Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 23:39, курсовая работа
Федеральный округ – это экономический район высшего звена, представляющий собой крупный территориально – производственный комплекс, в котором сочетаются отрасли рыночной специализации с отраслями, дополняющими территориальный комплекс, и инфраструктурой.
5.9 Легкая промышленность
В Северо–Западном федеральном округе легкая промышленность представлена в основном текстильной, кожевенно-обувной, фарфорово-фаянсовой отраслями.
Текстильная промышленность размещается преимущественно в Санкт – Петербурге; трикотажное производство расположено в Великих луках и Боровичах (Псковская область), кожевенно – обувная промышленность – в Санкт – Петербурге (Объединение «Скороход»), фарфорово – фаянсовая – в Ленинградской и Новгородской областях.
Северо-Западный федеральный округ - единственный из федеральных округов Российской Федерации, который непосредственно граничит со странами Европейского союза, Центральной и Северной Европы: Норвегией, Финляндией, Польшей, Латвией, Литвой, Эстонией, Белоруссией. Таким образом, округ играет важную стратегическую роль приграничного региона.
Важное значение имеет железнодорожная магистраль Санкт – Петербург – Таллин – Рига – Калининград, обеспечивающая экономические связи с Калининградской областью и странами Западной Европы. Внешнеэкономические связи со странами Скандинавии осуществляет железная дорога Санкт- Петербург – Хельсинки. Практически построена железная дорога на коммерческой основе из Карелии в Финляндию (к финским морским портам круглогодичного действия). Благодаря железнодорожным магистралям из Санкт – Петербурга на Белоруссию и Украину обеспечиваются внешнеэкономические связи с Зарубежными странами.
В развитии внешнеэкономических связей России со странами Балтийского бассейна, Европы и Америки велика роль морского транспорта округа.
Со странами Балтии Санкт–Петербург также соединяют автомобильные дорог. Совершенствование автодороги Санкт–Петербург – Рига – Клайпеда – Гданьск – Гамбург соединит северную столицу с Германией и обеспечит устойчивые экономические связи не только округа, но и для страны в целом. Начаты работы по строительству автомобильной дороги «Виа Балтика», которая даст надежный транспортный выход на территорию государств Западной Европы, нового морского порта в финском заливе (Ленинградская область).
7.Территориальная организация хозяйства
Республика Карелия является развитым индустриальным районом страны. Здесь представлены горнодобывающая, целлюлозно-бумажная, лесоперерабатывающая промышленность, машиностроение, цветная металлургия. Важную роль в хозяйстве республики играют рыбная промышленность и производство строительных материалов, получила развитие гидроэлектроэнергетика. Крупнейшим промышленным центром является Петрозаводск. Кондопожский и Сегежский промышленные узлы специализируются на продукции целлюлозно-бумажной промышленности, деревообработке, стандартном домостроении и машиностроении. Получают развитие производство оборудования для лесной и бумажной промышленности, лесохимия, производство строительных материалов, а также рыбоконсервная и судостроительная промышленность. Большое значение имеет ввод в действие на территории республики Костомукшского горно-обогатительного комбината. Сельское хозяйство специализируются на животноводстве молочно-мясного направления, птицеводстве, пригородном картофелеводстве и овощеводстве. В Республике Коми развиты угольная, нефтяная, газовая, лесная, целлюлозно-бумажная и химическая промышленность. Разрабатываются месторождения титановых руд, бокситов, каменных и калийномагниевых солей. Создан крупный Сыктывкарский лесопромышленный комплекс. Ведущими отраслями сельского хозяйства являются оленеводство, молочное животноводство. В бассейнах рек Вычегды и Сысолы на юге республики выращиваются рожь, овес, ячмень, овощи и картофель.
Архангельская область - одна из наиболее развитых в хозяйственном отношении среди регионов Северного экономического района - занимает особое место в обеспечении России и района продукцией лесного и машиностроительного комплексов. Ведущие отрасли специализации - лесная, деревообрабатывающая, целлюлозно-бумажная промышленность и машиностроение. Немаловажное значение имеют также рыбная промышленность и промышленность строительных материалов. В последние годы на территории Ненецкого автономного округа широкое развитие получили нефте- и газодобыча. Центральное место в агропромышленном комплексе области принадлежит сельскому хозяйству. В структуре АПК основной отраслью является животноводство: молочно-мясное скотоводство и оленеводство. На долю области приходится 46% общего поголовья оленей европейского Севера.
В Вологодской области сформировался межотраслевой производственный комплекс, в структуре которого наиболее важное место занимают металлургическая, химическая, машиностроительная, лесная, строительная промышленность. Наибольший удельный вес в производстве промышленной продукции области принадлежит металлургическому комплексу. Такие его предприятия, как Череповецкий металлургический комбинат и Череповецкий сталепрокатный завод, являются одними из самых крупных предприятий черной металлургии страны. К числу интенсивно развивающихся отраслей области относится химическая промышленность. Ее развитие осуществляется на базе действующих предприятий: ПО “Аммофос” и азотно-тукового завода, расположенных в г. Череповце. Основными видами продукции являются азотные и фосфорные удобрения, серная кислота, синтетические смолы и др. Машиностроительный комплекс представлен большим количеством предприятий, из которых 3/4 сосредоточены в Вологде и характеризуются производством сложных и высокоточных изделий.
Мурманская область является ведущим социально-экономическим комплексом Северного экономического района. Ее можно считать наиболее хозяйственно развитым и обжитым районом Крайнего Севера. Природно-экономический потенциал области определяется в первую очередь морскими биологическими, в частности, рыбными ресурсами, а также крупными запасами руд цветных, редких и черных металлов, горно-металлургического и неметаллорудного сырья.
Уникальные по масштабам и качеству апатитонефелиновые руды Хибинского и Ковдорского массивов определили ведущее значение Мурманской области в общероссийском производстве фосфатного сырья и в получении нефелина - ценного сырья для производства алюминия. Приоритетным направлением хозяйства области является промышленность и прежде всего рыбная, горно-металлургическая и горно-химическая отрасли.
Для
Северного экономического района из-за
специфических природных, экономических
условий и своеобразия
заключение Специфические региональные предпосылки перехода района к рыночным отношениям заключаются в развитии предпринимательской деятельности, связанной с комплексным освоением разнообразных полезных ископаемых и других природных ресурсов, в том числе ценнейших природных ресурсов, содержащихся в промышленных отходах (нефелинов, апатитового сырья, цветных и редких металлов) . К резервам развития предпринимательской деятельности относятся также лесные ресурсы, разнообразные древесные отходы и древесина, теряемая при лесосплаве, мелкие месторождения различных строительных материалов, рыбные ресурсы пресноводных водоемов. Стимулом развития разнообразного малого бизнеса является организация инфраструктурного обслуживания создающихся форм предпринимательства (фермерство, малые предприятия) . В условиях перехода к рынку приоритетное развитие должна получить электроэнергетика, ориентируемая преимущественно на газовое и ядерное топливо. Развитие машиностроительного комплекса будет определяться как реконструкцией и техническим перевооружением действующих предприятий, так и конверсией оборонных производств. Переход на рыночные отношения потребует и новых подходов к решению социально-экономических проблем. Поэтому очень важно широко использовать разнообразные формы хозяйственного развития с широким привлечением зарубежных капиталов, технологий и оборудования для создания сети новых совместных с инофирмами предприятий, в частности эксплуатирующих и перерабатывающих природные ресурсы, создавать разнообразные отраслевые, межотраслевые и региональные свободные экономические зоны.
Калининградская область Отрасли хозяйственной специализации: рыбная, целлюлозно-бумажная и деревообрабатывающая промышленность, добыча и обработка янтаря, морепродуктов. Важная хозяйственная функция района — обслуживание внешних экспортно-импортных операций России.
Природные ресурсы. Месторождения янтаря (Приморское и Пальминское) — крупнейшие в мире. Выявлены запасы нефти, природного газа, бурого угля, каменной и калийной соли, строительных материалов. Большие площади занимают леса хвойные и широколиственные (ель, сосна, дуб, граб, бук), луга и пастбища. Машиностроение представлено производством судового оборудования, саморазгружающихся вагонов, дорожно-строительных машин, металлорежущих станков и др.
Важное место занимает целлюлозно-бумажная и деревообрабатывающая промышленность, использующая привозную древесину (в основном Северного района).
На местном сырье сложилась мясная и маслодельная промышленность.
Подавляющую часть продукции этих и других отраслей производят на предприятиях Калининграда. Среди других центров выделяются Советск (производство бумаги и целлюлозы) и поселок Янтарный (добыча и обработка янтаря).
Сельское хозяйство. Его ведущее направление — молочно-мясное скотоводство, мясное и беконное свиноводство, птицеводство обусловлено развитой естественно-кормовой базой (луга, пастбища, продукция земледелия, отходы пищевой промышленности и пр.) В земледелии высок удельный вес зерновых (озимая пшеница, рожь, ячмень) и кормовых (корнеплоды, однолетние и многолетние травы) культур.
Транспорт. Развит морской транспорт, осуществляющий каботажные перевозки и выполняющий внешнеторговые функции. Большую часть экспортируемой продукции составляют рыба и морепродукты; в составе импорта преобладают машины и промышленное оборудование. Калининград — незамерзающий порт на Балтийском море.
Северо-Западный экономический район Отрасли хозяйственной специализации: точное машиностроение, судостроение, химическая и текстильная промышленность, льноводство. Одна из важнейших хозяйственных функций района — осуществление внешнеторговых связей.
Природные ресурсы. Хозяйственное значение имеют бокситы (Тихвинское месторождение), фосфориты (Кингисеппское месторождение), огнеупорные глины (Боровичское месторождение), известняки, сланцы, торф, биологические (рыбные) и лесные ресурсы.
Транспорт и хозяйственные связи. Транспорт оказывает большое влияние на развитие хозяйства района. Наибольшее значение имеют железнодорожный и морской транспорт. Санкт-Петербург — второй по объему грузооборота железнодорожный узел России (после Московского), связан с Москвой, с европейским Севером и Уралом (Санкт-Петербург - Череповец - Вологда — Пермь, Санкт-Петербург — Мурманск и др.). странами Балтии, Скандинавии, Калининградом (Санкт-Петербург - Хельсинки), с Украиной, Белоруссией и др. (всего от него отходит 12 магистралей).
В межрайонных связях велика роль речного транспорта - Волго-Балтийская и Мариинская речные системы соединяют Северо-запад с Центральным, Волго-Вятским, Поволжским и Уральским районами.
Морской транспорт региона осуществляет каботажные перевозки и внешнеэкономические связи со странами Европы и Америки.
Ввоз
грузов в район значительно
Содержание.
Литература.