Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 15:50, контрольная работа
Северо-Западный регион – один из крупнейших экономических районов России, является в тоже время одним из самых насыщенных в нашей стране ядерными и радиационными объектами. Здесь расположены атомные станции, научно-исследовательские центры, судостроительные и судоремонтные предприятия.
1. Введение.......................................................................................................стр.
2. Особенности экономико-географического положения района...............стр.
3. Природно-ресурсный потенциал................................................................стр.
4. Население и трудовые ресурсы...................................................................стр.
5. Структура и размещение ведущих отраслей хозяйства............................стр.
6. Территориальная организация хозяйства...................................................стр.
7. Заключение....................................................................................................стр.
8. Список литературы.............................
Высок уровень урбанизации: в городах проживает 87% населения. Это самый высокий показатель среди всех экономических районов России. В Санкт-Петербурге проживает около 70% городского и 60% всего населения района. Основу городской сети составляют старые города, особенно в Псковской и Новгородской областях (Новгород, Псков, Великие Луки, Старая Русса), однако подавляющая часть городов расположена на территории Ленинградской области, что связано с основанием Санкт-Петербурга (Кронштадт, Петродворец, Колпино).
Северо-Западный район обладает мощным научным потенциалом. Научный комплекс отличается территориальной концентрацией как материальной сферы, финансовых ресурсов, так и результатов научных исследований в Санкт-Петербурге. В районе сосредоточено более 12% организаций, выполняющих научные исследования и разработки, примерно столько же научных работников страны, в том числе почти 13% докторов и кандидатов наук. В 2001 г. сюда было направлено почти 13% средств на различные исследования и разработки, из которых более 9% поступили в научные центры Санкт-Петербурга. Действует свыше 100 российских вузов, где обучается 463 тыс. студентов страны.
Экономически активное население Северо-запада - 4,5 млн. человек; в экономике (в основном в промышленности, торговле, строительстве, и отраслях социальной сферы) занято 92% населения. Почти 50% занятых в экономике приходится на частный, около 25% - на государственный сектор.
Северо-Западный район имеет самые высокие показатели занятости трудоспособного населения в России, особенно в крупных городах. Это обусловлено тем, что все субъекты РФ, которые входят в район имеют предпосылки для развития малого бизнеса и для его развития используются специальные программы. Занятость населения в личных и домашних подсобных хозяйствах низкая и обладает низкой трудовой мобильностью, а значительная часть сельского населения занята в несельскохозяйственных отраслях, промышленности и транспорте. В последнее время безработица приобрела повсеместный характер. Численность безработных - 9,3%.
5. СТРУКТУРА И РАЗМЕЩЕНИЕ ВЕДУЩИХ ОТРАСЛЕЙ ХОЗЯЙСТВА.
Северо-Западный
район представляет собой сложный многоотраслевой комплекс,
обеспечивающий производство важнейших
видов продукции для хозяйства всей страны.
В структуре промышленности выделяются
комплексы: машиностроительный, химико-лесной,
индустриально-строительный, комплекс отраслей легкой
промышленности. Они определяют место
района в общероссийском территориальном
разделении труда. Заметную роль играют
также металлургический и топливно-энергетический
комплексы. Значительный удельный вес
в промышленности региона занимают предприятия
военно-промышленного комплекса. Все большее
значение в структуре хозяйства имеют социально-рекреационные
функции района. Многие города Северо-Запада
стали крупными центрами туризма.
Внутренняя территориальная структура
В структуре экономики Северо-Западного
района ведущее место занимают отрасли рыночной
специализации машиностроительного комплекса.
В составе машиностроительного комплекса
района приоритет принадлежит судостроению,
электротехническому, энергетическому,
тракторному и сельскохозяйственному,
Основная часть машиностроительных предприятий
сосредоточена в Санкт-Петербурге и Ленинградской
области. Крупнейшими машиностроительными
предприятиями являются Кировский завод,
выпускающий мощные тракторы, завод "Электросила",
производящий мощные генераторы для тепловых
и гидравлических электростанций, Ижорский
завод (Колпино). К ним относятся и Невский
металлургический завод, крупнейшие предприятия
тяжелого, прежде всего энергетического
машиностроения. Они производят уникальные
штучные и малосерийные машины, отличающиеся
повышенной металлоемкостью, оборудование
для АЭС, мощные экскаваторы. Адмиралтейский
в Санкт-Петербурге и Выборгский заводы
производят уникальные суда, танкеры,
сухогрузы, рыболовные и научно-исследовательские
суда.
Одно из ведущих мест в промышленности
Северо-Западного района занимает химический
комплекс[5, с.230]. В районе получило большое
развитие производство резинотехнических
изделий, шин, синтетических смол, удобрений,
пластмасс, лако-красочных изделий, кислот,
реактивов, химико-фармацевтических препаратов.
Производство фосфорных удобрений создано
в Санкт-Петербурге и Волхове. Широкой
известностью пользуется предприятие
химического производственного объединения
"Красный треугольник", производящее
шины, резиновую обувь и другие резино-технические
изделия. Химическая промышленность представлена
переработкой сланцев (г. Сланцы). В целом
химическая промышленность имеет тенденции
к сокращению особенно вредных в экологическом
отношении производств.
Развит в районе и лесной комплекс,
включающий лесную, деревообрабатывающую
и целлюлозно-бумажную промышленность.
Потребности комплекса в древесине покрываются
как местными лесозаготовками, так и в
значительной степени сырьем соседней
Карелии и других районов Севера. Пиломатериалы,
фанеру, древесно-волокнистые (ДВП) и древесно-стружечные
плиты (ДСП), мебель, картон, бумагу и другие
виды продукции производят почти во всех
областях района. Но особенно их производство
развито в Санкт-Петербурге и Ленинградской
области. Основным направлением развития
лесного комплекса являются глубокая
переработка древесины, повышение качества
ее продукции, восстановление лесных массивов.
В комплексе отраслей легкой
промышленности ведущее место занимает
текстильная, кожевенно-обувная, фарфоро-фаянсовая
промышленность. Основным центром текстильной
и трикотажной промышленности является
Санкт-Петербург. Льняная промышленность
развита в Пскове, производство обуви
- в Санкт-Петербурге (объединение "Скороход"),
фарфоро-фаянсовых изделий - в Новгородской
области. Стекольная и фарфоро-фаянсовая
промышленность относится к числу старейших отраслей
Топливно-энергетический
комплекс имеет слабую топливную базу.
В регионе имеется ряд предприятий по
добыче горючих сланцев, ведется добыча
торфа, работает крупный нефтеперерабатывающий
завод на привозной нефти. Топливный дефицит
района, завоз в больших объемах дорогих
кузнецких и печорских углей делают все
более настоятельной проблему использования
ядерного топлива. В районе работает Ленинградская
атомная электростанция (4 млн кВт).
Металлургический
комплекс относится к отраслям, дополняющим
территориальный комплекс Северо-Запада.
Он частично удовлетворяет потребности
района в металлах, конструкционном литье,
прокате, стальных и чугунных трубах, крепежных
изделиях, проволоке, метизах и т. п. Исходный
материал для этих изделий почти весь
привозится из других районов.
Агропромышленный комплекс
играет важную для района роль. Его цель
- удовлетворение потребностей населения
Северо-Запада в продовольствии. В структуре
Сельскохозяйственные угодья
составляют 1/5 всей территории. Более 1/2
посевов занято зерновыми культурами,
основные площади этих культур находятся
в Псковской области. Все сельскохозяйственные продукты
предназначены для внутреннего потребления,
и только лен и продукция из него вывозятся
за пределы района.
Транспорт и экономические
связи. Северо-Западный район располагает
всеми видами современного транспорта.
На его долю приходится значительная доля
морских и речных перевозок. Санкт-Петербург
- крупнейший порт страны и мира. Ведущим
видом транспорта является железнодорожный.
По плотности железнодорожной сети район
находится на одном из первых мест в стране.
От Санкт-Петербурга берут начало 12 направлений
дорог на Москву, Урал, Белоруссию и Украину.
По ним перевозятся продукция лесной промышленности,
металл, топливо, оборудование, машины
и другая продукция. В вывозе преобладает
продукция машиностроения, химической,
деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной
промышленности. Во ввозе - топливно-энергетические
ресурсы, лес, металл, строительные материалы,
продовольствие. Для района характерно
значительное преобладание ввоза над
вывозом, что является следствием специализации
района на обрабатывающей промышленности.
Наиболее тесные связи сложились с Северным
районом. Развиты экономические связи
с Центральным экономическим районом.
В перспективе можно предполагать увеличение
объемов производства. В промышленности
более высокими темпами будут развиваться отрасли легкой
и пищевой промышленности, глубокая переработка
древесины, производство строительных
материалов.
6. ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ХОЗЯЙСТВА.
Территориальная
структура хозяйства
Санкт-Петербург (4,8 млн жителей)
и Ленинградская область, расположенные
в устье Невы (у Финского залива), сконцентрировали
мощную обрабатывающую промышленность,
многие из отраслей которой имеют важное
общероссийское и экспортное значение.
В составе Северо-Западного региона на
долю Ленинградской области приходится
20,5% населения, 15% промышленной продукции
и 60% сельскохозяйственной продукции [2,
с.99]. Особую роль играет машиностроение.
Здесь сосредоточены более 5% республиканского
производства турбин и генераторов, значительная
доля производства мощных компрессоров
для газопроводов, морских судов, полиграфического
оборудования, кузнечно-прессовых машин,
приборов и средств автоматизации. Среди
городов, входящих в состав Санкт-Петербургской
промышленной агломерации, выделяются
Колпино, где размещены такие широко известные
предприятия, как Ижорский завод тяжелого
машиностроения, а также Гатчина, Выборг.
Доля Новгородской и Псковской
областей в производстве промышленной
продукции района невелика. Их индустриальное
развитие в значительной степени связано
с Санкт-Петербургом. Во многих городах
этих областей размещены филиалы и отделения
Санкт-Петербургских производственных
объединений. Крупными промышленными
центрами здесь являются Великий Новгород
(более 234 тыс. жителей) с развитым электро-
и радиотехническим производством, Псков
(более 208 тыс. жителей) с развитым электромашиностроением,
производством средств связи, льнообрабатывающей
и пищевой промышленностью и Великие Луки
(111 тыс. жителей) с электро- и радиотехническим
машиностроением, легкой промышленностью.
В условиях становления и развития
рыночных отношений ближайшие перспективы
развития Северо-Западного района, принимая
во внимание образование новой государственной
границы со странами Балтии, тесно связываются
с миграцией в пределы района русскоязычного
населения из Эстонии, Латвии, Литвы. Приток
мигрантов дает возможность обеспечить
трудовыми ресурсами депрессивное сельское хозяйство Псковской
и Новгородской областей, позволяет ускорить
создание фермерских хозяйств. Нарушение
единого транспортного и энергетического
пространства с Балтией требует развития
электроэнергетики, транспортной инфраструктуры
и сооружения нового морского порта в
окрестностях Санкт-Петербурга.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Северо-Западный
экономический район занимает выгодное
экономико-географическое положение,
на базе которого и складывается хозяйство
района. Удобное транспортно-
Район
располагает ограниченными
Северо-Западный
район – район одного города,
так как основная часть населения,
а именно 60%, сосредоточена в Санкт-
Транспортная система района – это наиболее значимый элемент его инфраструктурного комплекса. Она обеспечивает не только межрайонные и внутрирайонные, но и международные связи России с западом. Район , таким образом, стал практически единственным непосредственным выходом в атлантическую сферу мирового рынка.
Безусловно, роль Северо-Западного района в экономике Российской Федерации велика, а решение проблем и реализация задач позволят в дальнейшем наращивать темпы экономического роста.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. География промышленности. Хрущев А.Т. Статистический сборник.
2. Кистанов В.В., Копылов Н.В. Региональная экономика России: Учебник. - М.: Финансы и статистика, 2002 -584 с.: ил.
3. Морозова "Региональная экономика", ЮНИТИ, 2002
4. Региональная экономика. Учебное пособие для вузов/Под редакцией проф. Морозовой Т.Г. - М: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2000.
5. Регионоведение. Учебник для вузов/ Под редакцией проф. Морозовой Т.Г. - М: Банки и Биржи, ЮНИТИ, 2001.
6. Трейвиш А. "Развитие
экономики России", "Люди и работа",
М, "Аванта+", 2001
Информация о работе Территориальная организация Северо-Западного экономического района