Состав и характеристика Северо-Западного Федерального округа

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 01:17, курсовая работа

Описание работы

Важная роль в территориальном устройстве России отводится экономическому районированию. Разница между экономическими районами обусловлена как различиями в природно-ресурсном потенциале, климате, почвах, так и специализацией промышленности и сельского хозяйства, основанной на территориальном разделении труда.
Актуальность работы заключается в изучении Северо-Западного федерального округа, выявлении особенностей в экономике для применения полученных знаний в масштабах страны и прогнозирования экономики не только района, но и страны в целом.
Цель работы: Изучить состав и раскрыть комплексные экономические характеристики Северо-Западного федерального округа.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3 стр.
I .Глава. Общая характеристика
§1. Особенности экономико-географического положения…………………….4 стр.
§2.Историческое развитие…….……………………………………………….....6 стр.
§3. Население и национальный состав.……………………………………….....8 стр.

II Глава. Особенности экономики.
§1. Природа и ресурсы…………………………………………………………....10стр.
§2. Структура экономики………………………………………………………....13 стр.
§3. Социальная сфера и уровень жизни населения……......................................15 стр.

III Глава. Обобщающие выводы.
§1. Состояние окружающей среды……………………………………………….16 стр.
§2. Проблемы и основные направления развития……………………………....19 стр.
§3. Заключение………………………………………………………………...…..21 стр.
Список литературы………………………………………………………………..23 стр.

Работа содержит 1 файл

Severo-Zapadnyy_federalnyy_okrugдаша.docx

— 49.79 Кб (Скачать)

Современное состояние окружающей среды Северо-Западного  региона сформировалось под воздействием природных и техногенных процессов, обусловленных промышленно-транспортным комплексом и сельскохозяйственным производством.

Промышленность  и сельскохозяйственное производство, которые в прошлом довольно интенсивно функционировали в Северо-Западном регионе, нанесли немалый ущерб  окружающей среде. Спад производства в  начальные годы перестройки привел к качественному улучшению окружающей среды, однако оживление экономики, рост ВРП повлекли за собой увеличение выбросов токсичных веществ в атмосферный воздух и сброс токсикантов в акватории региона. данные наблюдений Центра по гидрометеорологии и мониторингу свидетельствуют о высоком уровне загрязнения атмосферного воздуха крупных городов. Воздушный бассейн наиболее загрязнен пылью, двуокисью азота, бенз (а) пиреном - среднегодовые концентрации превышают санитарные нормы. Основными загрязнителями являются автотранспорт и топливно-энергетический комплекс. Перевод котельных на газ привел к значительному сокращению токсичных выбросов. Однако стоит вопрос о дефиците газового топлива и возврату к использованию мазута и угля, что приведет к усугублению экологической ситуации в крупных городах.

Другой  проблемой является рост отходов  промышленного производства и жизнедеятельности  населения. По-прежнему не решен вопрос с утилизацией токсичных промышленных отходов. Строительство завода в  п. Красный Бор, который принимает  токсичные отходы многих предприятий  Северо-Запада, идет медленными темпами. Построены только вспомогательные  объекты, а корпусов по переработке  токсичных отходов и необходимого технологического оборудования нет.Не меньшую опасность представляют бытовые отходы, количество которых  в последние годы увеличилось  в несколько раз. В регионе  по существу отсутствует промышленная переработка отходов. В Санкт-Петербурге действуют два мусороперерабатывающих завода, которые нуждаются в модернизации и расширении мощностей. В других городах региона отходы складируются на полигонах, большая часть которых  не обустроена и не отвечает санитарным нормам. Между тем хранение отходов  с нарушением правил приводит к загрязнению  почв, грунтовых и подземных вод, сокращению ценных рекреационных территорий, изъятию земель из сельскохозяйственного оборота и, наконец, самое опасное - созданию эпидемиологической угрозы для населения.

По-прежнему актуальной остается снабжение населения  качественной питьевой водой, а также  очистка промышленных и бытовых  сточных вод. несмотря на то, что  регион имеет большое количество рек и озер, население многих поселков и городов не получает качественной питьевой воды. Канализование сточных  вод в небольших городах оставляет  желать лучшего. Даже в Санкт-Петербурге сточные воды очищаются лишь на 70 %. Такая ситуация приводит к загрязнению  поверхностных и грунтовых вод, что создает повышенную эпидемиологическую напряженность.

Почвы крупных промышленных городов загрязнены тяжелыми металлами. Это вторичное  загрязнение - через загрязненные грунтовые  воды и атмосферный воздух.В регионе  наблюдается наиболее высокий процент онкологических заболеваний.

Большая часть территории Северо-Запада покрыта  лесной растительностью и болотами. Хвойные породы являются преобладающими. Санитарное состояние лесов удовлетворительно.

Рыбное  хозяйство в последние годы значительно  сократилось, снизились уловы. Это  связано с одной стороны, с  появлением чужеродных биологических  вселенцев, принесенных с балластными  водами судов и с другой стороны - с падением дисциплины лова рыбы.

Анализ  экологической ситуации позволяет  выделить следующие основные экологические  проблемы, существующие в регионе:

· загрязнение  окружающей среды отходами производства и потребления;

· загрязнение  атмосферного воздуха крупных городов;

· загрязнение  акватории токсичными веществами;

· загрязнение  почв наиболее опасными канцерогенами;

· неудовлетворительная охрана лесных угодий и болот;

· неудовлетворительная охрана животного мира и поддержание  биоразнообразия.

Исполнительными органами государственной власти, надзорными органами, предприятиями и общественными  объединениями проведена значительная работа по решению задач охраны окружающей среды и обеспечения экологической  безопасности региона. Однако существенного  прогресса не наблюдается. Основными  причинами этого являются отсутствие комплексного подхода и координации  в решении экологических проблем отраслевыми и территориальными исполнительными органами, недостаточное финансирование природоохранных мероприятий, отсутствие реально действующего экономического механизма охраны окружающей среды, несовершенная организация управления экологической деятельностью, недостаточно развитая нормативно-правовая база.

Улучшение состояния атмосферного воздуха  возможно при условии:

· развития транспортной инфраструктуры и совершенствования  организации движения;

· развития общественного транспорта;

· принятия мер, обеспечивающих реализацию экологически приемлемых видов моторного топлива;

· совершенствования  системы эксплуатации и экологического контроля автотранспортных средств;

· использования  газового топлива в теплоэнергетическом  комплексе;

· оснащения  фильтрами источников выбросов. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

§2. Проблемы и основные направления развития

В представительстве  Полномочного представителя Президента РФ в Северо-Западном Федеральном  округе состоялся Совет, на котором  присутствовали губернаторы всех субъектов  округа.Совет рассмотрел несколько  вопросов.

Первый  вопрос вызвал серьезный интерес  губернаторов. В январе апреле 2010 года в СЭФО отмечалось более значительное, чем в России увеличение промышленного  производства. Возобновился оборот розничной  торговли, увеличился объем жилищного  строительства. В I квартале 2010 года в  СЗФО сохранилось сокращение объемов  инвестиций в основной капитал на 20,4 процента.

Позитивные  изменения произошли в социальной сфере. Отмечалось увеличение реальной заработной платы, значительное замедление роста потребительских цен, снижалась  задолженность по заработной плате  и численность безработных. Однако некоторые цифры, иллюстрирующие социальное положение в округе, уступали среднероссийским показателям. В то же время снижение безработицы в СЗФО на 9,6 процента было значительнее, чем в целом  по России.

Потребительские цены росли умереннее, чем годом  ранее. Наиболее высоким был рост цен на платные услуги, который  в Ленинградской области достиг 9,3 процентов. Значительный рост цен  на продовольственные товары отмечался  в Ненецком АО, Калининградской, Мурманской областях и Санкт-Петербурге.

Информация  о росте тарифов на электроэнергию, теплоснабжение и газ вызвала  активный отклик губернаторов. В частности, прозвучала такая цифра: в 2009 году рост тарифов составил от 107 до 114 процентов  и вызвал активный протест населения. К началу 2011 года рост цен на электроэнергию должен составить 15 процентов. Со следующего года регулирование этих тарифов  осуществляться не будет, цены будут  формироваться на условиях свободного рынка. Было отмечено, что некоторыми муниципалитетами округа были приняты  неразумные решения, вызвавшие резкий рост жилищно-коммунальных платежей граждан. Было сказано о том, что России еще только предстоит перейти  на мировые цены на газ, что кардинально  изменит ситуацию с тарифами. Этот переход произойдет поэтапно в 2013-2014 годах. Сегодня ни у кого нет полномочий контроля за управляющими компаниями, которые могут выставлять населению  любые тарифы. Серьезную проблему также представляет изношенность коммунальных сетей, ремонт которых пока не представляется возможным.

Губернаторы выступили с докладами о готовности образовательных учреждений к новому учебному году. Губернатор Ленинградской  области Валерий Сердюков отметил, что на эти цели из бюджета области выделено 16 миллиардов 381 миллион рублей. В области вводится в эксплуатацию 4 школы и 3 детских сада. Все школьники Ленинградской области получают каждый день молоко, 80 процентов школьников обеспечены горячим питанием. В 80 процентах школ установлена противопожарная сигнализация.

Губернаторы заслушали информацию о противопожарной  и антитеррористической безопасности школ округа. Было отмечено, что пожаров  в школах стало меньше. По мнению лиц, ответственных за антитеррористическую безопасность, школы представляют собой  объект внимания для террористических бандформирований и экстремистски  настроенных молодежных объединений. Только общая работа служб и работников школ, борющихся с терроризмом, может  предотвратить теракты на территориях  школ. Между тем некоторые школы  из-за недостатка средств вынуждены  отказываться от охраны и не оборудованы  тревожной кнопкой экстренной связи  с милицией. У некоторых школ территория не огорожена. Губернаторам напомнили, что школы наиболее беззащитны перед  терактами и выходками экстремистски  настроенной молодежи.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

§3. Заключение

Северо-Западный федеральный округ — административное формирование на севере европейской части России. Образован указом Президента Российской Федерации от 13 мая 2000 года. Расположен на севере и северо-западе европейской части России и включает в свой состав 11 субъектов Российской Федерации: республики Карелию и Коми, Архангельскую, Вологодскую, Мурманскую, Ленинградскую, Новгородскую, Псковскую, Калининградскую области, Ненецкий автономный округ, город Санкт-Петербург. Центром округа является город федерального значения Санкт-Петербург.

Северо-Западный федеральный округ занимает выгодное геополитическое положение —  граничит с Финляндией, Норвегией, Польшей, Эстонией, Латвией, Литвой, Белоруссией, имеет выход в Балтийское, Белое, Баренцево, Карское моря.

Северо-Западный экономический район - один из наиболее перспективных районов России. За счет того, что район богат разнообразными полезными ископаемыми, лесными  и водными ресурсами.

В районе интенсивно ведется создание совместных предприятий, акционерных обществ и экономических ассоциаций. Экономике региона присуща внутренняя хозяйственная целостность. Главным признакам хозяйственной целостности региона выступает, прежде всего, потенциальная способность рынка развиваться за свой счет.

Территория  округа составляет 9,8 % от территории Российской Федерации.

Большая часть Северо-Западного федерального округа расположена на европейском  севере. Территория округа находится  в зоне смешанных лесов, тайги, лесотундры и тундры. В округе сосредоточено  около 50 % лесных ресурсов и почти  половина водных ресурсов европейской  части России. Крупнейшими реками являются Северная Двина с притоками  Вычегдой и Сухоной, а также Печора. На территории СЗФО находятся крупнейшие озера Европы - Ладожское и Онежское.

На юге  Северо-Западный федеральный округ  граничит с Приволжским федеральным  округом и Центральным федеральным  округом, на востоке – с Уральским  федеральным округом.

Объединяет 2 экономических района: Северный и  Северо-Западный.

Основные  отрасли промышленности округа:

  • машиностроение, в том числе радиоэлектроника
  • приборостроение
  • судостроение;
  • топливно-энергетический комплекс (добыча нефти, газа, угля, сланцев, производство электроэнергии);
  • заготовка и переработка древесины;
  • черная и цветная металлургия;
  • пищевая и легкая промышленности;
  • судостроение;
  • производство строительных материалов.
 

    Выгоды  экономико-географического положения  состоят и в том, что Северо-Западный федеральный округ граничит с Центральным, Приволжским и Уральским федеральными округами с высокоиндустриальной экономикой, развитыми наукой, культурой, искусством. 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

Список  использованной литературы.

  1. Гранберг А.Г. Основы региональной экономики: Учебник для вузов. М.: ГУ ВШЭ, 2006 г.
  2. Сидоров М.К. Социально-экономическая регионика России. Учебник-атлас для студентов высших учебных заведений»

    http://www.hi-edu.ru/e-books/xbook010/01/part-015.htm

  1. Социально-экономическая география России под редакцией профессора А. Т. Хрущева М -2001 год
  2. Статья Флоринского Т.М.

Информация о работе Состав и характеристика Северо-Западного Федерального округа