Стратегические приоритеты развития Казахстанско-Китайских отношений внешнеэкономического сотрудничества

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2011 в 10:25, курсовая работа

Описание работы

В настоящее время важной задачей для исследования казахстанско-китайских отношений является выяснение проблем, стоящих на пути углубления сотрудничества, определение его перспектив. Это является основной целью данной курсовой работы.
Для достижения цели исследования предполагается решить следующие задачи:
1.Рассмотрение нынешнего состояния казахстанско-китайского сотрудничества.
2. Определение факторов, оказывающих на него позитивное и негативное влияние.
3. Выявление конкретных проблем сотрудничества.
4. Анализ форм, методов, направлений двусторонних экономических связей для выявления наиболее перспективных областей сотрудничества, оценка их потенциала.
5. Прогноз основных направлений дальнейшего развития сотрудничества Китая и Казахстана.

Содержание

Введение
1. Основы развития двухстороннего сотрудничества Казахстана и Китая
1.1. Предпосылки развития связей между Казахстаном и Китаем
2. Основные итоги, методы и направления торгово-экономического сотрудничества Китая и Казахстана
2.1. Экономическое сотрудничество и приграничная торговля
2.2. Энергетическое сотрудничество
2.3. Сотрудничество в области развития инфраструктуры
Заключение
Список использованной литературы.

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа по УВДП.doc

— 168.00 Кб (Скачать)

4. Сохраняется сырьевая направленность экспорта республики, не развивается собственная легкая промышленность.

Плюсы для Китая:

1. Развитие челночной торговли способствует получению дохода населением, и, следовательно, снижает нестабильность в регионе.

2. Стимулируется развитие легкой промышленности, есть рынок для сбыта китайских товаров.

3. КНР получает стратегически важные товары для развития по более низким ценам.

Минусы для  Китая:

1. Снижается доверие к китайским товарам за счет большого объема ввоза некачественной продукции, проводится неофициальное притеснение китайцев и товаров в СМИ.

2. Большой объем неучтенной прибыли не облагается налогами, то есть государство не получает доход от этих сделок.

В целом можно  сделать вывод, что приграничная торговля на начальном этапе была выгодна и необходима обеим странам, но сейчас более выгодна Китаю, так  как начала быть препятствием для  собственного развития экономики Казахстана.

Таким образом, можно обозначить круг серьезных  проблем, отражающих общие вопросы  казахстанско-китайского экономического взаимодействия:

- нестабильность  экономических контактов, трудности  взаиморасчетов, связанные с недостаточно развитой банковской системой, а также, в связи с уходом от бартерной формы торговли;

- слабое знание  возможностей партнера, отсутствие  надежного механизма взаиморасчетов  и урегулирования экономических  споров приводит к крайне низкому  уровню выполнения контрактов;

- неблагоприятная  для казахстанской стороны структура  торговли. Казахстан вывозит в  КНР товары производственного  назначения (нефть, черные и цветные  металлы (медь, цинк, свинец, руда, химические удобрения, металлолом, сельхозинвентарь и др.), получая в обмен продовольствие (соя-бобы, фрукты, мясные консервы, арахис) и потребительские товары (одежду, посуду, бытовую технику). При этом в казахстанском экспорте увеличивается доля сырья, а удельный вес обработанной продукции падает;

- крайне низкая инвестиционная активность. Взаимодействие сводится к одноразовым торговым операциям, нередко спекулятивного характера;

- миграция китайского  и казахстанского населения, осуществляющаяся  бесконтрольно, вызывает не только  экономические, но и серьезные  социально-политические проблемы в регионе и на границе, которые оказывают негативное влияние на общее состояние китайско-казахстанских отношений, создают условия для рассуждений о китайской угрозе;

- ввоз китайских  дешевых товаров подрывает промышленную  и сельскохозяйственную базу региона. При этом низкое качество товаров иногда делает их не просто бесполезными, но и опасными для здоровья (особенно это касается пищевых товаров).

Перечисленные выше проблемы торговли создают питательную  среду для криминалитета, как для казахстанского, так и для китайского.   

2.2. Энергетическое сотрудничество 

По заявлениям обоих сторон, энергетическое сотрудничество является одной из приоритетных областей сотрудничества Китая и Казахстана. На сегодняшний день среди стран  СНГ Казахстан является вторым после России производителем нефти, располагая уникальными по запасам углеродного сырья месторождениями. Нефть составляет примерно 30 % от общего объема производства энергоносителей, газ – 13 – 15 % от общей доли. Подтвержденные стратегические запасы включают в себя 169 углеводородных месторождений, из них 87 нефтяных, 17 газовых, 30 нефтегазовых, 35 нефте- и газоконденсатных. Доказанные запасы составляют 2,2 млрд. тонн нефти, 1,8 млрд. куб. м газа, 0,7 млрд. тонн газового конденсата. По объемам добычи республика занимает 26 место в мире.

Как известно, существует несколько проектов транспортировки  нефти, предложенных китайской стороной и поддерживаемых казахстанской. 

Инвестиционные  проекты

Проект Описание Осуществление Стоимость
Транспортировка ж/д транспортом нефти из Казахстана в СУАР КНР Включает в  себя три компонента:

1. Сооружение  нефтехранилища в Шымкенте для транспортировки нефти из трубопровода в вагоны

2.Развитие ж/д инфраструктуры между Шымкентом и Дружбой

3. Конструкция  нефтеналивного танкера возле границы между Казахстаном и Китаем

Министерство  энергетики и природных ресурсов РК, Министерство транспорта (Департамент  железных дорог), “Казойл” Представительство  Государственной плановой Комиссии в Синьцзяне, КННК Около 100-200 млн. $ нефтехранилище, 100 млн.$ для расширения ж/д Дружба и реконструкция дороги в Казахстане. Источники: финансовый заем с небольшим привлечением инвестиций.
Строительство нефтепровода Западный Казахстан-Китай Сооружение  нефтепровода из Западного Казахстана до г. Карамай СУАР КНР

Включает две  фазы:

1. Нефтепровод  в нефтяных месторождений Узень,  Атырау и Тенгиз до Кумколя  в Центральном Казахстане.

2. Из Каракаина  в Центральном Казахстане до  Карамай в СУАР КНР

Министерство  энергетики и природных ресурсов РК, Казахнефтепровод, “Казойл” Представительство Государственной плановой Комиссии в Синьцзяне, КННК.

Рабочая группа главной нефтехимической промышленности уведомила, что два НПЗ в Китае  нуждаются в Казахстанской нефти

4,3 млрд. $ (включая  585 млн. $ для разработки западноказахстанских нефтяных месторождений и 325 млн.$ внести в казну Казахстанского правительства
Расширение  газопровода из Алматы до Урумчи Сооружение  ветки нового газопровода, соединенного с реконструированным трубопроводом  Узбекистан- Казахстан, из Алматы в Синьцзян Министерство  энергетики и природных ресурсов РК, Представительство Государственной  плановой Комиссии в Синьцзяне, КННК Около 2 млрд. $
Строительство электростанции (2) Строительство электростанции в Или для обслуживания местных потребителей энергии и экспорта в ближайший Казахстан Представительство Министерства энергетики, Государственная  энергетическая Корпорация Китая. Представительство  электроэнергетики Госпланов ой комиссии, Министерство энергетики и  природных ресурсов РК, Государственный комитет по приватизации РК 100 - 250 млн.$

Необходимо отметить, что проект сооружения ветки газопровода, соединенного с реконструированным трубопроводом Узбекистан-Казахстан, из Алматы в Синьцзян признан нерентабельным. Переговоры о строительстве электростанции на р. Или ведутся в рамках переговоров о трансграничных реках.  

1. Транспортировка  ж/д транспортом нефти из Казахстана в КНР. Этот проект, в настоящее время является действующим. Построена, но пока недостаточно модернизирована ж/д, с китайской стороны сооружены нефтеналивные терминалы, правда, у казахстанской стороны пока не хватает железнодорожных цистерн, по словам посла Казахстана в КНР К. Султанова. Основным способом поставки нефти является железнодорожный транспорт. Этот способ требует немного средств для осуществления, однако повышает цену на нефть, делая ее импорт менее выгодным для Китая и влияя на объем осуществляемых поставок.

В настоящее  время одной из причин низкого  объема перевозок, китайцы называют уровень цен на нефть. При снижении цен на нефть грузоперевозки возрастают. Однако при нынешнем росте цен процесс транспортировки нефти по ж/д становится невыгодным Китаю. Результат-сокращение объемов поставляемой нефти. Это также невыгодно казахстанским железнодорожникам, так как они вынуждены снижать тарифы для сохранения прежних объемов перевозки.

Таким образом, не смотря на растущие потребности  Китая в энергоресурсах, объем  поставок существенно не увеличивается. Однако, надо отметить, что во время  кризиса, связанного с поставками нефти из Актюбинска на Орский НПЗ объем поставок сырья из Актюбинска китайским потребителям не только не снизился, а напротив, возрос - спешно отгружалась и добываемая нефть, и заполнявшая долговременные хранилища. Это свидетельствует о высокой степени заинтересованности Китая в нефти. Данный проект эффективен лишь как временная мера и неприспособлен для долговременного сотрудничества. Поэтому требуется поиск других путей взаимодействия.

2. Строительство нефтепровода Западный Казахстан - Китай. В соответствии с генеральным соглашением между Министерством энергетики и природных ресурсов Республики Казахстан и КННК была завершена разработка технико-экономического обоснования (ТЭО) строительства казахстанско-китайского нефтепровода. Данный проект предполагает строительство нефтепровода по маршруту Атырау – Кенкияк – Кумколь – Атасу - Дружба для поставок нефти из западного Казахстана в Китай.

Проблемы поиска запасов, разработки месторождений  и увеличения добычи сырья не являются для нефтегазового комплекса  республики единственными. “Запертый” на материке и не обладающий развитой системой трубопроводов Казахстан уже сейчас испытывает сложности по обеспечению доставки своего минерального сырья на мировой рынок. Именно поэтому, перспективы разработки нефтяных ресурсов напрямую связаны со строительством разветвленной сети трубопроводов.

Официальные круги  Казахстана подчеркивают необходимость  интенсивного развития проекта строительства  трубопровода, соединяющего Казахстан  и Китай. Трубопровод выгоден  Казахстану, так как дает возможность  открытия обширных восточных рынков. Однако осуществление этого проекта сопряжено с некоторыми сложностями, существует ряд причин, которые затягивают осуществление этого проекта и ставят под сомнение саму возможность его действия.  

2.3. Сотрудничество в  области развития  инфраструктуры 

При анализе  перспективности сотрудничества в области развития железнодорожного и автомобильного сообщения, необходимо учитывать ситуацию не только в Казахстане и Китае, но и во всем регионе в целом.

Инфраструктура  в регионе Центральной Азии и  Западного Китая на сегодняшний  день может характеризоваться как недостаточно развитая. Это обстоятельство является одним из препятствий развития регионального сотрудничества. В Казахстане инфраструктура еще советского периода, поэтому крайне нуждается в реконструкции. Железные дороги в КНР начали строиться около 20 лет назад. Дороги соединяют лишь основные промышленные центры, центры добычи полезных ископаемых и центры их переработки зачастую находятся далеко от транспортных коммуникаций. Нынешнее состояние железных дорог характеризуется низким уровнем технической оснащенности, многие участки требуют реконструкции.

В этих условиях возрождение “Шелкового пути” имеет  огромное значение для всех среднеазиатских  государств, участвующих в проекте  ТРАСЕКА.

По сравнению  с ТРАНССИБОМ, расстояние от Ляньюнгана до портов Латвии – значительно меньше (на 1500 км), транспортировка морем занимает 20 - 30 дней, а по железной дороге – 11 дней.

На сегодняшний  день введены в действие несколько  участков Трансазиатской магистрали, которая начинается на восточном  побережье Китая, тянется через Казахстан, Узбекистан, Туркменистан, Иран, Турцию и ведет к портам Персидского залива.

Первоначально оцениваемый многими аналитиками как связанный с непомерно большими расходами, а, следовательно, невыполнимый, в настоящее время проект показывает свою жизнеспособность. Как известно, каждое государство берет на себя расходы по обустройству участка ж/д в пределах своих границ. Это имеет как положительный, так и отрицательный эффект. Несомненно, это условие придает жизнеспособность проекту, так как государство сохраняет монополию на прокладку железнодорожных путей и получение прибылей от их использования. С другой стороны, не исключается возможность участия иностранных инвесторов, что не гарантирует невмешательства одних государств во внутренние дела других.

В настоящее  время многие казахстанские эксперты говорят о том, что Транссиб и  Трансазиатская железнодорожная магистраль (ТАЖМ) начинают конкурировать в  области перевозок. Свидетельство  этому тот факт, что с 1 июля 2000 г. китайцы снизили транзитные ставки для товаров, идущих через переход: на 40 % для перевозок металлов и на 70 % для контейнеров.

В 2006 году Карагандинский металлургический комбинат “Испат-Кармета” переориентировал свой экспорт в Китай с российских железных дорог на казахстанскую. Таким образом, российские железные дороги недополучили 800 тыс. тонн груза.

Сотрудничество  в этой области выгодно и Казахстану и Китаю. В первую очередь, потому что строительство и функционирование этой железной дороги играет важную роль в реализации стратегии Китая по широкомасштабному освоению западных регионов страны. Основная роль в пропаганде широтных мостов принадлежит Китаю. Уже сейчас основной поток грузов через первые два моста (сибирский и казахский) идет из Китая.

Дорога, несомненно, дает импульс экономическому сотрудничеству в регионе, привлечет иностранные инвестиции, способствует достижению нового уровня международного сотрудничества в регионе. Железная дорога позволит создать экономическую базу для подъема жизненного уровня населения, уже создала десятки рабочих мест.

Как пишут казахстанские  СМИ, Казахстан долго и тщательно  готовился к разумной эксплуатации своего основного стратегического  ресурса – географического положения  государства в центре Евразии. Теперь у него есть возможность использовать все преимущества транзитных перевозок. В определенном смысле, скоро Россия и Казахстан будут конкурентами в области железнодорожных перевозок.

В перспективе, китайские специалисты считают, что трансазиатская железнодорожная  магистраль (ТАЖМ) превратится в комбинированную трансконтинентальную коммутационную линию, включающую в себя железные дороги, автотрассы, воздушные пути, водные пути, нефтепроводы и магистральные кабели связи, что соответствует мировой тенденции экономической глобализации и региональной кооперации. Трудно предположить, сколько средств потребуется на осуществление этого проекта в будущем. Но на сегодняшний день проблема нехватки денежных средств остается одним из сдерживающих факторов развития железных дорог.

Не смотря на сообщения в печати о том, что инфраструктура постоянно совершенствуется и является привлекательной средой для инвесторов, реальные объемы перевозок не демонстрируют стремительного наращивания оборотов. Думается, это связано, в первую очередь, с тем, что железная дорога пересекает сейчас несколько государств. И уровень экономического развития в них неодинаков. Трансазиатская магистраль имеет смысл лишь при завершении модернизации на всех участках. Даже при помощи инвесторов такие преобразования займут около 10 лет. Сегодняшнее современное оснащение уже устареет, поэтому железная дорога работает сегодня не на полную мощность, а ее дальнейшая модернизация зависит от всех государств, которые она пересекает.

Информация о работе Стратегические приоритеты развития Казахстанско-Китайских отношений внешнеэкономического сотрудничества