Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 11:42, курсовая работа
Западная Сибирь – важнейший для России район добычи газа, нефти, угля. Он специализируется также на производстве электроэнергии, стали, проката, химической продукции, получаемой на основе переработки нефти, газа и угля, энергоёмкой продукции, машин, пшеницы твёрдых сортов.
1 Организационно-методический раздел 3
1.1 Введение 3
1.2 Цели и задачи написания курсовой работы 4
2 Экономико-географическая характеристика района 5
2.1 Особенности экономико-географического положения (ЭГП) 5
2.2 Природные условия и ресурсы 7
2.2.1 Оценка территориального сочетания природных ресурсов по А.А. Минцу 14
2.2.2 Резюме 15
2.3 Население 16
2.3.1 Резюме 25
2.4 Краткая характеристика хозяйственного комплекса региона 26
2.4.1 Определение особенностей территориальной структуры хозяйства ЗСЭР 28
2.4.2 Характеристика СЭЗ 30
2.4.3 Экологическая обстановка 31
2.4.4 Резюме 32
3 ЗОНИРОВАНИЕ ТЕРРИТОРИИ 33
Таблица 8
Численность безработных, тыс. Человек18
Респ. Алтай | Алт. Край | Кем. Обл | Новосиб. Обл. | Омск. Обл. | Томск. Обл. | Тюменск. Обл. | Х-М АО | Я-Н АО | Всего | |
2005 | 9 | 117 | 128 | 107 | 89 | 55 | 123 | 67 | 22 | 717 |
2006 | 11 | 116 | 107 | 101 | 95 | 48 | 123 | 52 | 17 | 670 |
2007 | 9 | 85 | 92 | 98 | 83 | 39 | 110 | 66 | 9 | 591 |
2008 | 12 | 110 | 99 | 104 | 86 | 44 | 126 | 69 | 19 | 669 |
2009 | 14 | 158 | 142 | 141 | 90 | 48 | 131 | 62 | 15 | 801 |
Окончание таблицы 8
Рис.
6 Численность занятых
и безработных
Население Западной Сибири составляет 15,1 млн человек. Значительный рост численности населения связан с быстрым освоением природных ресурсов.
Западная Сибирь – район крайне неравномерного размещения населения. Средняя плотность населения – 6 человек на 1 км2.
Более 90% населения – русские, довольно высока доля украинцев; так же проживают ненцы, ханты, манси, алтайцы, шорцы, казахи.
В результате индустриального развития района возрос удельный вес городского населения (71%). Из наиболее крупных городов выделяют Новосибирск Омск.
Уровень жизни населения ЗСЭР достаточно высокий.
В Западной Сибири впервые за последние полвека наблюдается снижение оттока сельского населения в города. За последние годы абсолютно и относительно растет численность сельского населения, причем этот процесс носит повсеместный характер для Западно-Сибирского района.
Западная
Сибирь является одним из наиболее
трудодефецитных районов
Для хозяйственного комплекса Западной Сибири характерно сочетание высокого удельного веса добывающих отраслей и отраслей тяжелой промышленности. Велик удельный вес района и в производстве сельскохозяйственной продукции. Западная Сибирь выделяется высоким уровнем научно-исследовательской и проектно-конструкторской базы, оказывающей большое влияние на отраслевую и территориальную структуру района.
Рыночные отрасли специализации Западной Сибири – топливная (нефтяная, газовая, угольная) промышленность, черная металлургия, лесная промышленность, машиностроение, химическая, пищевая промышленность (производство животного масла, сыров, молочных, мясных и рыбных консервов). К отраслям сельскохозяйственной специализации Западной Сибири относятся производство зерна, молочно-мясное скотоводство, тонкорунное овцеводство, оленеводство, звероводство и пушной промысел.
Основой экономики Западной Сибири является нефтяная и газовая промышленность. Это – главные отрасли рыночной специализации и развиваются они в комплексе, который включает в себя добычу нефти, газа, производство синтетических продуктов и нефтепереработку, систему трубопроводов транзитного и технологического значения. В составе нефтегазового комплекса имеются также производство передвижных электростанции и производство химического и нефтеперерабатывающего оборудования. Главные центры добычи нефти – Сургут, Нижневартовск, Нефтеюганск, Урай в Тюменской области и Стрежевой в Томской области. Центрами добычи газа является – Надым, Уренгой, Новый Уренгой, Березово, Ямбург и др. Важнейшие нефтепроводы: Усть – Балык – Тобольск – Омск – Павлодар – Чимкент; Сургут – Тобольск – Курган – Уфа – Самара; Сургут – Пермь – Альметьевск – Казань – Нижний Новгород – Ярославль – Полоцк; Нижневартовск – Анжеро-Судженск – Красноярск. Крупнейшие газопроводы: Игрим – Серов – Екатеринбург, Медвежье – Пунга – Н. Тура – Пермь – Казань – Нижний Новгород – Москва; Уренгой – Сургут – Тобольск – Тюмень – Челябинск – Петровск; Уренгой – Новопсков; Уренгой – Помары – Ужгород и др. В настоящее время создается система новых газопроводов от Ямбурга. Крупные центры нефтехимической промышленности возникли в Томске и Тобольске.
Второй отраслью рыночной специализации является угольная. Она включает добычу энергетических и коксующихся углей в Кузнецком и Горловском угольных бассейнах, обогащение и коксование углей.
Третьей отраслью специализации является черная металлургия. Она также как и угольная промышленность, имеет общероссийское значение. Отрасль представлена Новокузнецким металлургическим комбинатом и Западно-Сибирским заводом полного цикла, передельным заводом в Гурьевске, трубопрокатным в Новосибирской области, а также коксохимическими заводами.
Отраслью рыночной
Отраслью рыночной
Дальнейшее развитие экономики Западной Сибири связано с развитием электроэнергетики, основой которой являются ресурсы газа и угля. Наиболее крупные тепловые электростанции размещены в Сургуте, Уренгое, в Кузнецком угольном бассейне. В перспективе энергетика будет развиваться главным образом на базе дешевых углей Канско-Ачинского бассейна.
Отраслью рыночной
Из отраслей, дополняющих территориальный
комплекс Западной Сибири, следует
отметить развитие легкой
Сельское хозяйство
Сельское хозяйство Западной
Сибири характеризуется
Транспорт и экономические связи
Опираясь главным образом на то, что ЗСЭР занимает лидирующее положение по добыче топливно-энергетических ресурсов, огромное значение имеет транспортный комплекс Западной Сибири, который наибольшее развитие получил в южной степной зоне, где проходят широтные Транссибирская и Среднесибирская железнодорожные магистрали с ответвлением в сторону Южного Казахстана (Турксиб).
Транспортные магистрали Западной Сибири отличаются высокой грузонапряженностью.
На севере железнодорожная сеть продолжает формироваться. От ранее построенной железной дороги к центрам нефтедобычи Тюмень - Тобольск - Сургут - Нижневартовск была проложена магистраль до Уренгоя (центра крупнейшего газопромыслового района). В настоящее время осуществляется подготовка к пионерному строительству каркаса железных дорог в Надым-Пур-Тазовском и Ямальском газовых промрайонах и планируется соединение Западно-Сибирского Севера с Норильским промрайоном в Красноярском крае.
Немало важны и автомобильные дороги. Исходя из свойств и значимости автомобильных дорог в экономике и социальной сфере, разработанная «Концепция строительства магистральных автомобильных дорог в Западно-Сибирском регионе» определяет целесообразность формирования следующих магистральных автомобильных дорог:
*
Автомобильная дорога в
* на запад - г. Ивдель - г. Серов (Свердловская область) - г. Пермь с вхождением в общетраспортную инфраструктуру европейской части России и в северный транспортный коридор;
* на восток - г. Томск, с вхождением в транспортный коридор вдоль главной Сибирской железнодорожной магистрали. С формированием этой дороги образуется вторая широтная дорога России, которая в перспективе должна иметь важное государственное значение.
*
Автомобильная дорога в
* Автомобильная дорога, формирующаяся в меридиональном направлении г. Надым - г. Нягань (вдоль коридора газопроводов) с выходом на широтную дорогу и, в последующем, на г. Урай - п. Междуреченский - г. Тюмень.
Обе меридиональные автомобильные дороги, помимо большого воздействия на социально-экономическое развитие автономных округов, в перспективе с другими видами транспорта, образуют крупный транспортный коридор «север-юг». На севере - это вхождение в Северный морской путь, на юге (через Казахстан) - вхождение в транспортную сеть Азиатского региона.
Железные дороги обслуживают, в основном, межрегиональные и транзитные перевозки, а автомобильный транспорт занимается большей частью внутрирайонными перевозками.
Речной транспорт в Западной Сибири выполняет главную функцию - завоз различных грузов в районы добычи нефти и газа в Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком округах. В меньшей степени он используется для перевозки местных грузов и товарообмена с Казахстаном. Значительная часть северного завоза, осуществляемого с помощью речных судов, происходит в период весеннего половодья, когда по большой воде грузы доставляются по малым и средним рекам в глубинные районы Западной Сибири. Главная река района - Обь с ее многочисленными притоками, которая впадает в Карское море. Обь занимает первое место по площади бассейна и третье по водности.
Морской транспорт мало востребован в Западной Сибири из-за невозможности захода морских судов в мелководную Обскую губу. Исключение составляет экспериментальная доставка морским путем грузов, предназначенных газовикам Ямала, однако ее сдерживает отсутствие здесь морских портов.