Северный район слабо обеспечен благоустроенными
автомобильными дорогами. Основная
сеть дорог сосредоточена в южной части
района, где они играют большую роль в
обслуживании внутрирайонных сообщений.
Большое значение имеют автомагистрали
Санкт-Петербург - Мурманск, Вологда
- Архангельск, Вологда - Новая Ладога.
Основу транспортной сети района
составляют железные дороги,
обеспечивающие как регулярную
внутреннюю связь, так и связь
с другими районами страны.
На долю железнодорожного транспорта
приходится около 80% грузооборота района.
В вывозе преобладают лесные грузы,
направляемые на юг и запад европейской
части страны, апатиты, продукция цветной
и черной металлургии; во ввозе - уголь
(из Кузбасса), нефтепродукты (из
Поволжья) и хлебные грузы (из южных
зерновых баз страны).
Архангельская область и республика
Коми слабо обеспечены железными
дорогами. Многие районы здесь
не имеют железнодорожных
путей и обслуживаются
речным транспортом по рекам
Северная Двина, Печора, Сухона
и Вычегда. Главными перевалочными
пунктами являются Котлас, Архангельск,
Сыктывкар, Ухта, Печора, Вельск и Череповец.
Наиболее крупные грузопотоки
связаны с лесопромышленным освоением
района.Древесина к железнодорожным
магистралям поступает из
более удаленных лесоэксплуатационных
районов по рекам и лесовозным железнодорожным
и автомобильным путям. В Архангельске,
Котласе, Коряжме, Сыктывкаре и Соколе
находятся крупные предприятия по переработке
древесины. Погрузка древесины осуществляется
на станциях Бакарица, Вычегда,
Архангельск, Пукса, Микунь, Исакогорка,
Сухона, Вага и Котлас. Лесная продукция
вывозится в центральные и южные районы
страны.
Для печорского направления характерен
большой грузопоток воркутинского
каменного угля. Крупнейшими
станциями погрузки угля являются Инта,
Мульда и Воркута. Уголь идет на Череповецкий
металлургический комбинат (около
10 млн.т в год), в Санкт-Петербург,
Архангельск и другие промышленные центры
страны. Значительный объем перевозок
связан с развозом нефтепродуктов Ухтинского
района.
Важным условием развития производительных
сил Северного экономического
района является новое железнодорожное
строительство. Здесь построены
лесовозные линии Архангельск
- Карпогоры и Микунь - Кослан
- Ертом. В верховьях Печоры построена
линия Сосногорск - Троицко-Печорск. Введены
в эксплуатацию новые железнодорожные
линии Ядриха - Красавино - Великий Устюг
и Сыня - Усинск. Электрифицированы
наиболее грузонапряженные участки: Данилов
- Вологда, Буй - Вологда -Череповец, Вологда
- Коноша. Участок Александров – Ярославль
- Буй - Свеча на всей протяженности
электрифицирован и специализируется
на пропуске пассажирских поездов из Москвы
на восток и обратно.
Слабое
развитие транспорта железных и автомобильных
дорог сдерживают развитие Северного
экономического района. Поэтому в перспективе
есть проект создания Архангельского
корридора, который будет включать параллельно
расположенные автомобильные и железнодорожные
магистрали Архангельск-Финляндия.
Жизнь
современного общества невозможна
без развитого транспорта. Быстро растет
грузообмен между различными районами,
местностями и городами, растут перевозки
пассажиров от места жительства к местам
приложения труда и отдыха. Транспорт
соединяет между собой различные экономические
районы, обеспечивает функционирование
современного производства.
Размещение транспорта как отрасли
материального производства отражает
закономерности размещения производительных
сил той общественно-экономической
формации, потребности которой он обслуживает.
Транспорт в своем развитии не только
отражает закономерности размещения производительных
сил. Как активный фактор процессов
общественного воспроизводства
транспорт со своей стороны оказывает
существенное влияние на размещение производства.
Транспорту
принадлежит исключительная роль в
формировании экономических районов
страны. Благодаря транспорту осуществляется
географическое разделение труда между
районами, специализация их на производствах
наиболее выгодных в данных условиях.
Заключение Экономика
страны на современном этапе представляет
собой сложную многоотраслевую систему
с деформированными межрегиональными
связями и структурными соотношениями
и , как правило , в рыночном хозяйстве
выживают те субъекты , которые добиваются
более высокой эффективности производства
и большей прибыли - только на этой основе
они могут решать социальные проблемы
. В этих условиях в тяжелое положение
попал Северный экономический район, в
котором эффективность производства по
ряду причин, и прежде всего из-за природно-климатических
условий , ниже , а социальные проблемы
требуют больших средств . Это означает
, что этот район не может на равных с другими
районами входить в рынок . Условия Севера
не вписываются в большинство общероссийских
стереотипов экономических и политических
реформ . В необходимости проведения здесь
особой политики убеждает и мировой опыт
.Однако это не всегда находит должное
признание в правительственных структурах
. Более того , располагая богатейшими
природными ресурсами и играя важную роль
в экономике страны , Север наиболее остро
ощущает на себе бюджетный дефицит и другие
трудности . Государство не в состоянии
выделить средства , необходимые для поддержания
достигнутого здесь уровня добычи сырья
. Суть сегодняшнего политико-административного
строя заключается в необходимости регулирования
не только своих внутренних , но и внешних
отношений , от эффективности которых
зависят возможность комплексного использования
природно-ресурсного потенциала и повышение
уровня жизни населения .
Список
литературы:
- Казанский
Н.Н. и др. Экономическая география
транспорта. - М.: Транспорт, 1991.
- Знание - на
службу нуждам севера, САПИ-Торг-книга,
Якутск, 1997
- Регионоведение:
методические указания, ВЗФЭИ, М.: 1995
- Географический
атлас для 8 класса, М.:1986
- Региональная
экономика: Учебн. пособие для ВУЗов/ под
ред. Проф. Т.Г. Морозовой.- М.: Банки и биржи.
ЮНИТИ, 1995
- Российская
Федерация, республика и области Северного
экономического района в 1992г./ Госкомстат
России.-М.,1993
- Состояние
окружающей среды Северо-Западного и Северного
регионов России.-СПб.:Наука, 1995
- газета “Эксперт”
№ 39 (203) от 18.10.1999г.