Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 10:43, контрольная работа
Малое предпринимательство – значительное и сложное явление социально-экономической жизни города. Оно присутствует практически во всех отраслях экономики города. В деятельность малых предприятий вовлечены все социальные группы. Развитие малого бизнеса в городе является стратегическим фактором, определяющим устойчивое развитие экономики города, и наоборот, свертывание малых предприятий может иметь серьезнейшие негативные последствия как экономического, так и социального характера. В силу, указанных причин поддержка малого бизнеса рассматривается в качестве одного из приоритетов Ульяновска.
Развитие малого предпринимательства в социальном аспекте это – занятость и качество жизни ульяновцев, обеспечение горожан необходимыми им товарами и услугами, формирование среднего класса и демократических институтов гражданского общества, реализация общегородских социальных программ.
Реферат
на тему:
«Структура
бизнеса Ульяновской области»
Введение
Малое
предпринимательство – значительное и сложное
явление социально-экономической жизни
города. Оно присутствует практически
во всех отраслях экономики города. В деятельность
малых предприятий вовлечены все социальные
группы. Развитие малого бизнеса в городе
является стратегическим фактором, определяющим
устойчивое развитие экономики города,
и наоборот, свертывание малых предприятий
может иметь серьезнейшие негативные
последствия как экономического, так и социального
характера. В силу, указанных причин поддержка
малого бизнеса рассматривается в качестве
одного из приоритетов Ульяновска.
Развитие малого предпринимательства
в социальном аспекте это – занятость и качество
жизни ульяновцев, обеспечение горожан
необходимыми им товарами и услугами, формирование
среднего класса и демократических институтов
гражданского общества, реализация общегородских
социальных программ.
1. Малое предпринимательство
в Ульяновской области:
общая характеристика,
основные тенденции
развития
В
Комплексной программе
Количество малых предприятий
Число малых предприятий – один из основных индикаторов качества экономической среды. На 1 января 2006 г. зарегистрировано 5820 юридических лиц – субъектов малого предпринимательства.
Из
26037 зарегистрированных в 2004 году юридических
лиц малые предприятия
За период с 1999 по 2005 гг. количество малых предприятий увеличилось на 780 единиц, или на 15%. Однако с 2000 по 2001 год наблюдалась отрицательная динамика – количество малых предприятий несколько сократилось. Тенденция постепенного роста наметилась лишь в 2002 году, но только в 2005 году удалось вернуться к количеству предприятий, действовавших в 1999 году, – количество малых предприятий увеличилось с 4880 единиц по состоянию на 01.01.2005 до 5820 единиц по состоянию на 01.04.2005 г. (19%). Кроме того, по поступившим в середине июня данным органов государственной статистики, по итогам первого квартала 2006 года зафиксирована цифра 7540 малых предприятий. Рост составил 1720 единиц или 29,5%.
Такая динамика, в основном, соответствует общероссийским тенденциям и обусловлена, прежде всего, общей благоприятной макроэкономической ситуацией в Российской Федерации.
Значительный
прирост количества малых предприятий
в конце 2005 – начале 2006 годов произошел
вследствие изменений в законодательстве
РФ о регулировании оборота
Отдельно необходимо отметить динамику изменения количества индивидуальных предпринимателей, также являющихся в соответствии с законодательством Российской Федерации субъектами малого предпринимательства. До 2003 года наблюдался небольшой, но постоянный рост их числа. Резкое сокращение в 2004 году было вызвано прошедшей перерегистрацией, после чего за год их количество снова увеличилось на 27%.
На
заседании Правительства
Но, отмечая положительный прирост малых предприятий за последние два года, мы понимаем, что в абсолютном выражении он явно недостаточен.
«Плотность» малых предприятий
Важным показателем развития предпринимательства является показатель «плотности» малых предприятий, характеризующий количество малых предприятий в расчете на 100 тыс. населения. При этом считается, что в Российской Федерации низкий уровень плотности – до 300 малых предприятий на 100 тыс. населения, средний – в интервале от 300 до 700, высокий от 700 и выше.
По
состоянию на начало текущего года
в Приволжском федеральном
В Ульяновской области этот показатель в 2004 году был равен 360, по состоянию на 01.01.2006 года – 420, по состоянию на 01.04.2006 года – 540, что, несмотря на явно выраженную динамику роста, безусловно недостаточно.
Такое отставание проявилось не сегодня и является, с одной стороны, следствием сложившейся структуры экономики, уровня экономического развития региона, а также политики, проводившейся на территории области в отношении малого бизнеса с начала 90-х годов. Вместе с тем это требует от Правительства области более активных мер по устранению отставания в уровне развития малого предпринимательства.
Исходя
из принятого в международной
практике индикатора «плотности», для
создания нормальной конкурентной среды
в Ульяновской области должно
быть не менее 30–50 тысяч малых предприятий.
Однако, здесь следует учитывать, что индивидуальные
предприниматели также являются субъектами
малого предпринимательства практически
наравне с малыми предприятиями.
2.
Занятость на малых
предприятиях
В 2005 году среднесписочная численность занятых на малых предприятиях составила 53648 человек и в целом по области выросла по сравнению с 2004 годом на 21%. Кроме того, 4479 человек работали по совместительству и договорам подряда. В целом, только на малых предприятиях области за 2005 год было создано 8,5 тыс. новых рабочих мест. В настоящее время доля занятых в малом предпринимательстве области составляет 12,7% от числа занятых в экономике.
К
занятым на малых предприятиях можно
добавить 45 тыс. человек, работающих у
индивидуальных предпринимателей, или
7,8% от общей численности занятых в экономике.
Таким образом, вместе с самими индивидуальными
предпринимателями, которых у нас в области
более 25 тыс. человек, в сфере малого бизнеса
занято 128 тыс. человек или 22% от числа работающих.
По этому показателю мы несколько отстаем
от среднего российского показателя, который
равен 24,7% от числа работающих.
3.
Предпринимательский
потенциал Ульяновской
области
Картина развития малого бизнеса могла быть другой, если бы нам удалось реализовать предпринимательский потенциал общества.
По данным опроса Российского независимого института социальных и национальных проблем (РНИСиП), проведенного в 2003 году, около 10% граждан были готовы открыть свое дело. Исследование Института открытой экономики в 2004 году дают похожие данные – как минимум 9,6% экономически активного населения может стать предпринимателями. Данные исследования проводились в целом на уровне Российской Федерации, но можно с уверенностью сказать, что цифра 10% верна и для Ульяновской области.
Если учесть, что численность населения в трудоспособном возрасте (мужчины 16–59 лет, женщины 16–54 лет) составляет у нас в области порядка 840 тыс. человек, то потенциал развития малого предпринимательства составляет 80 тыс. единиц хозяйствующих субъектов (юридических лиц и индивидуальных предпринимателей), что в 2,6 раза выше общего числа действующих в настоящий момент малых предприятий и индивидуальных предпринимателей (сейчас их в сумме более 30 тысяч).
Реализация этого потенциала может изменить лицо экономики Ульяновской области.
Общепризнанно, что темп реализации предпринимательского потенциала зависит от трех факторов: качества институциональной среды, социальных связей и личных характеристик.
В этой триаде ключевой фактор, на который влияет государство – институциональная среда.
Для малого бизнеса она характеризуется сейчас:
отсутствием
современных законодательных
значительными
административными и «
отсутствием доступа к финансовым ресурсам;
несовершенным налоговым администрированием;
отсутствием
доступа к недвижимому
затрудненным доступом к рынкам сбыта;
недостаточной общественной защитой интересов и прав предпринимателей.
И, наконец, низким престижем предпринимательской деятельности.
Однако следует отметить, что даже в странах с устоявшейся экономикой и благоприятной инфраструктурой отмечается высокий процент ликвидации мелких фирм и трудности с началом своего дела. Основной причиной высокой «смертности» малого бизнеса является некомпетентность и неопытность начинающих свое дело.
3.
Основные проблемы и пути
Законодательная основа малого предпринимательства
Первый закон, который конституциировал малое предпринимательство, был принят 11 лет назад – это Федеральный закон от 14 июня 1995 г. №88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации». Он установил критерии малых предприятий, которые действуют до настоящего времени, закрепил основы формирования инфраструктуры поддержки малых предприятий на федеральном, региональном и муниципальном уровнях, дал старт программам поддержки малого бизнеса. На его основании и в его развитие был принят Закон Ульяновской области от 25 марта 1997 г. №004-ЗО «О государственной поддержке малого предпринимательства в Ульяновской области».
По мере принятия специальных законов, закрепивших нормы по развитию малого бизнеса в Налоговом кодексе Российской Федерации, законах о государственной регистрации, о государственных закупках, о проверках и других, роль закона о поддержке малого бизнесе стала менее заметна. К настоящему времени от закона остались лишь отдельные фрагменты. Также потерял свою актуальность и областной закон.
В
настоящее время
К основным новеллам проекта закона необходимо отнести:
новые типы предприятий, гармонизированные с европейской практикой: микропредприятия с численностью занятых не более 15 человек, малые предприятия – от 16 до 100 человек, средние предприятия – от 101 до 250 человек. (Это означает, что с принятием нового закона, мы будем учитывать малый и средний бизнес как один сектор, и в программы поддержки будут включаться также и средние предприятия);
разграничение полномочий федеральной, региональной и местной власти по развитию малого бизнеса;
обеспечение
равного доступа субъектов
Федеральный
закон будет носить рамочный характер,
и его принятие будет сопровождаться
комплексом поправок в другие законы,
направленных на развитие малого бизнеса.
Соответственно, после принятия Федерального
закона будет необходимо скорейшее принятие
закона области и необходимых нормативных
правовых актов органов местного самоуправления.
5.
Административные барьеры
Принятие закона не панацея. Законодательство и правоприменение, по-прежнему, создают такие административные барьеры, что начало и ведение бизнеса под силу только отважным людям.
Для открытия бизнеса малыми предпринимателями исключительное значение имеет уровень административных барьеров, связанных с пятью процедурами:
а) регистрация;