Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2011 в 17:33, реферат
Современный экономический район – это целостная территориальная часть народного хозяйства страны, имеющая свою производственную специализацию, прочие внутренние экономические связи. Экономический район неразрывно связан с другими частями страны общественным территориальным разделением труда как единое хозяйственное целое с прочными внутренними связями.
1. Введение.
2. Глава 1. Экономико - географическое положение.
3. Глава 2. Население и трудовые ресурсы.
4. Глава 3. Природные условия и природные ресурсы.
5. Глава 4. Хозяйство.
* 4.1 Промышленность.
* 4.2 Сельское хозяйство.
6. Глава 5. Транспорт.
7. Глава 6. Характеристика крупных городов.
Архангельская область и республика Коми слабо обеспечены железными дорогами. Многие районы здесь не имеют железнодорожных путей и обслуживаются речным транспортом по рекам Северная Двина, Печора, Сухона и Вычегда. Главными перевалочными пунктами являются Котлас, Архангельск, Сыктывкар, Ухта, Печора, Вельск и Череповец.
Наиболее крупные грузопотоки связаны с лесопромышленным освоением района.Древесина к железнодорожным магистралям поступает из более удаленных лесоэксплуатационных районов по рекам и лесовозным железнодорожным и автомобильным путям. В Архангельске, Котласе, Коряжме, Сыктывкаре и Соколе находятся крупные предприятия по переработке древесины. Погрузка древесины осуществляется на станциях Бакарица, Вычегда, Архангельск, Пукса, Микунь, Исакогорка, Сухона, Вага и Котлас. Лесная продукция вывозится в центральные и южные районы страны.
Для печорского направления характерен большой грузопоток воркутинского каменного угля. Крупнейшими станциями погрузки угля являются Инта, Мульда и Воркута. Уголь идет на Череповецкий металлургический комбинат (около 10 млн.т в год), в Санкт-Петербург, Архангельск и другие промышленные центры страны. Значительный объем перевозок связан с развозом нефтепродуктов Ухтинского района.
Важным условием развития производительных сил Северного экономического района является новое железнодорожное строительство. Здесь построены лесовозные линии Архангельск - Карпогоры и Микунь - Кослан - Ертом. В верховьях Печоры построена линия Сосногорск - Троицко-Печорск. Введены в эксплуатацию новые железнодорожные линии Ядриха - Красавино - Великий Устюг и Сыня - Усинск. Электрифицированы наиболее грузонапряженные участки: Данилов - Вологда, Буй - Вологда -Череповец, Вологда - Коноша. Участок Александров – Ярославль - Буй - Свеча на всей протяженности электрифицирован и специализируется на пропуске пассажирских поездов из Москвы на восток и обратно.
Слабое развитие транспорта железных и автомобильных дорог сдерживают развитие Северного экономического района. Поэтому в перспективе есть проект создания Архангельского корридора, который будет включать параллельно расположенные автомобильные и железнодорожные магистрали Архангельск-Финляндия.
Жизнь современного общества невозможна без развитого транспорта. Быстро растет грузообмен между различными районами, местностями и городами, растут перевозки пассажиров от места жительства к местам приложения труда и отдыха. Транспорт соединяет между собой различные экономические районы, обеспечивает функционирование современного производства.
Размещение
транспорта как отрасли материального
производства отражает закономерности
размещения производительных сил
той общественно-экономической
Транспорту
принадлежит исключительная роль в
формировании экономических районов
страны. Благодаря транспорту осуществляется
географическое разделение труда между
районами, специализация их на производствах
наиболее выгодных в данных условиях.
Глава
6. Характеристика крупных
городов.
Мурманск.
Мурманск
- город в Российской Федерации, административный
центр Мурманской области, расположен
за Северным полярным кругом, в зоне
распространения
Архангельск.
Архангельск - административный центр Архангельской области. Расположен он на берегах Северной Двины и островах ее дельты, образующей Двинскую губу Белого моря. Территория муниципального образования "Город Архангельск" составляет 29442 га. Находится в 1133 км к северу от Москвы. Благоприятное георгафическое положение исстари способствовало становлению города как крупного морского и речного порта. В Архангельской области расположен космодром Плесецк.
Архангельск - это не только промышленный центр области, но культурно - историческая столица "Поморья", родина северной культуры, традиций, истории. В городе находятся Поморский государственный университет, Государственный технический университет, Государственная медицинская академия. В городе работают три профессиональных театра драматический театр им. Ломоносова, молодежный театр- студия, театр кукол, большое количество музеев и выставочных залов.
Архангельская
область находится в Северном
экономическом районе РФ. Архангельск
— крупный научный и
В городе зарегистрировано 7700 предприятий, 2200 из них крупных и средних. Ведущая роль в промышленности принадлежит лесной отрасли. Лесопромышленным предприятиям принадлежит свыше 40 % общего объёма продукции, производимой в городе. Лес, бумага, картон, целлюлоза, а также рыба до сих пор остаются основой торговли Архангельска с другими регионами России и странами Запада.
Город Архангельск занимет территорию площадью 300 км. кв. Город вытянут вдоль набережной Северной Двины в силу сложившегося бытового и хозяйственного уклада города-порта, а также природных условий заболоченной местности. Городские набережные протянулись вдоль речных рукавов на 35 км.
Климат города субарктический, морской с продолжительной холодной зимой и коротким прохладным влажным летом. Он формируется под воздействием северных морей и переносов воздушных масс с Атлантики в условиях малого количества солнечной радиации. Средняя температура января - 13, июля + 17. За год выпадает 529 мм осадков.
Обеспеченность ресурсами: город наиболее богат лесными ресурсами, морепродуктами (рыба, морские водоросли), в меньшей степени- пушным зверем. Встречается также нефть с газовым конденсатом. Ее доля в России - 1,1% (3330 тыс. тонн). Других ресурсов мирового значения нет.
Город
Архангельск
Экономические: транспортная (есть морской порт, железнодорожный вокзал, множество трасс, аэропорт и др.), промышленная (предприятия по обработке древесины в шпалы, фанеру, бумагу, картон; а также развито машиностроение, особенно производящее оборудование для лесной и лесообрабатывающей промышленности, судостроение; добывающая: вырубка леса), торгово-распределительная.
Неэкономические:
культурная (Архангельский государственный
технический университет, Поморский государственный
университет имени М.В. Ломоносова, Северный
государственный медицинский университет.
Филиал Государственной морской академии
и др. Театры: драматический им. М.В. Ломоносова,
молодежный, кукол. Цирк, филармония. Музеи:
краеведческий (основан 1859), изобразительных
искусств, Государственный северный морской
музей. Народная резьба по дереву, холмогорская
резная кость, старопечатные и рукописные
книги), административно-политическая
(Архангельск-административный центр
области).
Заключение.
Для
Северного экономического района из-за
специфических природных, экономических
условий и своеобразия
Специфические
региональные предпосылки перехода района
к рыночным отношениям заключаются в развитии
предпринимательской деятельности, связанной
с комплексным освоением разнообразных
полезных ископаемых и других природных
ресурсов, в том числе ценнейших природных
ресурсов, содержащихся в промышленных
отходах (нефелинов, апатитового сырья,
цветных и редких металлов). К резервам
развития предпринимательской деятельности
относятся также лесные ресурсы, разнообразные
древесные отходы и древесина, теряемая
при лесосплаве, мелкие месторождения
различных строительных материалов, рыбные
ресурсы пресноводных водоемов. Стимулом
развития разнообразного малого бизнеса
является организация инфраструктурного
обслуживания создающихся форм предпринимательства
(фермерство, малые предприятия). В условиях
перехода к рынку приоритетное развитие
должна получить электроэнергетика, ориентируемая
преимущественно на газовое и ядерное
топливо. Развитие машиностроительного
комплекса будет определяться как реконструкцией
и техническим перевооружением действующих
предприятий, так и конверсией оборонных
производств. Переход на рыночные отношения
потребует и новых подходов к решению
социально-экономических проблем. Поэтому
очень важно широко использовать разнообразные
формы хозяйственного развития с широким
привлечением зарубежных капиталов, технологий
и оборудования для создания сети новых
совместных с инофирмами предприятий,
в частности эксплуатирующих и перерабатывающих
природные ресурсы, создавать разнообразные
отраслевые, межотраслевые и региональные
свободные экономические зоны.
Список
литературы: