Шпаргалка по "Экономическая география"

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2012 в 15:47, шпаргалка

Описание работы

Ответы на госэкзамен

Работа содержит 1 файл

1 Регион как объект хозяйствования и управления.docx

— 36.53 Кб (Скачать)

Принципы размещения производительных сил развиваются  и углубляются на базе изучения использования  опыта и моделей развития рыночной экономики в отдельных странах. На стартовом уровне перехода к рыночным отношениям выделяются следующие принципы:

-приближение производства  к источникам сырья, топлива,  энергии к районам потребления; 

-первоочередное  освоение и комплексное использование  наиболее эффективных видов природных  ресурсов;

-оздоровление экономической  обстановки, принятие эффективных  мер по охране природы рациональному  природопользованию;

- использование экономических  выгод международного разделения  труда, восстановление и развитие  экономических связей со странами  дальнего и ближнего зарубежья.

Факторы размещения производительных сил.

Факторами размещения принято считать совокупность условий  для наиболее рационального выбора места размещения хозяйственного объекта, группы объектов, отрасли или же конкретной территориальной организации  структуры хозяйства республики, экономического района и ТМК.

Все многообразие факторов, оказывающих огромное влияние на размещение производства, можно объединить в родственные группы: природные  факторы, включающие экономическую  оценку отдельных природных условий  ресурсов для развития отдельных  отраслей и районов; экономические  факторы, включающие мероприятия по охране природы и ее рациональному  природопользованию; демографические  факторы, под которыми понимаются системы  рассеяния, обеспеченность отдельных  территорий страны трудовыми ресурсами. В состав этих факторов следует включить состояние социальной инфраструктуры. Большую роль в рациональном размещении производительных сил страны играет экономико-географические и экономические факторы. 

№8 Сущность специализации и комплексного развития. 

стратегия регионального  развития экономики рассматривается  как истема мероприятий, направленных на реализацию долгосрочных задач социально-экономического развития государства с учетом рационального вклада регионов в решение этих задач, определяемого реальными предпосылками и ограничениями их развития. Естественно, что стратегия регионального развития меняется во времени в зависимости от социально-экономической и политической ориентации государства на конкретном этапе развития, складывающихся взаимоотношений федерального центра с субъектами Федерации, от внешнеэкономической ситуации, т. е. от всей системы условий и факторов, влияющих не целевые установки развития общества в рамках единого государства.  

Стратегия регионального  развития государства не однородна  по отношению к территориальным  субъектам, его формирующим. Это  обусловлено существенными различиями территорий по уровню обеспеченности ресурсами, структуре хозяйства, достигнутому уровню развития различных сфер экономики, условиями вхождения в рыночную экономику, темпами трансформации  форм собственности и т.д.

Поэтому стратегия  регионального развития государства, формируя и генерализируя, с одной  стороны, основные цели и задачи своего развития на конкретный временной этап, с другой стороны, является основой  для разработки в своем составе  сбалансированных между собой стратегий  экономического развития регионов.

Стратегические установки  социально-экономического развития страны и регионов содержат в своем составе  установки развития принципиально  важных секторов экономики. Наиболее наглядным  примером в этом отношении является разрабатываемая Минтопэнерго России и периодически корректируемая, в  зависимости от изменения макроэкономических показателей, энергетическая стратегия  России, которая в свою очередь  включает в свой состав стратегические установки развития отраслей топливно-энергетического  комплекса (угольной, нефтяной, нефтеперерабатывающей, газовой промышленности и электроэнергетики). Стратегия экономического развития страны (регионов), рассматриваемая  как директивный документ, сопровождается системой технико-экономических прогнозных обоснований каждого из рекомендуемых  к реализации в ней конкретных направлений.

Производства с  точки зрения тяготения их к определенным районам размещения подразделяются следующим образом:

• производства, которые  целесообразно размещать в районах  концентрации трудовых ресурсов. В  первую очередь это относится  к большинству отраслей машиностроения, легкой и пищевой промышленности;

• производства, тяготеющие к источникам топлива и электроэнергии (энергоемкие производства цветной  металлургии, ряд предприятий химии, нефтехимия и нефтепереработка и  др.);

•производства, размещающиеся  преимущественно у источников сырья. В качестве примера можно привести размещение металлургических баз России, ориентированных на использование  железных руд Курской магнитной  аномалии, Урала, Западной Сибири. К  этой группе производств относятся  также предприятия лесозаготовок, лесопереработки и целюлознобумажной промышленности;

• производства, тяготеющие к районам потребления готовой  продукции. К этому классу производств  относятся предприятия, производящие скоропортящуюся продукцию или  нетранспортабельную, высокотоксичную  продукцию;

• производства, размещение которых не имеет ярко выраженной ориентации, т. е. предприятия, в затратах на производство единицы продукции (цены) которых доля каждого из факторов имеет примерно одинаковое стоимостное  выражение. 

№10 Региональная инвестиционная политика 

Одним из приоритетов  экономической политики Правительства  области является создание условий  для привлечения инвестиций и  развития инвестиционного процесса. Инвестиционная политика области осуществляется по следующим основным направлениям:

-развитие регионального  инвестиционного законодательства  и нормативно-правовой базы в  сфере поддержки бизнеса; 

-формирование информационной  открытости региона; 

-создание специализированной  рыночной инфраструктуры, обеспечивающей  инвестиционный процесс; 

-реструктуризация  предприятий с целью повышения  их инвестиционной привлекательности. 

№11 Отраслевая структура размещения экономики. 

Базовые межотраслевые  комплексы промышленности — это  комплексы топливно-энергетический, металлургический и лесостроительных материалов.

Топливо и электроэнергия - важнейшие факторы жизнеобеспечения страны и каждого региона. Будучи ресурсами многоцелевого назначения, они создают широкую материально-производственную основу развития всей экономики и  ее различных территориально-хозяйственных образований

Топливно-энергетический комплекс — главное опорное звено  народного хозяйства. Наряду с ТЭК  важная роль принадлежит межотраслевым  комплексам металлургии и лесостройматериалов, которые обеспечивают регионы основными конструкционными и строительными (инвестиционными) материалами, формируя основную массу преобладающей в хозяйственном обороте промежуточной продукции.

Топливно-энергетический комплекс. По сравнению с довоенным  временем в топливном балансе  страны резко возросла доля нефти  и газа, большое значение приобрел уголь открытой добычи. Самое дешевое  топливо — тюменский газ и  канско-ачинский уголь. Среди приоритетных направлений дальнейшего развития комплекса на первом месте должны быть активная энергосберегающая политика и обеспечение прогрессивных сдвигов в структуре топливно-энергетического баланса. 

№13 Свободные экономические зоны 

Heудивительно, что общее число свободных экономических зон, появившихся в мире в конце 50-х — начале 60-х годов (впрочем, некоторые их виды возникли значительно раньше), затем стало быстро возрастать. Что же касается конкретных количественных оценок, приводимых в разных источниках, то они различаются довольно сильно. Одни авторы полагают, что к середине 90-х годов общее число СЭЗ в мире приблизилось к тысяче, другие говорят о 1200, 2000 и даже более 4000. Несколько меньше расхождений в оценках того места, которое ныне занимают свободные экономические зоны в мировой экономике. Считается, что их доля в мировом тoвapoобopoтe увеличилась с 8% в 1960 г. до 20 в 1985 и 30% в конце 90-х годов. Они функционируют уже примерно в ста странах мира, а занято в них более 3 млн человек.

Разнобой количественных оценок объясняется в первую очередь  тем, что само понятие свободной  экономической зоны ни в отечественной, ни в зарубежной литературе абсолютно  четко еще не сформулировано. В самой общей форме под СЭЗ следует понимать часть территории страны, где государство устанавливает особый режим управления, наиболее благоприятный для деятельности иностранных и отечественных предпринимателей, для привлечения внешних и внутренних инвестиций. Этот режим обычно предусматривает особые льготы для осуществления торговых операций (вплоть до отмены экспортно-импортных пошлин), налоговые льготы (вплоть до отмены налогообложения), финансовые льготы на предоставление коммунальных и иных услуг и административные льготы, облегчающие процедуры въезда и выезда, регистрации предприятий и т. д.

Большинство свободных  экономических зон имеют сравнительно небольшую территорию и относятся  к категории «точечных» объектов, но есть среди них и довольно обширные, и даже очень большие по площади. Одно из непременных условий возникновения  СЭЗ — наличие выгодного экономико-географического  положения. Для небольших, «точечных», СЭЗ это прежде всего соседство с международным портом или аэропортом. 

№16 ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ 

Под региональной  политикой  в  Российской  Федерации  понимается

система  целей  и  задач  органов государственной  власти по управлению

политическим,  экономическим и социальным развитием  регионов страны, а

также механизм их реализации.

Под регионом понимается часть  территории  Российской  Федерации,

обладающая      общностью      природных,     социально-экономических,

национально-культурных и иных условий.

Регион может  совпадать с границами территории субъекта Российской

Федерации либо объединять территории нескольких  субъектов  Российской

Федерации.

Основными целями региональной  политики  в  Российской  Федерации

являются:

обеспечение экономических, социальных, правовых и организационных

основ   федерализма   в   Российской   Федерации,   создание   единого

экономического  пространства;

обеспечение единых  минимальных  социальных  стандартов  и равной

социальной   защиты,   гарантирование   социальных    прав    граждан,

установленных   Конституцией   Российской   Федерации,  независимо  от

экономических возможностей регионов;

выравнивание  условий социально-экономического развития регионов;

предотвращение  загрязнения окружающей среды,  а  также  ликвидация

последствий ее загрязнения, комплексная экологическая  защита регионов;

приоритетное  развитие    регионов,    имеющих    особо     важное

стратегическое  значение;

максимальное  использование  природно-климатических   особенностей

регионов;

становление и обеспечение гарантий местного самоуправления. 

№20 Региональная бюджетно налоговая система 

региональные  бюджетно-налоговые системы создаются  и реформи-

руются для выполнения нескольких взаимосвязанных функций,  среди

который следующие:

     1) Закрепление определенного порядка  движения бюджетно-нало-

говых потоков, по уровням территориальной организации государства

(направление  этих потоков,  пропорции их  разделения, целевое наз-

начение  и т.д.) и адекватных процедур регулирования возникающих

по этому  поводу отношений.

Информация о работе Шпаргалка по "Экономическая география"