Сибирский федеральный округ (СФО)

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 15:04, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – показать Сибирский федеральный округ (СФО) как структурную единицу ТОПС, обладающую природно-ресурсным, демографическим и хозяйственным потенциалом и участвующую в территориальном разделении труда и межрайонной интеграции с ближайшими округами и Россией в целом.

Работа содержит 1 файл

Курсовик 1 курс СФО.doc

— 818.06 Кб (Скачать)

   В таблице 8 представлены основные отрасли сельского хозяйства получившие развитие в СФО, а также объемы производства по субъектам и округу в целом.

Таблица 8.

 

Зерно, тыс.т

Лен,

тыс.т

Сахарная свекла, тыс.т

Подсол-нечник, тыс.т

Карто-фель, тыс.т

Овощи, тыс.т

Произ-водство       мяса

Молоко, тыс.т

Яйцо, млн.шт

Масло расти-тельное

Масло живот-ное

Сахар-песок, тыс.т

1

16,3

 

 

 

36,4

13,1

5,5

67,0

15,7

0,002

0,204

 

2

105,8

 

 

 

210,8

94,2

3,5

225,7

62,4

 

0,416

 

3

25,9

 

 

 

42,3

11,1

0,3

49,4

3,8

 

 

 

4

85,9

 

 

 

185,8

104,9

15,8

129,5

105,5

0,02

0,977

 

5

3607

8,8

320,4

121,1

1238

246,0

36,8

1297

886,7

18,3

11,101

480

6

1992

 

 

0,5

1016

255,5

42,6

651,5

708,2

4,7

4,666

 

7

560,6

 

 

 

945,0

217,8

17,7

517,0

80,9

22,6

0,562

 

8

1111

 

 

0,5

829,5

168,5

9,0

436,8

625,2

0,8

3,044

 

9

2202

8,7

0,1

9,6

716,4

416,7

56,0

822,9

1121

1,0

13,171

 

10

2872

0,6

 

13,6

988,3

329,2

80,1

857,0

566,5

0,3

7,447

 

11

369,8

0,2

 

 

381,5

98,4

18,1

171,3

228,7

2,3

1,155

 

12

115,9

 

 

 

161,0

48,7

0,9

285,9

99,3

0,007

0,177

 

СФО

13064,2

18,3

320,5

144,8

6751

2004,1

286,3

5511

4503,9

50,027

42,3

480

 

1 – Республика Алтай,

2 – Республика Бурятия,

3 – Республика Тыва,

4 -  Республика Хакасия,

5 – Алтайский край,

6 – Красноярский край,

7 – Иркутская область,

8 – Кемеровская область,

9 – Новосибирская область,

10 – Омская область,

11 – Томская область,

12 – Читинская область.

  В целях выявления объема и структуры сельскохозяйственного производства ниже произведен расчет коэффициентов специализации субъектов Федерации, входящих в СФО:

K=F/P

где F - доля продукции субъекта к общему производству в округе, %; P - доля населения субъекта к общей численности населения в округе, %.

Исходя из расчетов, субъектами, специализирующимися на производстве зерна являются Алтайский и Красноярский края, Омская область; на производстве льна - Алтайский край, Новосибирская область; сахарной свеклы и подсолнечника - Алтайский край; картофеля - Республика Хакасия, Алтайский и Красноярский края, Иркутская, Омская и Томская области; овощей - Республика Хакасия, Омская и Томская области; мяса - Республики Алтай и Хакасия, Красноярский край, Омская и Томская области; молока - Республика Алтай, Алтайский край, Новосибирская и Омская области; на производстве яиц - Алтайский и Красноярский края, Новосибирская и Омская области; масла растительного - Алтайский край, Иркутская область; масла животного - Алтайский край, Новосибирская и Омская области.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Отраслью специализации СФО является производство электроэнергии. Оно состоит из стадий: добыча угля, обработка угля и производство тепла. Отраслями, сопутствующими основному производству, являются химическая промышленность и энергетика. Обслуживающим звеном схемы ЭПЦ служит транспорт, тяжелое машиностроение, строительная промышленность.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 5. Транспортный комплекс территории.

   Транспортный комплекс в СФО развит недостаточно, и это тормозит дальнейшее развитие его производительных сил.

   Основной вид транспорта - железнодорожный. СФО обслуживается несколькими железными дорогами: Западно-Сибирской, в состав которой в январе 1997г. была введена Кемеровская дорога (Алтайский край, Кемеровская, Новосибирская, Омская области); Красноярской (Красноярский край, Республика Хакасия и Иркутская область на небольшом участке); Восточно-Сибирской, в состав которой в июле 1996г. было введено Северобайкальское отделение (участки Лена - Северобайкальск - Лунинская); бывшей Байкало-Амурской (Иркутская область, Республика Бурятия, Усть-Ордынский Бурятский а.о. и Читинская область на небольшом протяжении); Забайкальской (Читинская область, Агинский Бурятский а.о.). Важнейшими магистралями, обеспечивающими перевозки запад-восток, являются Сибирская (Челябинск - Владивосток),Южносибирская (Павлодар - Барнаул - Новокузнецк - Абакан), Среднесибирская (Кустанай - Барнаул). От Новосибирска через Барнаул на Семипалатинск проходит Туркестано-Сибирская магистраль. В этом направлени также действуют железная дорога Усть-Кут - Тайшет - Абакан - Новокузнецк, западный участок БАМа. В направлении юг - север перевозки осуществляются в основном по Енисею, достроен небольшой меридиональный участок железной дороги Ачинск - Лесосибирск. От основных железнодорожных магистралей отходят небольшие ветки к местам разработки природных ресурсов и в Монголию, Китай.

   СФО на западе и юго-западе граничит с Казахстаном, что обусловливает осуществление внешнеторговых связей через сухопутные передаточные пункты Кулунда и Локоть, Восточно-Сибирская железная дорога через ст.Наушки имеет выход на Монгольские железные дороги, здесь осуществляются перевозки грузов не только в связях с Монголией, но и с Китаем, а также в небольших количествах с КНДР и Вьетнамом, на Забайкальской дороге расположена приграничная ст.Забайкальск (российско-монгольская граница), которая является основной железнодорожной пограничной станцией в осуществлении транспортных связей между Россией и Китаем. Главными грузами, поставляемыми на экспорт, являются уголь, нефтепродукты, лес, железные и цветные руды.

   Водный транспорт представлен перевозками в основном лесных,  минеральных, строительных грузов по Оби, Енисею, Ангаре, Иртышу, Лене и их притокам (крупные речные порты: Новосибирск, Омск, Норильск, Игарка, Осетрово), а также по Байкалу. Большое значение имеет Северный морской путь, который обеспечивает снабжение и вывоз продукции северных территорий (крупный морской порт  - Дудинка). В перспективе его роль может возрасти и в международных транзитных перевозках из Европы в Японию (стоимость перевозок на 40% ниже, при этом экономия по срокам - 15 суток, в сравнении с вариантом через Суэцкий канал).

   Сеть автомобильных дорог в регионе развита слабо, большая часть расположена в южной зоне СФО. Автомобильный транспорт обслуживает, в основном, внутренние перевозки между железнодорожными станциями, речными пристанями и населенными пунктами и обеспечивает доставку грузов в районы нефтедобычи, удаленные от основных транспортных магистралей. В северных и вновь оваиваемых труднодоступных районах для доставки грузов в зимний период используются автодороги сезонной эксплуатации - автозимки.

Таблица 9.

Субъекты

Ж/д,

тыс.км

Речные пути, тыс. км

Автомо-бильные дороги,

тыс. км

Площадь территории субъектов, тыс. км²

Густота транспортных путей

ж/д

водных

автомо-бильных

1

 

0,138

2,872

92,6

 

0,001

0,03

2

1,199

1,668

6,259

351,3

0,003

0,005

0,02

3

 

0,615

2,519

170,5

 

0,004

0,01

4

0,642

 

2,538

61,9

0,01

 

0,04

5

1,803

0,781

14,476

169,1

0,01

0,005

0,08

6

2,069

7,515

12,924

2339,7

0,0009

0,003

0,005

7

2,478

7,950

12,308

767,9

0,003

0,01

0,02

8

1,728

0,517

5,771

95,5

0,02

0,005

0,06

9

1,258

0,647

9,752

178,2

0,008

0,004

0,05

10

0,775

1,474

7,875

139,7

0,005

0,01

0,06

11

0,346

5,195

3,602

316,9

0,001

0,02

0,01

12

2,399

1,343

9,843

431,5

0,005

0,003

0,02

Протяженность транспортных путей с поправочным коэффициентом

1

 

0,17

9,45

92,6

 

0,002

0,037

2

1,38

1,92

6,57

351,3

0,004

0,005

0,019

3

 

0,71

2,64

170,5

 

0,004

0,015

4

0,74

 

2,92

61,9

0,012

 

0,047

5

2,07

0,9

16,65

169,1

0,012

0,005

0,098

6

2,38

8,64

14,86

2339,7

0,001

0,004

0,006

7

2,85

9,14

14,15

767,9

0,004

0,012

0,018

8

1,99

0,59

6,64

95,5

0,021

0,006

0,07

9

1,6

0,68

11,21

178,2

0,009

0,004

0,063

10

0,81

1,55

8,27

139,7

0,006

0,011

0,056

11

0,36

5,45

3,78

316,9

0,001

0,017

0,012

12

2,76

1,54

11,32

431,5

0,006

0,004

0,026

 

1 – Республика Алтай,

2 – Республика Бурятия,

3 – Республика Тыва,

4 -  Республика Хакасия,

5 – Алтайский край,

6 – Красноярский край,

7 – Иркутская область,

8 – Кемеровская область,

9 – Новосибирская область,

10 – Омская область,

11 – Томская область,

12 – Читинская область.

   Наибольшей густотой железных дорог выделяется Кемеровская область. Это объясняется её экономическими потребностями, т.к. главными перевозными грузами являются уголь, руды железных и цветных металлов, минеральные удобрения, горнотехническое оборудование, электромашины, грузоподъемность которых высока.

   Наибольшей густотой автомобильных дорог отличается Алтайский край, выделяющийся агропромышленной специализацией своей экономики.

   Наибольшей густотой водных путей выделяется Томская область. 

Трубопроводный транспорт представлен магистральными нефтепроводами Нижневартовск - Анжеро-Судженск - Красноярск, Туймазы - Омск - Новосибирск - Ангарск. В регионе действуют небольшие газопроводы (Мессояха - Норильск).

   В структуре вывоза СФО преобладают крупнотоннажные грузы - лес, уголь, железная руда и цветные металлы, особенно алюминий. В другие районы поставляются также отдельные изделия машиностроения, химической промышленности. Увеличиваются поставки электроэнергии. Во ввозе преобладают нефть и нефтепродукты, прокат черных металлов, машины и оборудование, товары народного потребления.

 

 

  Глава 6. Экологические проблемы территории.

   Необходимость вовлечения в хозяйственный оборот уникальных природных богатств СФО все более обостряет проблемы охраны окружающей среды и рационального использования  ресурсов, сохранения экологических систем в регионе, особенно в районах Севера.

   Население в результате своей жизнедеятельности оказывает огромное воздействие на окружающую среду. Для определения среднего уровня воздействия (УВ) городских поселений на природную среду используется формула:

УВ=ЭПср./БКП,

где ЭПср – средняя экологическая плотность населения; БКП – биоклиматический потенциал Д.И.Шашко, характкризующий влияние природных условий на биологическую продуктивность территорий.

Расчеты УВ субъектов СФО представлены в таблице 10.

Таблица 10.

Субъекты

УВ субъектов СФО

Республика Алтай

52,74

Республика Бурятия

852,24

Республика Тыва

158,21

Республика Хакасия

383,08

Алтайский край

2742,29

Красноярский край

4445,77

Иркутская область

4041,79

Кемеровская область

4935,32

Новосибирская область

9996,02

Омская область

2817,91

Томская область

3874,62

Читинская область

1088,06

 

    Из таблицы 10 можно сделать вывод, что Новосибирская область имеет наибольшую концентрацию загрязнения. Это связано с её промышленной деятельностью.

   Природные комплексы Сибири отличаются повышенной ранимостью, что обусловлено замедлением процессов восстановления и самоочищения в условиях низких температур, слабой циркуляцией воздуха и нисходящими воздушными потоками при преобладающей антициклональной погоде с температурными инверсиями, характерными для горно-котловинного рельефа. Мощное очаговое промышленное освоение территории имеет негативные последствия для природы региона, ведь с увеличением концентрации производства резко возрастает антропогенное давление на окружающую среду.

   Наиболее острые проблемы рационального природопользования и охраны окружающей среды возникают в связи с загрязнением воздушного бассейна особенно мощными тепловыми электростанциями, предприятиями черной, цветной металлургии и химии, изъятием значительных массивов сельскохозяйственных угодий под промышленное строительство, загрязнением водного бассейна призводственными и бытовыми сточными водами, молевым сплавом леса, а также обусловлена необходимостью рекультивации земель, ликвидации огромных золошлакоотвалов, комплексного использования руд цветных металлов, лесных и других ресурсов и т.д. В сельском хозяйстве важное место занимает борьба с водной и ветровой эрозией, засолением почв. Особое значение уделяется охране озера Байкал, роль и уникальность которого выражаются в огромных запасах пресной воды, ее биологической чистоте, в разнообразии и эндемичности ресурсов, неповторимости природных ландшафтов. В районе озера установлен режим особого природопользования, на побережье расположены два заповедника, около тридцати заказников.

   Охране окружающей среды в районе уделяется большое внимание: выделяются крупные финансовые средства, идут глубокие научные исследования, проводятся природоохранные мероприятия по всем перечисленным направлениям, но острота проблемы не снимается, а наоборот, в связи с ускоренным освоением богатств СФО она будет возрастать.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

Перспективы развития СФО.

Перед СФО на сегодняшний день стоят серьезные проблемы, которые ослажняют его дальнейшее развитие. Это социально-демографические проблемы - низкая плотность населения, неравномерность в размещении (в основном вдоль Транссибирской магистрали, на юге округа), недостаток трудовых ресурсов для освоения природных богатств, сильное отставание социальной сферы, что не способствует закреплению здесь мигрантов, высокая подвижность населения, недостаточный уровень квалификации кадров для развития сложных производств.

Информация о работе Сибирский федеральный округ (СФО)