Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2010 в 13:24, курсовая работа
Современная схема экономических районов России сложилась в результате коренных изменений в размещении производительных сил под влиянием социально-экономических преобразований, научно-технического прогресса и территориального разделения труда. Современное экономическое районирование России включает три основных звена
(таксономические единицы: высшее звено – крупные экономические районы; районы среднего звена – края, области, республики; низовые районы – административно-хозяйственные районы, городские и сельские районы). Крупные экономические районы – это четко специализированные и относительно завершенные территориальные хозяйственные комплексы, среднее звено районирования используется для руководства некоторыми отраслями хозяйства в пределах области, края, республики, а на основе городских и сельских районов образуются начальные специализированны территориальные производственные комплексы.
работа посвящена Центарльному и Северо-Западному экономическим районам России, в ней я расскажу об их особенностях, ресурсах и уровне развития.
1.Введение
2.Природные условия и ресурсы
3.Экономика
4.Население и трудовые ресурсы
5.Заключение
6.Приложение
7.Список используемых источников
годов предприятия тексильной промышленности работали на сырье из Средней Азии и Египта. В районе развито ткачество, отделка, швейная промышленность.
Льняная промышленность развита в Пскове (Великолукский завод), обувная
промышленность в Санкт-Петербурге, фарфоро-фаянсовая промышленность в Новгородской области.
Индустриально-строительный комплекс
В районе также получил развитие индустриально-строительный комплекс,
представленный стекольной промышленностью, производством железобетонных изделий и конструкций и других строительных материалов. Предприятия индустриально-строительного комплекса расположены во всех крупных городах района.
Топливно-энергетический комплекс:
Основная часть
топливно-энергетического
энергетическом балансе района приобретает значение атомная энергетика
(Сосновоборская АЭС), газоснабжение. Нефть поставляется из Тимано-Печорской нефтегазоносной провинции и обрабатывается на нефтеперерабатывающих заводах. Роль ГЭС в районе невелика, станции работают лишь в пиковом режиме (Волховская ГЭС). Для снятия пиковых нагрузок приобретают значение гидроаккумулирующие станции и газотурбинные теплофикационные установки –ГТУ. Энергетика района развивается относительно быстрыми темпами несмотря на
слабую базу.
Металлургический комплекс
Почти весть материал для производства металла, конструкционного литья,
проката, стальных и чугунных труб, крепежных изделий, проволоки привозится из других районов. Район обеспечен этими изделиями частично.
Развитие цветной металлургии сдерживается бедностью сырьевой базы и
напряженностью
топливно-энергетического
Агропромышленный комплекс
Сельское хозяйство занимает центральное место в АПК района и имеет
подчиненную роль промышленности. Главная роль сельского хозяйства –
удовлетворение протребности своего населения и легкой промышленности в сырье. Это обусловило территориальную организацию сельского хозяйства: вблизи городов сконцентрированы молочные, свиноводческие, птичеводческие и овощные хозяйства, а в пригородных зонах – картофелеводство, льноводство (Псковская и Новгородская область) . Основные доля посевов зерновых культур (льноводство) и животноводства приходится на Псковскую область. До революции в сельском хозяйстве района значительную роль играло производство скоропортящихся овощей и фруктов, мясопродукции, свеже- и кисломолочной продукции, а также производство серых хлебов – ржи, ячменя и овса.
В АПК Северо-западного района рост производства связан с:
-
укреплением межрегиональных
- развитием предпринимательства на селе
-
многообразием форм
- созданием сети перерабатывающих предприятий малого и среднего бизнеса.
Транспорт и экономические связи
Район владеет всеми видами современного транспорта. На долю района приходится значительная часть речных и морских перевозок. Санкт-Петербург – один из крупнейших портов страны, но перспективы дальнейшего развития порта очень ограничены тем, что он находится “в теле” крупного города. Расчетная мощность Петербургского порта после его расширения составляет 25-30 млн. т. грузооборота в год, что не удовлетворяет потребности России в Северо-западном районе 100-120 млн. т. В связи с этим предполагается расширение уже существующих портов в Выборге и Высоцке и строительство новых крупных портов
в устье р. Луки и в районе г. Ломоносова. Основной вид транспорта –
железнодорожный,
плотность железнодорожной сети велика:
от Санкт-Петербурга берут начало 12 направлений
дорог на Москву, Урал, Беларусь и Украину.
Транспорт играет важную роль в обеспечении
перерабатывающей промышленности сырьем
и топливом. Вывозится продукция машиностроения,
химической, деревообрабатывающей и целлюлозо-бумажной
промышленности, а ввозятся топливно-энергетические
ресурсы, лес, металл, продовольствие и
стройматериалы. Доля ввоза преобладает
над вывозом, что является следствием
специализации района на обрабатывающей
промышленности. Особое значение железные
дороги имеют потому, что соединяют практически
всю Россию с Балтикой. В настоящее время
в районе намечается строительство высокоскоростной
магистрали “Москва-Скандинавия” через
Санкт-Петербург и модернизация Октябрьской
магистрали. Планируется сооружение кольцевой
автомобильной магистрали вокруг Петербурга,
создание нового аэропорта и реконструкция
старого (Пулково). В последние годы получил
развитие трубопроводный транспорт (Введен
трубопровод “Сияние Севера”, планируется
сооружение трубопровода от Киришского
НПЗ). Наиболее тесные связи сложились
с Северным районом. Развиты экономические
связи с Центральным районом.
Население и трудовые ресурсы.
Центральный экономический район по численности населения и качес-
твенному потенциалу значительно превосходит другие районы страны.
Численность его на 2000 год составляла 29,7 млн. человек 1, или 20,1% населения России. За 1992-1997 гг. население района уменьшилось на 799 тыс. человек или на 2,7%.Сокращение вызвано не только отрицательными показателями естественного прироста, но и миграционным оттоком. Несмотря на некоторое снижение уровня отрицательного показателя естественного прироста за 1996 год, он все еще остается достаточно высоким и составляет около 9 человек на 1000 человек населения, против 5,1 чел. по Российской Федерации. Особенно высокая смертность при низкой рождаемости отмечается в Тульской, Тверской, Ивановской областях, что связано не только с ухудшением социальных условий в связи с затянувшимся экономическим кризисом, но и последствиями загрязнения окружающей среды хозяйственными объектами.
Население на 2010 год составляет около 29,9 млн.человек. 2 Таким образом, мы можем говорить о некотором увеличении (0,6 %) числа населения района.
ЦЭР отличается высокой плотностью населения - 60,1 человек на 1 км2
при средней заселенности по России - 8,6 человек на 1 км2, или в 7 раз превышает среднероссийские показатели. При этом плотность населения Москвы и Московской области составляет 320,8 человек на 1 км2. Население размещается неравномерно по территории района, если на
юге (Тульская область) плотность населения составляет 69,9 человек на 1 км2, то на севере (Костромская область) 13,2 человека на 1 км2. Высокая разница в уровнях заселения объясняется не только природно-климатическими условиями, но и экономическим уровнем развития.
Район относится к высокоурбанизированным. Удельный вес городского
населения в общей численности населения страны составляет 83%, а в
Тульской, Ярославской и Московской областях этот показатель еще выше. Почти 3/4 городского населения проживает в 31 крупном городе с населением, превышающим 100 тыс. человек. На территории района сформировались три крупные городские агломерации (скопления населенных пунктов): Московская, Ярославская, Тульская. Неблагоприятная демографическая ситуация отразилась на численности экономически активного населения, сократившегося за 1992 - 1996 гг. на 1440,8 тыс. человек, или на 9,2%. При этом показатель занятых в экономике
снизился на 21,7%, а уровень безработных вырос в 1,3 раза и составил 7,8% от экономически активного населения района, что несколько ниже среднего показателя по Российской Федерации, где он составил 8,9%. Такое соотношение объясняется тем, что в районе по сравнению с другими регионами страны процессы становления рыночной экономики протекают более активно. Об этом свидетельствуют структурные изменения занятости в отраслях хозяйственного комплекса. Происходит отток рабочей силы из отраслей промышленного производства в рыночную инфраструктуру, связанную с развитием сферы услуг, банковской системы, малого бизнеса. За 1993 - 1996 гг. удельный вес населения, занятого в промышленности района, сократился с 31,8 до 26,5%, т.е. на 5,3%, а в торговле, общественном питании, снабжении и заготовках вырос на 3,4% и составил 11,3%, против 7,9%. Значительно возросла доля в финансовых, кредитных и страховых структурах. Финансовый кризис августа 1998 года негативно отразился на зарождающихся рыночных отношениях и привел к резкому росту безработных за счет служащих банковской системы, фондовых рынков, страховых компаний. Особенно остро стоит проблема занятости в городах с многоотраслевой структурой хозяйства, где градообразующими производствами выступали предприятия текстильной промышленности (Иваново и города Ивановской области, текстильные города Московской и других областей), а также города с высокой долей предприятий военно-промышленного комплекса и научные центры (Дубна, Протвино, Троицк и др.).Особенностью современного рынка труда является то, что большую часть безработных составляют лица, имеющие высшее, преимущественно техническое образование, а рынок труда предлагает рабочие места для неквалифицированных или малоквалифицированных рабочих или места с тяжелыми условиями труда. ЦЭР является многонациональным. 3
В северо-Западном же районе примерно за 10 лет население увеличилось с 7,2 млн. чел до 8,5 млн. чел.4 По уровню урбанизации район занимает одно из первых мест: в городах сосредоточено более 75% населения. Санкт-Петербург – второй по численности населения город в России –здесь проживает 4800000 чел. Людность сельского поселения мала – примерно 100 человек. По темпам роста численности населения Северо-Западный район долгое время отставал от других районов из за Великой Отечественной войны.
Таблица 1: Заселенность
територий района, %
Санкт-
Петербург |
Ленинградс. Область | Псковская
область |
Новгородск.
Область | |
Городское население | 100 | 66,1 | 64,3 | 70,5 |
Жители поселков и ПГТ | 100 | 80,4 | 38,2 | 45 |
Северо-запад отличается низким естественным приростом населения, поэтому миграционный прирост играет главную роль в увеличении численности населения района. Численность городского населения растет за счет административных преобразований и роста наиболее крупных городов. В динамике численности населения присутствуют и внутрирегиональные различия: для Ленинградской области основной источник прироста населения – приток из Псковской и Новгородской областей, а также из других экономических районов. А для областей района характерны низкая рождаемость населения и постоянный отток населения в столицу. Но в последнее время наметилась тенденция стабилизации численности жителей этих областей. В настоящее время наметилась реэмиграция населения в сельскую местность в связи с ухудшением экономического положения и притока беженцев и вынужденных переселенцев.
Таблица 2: Естественный прирост населения, на 1000 человек
Санкт-
Петербург |
Ленинградс. Область | Псковская
Область |
Новгородск.
Область | |
Смертность на 1000 чел. | 15,8 | 18,1 | 20,7 | 19,6 |
Рождаем-сть на 1000 чел. | 7 | 7,2 | 7,7 | 7,9 |
Население района многонационально. Основу населения составляет русское население. А также присутствуют такие этнические группы как: карелы (финогорская группа), финны, вепсы, эльменцы.
Таблица 3: Этнический
состав населения,%
Санкт-
Петербург |
Ленинградс. Область | Псковская
Область |
Новгородск.
Область | |
Доля пришельцев | 42,55 | 48 | 17,2 | 21,12 |
Дола коренн. Населения | 87,2 | 58,6 | 60,2 | 63,9 |
Доля русских | 88,9 | 89,8 | 94,8 | 94,5 |
Информация о работе Сравнительная экономика Центрального и Северо - Западного экономического района