Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2012 в 21:26, реферат
В соответствии со ст.1 Закона Республики Беларусь "О предпринимательстве в Республике Беларусь" от 28.05.1991г. (далее - Закон) и ст.1 Гражданского кодекса Республики Беларусь (Далее - ГК), предпринимательская деятельность - самостоятельная, инициативная деятельность граждан, направленная на получение прибыли или личного дохода и осуществляемая от своего имени, на свой риск и под свою имущественную ответственность или от имени и под имущественную ответственность юридического лица (предприятия).
В соответствии со ст.1 Закона
Республики Беларусь "О предпринимательстве
в Республике Беларусь" от 28.05.1991г.
(далее - Закон) и ст.1 Гражданского кодекса
Республики Беларусь (Далее - ГК), предпринимательская
деятельность - самостоятельная, инициативная
деятельность граждан, направленная на
получение прибыли или личного
дохода и осуществляемая от своего
имени, на свой риск и под свою имущественную
ответственность или от имени
и под имущественную
Предпринимательская деятельность
может осуществляться в виде индивидуальной
трудовой деятельности, а также в
различных организационно-
Гражданин Республики Беларусь вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. В случае нарушения этого требования наступают следующие неблагоприятные последствия:
- доходы, полученные от такой деятельности, взыскиваются в местные бюджеты в судебном порядке;
- на виновное физическое лицо судом налагается штраф в размере от 20 до 50 базовых величин с конфискацией изготовленной или реализуемой в пункте продажи продукции (товаров), а также денежной выручки, полученной от ее реализации, других предметов, явившихся орудием совершения или непосредственным объектом правонарушения, либо без конфискации (ст.154 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях).
Лицо, осуществляющее предпринимательскую
деятельность без государственной
регистрации, также не вправе ссылаться
в отношении заключенных им при
этом сделок на то, что оно не имеет
статуса индивидуального
К индивидуальной предпринимательской деятельности применяются правила, которые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, если иное не вытекает из законодательства или существа правоотношения. Из этого правила следует, что индивидуальные предприниматели обладают таким же объемом прав и обязанностей, что и юридические лица (кроме прав и обязанностей, которыми могут обладать исключительно некоммерческие организации). К примеру, коммерческие организации при заключении публичных договоров обязаны соблюдать требования ст.396 ГК. Соответственно эти требования являются обязательными и для индивидуальных предпринимателей.[2, c. 15]
Предприниматель действует
в гражданском обороте, не обособляя
имущество, используемое для целей
предпринимательской
Взыскание денежных средств
с индивидуального
При отсутствии у индивидуального
предпринимателя денежных средств,
достаточных для погашения
Если индивидуальный предприниматель имеет доходы в виде заработной платы, пенсии, стипендии и приравненных к ним доходов, в том числе и доходы от предпринимательской деятельности (ст.293 Хозяйственного процессуального кодекса Республики Беларусь), то взыскание на них обращается лишь при отсутствии или недостаточности у предпринимателя имущества. Однако есть два исключения, при которых независимо от наличия имущества на такие доходы может быть обращено взыскание:
- исполнения решения о взыскании периодических платежей;
- когда размер взыскания не превышает установленной доли (по общему правилу - 20 %; при взыскании по нескольким приказам - 50 %) удержания из месячной заработной платы, пенсии, стипендии и приравненных к ним доходов [12, С.65].
Таким образом, индивидуальный предприниматель - физическое лицо, зарегистрированное в установленном порядке и осуществляющее предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и его правовому статусу присущи следующие характерные черты:
1) этот статус приобретается
с момента государственной
2) к предпринимательской
деятельности этих граждан
3) имущественные споры
между индивидуальными
4) индивидуальный
5) требования кредиторов,
в случае признания
С принятием в 2009 году нового
Декрета Президента Республики Беларусь
от 16 января 2009 г. № 1 "О государственной
регистрации и ликвидации (прекращении
деятельности) субъектов хозяйствования"
(Далее - Декрета №1), был значительно
упрощен порядок
Так, согласно Положению "О
государственной регистрации
- на основании представленных
документов и дополнительных
сведений регистрирующий орган
принимает решение о
- на основании решения
о государственной регистрации
субъекта хозяйствования
- регистрирующий орган
в течение пяти рабочих дней
со дня внесения записи о
государственной регистрации
- Министерство юстиции
вносит запись о включении
субъекта хозяйствования в
На основании п.14 Положения
"О государственной
- заявление о государственной регистрации;
- фотография гражданина, обратившегося за государственной регистрацией;
- оригинал либо копия платежного документа, подтверждающего уплату государственной пошлины.
Декрет №1 значительно
упростил требования к учредительным
документам субъектов хозяйствования.
Отменена необходимость указания в
учредительных документах о предполагаемых
к осуществлению видах
Индивидуальный
Для осуществления
Согласно Указу Президента Республики Беларусь от 22 февраля 2000 г. № 82 "О некоторых мерах по упорядочению расчетов в Республике Беларусь" индивидуальные предприниматели обязаны открывать в банках текущие (расчетные) счета только в двух случаях. А именно, если:
1) ежемесячный размер
выручки от реализации товаров
(работ, услуг), кроме выручки,
полученной от осуществления
видов деятельности, по которым
эти предприниматели
2) прием наличных денежных
средств осуществляется ими с
использованием кассовых
В случае невыполнения вышеуказанных условий расчетный счет индивидуальный предприниматель открывает по желанию.
Декрет № 1 также упрощает процедуру ликвидации субъектов хозяйствования, закрепляет принцип одного окна во взаимоотношениях государственных органов при проведении ликвидационной процедуры. Все необходимые для проведения процедуры ликвидации сведения будут направляться регистрирующему органу государственными органами, а не субъектом хозяйствования. При этом устанавливается жесткий 30-дневный срок представления уполномоченными органами информации о задолженности субъектов хозяйствования перед бюджетом, наличие которой препятствует завершению процедуры ликвидации. Если в этот срок информация не будет представлена, субъект хозяйствования ликвидируется независимо от того, имеются ли у него такие долги.
Перечень оснований для
ликвидации юридических лиц и
прекращения деятельности индивидуальных
предпринимателей максимально сокращен.
Субъект хозяйствования может быть
ликвидирован только по собственному
желанию, по решению хозяйственного
суда (за нарушения законодательных
актов, при банкротстве) и регистрирующего
органа (при признании задолженности
субъекта безнадежным долгом, неосуществлении
предпринимательской
Информация о работе Банкротство индивидуального предпринимателя