпринимательской
и иной хозяйственной деятельности в Республике
Беларусь.
ОБЩИЕ
ПОЛОЖЕНИЯ О ХОЗЯЙСТВЕННЫХ
1. История
становления хозяйственных судов в Республике
Беларусь с 1922 г.
Положением о судоустройстве БССР 1923 г. создается Арбитражная Комиссия — первый специальный орган экономической юрисдикции в БССР. В 1931 г. Комиссия упраздняется. В соответствии с Положением о Госарбитраже при Совнаркоме СССР от 31 мая того же года образуются Госарбитраж при Совнаркоме БССР. В 1974 г. они преобразуются в союзно-республиканские органы Госарбитража и составляют единую систему, входившую в систему органов государственного управления [12, с. 240]. Однако по мере свертывания товарно-рыночных отношений, усиления централизации во всех областях, в том числе и в хозяйственной жизни, арбитражи постепенно превратились в придаток административно-командной системы и стали органами с исполнительными, судебными и нормативно-организационными функциями.
17 января
1991 г. Верховный Совет
В январе 1995 г. главой государства был подписан принятый Верховным Советом Республики Беларусь Закон «О судоустройстве и статусе судей в Республике Беларусь». В нем отмечается, что судебная власть осуществляется общими, хозяйственными и иными судами, предусмотренными законами Республики Беларусь3. Но в 2006 г. вступил в силу Кодекс Республики Беларусь «О судоустройстве и статусе судей»4. Почему принят Кодекс взамен Закона «О судоустройстве и статусе судей в Республике Беларусь»? Необходимость совершенствования законодательства была обусловлена несколькими факторами. Во-первых, Закон «О судоустройстве и статусе судей в Республике Беларусь», был приняты достаточно давно, содержал некоторые нормы, фактически утратившие свое значение, и уже не соответствовал существующим реалиям общественно-политической жизни. Во-вторых, разобщенность нормативных актов по различным вопросам деятельности судебной системы вызывала неудобство в их практическом применении и требовала систематизации законодательства. В-третьих, накопленный опыт в области функционирования судебной системы свидетельствовал о возможностях ее дальнейшего совершенствования.
2. Основные задачи хозяйственных судов
Хозяйственные суды являются
органами судебной власти, осуществляющими
в пределах своей компетенции
правосудие в области
Их основные задачи:
- защита
нарушенных или оспариваемых
прав и законных интересов юридических
лиц, индивидуальных предпринимателей,
а также прав и законных интересов Республики
Беларусь, административно-
- обеспечение
правильного и единообразного
применения законодательства
- укрепление
законности и предупреждение
правонарушений в сфере
- исполнение
установленных Хозяйственным
Кроме названных общих задач, на Высший Хозяйственный Суд возложены следующие задачи:
- изучать
и обобщать практику
- разрабатывать
предложения по
- осуществлять
проверку деятельности
- вести
судебную статистику и
- осуществлять
меры по созданию условий для
эффективной деятельности
- решать
в пределах своих полномочий
вопросы по заключению и
Кроме того, с учетом участия Республики Беларусь в Конвенции о международном доступе к правосудию, следует назвать еще одну задачу хозяйственного судопроизводства. В Конвенции предусматривается, что граждане каждого из договаривающихся государств, а также лица, обычно проживающие на их территории, должны иметь право на правовую помощь в судах по гражданским и торговым делам на тех же условиях, что и граждане, а также лица, обычно проживающие в данном государстве. В государствах, где правовая помощь предоставляется по административным, социальным или налоговым делам, положения этой статьи должны применяться к делам, вынесенным на рассмотрение судов или трибуналов, компетентных по таким делам6. Хозяйственные суды разрешают экономические споры, возникающие из гражданских, административных и иных (земельных, финансовых, налоговых, бюджетных) правоотношений, в том числе с участием иностранных лиц и лиц без гражданства. Поэтому приведенная норма Конвенции непосредственно относится к судопроизводству в хозяйственных судах и еще одной задачей его является:
-
обеспечение доступности
Для решения поставленных задач хозяйственные суды выполняют такие функции, как:
Задачи хозяйственного
Задача хозяйственных судов -
обеспечение правильного и
3. Принципы
организации и деятельности
Хозяйственные суды
О нарушениях, допускаемых в хозяйственных
(экономических) отношениях, суды
информируют Президента
Разрешая торгово-
Современная экономика —
Информация о работе История становления хозяйственных судов в Республике Беларусь с 1922 г