Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2012 в 12:19, контрольная работа
Область расположена на севере Восточно-Европейской равнины. Омывается Белым, Баренцевым, и Карским морями. Архангельская область располагается близко к арктическим морям и удалена от тёплого Северо-Атлантического течения (ответвление Гольфстрима), климат здесь умеренно-континентальный, на северо-западе — морской, на северо-востоке — субарктический, то есть прохладное лето и продолжительная холодная зима.
На территории Архангельской области находятся мыс Флигели (крайняя северная точка России, Европы и Евразии) и мыс Флиссингский (крайняя восточная точка Европы).
3. Требования
приоритетных секторов
Изменение структуры занятости населения по уровням образования и видам деятельности
Доля
занятых в экономике, имеющих
среднее специальное
В 2030
г. в структуре занятости
Изменение структуры занятости населения по секторам
В структуре спроса на кадры к 2030 г. увеличится доля сервисных секторов и сократится доля производственных секторов, сельского и лесного хозяйства, рыболовства. Так, доля занятых в сервисных секторах к 2030 г. вырастет с текущих 30% до 43% в базовом сценарии.
Основной приток рабочей силы в 2006 - 2030 гг., с учетом ухода занятых на пенсию, потребуется в торговле, социальном секторе, туризме, связи и телекоммуникациях, промышленности стройматериалов и машиностроении. Наибольший отток кадров произойдет в лесопромышленном комплексе.
Развитие малого и среднего бизнеса в регионе
Развитие
малого и среднего бизнеса является
важной движущей силой эффективного
развития большинства секторов экономики.
В Архангельской области
Для
обеспечения прогнозируемого
К 2030 г. в структуре оборота малого и среднего бизнеса доля торговли значительно сократится, что в первую очередь будет связано с активным развитием предпринимательства в других секторах экономики.
Развитие необходимой транспортной и энергетической инфраструктуры
При условии реализации потенциала роста секторов экономики Архангельской области к 2030 г. существенно вырастет спрос на грузовые и пассажирские перевозки. Так, грузооборот к 2030 г. вырастет более чем на 60%, а пассажирооборот на 70% по сравнению с показателями 2006 г. (в базовом сценарии).
Таким образом, для реализации экономического потенциала Архангельской области потребуется осуществление ряда приоритетных проектов по развитию транспортной инфраструктуры региона:
1. Строительство железнодорожной магистрали;
2. Строительство
Глубоководного района
3. Реконструкция федеральной автотрассы М-8 "Холмогоры";
4. Развитие существующей сети железных дорог;
5. Развитие
аэропортового комплекса
6. Реконструкция
терминалов и акватории,
Энергетическая инфраструктура
С учетом
текущих планов предприятий по расширению
генерации электроэнергии к 2030 г. в
Архангельской области
Целевая структура экономики и прогнозы
В результате моделирования были получены прогнозы ключевых показателей экономики Архангельской области на период до 2030 года. Среднедушевые доходы населения Архангельской области вырастут с 8,9 тыс. руб. на человека в 2006 г. до 33 тыс. руб. на человека в 2030 г. при реализации базового сценария развития. В оптимистичном сценарии за период с 2007 по 2020 г. рост доходов населения области составит 2,9 раза, что будет несколько выше аналогичного показателя по РФ при реализации инновационного сценария развития экономики (согласно Концепции развития РФ до 2020 г., доходы населения РФ за период 2007 2020 гг. увеличатся в 2,6 раза при инновационном сценарии развития РФ).
Совокупный объем выручки по секторам экономики Архангельской области будет расти примерно на 4,5% в год и увеличится с 300 млрд. руб. в 2006 г. до более 850 млрд. руб. в 2030 г.
К 2030 г. в базовом сценарии развития показатель ВРП на душу населения в Архангельской области достигнет уровня около 420 тыс. руб. на человека в ценах 2006 г.
Таким образом, уровень ВРП на душу населения в Архангельской области в 2030 г. будет сопоставим с уровнем Чехии, Португалии, Тайваня и Южной Кореи в 2006 г. При реализации оптимистичного сценария развития экономики региона по этому показателю Архангельская область достигнет текущего уровня Италии, Германии и Франции.
Основными драйверами экономики региона в период до 2030 г. станут транспорт и логистика, судостроение, машиностроение, лесопромышленный комплекс и туризм. Среди всех экспортно ориентированных секторов экономики региона на эти отрасли придется наибольший прирост добавленной стоимости.
Лидирующим сектором экономики Архангельской области по темпам роста и уровню производительности труда в 2030 г. станет машиностроение.
К 2030
г. в структуре экономики региона
увеличится доля обрабатывающих производств
и сектора услуг, включая социальный
сектор. В структуре оборота
К 2030 г. в экономике Архангельской области увеличится относительная доля занятых в секторах с более высоким уровнем оплаты труда. В секторах обрабатывающих и добывающих производств сократится доля занятых в лесопромышленном комплексе, значительно увеличится занятость в секторе машиностроения.
Существенная доля занятых будет приходиться на сектора с высоким уровнем производительности труда: судостроение, ЛПК, машиностроение и электроэнергетику.
SWOT – анализ
социально-экономического
Сильные стороны |
Приморское положение, наличие морского и речного портов, выход в Арктику и Атлантику |
Близость к государствам Баренц - региона |
Стабильная общественно- |
Сохранение исторически
сложившейся специализации |
Высокий образовательный уровень и развитые культурные потребности населения |
Высокий интеллектуальный и
кадровый потенциал, сохранившиеся
возможности для его |
Развитая образовательная база |
Стремление к развитию связей с городами России и за рубежом |
Наличие международного аэропорта федерального значения |
Многоотраслевая структура экономики |
Относительно высокая предпринимательская активность населения |
Достаточная производственная база для развития глубокой деревообработки, перерабатывающей промышленности |
Емкий потребительский рынок |
Наличие земельных ресурсов в муниципальной собственности |
Осознание многими жителями проблем сохранения экологического равновесия в городе |
Быстро развивающаяся система телекоммуникаций |
Наличие системы регистрации прав собственности |
Сформирована система защиты прав потребителей |
Слабые стороны |
Высокий физический износ и устаревшая инженерная инфраструктура |
Ресурсоёмкие и устаревшие технологии получения тепла и электроэнергии, высокие потери тепла в сетях |
Неадекватность дорожно- |
Практически полное отсутствие
местной топливной |
Удаленное положение относительно центральных городов России |
Недостаточность и высокая стоимость энергоресурсов |
Неудовлетворительное |
Большая доля ветхого и аварийного жилья |
Неблагоприятные природно-климатические условия |
Значительное число |
Дефицит высококвалифицированных специалистов рабочих профессий |
Высокая степень износа основных фондов предприятий всех отраслей |
Неблагоприятная экологическая обстановка, отсутствие эффективной системы по сбору и переработке твердых бытовых отходов |
Слабая материально- |
Неблагоприятная демографическая ситуация |
Значительная дифференциация населения по уровню жизни |
Высокий износ основных средств
муниципальных унитарных |
Увеличение уровня детской и подростковой преступности, наркомании |
Старение врачей, среднего медицинского персонала, учительских и преподавательских кадров |
Наличие несанкционированных свалок |
Высокая степень заболеваемости населения |
Неблагополучная криминогенная ситуация |
Наличие на территории объектов с высоким экологическим риском |
Угрозы |
Недостаточная степень развития городской инфраструктуры (транспорт, ЖКХ) |
Недостаточный уровень инвестиций, в первую очередь в инфраструктуру городов |
Недостаточная квалификация менеджмента на разных уровнях |
Опережающий рост тарифов естественных монополий |
Естественная убыль населения города, старение населения |
Показатели обеспеченности населения в социальной сфере не в полной мере соответствуют социальным нормативам и нормам |
Неопределённость конъюнктуры внешнего рынка, оказывающей влияние на финансовые результаты работы городских предприятий-экспортёров |
Недостаточное финансовое обеспечение
установленных федеральным |
Высокая стоимость и недостаточная обеспеченность благоустроенным жильем |
Недостаточно развита система ипотечного и иных форм долгосрочного жилищного кредитования |
Незначительное участие банков в капитальных вложениях в реальный сектор экономики и строительство жилья |
Отсутствие предприятий по утилизации твердых бытовых отходов, недостаточные мощности по канализованию и очистке бытовых и промышленных стоков |
Неравномерное распределение предприятий торговли и бытовых услуг в городе |
Возможности |
Повышение конкурентоспособности товаропроизводителей и инвестиционной привлекательности города |
Возможность развития въездного, в том числе иностранного туризма благодаря большому количеству сохранившихся объектов историко-культурного наследия |
Сотрудничество в рамках программ стран Баренц – региона |
Повышение спроса на квалифицированную рабочую силу |
Исполнение программ по поддержке малого бизнеса, профессиональное консультирование и переобучение высвобождаемых и высвобожденных работников |
Увеличение объемов производства продукции глубокой переработки древесины предприятиями города |
Наличие свободных для застройки земельных участков |
Рост образовательного уровня и профессионализма трудовых ресурсов с увеличением доли рабочей силы с высшим образованием |
Участие в общероссийских ипотечных и других программах строительства жилья |
Привлечение кредитов Всемирного банка и ЕБРР под различные проекты |
Внедрение информационных технологий в сферу управления хозяйством |
Внедрение муниципального заказа в систему управления |
Развитие конкуренции среди предприятий торговли, формирование сети специализированных магазинов |
Реализация программ и мероприятий по охране окружающей природной среды |
Приватизация земельных участков под индивидуальное жилье |