Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2011 в 20:11, реферат
Машиностроение — ведущая отрасль промышленности. Это обусловлено в
первую очередь тем, что машиностроение:
1) создает машины и оборудование, используемое в других отраслях и тем
самым создает условия для развития всех других отраслей промышленности;
2) является крупнейшим потребителем продукции черной и цветной металлургии,
а также целого ряда других отраслей;
3) обеспечивает занятость довольно большой доли трудовых ресурсов;
4) выступает как районообразующий фактор;
5) является отражением степени развития производительных сил в регионе;
6) дает существенный толчок развитию прогрессивных технологий.
обеспечивает
комплексную механизацию и
Для развития транспорта, торговли и сельского хозяйства особую
важность имеет именно группа отраслей общего машиностроения, т.к. она
поставляет наибольшее количество техники (локомотивостроение, судостроение,
сельскохозяйственное машиностроение и т.д.). Огромное влияние оказывает она
и
на другие отрасли народного
хозяйства.
2. Факторы и особенности
размещения отраслей
общего машиностроения.
Технико-экономические
машиностроения и их учет — необходимые требования при экономическом
обосновании географического размещения отраслей и отдельных предприятий.
Развитие и размещение общего машиностроения базируется на тех же
принципах, что и всех отраслей единого народнохозяйственного комплекса.
Принципы развития и размещения преломляются в общих и специфических
факторах, оказывающих влияние на развитие и размещение отраслей этого
комплекса.
Особенности размещения предприятий общего
машиностроения по
территории РФ.
Несмотря на множество
общего машиностроения, их можно систематизировать и в зависимости от
важности
сгруппировать в
Размещаемая отрасль должна
хозяйственного
территориально-
изолированно, а так, чтобы быть связанной с другими отраслями
машиностроения и промышленности, со строительством, транспортом и
непроизводственной сферой деятельности. Такой подход должен найти отражение
в вариантах размещения отрасли и в расчетах затрат основных и оборотных
средств в строительные базы и на транспорт, обеспечивающий доставку сырья,
материалов, топлива, полуфабрикатов комплектующих изделий и готовой
продукции.
Размещение отрасли
и ограничивается, как правило, выбором района. Размещение же предприятия
требует выбора не только района, но и пункта строительства, и намечаются
они на предпроектной стадии, а окончательно определяется на стадии
проектирования. Экономическое обоснование размещения отрасли
предусматривает распределение задания по производству той или иной
продукции по действующим, строящимся и намечаемым к строительству новым
предприятиям, при этом учитываются общие для района и страны экономические
условия (балансы материалов, труда, капитальных вложений, производственных
мощностей, производства и потребления заданной продукции), а также условия
социального и политического характера. Размещение же предприятия
основывается на учете имеющихся в том или ином районе или пункте
экономических предпосылок, определяющих экономику предприятия.
При экономическом обосновании размещения предприятий общего
машиностроения в том или ином экономическом районе следует учитывать
конкретные условия снабжения их топливом, энергией, водой, основными
материалами, полуфабрикатами, наличие квалифицированной рабочей силы,
мощностей строительных организаций и баз строительной индустрии и т. д.
Кроме того, следует учитывать и специализацию хозяйств экономических
районов, и в какой мере с народнохозяйственной точки зрения целесообразно
размещать это производство в данном районе. При этом надо помнить о
необходимости комплексного развития хозяйства района и совершенствовании
его отраслевой структуры, о влиянии на размещение внутрирайонных связей,
специализации и кооперации производства.
Для того чтобы не было чрезмерной концентрации промышленности в
крупных городах, следует исключить возможность строительства в этих городах
новых и расширения действующих предприятий. Действующие предприятия в таких
городах должны развиваться с учетом более интенсивного использования
имеющихся производственных мощностей и полного удовлетворения
градостроительных и экологических требований, без увеличения численности
работающих, производственных площадей и заводской территории.
В городах с напряженным водохозяйственным балансом и сложными
условиями
очистки сточных вод и
перевооружение и реконструкция предприятий не должны сопровождаться
существенным увеличением водопотребления и водоотведения.
В городах с
допустима реконструкция предприятий только при условии устранения
загрязнения окружающей среды.
В районах с недостаточными трудовыми ресурсами должны развиваться в
первую очередь высокомеханизированные, автоматизированные и нетрудоемкие
производства, которые способны обеспечить выпуск продукции с наименьшим
количеством рабочих. К ним относится и общее машиностроение.
Таким образом, технико-экономическое обоснование размещения
предприятий общего машиностроения требует учета многих факторов.
Для решения вопросов
круг информации, содержащей сведения о размещаемом производстве, условиях
его территориальной организации, целях и задачах, стоящих перед
размещением, т. е. следует располагать теми сведениями, которые в какой-
либо мере могут повлиять на эффективность территориальной организации
машиностроительного производства. Поэтому необходимо знать, какой вид
продукции должен производиться на размещаемом предприятии (вплоть до его
характеристик по массе и размерам), какое для этого потребуется сырье и
материалы, предполагаемую численность рабочих кадров, в каких количествах и
с какими экономическими показателями имеются ресурсы в предполагаемых
районах размещения, какие последствия могут возникнуть при его размещении в
том или ином пункте и т. д. По существу — это факторы, от которых зависит
правильность размещения машиностроительных производств и которые определяют
его экономическую эффективность. Одни из них связаны с природными условиями
и ресурсами экономических районов, другие определяются исключительно
характером размещаемого производства, его специфическими особенностями и т.
д. Многообразие факторов и различие в природе их образования приводят к
необходимости классификации факторов с целью упрощения экономического
анализа причин, вызывающих неодинаковую эффективность одного и того же
производства
в различных экономических
территориального тяготения в самом общем виде можно разделить на четыре
группы:
1) внутрипроизводственные
факторы, связанные
производства на предприятиях
машиностроительной
2) внепроизводственные
факторы, связанные с
условиями в районах
3) отраслевые
особенности
4) факторы
социального характера.
Внутрипроизводственные факторы определяют характер и результаты
деятельности предприятий общего машиностроения и представляют собой
совокупность необходимых условий и средств на предприятии для изготовления
данного вида продукции, способствующих достижению определенного уровня
технико-экономических показателей производства: характер используемых для
производства
продукции техники и
организации производства, степень загрузки основного технологического
оборудования и т. д.
При планировании размещения не безразлично, каким способом, какими
техническими средствами и на основе каких процессов будет организовано
намечаемое к размещению производство. Это важно, потому что фактор
технической оснащенности производства вместе с уровнем развития
специализации, концентрации и кооперирования, а также другими
организационными моментами существенно влияет не на удельные нормы расхода
сырья, материалов, топлива, энергии и труда на предприятиях общего
машиностроения, но и на объемы выпуска продукции, что в совокупности с
другими факторами определяет и размещение предприятий.
Исследование внутрипроизводственных факторов составляет основу
определения отраслевых особенностей, поскольку без научного предвидения
Информация о работе Территориальные аспекты развития общего машиностроения