Антимонопольное регулирование предпринимательской деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 01:14, реферат

Описание работы

В данной курсовой работе мы постараемся рассмотреть основные причины возникновения монополий; особенности современной монополизации экономики; действующее в России антимонопольное законодательство и перспективы его усовершенствования, а также законодательство стран с развитой рыночной экономикой в области антимонопольной практики, опыт которой является небезынтересным и для России.

Работа содержит 1 файл

антимонопольное регулирование предпринимательской деятельности.docx

— 53.25 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

Федеральное Государственное Бюджетное Образовательное  Учреждение Высшего Профессионального  Образования

« ВОЛГОГРАДСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Факультет: химико-технологический

                                  Кафедра: Политологии

 

 

Реферат:

 «Правовые основы защиты прав потребителей»

 
 

 

 
 
 

Выполнил: ЦысарьД.С.            ХТ-141

очной формы обучения

 

Проверил:Пелюшенко.А.В

 

Волгоград 2011

 

 

Введение.

Проблемы монополизации  хозяйственной жизни, конкуренция  на товарных рынках привлекают сегодня  пристальное внимание не только специалистов, но и широких слоев населения.

С начала 90-х годов эти  проблемы остро стали перед Россией: без принятия твердых последовательных мер против монополизма нельзя надеяться  на успех экономической реформы  и переход к рыночной экономике. Успех экономических преобразований в немалой степени зависит  от взвешенной, выверенной системы  регулирования государством монопольных  процессов и конкурентных отношений. В нашей стране, промышленности которой  в наследство от командно-административной системы бывшего СССР достался целый  комплекс гигантов-монополистов, особенно важной становится проблема демонополизации  экономики и недопущения усиления роли уже действующих на рынке  монополий.

В России процесс создания государственного контроля по недопущению  недобросовестной конкуренции фактически начался с нуля, так как присутствующая в еще совсем недавно в управлении экономикой командно-административная система по своей сути исключала  наличие свободной конкуренции  в хозяйственной деятельности.

Поэтому на данном этапе  огромное значение имеет создание и  усовершенствование законодательной  базы по поводу регулирования монополистических  процессов и конкуренции, понимание  населением России необходимости экономических  реформ в данной сфере.

В данной курсовой работе мы постараемся рассмотреть основные причины возникновения монополий; особенности современной монополизации  экономики; действующее в России антимонопольное законодательство и перспективы его усовершенствования, а также законодательство стран  с развитой рыночной экономикой в  области антимонопольной практики, опыт которой является небезынтересным  и для России.

 

 

 

 

 

Экономическая природа и  роль монополий в современной  рыночной экономике.

Чистая монополия возникает  обычно там, где отсутствуют реальные альтернативы, нет близких заменителей, выпускаемый продукт в известной  степени уникален. Это в полной мере можно отнести к естественным монополиям, когда увеличение числа  фирм в отрасли вызывает рост средних  издержек. Типичным примером естественной монополии являются муниципальные  коммунальные службы. В этих условиях монополист обладает реальной властью  над продуктом, в известной мере контролирует цену и может влиять на нее, изменяя количество товара.

Монополия возникает там  и тогда, где и когда велики барьеры для вступления в отрасль. Это может быть связано с экономией  от масштаба (как в автомобильной  и сталелитейной промышленности), с естественной монополией (когда  какие-либо компании – в сфере  почты, связи, газо- и водоснабжения  – закрепляют свое монопольное положение, получая привилегии от правительства).

Государство создает официальные  барьеры, выдавая патенты и лицензии. Согласно патентному праву США, изобретатель имеет исключительное право контроля над своим изобретением в течение 17 лет. Патенты сыграли огромную роль в развитии таких компаний, как «XEROX», «IBM», «SONY» и т.д. Монопольное  положение, закрепленное патентом, служит стимулом капиталовложений в НИОКР  и, тем самым, фактором усиления монопольной  власти. Вступление в отрасль может  быть существенно ограничено и путем  выдачи лицензий. В США подлежат лицензированию свыше 500 профессий (врачи, таксисты и многие другие). Лицензия может быть предоставлена как  частной фирме, так и государственной  организации (классический пример –  история водочной монополии в  России).


Монополия может иметь  своей основой исключительное право  на какой-либо ресурс (например, на естественные факторы производства). Примером является деятельность компании «Де Бирс», которая  уже давно монополизировала крупнейшие алмазные рудники в Южной Африке и потому контролирует мировой рынок  алмазов.

На рубеже позапрошлого и  прошлого веков публицисты социалистического  направления дали массу красочных  описаний агрессивной деятельности монополий. Их можно встретить, например, в работах Дж. А. Гобсона «Империализм» (1902 г.), Р. Гильфердинга «Финансовый  капитал» (1910 г.), Н.И. Бухарина «Мировое хозяйство и империализм» (1915 г.) и В.И. Ленина «Империализм как высшая стадия капитализма» (1916 г.). Однако, в настоящее время жесткие действия монополий, как и «нечестная» конкуренция в целом, строго запрещены в странах с развитой рыночной экономикой, хотя и встречаются на периферии цивилизованного мира.

Подведем итоги. Фирму  можно назвать чистым монополистом, если она является единственным производителем экономического блага, не имеющего близких  заменителей (субститутов), если она  ограждена от непосредственной конкуренции  высокими входными барьерами в отрасль.

Сущность монополий, цели и механизмы функционирования.

Сущность монополии характеризуется  следующими моментами:

1. Монополия возникает  из господства в производстве;

2. Господствуя в производстве, монополия господствует на рынке;

3. Благодаря монопольным  ценам монополия получает монопольно  высокую прибыль.

Главной целью всякого  монополиста является получение  максимальной прибыли. Чтобы показать, при какой цене и каком объеме выпуска предельный доход монополиста  будет максимально приближен  к предельным издержкам и получаемая прибыль окажется наибольшей, обратимся  к числовому примеру. Представим себе, что фирма является единственным производителем данной продукции на рынке об ее издержках. Мы предположили, что 1 тыс. ед. своей продукции монополист может продать по цене 500 руб. В  дальнейшем при расширении сбыта  на 1 тыс. ед. он вынужден каждый раз  снижать ее цену на 2руб., поэтому  предельный доход сокращается на 4руб. при каждом расширении объема продаж. Фирма будет максимизировать  прибыль, производя 14 тыс. ед. продукции. Именно при таком объеме выпуска  ее предельный доход в наибольшей степени приближен к предельным издержкам. Если она произведет 15 тыс. ед., то эта дополнительная 1 тыс. ед. больше добавит к издержкам, чем  к доходу, и тем самым уменьшит прибыль.

На конкурентном рынке, когда  цена и предельный доход фирмы  совпадают, было бы произведено 15 тыс. ед. продукции, причем цена продукции  была бы ниже, чем в условиях монополии.

Поскольку в нашем примере производство возможно лишь в целых единицах продукции, а точка А на графике лежит  между 14 и 15 тыс. ед., будет произведено 14 тыс. ед. продукции. Не произведенная  монополистом 15-я тысяча означает потерю для потребителей, так как часть  из них отказались от покупки из-за высокой цены, установленной производителем.


Любая фирма, спрос на продукцию  которой не является абсолютно эластичным, будет сталкиваться с ситуацией, когда предельный доход меньше цены. Поэтому цена и объем производства, приносящие ей максимальную прибыль, будут  соответственно выше и ниже, чем  в условиях совершенной конкуренции. В этом смысле на рынках несовершенной  конкуренции каждая фирма обладает определенной монопольной властью, которая наиболее сильна при чистой монополии.

Виды монополий.

Монополии можно классифицировать по разным видам. По месту в торговых сделках различают объединения, единолично продающие определенные товары множеству продавцов –  монополия, и объединения, единолично скупающие какие-то продукты у всех продавцов – монопсония.


По масштабам охвата рынка  монополия может установиться в  отраслевом масштабе – чистая монополия  или монопсония, или охватить масштаб  национального хозяйства – абсолютная монополия, например,  внешней торговли государства. Абсолютная монополия, охватывающая всю экономику, полностью исключает  механизм свободной конкуренции.

В зависимости от характера  и причин возникновения можно  выделить:

естественные монополии (возникающие из-за особых условий  хозяйствования или технологий, таких  как транспортировка нефти, газа, почтовая связь и т.п.);

легальные монополии (защищенные от конкуренции авторскими правами, патентами, торговыми марками);

искусственные монополии (создаваемые  ради получения монополистических  выгод в формах картелей, синдикатов, трестов, концернов и др.).

Предпосылки формирования и  развития современных монополий.

Главная особенность монополизации  российского рынка состоит в  том, что она сложилась как  «наследница» государственного монополизма  социалистической экономики.

Социалистическая экономика  представляла собой единый народнохозяйственный комплекс, в котором каждое предприятие  не было вполне автономно,  а являлось составной частью общегосударственной  структуры. При этом удовлетворение потребности всей страны  в том  или ином виде продукта часто поручалось всего одному двум заводам.

Причин для такой концентрации выпуска продукции было несколько. Большое значение имело стремление использовать положительный эффект масштаба. Причем тяга к гигантизму была явно гипертрофированной, так  как из-за искусственной заниженности цен на энергию, сырье и транспорт  вполне рентабельными выглядели  проекты даже нерационально крупных  заводов. Сырье для них нередко  привозилось за тысячи километров, а готовая продукция развозилась  по всему Союзу.

Другая причина была связана  с удобством централизованного  управления крупными предприятиями. Когда  все важнейшие решения по развитию экономики страны принимаются общенациональными  плановыми органами, управляемость  хозяйства тем выше, чем меньше производственных единиц. В самом  деле, проконтролировать выпуск определенного  вида продукции на одном заводе гиганте  много проще, чем решить ту же задачу, когда названное изделие выпускают  две-три сотни мелких заводов.

В итоге народное хозяйство  страны в буквальном смысле напоминало единый организм. Подобно тому, как  в человеческом организме существуют специализированные органы обеспечения  жизнедеятельности всего организма (какие-то функции возложены на сердце, какие-то – на печень, какие-то –  на желудок), так и в социалистическом хозяйстве одни заводы удовлетворяли  потребность всей страны в одной, другие – в другой продукции. При  этом советские монополисты были узко специализированны: один завод  выпускал только тяжелые вертолеты (Роствертол), другой – только автомобили высокой проходимости (УАЗ). По своим  последствиям для хозяйства прекращение  поставок любым из них было подобно  отказу определенного органа (скажем, почек) в человеческом организме.

Причем дублирование было минимальным или вовсе отсутствовало. Так, в конце 80-х годов более 1100 предприятий были полными монополистами  в производстве своей продукции. Еще чаще встречалась ситуация, когда  число производителей по всей гигантской стране не превышало 2-3 заводов. Всего  из 327 товарных групп, выпускавшихся  промышленностью страны, 290 (89%!!!)  было подвержено сильной монополизации.

Таким образом, если в странах  рыночной экономики монополизация  обычно проходила путем организационного объединения первоначально независимых  компаний, то социалистический монополизм базировался на сознательном создании только одного производителя. При этом монополизм в социалистической экономике  был распространен значительно  шире, чем в рыночной.

Начало рыночных реформ в  нашей стране привело к резкому  усилению монополистических тенденций. Отчасти это было связано с  распадом СССР и ослаблением экономических  связей между бывшими союзными республиками. К прежним монополистам добавились новые, а именно предприятия, не являвшиеся единственными производителями  в рамках всего Союза, но ставшие  таковыми на сократившейся территории.

Однако гораздо большее  значение имело изменение условий  хозяйствования. Благодаря им резко  усилились последствия монополизации  и ее влияние на экономику. Дело в  том, что превращение российских заводов в частные предприятия  создало мощный стимул для получения  монопольных прибылей. А свобода  установления цен и выбора объемов  производства дали в руки фирм средства достижения этой цели. Все три важнейших  последствия монополизации,  до той  поры сдерживавшиеся социалистическим государством, вырвались наружу. При  этом старый порок советских монопольных  производителей – х-неэффективность  – сохранился везде, где осталась монополия. Усиление проявлений монополизма, в свою очередь, негативно повлияло на общий ход реформ в стране.

Основные направления  антимонопольной политики в современных  условиях.

Монополия, как мы убедились, сопряжена с целым букетом  резко отрицательных последствий  для экономики страны. Недопроизводство, завышенные цены, неэффективное производство при этом составляют лишь вершину  айсберга монополистических злоупотреблений. Те же причины, которые вынуждают  клиента фирмы-монополиста мириться с высокими ценами, заставляют соглашаться  и с плохим качеством продукции, ее устарелостью (замедлением технического прогресса), отсутствием сервиса  и другими проявлениям пренебрежения  интересами потребителя. Выбора-то у  последнего все равно нет.

Еще более опасно то, что  монополия полностью блокирует  механизмы саморегуляции рынка. Плохая и дорогая продукция может  появиться и в немонополизированной отрасли. Но там подобные эксцессы являются лишь временным эпизодом. Конкуренция быстро расставляет все на свои места. Недобросовестный производитель либо меняет свое отношение к делу, либо вытесняется с рынка конкурентами.

Информация о работе Антимонопольное регулирование предпринимательской деятельности