Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2010 в 21:15, курсовая работа
Цель моей курсовой работы : подробное рассмотрение идентификации кооперативов.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
◦Рассмотреть решение конгресса;
◦Раскрыть кооперативные принципы;
◦Изучить кооперативные ценности;
◦Выявить все возможные проблемы идентификации кооперативов
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. 31 юбилейный конгресс международного кооперативного альянса о идентификации кооперативов…………………………………………………....4
1.1.Конгресс, его решение (приняли резолюцию о идентификации кооперативов)………………………………………………………….....
1.2.Определение кооператива, принципы и ценности международных кооперативов………………………………………….
Глава2. Проблемы идентификации кооперативов в современной России………………………………………………………………………….…19
2.1.Кооперативные принципы……………………………………………..….21
2.2. Кооперативные ценности…………………………………………………28
Заключение……………………………………………………………………….30
Список используемой литературы……...………………………………………31
Третий принцип: экономическое участие пайщиков. Его
соблюдение доказывается самим фактом организации экономического участия пайщиков и кооперативных выплат. Экономическое участие пайщиков организуется в следующих основных формах:
— инвестирование кооператива в форме паевых взносов и заемных средств;
— покупка
товаров и услуг
— продажа
своему кооперативу
Масштабы каждой формы экономического участия должны количественно учитываться по каждому члену кооператива. Инвестирование в форме паевых взносов аккумулируется в паевом фонде, характеризуется показателями объема, динамики паевого фонда, а также средним размером паевого взноса на одного пайщика.
Инвестирование
в форме заемных средств
Экономическое участие находит отражение в реализованном покупательском спросе на товары и услуги в кооперативных предприятиях, а также оценивается по масштабу участия пайщиков в формировании товарных ресурсов. Экономическое участие выражается и в таких показателях, как товарооборот пайщика (включая покупки товаров и услуг в предприятиях питания и кооперативной сфере услуг); доля пайщиков в реализации товаров, работ, услуг; объем продаж кооперативу сельскохозяйственных продуктов, сырья, дикорастущих ягод, грибов, лекарственного сырья, продукции индивидуальной трудовой деятельности, включая изделия народных промыслов.
Вознаграждение пайщиков-покупателей товаров, работ, услуг осуществляется в форме бонуса — возврата части торговых надбавок на стоимость купленных товаров, работ, услуг. Количественно выражается суммой и процентом бонуса, а также средним размером бонуса одного пайщика.
Вознаграждение
пайщиков-продавцов
Кооперативные выплаты по всем формам экономического участия характеризуют их общую сумму. Деление ее на среднюю годовую численность пайщиков дает размер кооперативных выплат в среднем на одного пайщика. Экономическое участие пайщиков создает для потребительского общества гарантированную клиентскую и инвестиционную основу, регулируемый источник формирования товарных ресурсов и оборотных средств.
Принцип экономического участия пайщиков — один из самых важных, поскольку показывает, с одной стороны, эффективность мотивации кооперативом партнерских отношений с пайщиком, с другой стороны, характеризует пайщика как эффективного собственника, заинтересованного и способствующего развитию кооператива. Для оценки пайщика как эффективного собственника необходимо количественное выражение таких показателей:
— сумма паевого взноса на лицевом счете пайщика;
— сумма кооперативных выплат;
— соотношение кооперативных вьшлат и паевого взноса.
Последний показатель, вычисленный по всей совокупности пайщиков или отдельных групп, характеризует экономическую эффективность членства в конкретном потребительском обществе. Такой показатель правомерен и может выступать в качестве обобщающего для заключения, является ли пайщик эффективным собственником, поскольку паевой фонд создает для пайщиков право получения части дохода от использования кооперативной собственности в форме кооперативного участия в финансово- хозяйственной деятельности.
Таким образом, реальное следование принципу экономического участия пайщиков отслеживается показателями объема такого участия и размером кооперативных выплат. Если экономическое участие не организовано, кооперативные выплаты не предоставляются, организация не может отождествляться с кооперативной. Размер кооперативных выплат лимитирован. В соответствии с Законом РФ «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации» размер кооперативных выплат не должен превышать 20% от доходов потреби-тельского общества.
Четвертый принцип: автономия и независимость. Автономия и независимость обеспечиваются созданием фондов, образование которых в кооперативах имеет особенности. Констатация идентичности (соответствия) организации статусу кооперативной подтверждается, если в ее уставе отражаются и в реальности формируются:
— неделимый фонд, сохраняющий основное недвижимое имущество, накопленное предыдущими поколениями членов кооператива, выражает его материальную независимость;
— паевой фонд как источник формирования первоначального имущества и его пополнения для осуществления хозяйственной деятельности, способствующий финансовой независимости;
— фонд развития — основа динамичного развития кооператива;
— фонд поддержки социальной миссии кооператива — источник кооперативных выплат, создающий кооперативу привлекательность не только у пайщиков, но и у потенциальных членов;
— фонд подготовки кадров, обеспечивающий повышение трудового потенциала;
— резервный фонд, поддерживающий стабильность кооператива.
Все фонды количественно характеризуются их размером, динамикой и долей каждого фонда в капитале. Желательно стандартизировать в уставе минимальный размер этих фондов. Например, в неделимом фонде закрепляется не менее 50% стоимости наиболее значимых объектов недвижимости. Паевой фонд и заемные средства пайщиков должны составлять не менее 10% оборотных средств.
Пятый принцип: образование, повышение квалификации и информация. Реальное соответствие деятельности кооператива этому принципу проверяется по наличию и размеру фонда подготовки кадров, то есть расходов на образование, повышение квалификации, профессиональное развитие, информацию, их динамике, удельному весу в бюджете организации. Образование и информация должны распространяться на все категории пайщиков и даже некооперированное население как потенциальных пайщиков.
Шестой принцип: сотрудничество между кооперативами означает укрепление кооперативного движения на местном, региональном, национальном и международном уровнях. Количественно соответствие этому принципу выражается числом договоров и объемом (стоимостным) совместных проектов, наличием договоров о сотрудничестве, взаимодей-ствии, делегировании полномочий низовых звеньев созданным ими союзам. Важен принцип интеграции деятельности кооперативов разных уровней и видов на территории. Закон РФ «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации» предусматривает добровольное вхождение, объединение потребительских обществ в союзы и не предусматривает возможности объединения в единый союз на территории (в районе, например) различных видов потребительских кооперативов: кредитных, сельскохозяйственных производственных и потребительских. Это является тормозом интеграционных процессов и безусловно должно быть устранено.
Седьмой принцип: забота об обществе. Этот принцип впервые принят Конгрессом Международного кооперативного альянса в 1995 г. и сформулирован так, что основное внимание должно уделяться нуждам и потребностям членов кооперативных организаций, а пайщики обязаны заботиться о постоянном развитии кооператива в целом4.
Кооперативы — организации, в которые вступают граждане для получения преимуществ для себя в производстве, обращении, обмене и потреблении. Но они существуют в обществе, в определенной мере причастны и ответственны за экономическое, социальное и культурное развитие своего поселения, за сохранение окружающей среды. Забота об общественных интересах должна проявляться в пределах соглашений о взаимопомощи с органами власти на взаимовыгодной основе.
Заботу об обществе в расширенном понимании можно охарактеризовать такими показателями: сумма налога, уплачиваемая организациями потребительской кооперации в местный бюджет, количество созданных рабочих мест, численность граждан, привлеченных на сезонные и временные работы, расходы на благотворительные акции, проводимые кооперативом, на поддержку категорий населения, нуждающегося в социальной защите.
Систематическое, на протяжении нескольких десятилетий знакомство с деятельностью организаций потребительской кооперации позволяет сделать вывод о том, что отдельные потребительские общества и союзы, позиционируя себя как кооперативные организации, практически преследуют коммерческие цели и поэтому не являются ни кооперативными, ни потребительскими. Чаще всего нарушаются принципы демократического управления, контроля, экономического участия пайщиков, то есть самые основополагающие. Предложенная система показателей позволяет кооперативным организациям осуществить самоидентификацию, просчитать параметры своего кооперативного поля в динамике, сделать выводы, определить вектор развития.
На международном уровне идентификация предполагает разработку кооперативных стандартов. Соответствие организации статусу кооп-еративной во все большей степени включает в себя параметры кооперативной социальной ответственности. Этой проблеме уделялось главное внимание на Региональной конференции МКА в Латинской Америке 22—25 июня 2008 г. (СанХосе, Коста-Рика). Социальной ответственности посвящен доклад генерального директора МКА Яна Макдональда. В нем отмечается, что в современном бизнесе появилась новая идеология корпо-ративной социальной ответственности. МКА видит в этом угрозу кооперативному сектору экономики: «Если ранее социальная ответственность выступала отличительной особенностью кооперативного предприятия, то в настоящее время она становится повсеместно расширяющейся практикой деятельности конкурирующих с кооперацией структур бизнеса». Поэтому следует различать социальную ответственность кооперативную от корпоративной. «Корпоративная социальная ответственность подразумевает нечто, что компании обязаны выполнять, иногда даже в ущерб собственным интересам. В отличие от нее кооперативная социальная ответственность является добровольным принципом деятельности всех кооперативов, соблюдающих кооперативную идентичность, ценности и принципы кооперативного движения»5.
Главным
отличием кооперативного движения от
кортiоративного бизнеса является убежденность
в необходимости сохранения кооперативных
ценностей: демократии, солидарности,
само- помощи, самоответственности, справедливости
и равенства.
2.2.Кооперативные
ценности
Определены сёмь ценностей, за которые кооперативы несут социальную ответственность:
1. Человеческий
потенциал пайщиков — клиентов
и сотрудников, включая их
2. Продукты, покупаемые, производимые и реализуемые; их маркировка, кодирование и экологическая чистота.
З. Принципы
— фундаментальные ценности, воплощение
корпоративной социальной ответственности
в самих кооперативных
4. Окружающая
среда (состояние здоровья
5. Сообщество как локальную и национальную инициативу, для России социальная ответственность в кооперативном сообществе означает на локальном уровне сбережение первичного звена, его имиджа, через инициативы, касающиеся членов — пайщиков, молодежи, образования, здравоохранения, обеспечения занятости, культуры; на национальном уровне — через создание кооперативного сектора экономики, сотрудничество с государственными органами власти и управления и с субъектами не- государственного сектора экономики.
6. Демократия — фундаментальная база для определения кооперативных отличий. Критерием оценки является демократическое участие в управлении, демократический членский контроль, образование, профессиональная подготовка, выборное представительство, кооперативные дивиденды и чувство удовлетворения.
7. Развитие
кооперации как важнейшего общественного
сектора путем участия в международных
инициативах, поддержке и взаимодействии
с другими кооперативами, совместной экспертизе,
разработанной в сотрудничестве с негосударственными
организациями и правительствами, оказания
членам кооперативов материальной помощи
и представления продуктов по льготной
цене.