Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 09:03, реферат
В современных условиях возрастает роль территориальных аспектов развития экономики России. Это вызвано диспропорциями в региональном развитии. Спад производства, рост безработицы в депрессивных районах, гиперурбанизация, серьезные экологические проблемы, центробежные тенденции в регионах требуют грамотного, научно обоснованного подхода к решению проблем регионального развития.
Исследования экономических и социальных аспектов регионального развития проводились в России и за рубежом еще в начал XIX в. В настоящее время региональную экономику можно считать сформировавшейся отраслью науки, хотя ряд ученых до сих пор не рассматривают ее как самостоятельную науку, отождествляя с экономической географией.
По определению академика Н.Н.Некрасова, «региональная экономика как отрасль экономической науки изучает совокупность экономических и социальных факторов и явлений, обусловливающих формирование и развитие производительных сил и социальных процессов в региональной системе страны и каждом регионе» (Некрасов Н.Н. Региональная экономика. Теория, проблемы, методы. 2-е изд. М.: Экономика, 1978. С.19.). региональная экономика разрабатывает экономические стратегические позиции регионального развития производительных сил, определяющих совершенствование территориальной организации хозяйства страны. Региональное размещение производительных сил рассматривается как главная составная часть региональной экономики.
Предметом изучения региональной экономики служат особенности и закономерности размещения производительных сил и развития районов, факторы размещения и регионального развития. Она тесно связана с экономической географией, но в отличие от нее, занимающейся фундаментальными вопросами, нацелена на прикладные, практические результаты исследования. Региональная экономика, несмотря на всю близость с географией, является составной частью экономики.
Региональная экономика связана также с экономической теорией, макроэкономическим прогнозированием, отраслевыми экономиками (экономикой промышленности, сельского хозяйства, транспорта и др.), статистикой и другими социально-экономическими науками. Она изучает не только экономические проблемы регионов, но гораздо более широкий круг вопросов – экологию, социальные проблемы и др., т.е. связана с демографией, географией, этнографией, управлением, социологией, градостроительством и другими смежными науками.
Региональная экономика на Западе определяется как «региональная наука», так как такое название более полно отражает ее специфику.
Введение 3
Глава 1. Теории размещения производства 6
1.1 Теория сельскохозяйственного штандорта И. Тюнена 7
1.2 Рациональный штандорт промышленного предприятия В.Лаунхардта 9
1.4 Теория центральных мест 14
1.5 Региональные рынки и пространственная теория цены 17
1.6 Теории региональной специализации и межрегиональной торговли 19
1.7 Теории абсолютных и сравнительных преимуществ А.Смита и Д.Рикардо 19
1.8 Теория Хекшера — Олина 23
Глава 2. Общая теория размещения 25
2.1 Основные направления общей теории размещения 25
2.2 Учение о пространственной организации хозяйства А. Лёша 27
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Институт математики, естественных наук
и информационных технологий
Отделение географии, экологии, природопользования
и туризма
Кафедра социально-экономической географии
и природопользовании
Теории региональной экономики и пространственного размещения
(реферат)
Тюмень 2012
Содержание
Содержание 2
Введение 3
Глава 1. Теории размещения производства 6
1.1 Теория
сельскохозяйственного
1.2 Рациональный
штандорт промышленного
1.4 Теория центральных мест 14
1.5 Региональные рынки и пространственная теория цены 17
1.6 Теории региональной специализации и межрегиональной торговли 19
1.7 Теории
абсолютных и сравнительных
1.8 Теория Хекшера — Олина 23
Глава 2. Общая теория размещения 25
2.1 Основные
направления общей теории
2.2 Учение о пространственной организации хозяйства А. Лёша 27
Введение
В современных условиях возрастает роль территориальных аспектов развития экономики России. Это вызвано диспропорциями в региональном развитии. Спад производства, рост безработицы в депрессивных районах, гиперурбанизация, серьезные экологические проблемы, центробежные тенденции в регионах требуют грамотного, научно обоснованного подхода к решению проблем регионального развития.
Исследования экономических и социальных аспектов регионального развития проводились в России и за рубежом еще в начал XIX в. В настоящее время региональную экономику можно считать сформировавшейся отраслью науки, хотя ряд ученых до сих пор не рассматривают ее как самостоятельную науку, отождествляя с экономической географией.
По
определению академика Н.Н.
Предметом изучения региональной экономики служат особенности и закономерности размещения производительных сил и развития районов, факторы размещения и регионального развития. Она тесно связана с экономической географией, но в отличие от нее, занимающейся фундаментальными вопросами, нацелена на прикладные, практические результаты исследования. Региональная экономика, несмотря на всю близость с географией, является составной частью экономики.
Региональная экономика связана также с экономической теорией, макроэкономическим прогнозированием, отраслевыми экономиками (экономикой промышленности, сельского хозяйства, транспорта и др.), статистикой и другими социально-экономическими науками. Она изучает не только экономические проблемы регионов, но гораздо более широкий круг вопросов – экологию, социальные проблемы и др., т.е. связана с демографией, географией, этнографией, управлением, социологией, градостроительством и другими смежными науками.
Региональная экономика на Западе определяется как «региональная наука», так как такое название более полно отражает ее специфику.
Объектами
исследования региональной экономики,
как следует из самого названия науки,
являются регионы. Термин «регион» употребляется
очень часто в различных
Под
регионом понимается крупная территория
страны с более или менее однородными
условиями и характерной
Реже регионами называют территории внутри области, края, республики (микрорегионы).
Региональная
экономика изучает регионы
Развитие
процессов экономической
В рамках региональной экономики исследуются такие проблемы, как:
и другие вопросы, связанные с размещением производительных сил и комплексным развитием регионов. [13]
Глава 1. Теории размещения производства
Проблемы экономического пространства привлекали внимание еще античных философов (Аристотель, Платон), создателей социальных утопий (Т. Мор, Т. Компанелла, Ш. Фурье, Р. Оуэн), а в XVII — XVIII столетиях постоянно входили в структуру создававшихся экономических теорий. Можно упомянуть в первую очередь Р. Кантильона, Дж. Стюарта, А. Смита и особенно Д. Рикардо с его принципом сравнительных преимуществ в межрегиональной торговле и теорией ренты по местоположению.
Однако после этого периода и вплоть до конца XIX в. фактор пространства выпал из поля зрения общих экономических теорий. В экономической науке укоренялась привычка к абстрагированию от пространства. Можно сказать, что основное течение экономической мысли продолжало развиваться как теория «точечной» экономики или «замкнутой страны без размеров». По-видимому, это один из самых странных парадоксов истории экономической науки.
Игнорирование экономического пространства лишало экономические теории должной общности и гармоничности, приводило к искажающим упрощениям. Например, в исследованиях механизмов конкуренции, торговли, взаимодействия производственных факторов не учитывались «монополистическая защита» расстояний и транспортных издержек, конкурентные преимущества различных мест размещения производства, немобильность природных ресурсов и т.д.
В то же время проблемы экономического пространства более сильно разрабатывались в смежных науках, особенно в географии и демографии. Так, в экономической географии соперничали парадигмы географического детерминизма и географического поссибилизма (от слова possibility — возможность). Первая утверждала жесткую обусловленность развития экономики и общества природными условиями; вторая признавала наряду с природной обусловленностью также и активную роль социально-экономической деятельности.
В XIX в., особенно в конце, появляются глубокие исследования факторов экономического пространства (И. Тюнен, В. Лаунхардт, А. Вебер и др.). Они оказали значительное влияние на последующее формирование теорий пространственной и региональной экономики, но практически не влияли на наиболее популярные направления экономической теории — как «классики», так и «неоклассики». Перелом во взаимодействии «точечной» и «пространственной» экономики произойдет значительно позже. [10]
1.1 Теория сельскохозяйственного штандорта И. Тюнена
Становление теории размещения (локализации) принято связывать с выходом в 1826 г. книги немецкого экономиста И. Тюнена (J. Thtinen) «Изолированное государство в его отношении к сельскому хозяйству и национальной экономии». Главным содержанием этого фундаментального труда было выявление закономерностей размещения сельскохозяйственного производства. Исследование И. Тюнена отличали высокий уровень абстракции, точные формулировки поставленных задач. Он предполагает наличие экономически изолированного от остального мира государства, в пределах которого имеется центральный город, являющийся единственным рынком сбыта сельскохозяйственной продукции и источником обеспечения промышленными товарами. Цена каждого продукта в любой точке пространства отличается от его цены в городе на величину транспортных затрат, которые принимаются прямо пропорциональными весу груза и дальности перевозки.
И. Тюнен ставит вопрос: какие формы примет при установленных предпосылках сельское хозяйство и какое влияние на его размещение будет оказывать расстояние от города. Он находит ответ на поставленный вопрос методом сопоставления транспортных затрат на перевозку продукции от места производства до рынка, в результате чего выявляются зоны, наиболее благоприятные (с точки зрения минимизации транспортных затрат) для размещения в их пределах тех или иных видов сельскохозяйственного производства.
И.Тюнен доказывает, что в рамках сделанных допущений оптимальная схема размещения сельскохозяйственного производства — это система концентрических кругов (поясов) разного диаметра вокруг центрального города, разделяющих зоны размещения различных видов сельскохозяйственной деятельности. Чем выше урожайность (продуктивность), тем ближе к городу должно размещаться соответствующее производство. С другой стороны, чем дороже тот или иной продукт на единицу веса, тем дальше от города целесообразно его размещение. В результате интенсивность ведения хозяйства снижается по мере удаления от города.
И. Тюнен выделял шесть поясов (колец) размещения сельскохозяйственной деятельности, основываясь на условиях ведения хозяйства в своем имении в Мекленбурге. Ясно, что при других условиях конкретный состав поясов будет другим, но принцип их чередования сохранится. Нахождение расстояния, отделяющего зоны размещения тех или иных видов сельскохозяйственной деятельности от центра сбыта, осуществляется по простым формулам.
Пусть имеются две
откуда
Одновременно И. Тюнен обосновал основные положения теории земельной ренты по местоположению.
Определенный продукт
По-видимому, И. Тюнен не знал теории ренты по местоположению Д. Рикардо. Тем не менее, начиная свой анализ с принципиально иных посылок, он приходит к тем же выводам, что и Д. Рикардо.
Работа И.Тюнена была первым и весьма показательным примером использования абстрактных математических моделей в теории пространственной экономики. Ее важное методологическое значение признано в мировой экономической науке.
1.2 Рациональный штандорт промышленного предприятия В.Лаунхардта
Главное открытие немецкого ученого В. Лаунхардта (W. Launhardt), основная работа которого была опубликована в 1882 г., — метод нахождения пункта оптимального размещения отдельного промышленного предприятия относительно источников сырья и рынков сбыта продукции. Решающим фактором размещения производства у В. Лаунхардта, так же как и у И.Тюнена, являются транспортные издержки. Производственные затраты принимаются равными для всех точек исследуемой территории. Точка оптимального размещения предприятия находится в зависимости от весовых соотношений перевозимых грузов и расстояний. Для решения этой задачи В. Лаунхардт разработал метод весового (или локационного) треугольника .
Пусть требуется найти пункт размещения нового металлургического завода. Известны пункт добычи железной руды — точка А, пункт добычи угля — точка В и пункт потребления металла — точка С. Транспортный тариф равен t (на 1 т.км). Расход руды на выплавку 1т металла равен я, расход угля — Известны также расстояния между пунктами (стороны локационного треугольника):
Возможным пунктом размещения металлургического завода может быть в принципе каждая из трех точек размещения источников руды и угля и потребителя металла. В этих случаях суммарные затраты, связанные с перевозкой всех необходимых грузов для потребления 1 т металла, будут равны:
— при размещении завода в точке А;
— при размещении завода в точке В;
— при размещении завода в точке С.
Наилучшим пунктом размещения завода из рассмотренных трех будет тот, в котором транспортные затраты минимальны. Однако искомый пункт размещения может не совпадать ни с одной из вершин локационного треугольника, а находиться внутри него в некоторой точке М.
Расстояния от внутренней точки М до вершин треугольника составляют: Тогда транспортные издержки при размещении металлургического завода в точке М будут равны . Выполнение требования дает точку оптимального местоположения предприятия. Данная задача имеет геометрическое и механическое решения.
Геометрический метод нахождения точки размещения состоит в том, что на каждой из сторон локационного треугольника строится треугольник, подобный весовому (стороны которого относятся как ). Затем вокруг построенных таким образом треугольников описываются окружности, точка пересечения которых и является точкой минимума транспортных издержек. Этот метод — для случая, когда соотношения расстояний соответствуют свойству треугольника (одна сторона меньше суммы двух других). В противном случае (например, когда ) точка минимума транспортных затрат будет совпадать с одной из вершин локационного треугольника.
Информация о работе Теории региональной экономики и пространственного размещения