Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 10:02, контрольная работа
Первые опыты по экономическому районированию территории России относятся к началу XVIII века, в качестве научного направления социально-экономической географии экономическое районирование
в России существовало с середины XIX века до 1970-х годов. Первые сетки районирования учитывали преимущественно плотность и этнический состав населения и зональность сельского хозяйства, с конца XIX века наибольшее внимание уделялось развитию капиталистических отношений в аграрном секторе и промышленности, в советское время определяющим фактором была общая специализация промышленности отдельных территорий и существование производственных связей между предприятиями внутри экономических районов.
ВВЕДЕНИЕ 3
Экономико-географическое положение
Уральского района и его состав 5
Население. Естественное движение населения. Численность. 6
Экономические отрасли Уральского района 6
Природные условия и ресурсы 6
Промышленность и сельское хозяйство 8
Транспорт 11
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 12
Проблемы 12
Список литературы 13
Предполагается, что в перспективе объемы производства чугуна, стали и проката в Уральском районе будут сокращаться. Это объясняется общероссийской тенденцией улучшения использования черных металлов в машиностроении и строительстве, резким сокращением оборонной продукции.
Важной отраслью специализации Уральского района является цветная металлургия. По выплавке меди району принадлежит первое место в Российской Федерации. Медеплавильные заводы размещены вблизи месторождений меди по восточному склону Уральских гор. Многие заводы к настоящему времени реконструированы: Кыштымский электролитный комбинат, Кировоградский медеплавильный завод и многие другие.
Алюминиевая промышленность представлена добычей бокситов, производством глинозема и выплавкой алюминия. Значение и роль Урала в этой важной отрасли цветной металлургии существенно снизилась. Возможности её роста здесь ограничены как сырьевыми, так и энергетическими ресурсами.
Урал является одним из основных районов выплавки никеля в России. Никелевая промышленность – это крупные Уфалейский и Орский комбинаты, Режский завод.
Вторым ведущим звеном Урала являются машиностроение и металлообработка; производство продукции этих отраслей по стоимости превосходит выпуск всей металлургии района. В прошлом машиностроение было развито крайне слабо, но сейчас получило значительное развитие (по масштабам в нашей стране Урал уступает только Центральному району).
На
Урале также развито
Развитие
машиностроительного
Третье место по стоимости продукции в структуре промышленности Урала занимает лесозаготовительная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная отрасли. Это один из немногих лесоизбыточных районов России. Запасы древесины представлены здесь главным образом хвойными породами. По заготовке древесины Уралу принадлежит третье место в стране после Северного района и Восточной Сибири. На долю целлюлозно-бумажной промышленности Урала приходится 1/5 часть производства бумаги в стране.
В
перспективе перед лесным комплексом
Урала стоит задача повышения
эффективности использования
К числу ведущих отраслей индустрии Урала также относят химическую промышленность. Её главная продукция – минеральные удобрения, серная кислота, сода и продукты органического синтеза. Центрами химической промышленности в основном являются города, в которых развита металлургия.
На долю Урала приходится около 1/3 общероссийского производства кальцинированной соды, значительны масштабы выпуска каустической соды, развита нефтехимия и начато формирование газохимии в районе Оренбурга. Здесь построен газоперерабатывающий комбинат, осуществляющий очистку газа для его транспортировки.
В межрайонном разделении общественного труда выделяется промышленность строительных материалов Урала. Так, по производству цемента район занимает четвертое место в стране. Крупные цементные заводы находятся в Нижнем Тагиле, Магнитогорске и Новотроицке.
На Урале легкая и пищевая промышленности развиты пока недостаточно хорошо. В район ввозится много товаров народного потребления и продуктов питания из других регионов страны. Наиболее развитыми отраслями легкой промышленности являются: кожевенно-обувная, трикотажная и швейная. Около 80% мощностей кожевенно-обувной промышленности размещается в Свердловской, Пермской и Челябинской областях, здесь же сосредоточена большая часть трикотажных предприятий. Хлопчато-бумажная промышленность развита в Челябинской области, шелковая – в Пермской и Оренбургской.
Пищевая
промышленность насчитывает множество
подотраслей
и предприятий, большая часть которых
сконцентрирована на юге Урала, в зоне
развития сельского хозяйства. Мукомольно-крупяная
промышленность исторически сложилась
в Челябинской и Оренбургской областях,
в Башкортостане и частично в Свердловской
области, здесь же больше всего развита
и мясная промышленность. Курганская и
Оренбургская области выделяются по производству
животного масла.
Еще одной важной отраслью Уральского района является топливно-энергетическое хозяйство. Развитие на Урале теплоемких и энергоемких производств требует большого количества топлива и энергии. Для получения энергии используются местные ресурсы бурых и каменных углей, но эти запасы незначительны и в последние годы их добыча сокращается. В связи с этим Урал получает электроэнергию и топливо из других районов.
По общей мощности электростанций Уралу принадлежит второе место в Российской Федерации. Здесь производится электроэнергии на душу населения в два с лишним раза больше, чем по России в целом.
По валовой продукции сельского хозяйства Урал занимает видное место среди экономических районов России, в том числе по животноводству – второе, а по растениеводству – четвертое.
Урал располагает богатой кормовой базой, на севере вместе со льном сеют кормовые культуры, разводят крупный рогатый скот, на сухих пастбищах – лошадей и овец. Оренбургская область славится высококачественной шерстью, Башкортостан – пчеловодством.
Уральский экономический район относится к районам наиболее высокого в России грузооборота и пассажирооборота. Ведущее место занимает железнодорожный транспорт. На его долю приходится 9/10 грузовых перевозок и большая часть пассажирских. Меридиональные магистрали (Полуночное – Орск, Соликамск – Бакал) связывают города, расположенные в горнозаводской полосе. Широтные дороги обеспечивают связи с другими районами России. Водным транспортом осуществляются внутренние и межрайонные перевозки. Основные водные магистрали – Кама, Белая, Чусовая, Вишера. Во внутрирайонных перевозках преобладает автомобильный транспорт.
Современный транспортный баланс Урала по вывозу грузов по железным дорогам и водным путям составляет свыше 700 млн. тонн. По этому показателю Урал занимает ведущее место среди экономических районов России, причем межрайонный ввоз и вывоз примерно равны. Большая часть вывоза с Урала осуществляется в направлении на запад, ввоза – с востока.
В
целом положение района очень
благоприятное для его
в межрайонном территориальном разделении
труда.
Природные
ресурсы Урала очень
Первоочередными задачами на Урале являются развитие наукоемких производств, сферы образования. Специализация Уральского района в дальнейшем сохранится, но она должна быть доведена до высокого технологического уровня. Основная доля капитальных вложений будет направляться на технологическое переоборудование и реконструкцию действующих предприятий, поэтому кардинальных сдвигов в территориальной структуре хозяйства мы не увидим. Также на одном из первых мест стоит решение проблемы в приведении экологической обстановки в ряде мест в соответствии с требованиями действующего законодательства. Для улучшения экологической обстановки необходимы значительные инвестиции и целенаправленная программа мер по охране окружающей среды, рациональному использованию природных богатств Уральского района.
Информация о работе Уральский экономический район Российской Федерации