Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2011 в 20:04, контрольная работа
Отношения по перевозке регулируются разными нормативными актами. В частности, это Гражданский кодекс Российской Федерации, часть II. Данный гражданско-правовой кодифицированный акт закрепляет, как верно отмечено в юридической литературе, «лишь отдельные принципиальные положения, определяющие систему правового регулирования перевозок грузов, пассажиров и багажа». Наряду с ГК РФ отношения по перевозке в зависимости от вида транспорта регулируются транспортными кодексами и уставами.
Введение…………………………………………………………………….стр.3
Понятие, элементы и содержание договора перевозки грузов…….стр.4
Организация перевозок и заключение договора перевозки
грузов…………………………………………………………………....стр.7
Ответственность сторон за нарушение условий договоров
перевозки грузов………………………………………………………стр.10
Заключение………………………………………………………………….стр.11
Список используемой литературы………………………………………..стр.12
Однако транспортное законодательство допускает и иной порядок определения оплаты перевозок грузов. Например, согласно п. 70 УАТ, транспортное предприятие обязано при приеме заказа поставить грузоотправителя в известность об увеличении расстояния перевозки, в этом случае провозная плата взимается за фактическое расстояние перевозки.
Кроме провозной платы, транспортной организации (т.е. перевозчику) оплачиваются такие услуги, как храпение груза, погрузочно-разгрузочные работы и др.
Права и обязанности участников договора перевозки грузов сводятся главным образом к следующему. Перевозчик обязан в срок доставить груз в пункт назначения и выдать его грузополучателю, т.е. лицу, указанному в транспортном документе (договоре); обеспечить сохранность груза при перевозке; своевременно известить грузополучателя о прибытии в его адрес груза; если перевозчик нарушит это требование, то грузополучатель освобождается от имущественной ответственности в случае простоя транспортных средств при разгрузке. Перевозчик имеет право требовать от грузоотправителя передать груз вместе с оформленными документами и оплатить перевозку.
Грузоотправитель обязан: сдать с соблюдением установленных правил груз к перевозке; обеспечить надлежащее (т.е. правильное) использование выделенных ему транспортных средств; внести провозную плату.
Грузополучатель обязан принять груз и внести платежи, не уплаченные грузоотправителем.
Транспортным законодательством установлено, что договоры перевозки грузов должны заключаться в письменной форме (например, ст. 31 ТУЖД, п. 45 УАТ и др.).
Договор железнодорожной перевозки грузов заключается в форме железнодорожной накладной, поскольку грузоотправитель должен представить станции отправления на каждую отправку груза накладную, которая является основным провозным документом (ст. 31 ТУЖД). Накладную составляют на имя определенного грузополучателя. Ее подписывает грузоотправитель, и она сопровождает груз на всем пути его следования, а на станции назначения накладную выдают грузополучателю вместе с грузом. Время приема груза к перевозке удостоверяется календарным штемпелем станции на накладной.
В удостоверение приема груза к перевозке станция выдает грузоотправителю грузовую квитанцию.
Форму накладной и порядок заполнения ее и грузовой квитанции утверждает Министерство путей сообщения по согласованию с арбитражным судом.
Правовое значение железнодорожной накладной состоит не только в том, что она выполняет роль письменного договора перевозки груза, но и в том, что она является одним из важных документов, представление которого необходимо в подлиннике при предъявлении претензий к железной дороге в случае просрочки доставки груза либо его недостачи или порчи. Что касается грузовой квитанции, то, удостоверяя факт сдачи груза к перевозке, грузоотправитель с ее помощью вправе предъявить претензии к железной дороге при утрате груза.
Аналогичный порядок оформления грузовых перевозок установлен на речном, а с некоторыми изменениями (например, грузоотправитель вместо грузовой квитанции получает копию накладной) и на воздушном транспорте.
Договор перевозки грузов автомобильным транспортом оформляется в виде товарно-транспортной накладной. Ее заполняет грузоотправитель и передает вместе с грузом перевозчику. Товарно-транспортную накладную составляют, как правило, в четырех экземплярах. Она является основным перевозным документом, по которому производится описание этого груза грузоотправителем и оприходование его грузополучателем (п. 47 УАТ). Другими документами при перевозке грузов автомобильным транспортом являются квитанция, выдаваемая перевозчиком грузоотправителю в удостоверение принятия к перевозке, и путевой лист. Типовая форма товарно-транспортной накладной и форма путевого листа, а также правила их заполнения утверждаются в порядке, установленном законодательством (п. 47 УАТ).
Путевой лист применяют не только для внутреннего расчета работы водителей, но и для отражения в нем таких сведений, как наименование и количество груза, маршрут следования, время простоя. Кроме того, путевой лист предоставляет водителю право принять и выдать груз, въехать на территорию грузополучателя и т. д.
Договор морской перевозки грузов оформляется (без предоставления грузоотправителю всего судна или его части) коносаментом, который составляется на основании подписанного отправителем документа (ст. 142 КТМ). Коносамент обычно составляется в двух экземплярах. Один экземпляр коносамента следует с грузом, другой выдается грузоотправителю. Коносамент является ценной товарно-транспортной бумагой (ст. 143, 148 КТМ).
Если договор морской перевозки грузов
заключается с предоставлением грузоотправителю
для перевозки всего судна или его части
(палубы, трюма и др.), то такой договор
именуется чартером (ст. 115 КТМ).
Действующее законодательство (гражданское, транспортное) установило имущественную ответственность за нарушение условий договора перевозки грузов и за невыполнение плана перевозок. При этом всякое предварительное соглашение между перевозчиком и грузоотправителем об изменении имущественной ответственности не имеет силы (п. 126 УАТ). В то же время, это правило не распространяется на морскую перевозку (ст. 170 КМТ).
За недоподачу железной дорогой вагонов и контейнеров и за неиспользование грузоотправителем поданных вагонов и контейнеров или за отказ от предусмотренных планом вагонов и контейнеров уплачивается штраф. В частности, согласно ст. 105 ТУЖД, штраф взыскивается в размере 0,2 минимального размера оплаты труда за тонну в отношении грузов, перевозка которых установлена в вагонах и тоннах.
За просрочку в доставке груза железная дорога уплачивает грузополучателю штраф, если не докажет, что просрочка произошла не по ее вине.
Уплата штрафа применяется и на других
видах транспорта. Так, на автомобильном
транспорте за просрочку в доставке груза
при междугородных перевозках автотранспортные
предприятия уплачивают грузополучателям
штраф в размере 12 % провозной платы за
каждые сутки просрочки. Общая сумма штрафа
за просрочку в доставке не может превышать
60% провозной платы (п. 137 УАТ).
Заключение
Договор перевозки грузов
Список
используемой литературы:
а) основная
б) дополнительная
1. А.Я.Сухарев. Российская юридическая
энциклопедия.-М:Дом ИНФРА-М, 1999.
в) нормативная
1. Конституция РФ 1993г.
2. Гражданский кодекс Часть
вторая. № 14 – ФЗ от 26.01.1996 года
с изменениями и дополнениями
(в редакции Федерального