Северный экономический район

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2011 в 21:57, контрольная работа

Описание работы

Северный экономический район состоит из двух республик: Коми и Карелии, трёх областей: Архангельской, Мурманской и Вологодской, а также Ненецкого автономного округа.
Площадь, занимаемая районом, составляет 1466,3 тыс. кв. км.
Население 5581 тыс. чел.
Северный экономический район отличается обширностью территории, значительной протяжённостью вдоль полярного круга, экстремальными природными условиями (лишь вологодская область не включена в зону Севера), значитель

Содержание

Общая характеристика района…………………………. стр.2
Условия развития хозяйства………………………… стр.3 - 5
Население и трудовые ресурсы……………………... стр.5 - 7
Хозяйственная деятельность………………………. стр.8 - 13
Транспортно-экономические связи………………. стр.13 - 14
Экологические проблемы……………………………… стр.15
Основные перспективы развития………………… стр.16 – 17
Список использованной литературы…………………. стр.18

Работа содержит 1 файл

география.doc

— 102.00 Кб (Скачать)

Одной из главных  отраслей развития этой отрасли является глубокая химическая и механическая переработка древесины мощными современными предприятиями. К ним относятся Сегежский, Кондопожский, Архангельский, Соломбальский, Котласский целлюлозно–бумажные комбинаты; предприятия лесопиления и химической переработки древесины Архангельска. Половина производства приходится на Архангельскую область (лесная отрасль даёт 44% промышленной продукции), значительную часть на Республику Коми и Вологодскую область.

      Металлургическая  промышленность даёт около 30% промышленной продукции района и включает в себя чёрную и цветную металлургию.

В районе выплавляется 23% чугуна и 19% стали России. На железорудные комбинаты Карелии (Костомукшский ГОК) и Кольского полуострова (Ковдорский, Оленегорский ГОК) приходится пояти20% общероссийского производства товарной железной руды. Большая потребность в железной руде, в особенности Петербургского машиностроения, обусловила в своё время размещение в Череповце (Вологодская обл.) металлургического завода полного цикла (ОАО «Северсталь», дающий 56% продукции области). Это единственный на Севере и один из крупнейших Российских поставщиков листового проката для автомобилестроения и судостроения, динамной стали для электротехники и листовых заготовок для трубопрокатного производства.

Предприятия цветной  металлургии производят главным образом алюминий и никель. Алюминиевые заводы размещены в Надвоицах (р. Карелия) и Кандалакше (Мурманская обл.). Они работают на глинозёме, получаемой из ленинградской области (Бокситогорск и Пикалево) и энергии местных ГЭС. Никель и другие рафинированные металлы получают на Мончегорском комбинате «Североникель» и комбинате «Печенганикель» в г. Заполярный и пос. Никель (Мурманская обл.). Они работают как на местных рудах и концентратах, так и на привозных норильских рудах. Дальнейшее развитие цветной металлургии с возможностями освоения североонежских и тиманских месторождений бокситов. Также в Архангельской области открыто несколько месторождений алмазов, началась их опытно-промышленная разработка.

      Межрайонное значение имеет топливная промышленность. Добываются нефть, газ, энергетические и коксующиеся угли, потребляемые не только в самом Северном районе, но и в центре, Волго-Вятском и Северо-Западном районах. Извлечение из недр этих видов топлива протекает в неблагоприятных условиях Приполярья и Заполярья, в пространственном отрыве от основных потребителей, в результате чего повышаются народнохозяйственные издержки производства и транспортировки топлива.

Ведущее место  в составе топливно-энергетического  комплекса принадлежит угольной промышленности. Современная добыча на шахтах Печорского угольного бассейна (основной шахтный фонд находится в Воркуте) – около 19 млн. тонн, что составляет почти 8% добычи в России. Две трети извлекаемого топлива составляют коксующиеся и жирные угли.

Промышленная добыча нефти в регионе ведётся на месторождениях Тимано-Печорской нефтегазоносной провинции, причём Усинское и Возейское месторождения обеспечивают 80% всей добываемой в районе нефти. Большое значение приобретает эксплуатация Ардалинского месторождения, в разработку которого американская компания «Коноко» вложила около 400 млн. долларов – крупнейшее разовое вложение иностранной компании в нефтяную отрасль России.[4, с.307] Кроме того, ведётся добыча на северо-востоке Республики коми, в Ненецком автономном округе и на острове Колгуев; продолжаются изыскания на шельфе Баренцева моря для освоения Штокманского газоконденсатного и других нефтяных месторождений.

     Электроэнергетика района ориентируется главным образом на собственные топливные ресурсы в его восточной части и на гидроресурсы в западной части. В Архангельской и Вологодской областях, Республике Коми преобладают тепловые электростанции. В Карелии и Мурманской области - гидроэлектростанции, построенные на порожистых реках. На Кольском полуострове действуют атомная электростанция и опытная приливная (Кислогубская).

      Горно-химическая и химическая отрасли  не занимают видного места в промышленности Севера, однако значение их велико. В Мурманской области  производится 100% ценнейшего апатитового сырья в виде концентратов для получения необходимых сельскому хозяйству суперфосфатных удобрений. Вместе с апатитовыми рудами добываются нефелины. Они подвергаются облагораживанию и направляются в виде концентратов в Пикалево (Ленинградская обл.), где при их переработке получают глинозём и попутно соду.

Важным центром  химии стал Череповец, где на базе коксового газа (коксового цеха металлургического комбината) создано крупное производство азотных удобрений, переведённое позже на природный газ. Там же в ПО «Аммофос» выпускают фосфорные и азотные удобрения, используя Кольские апатиты и уральский серный колчедан.

      В пределах Северного экономического района сформирован Тимано-Печорский комплекс. Он развивается на базе топливно-энергетических ресурсов: угля, нефти, газа, а также разнообразного горно-рудного сырья: бокситов, титана, хромитов и других руд цветных металлов. Здесь получает развитие ряд различных отраслей промышленности. Важную роль в формировании комплекса сыграли запасы древесины. Отраслями специализации Тимано-Печорского комплекса являются добыча нефти и газа, угольная и лесная промышленности. Большую площадь на территории комплекса занимает Тимано-Печорская нефтегазоносная провинция. Разрабатываются Ухтинское, Усинское, Вой-Вожское, Возейское, Пошнинское, Харьятинское месторождения нефти. По нефтепроводу Усинск – Ярославль – Кириши нефть поступает в Северо-Западный район, где из неё (в Киришах) получают широкую гамму нефтепродуктов. Особенностью здешних месторождений нефти является высокое содержание попутного газа, что требует из комплексного использования. Крупнейшее месторождение газа Вуктылское. От него на Ухту – Торжок проложен газопровод «Сияние Севера». Торжок, будучи важнейшим газораспределительным центром, направляет его в Санкт-Петербург и другие города.

Добыча угля концентрируется в Печорском бассейне, угли которого поступают на Череповецкий металлургический завод и обеспечивают выплавку лучших по качеству чугунов в стране.

Лесная промышленность Тимано-Печорского комплекса включает лесозаготовительную, деревообрабатывающую, лесохимическую отрасли. Большое значение имеет развитие Троицко-Печорского и Усть-Куломского лесопромышленных комплексов. . [6, с.182]

      Из  комплексирующих отраслей Северного  района выделяются  машиностроение, лёгкая промышленность и производство строительных материалов. Они обеспечивают функционирование основных народнохозяйственных элементов и внутренние потребности региона.

      Машиностроение  является одной из динамично развивающихся отраслей промышленности, обеспечивающих производство трелёвочных тракторов, бумагодельного оборудования (Петрозаводск), лесопильных рам (Вологда). Начинает развиваться производство подшипников (Вологда), различных измерительных приборов, продукции радиоэлектроники и станкостроения, строительной и дорожной техники. [4, с.309] На Севере также развиты судостроение и судоремонт, особенно военные. Центры – Северодвинск (Архангельская обл.), Североморск и Мурманск. В настоящее время их мощности загружены на 25-30%.

      Доля  лёгкой промышленности в общем объёме товарной продукции по республикам и областям колеблется и имеет тенденцию к снижению из-за ограниченности сырьевой базы и дефицита трудовых ресурсов. Основными подотраслями являются льняная (Вологда, Красавино) и трикотажная.

      Всё большее значение приобретают слюдяная промышленность и добыча декоративного камня в Карелии. [4, с.309]

      Главными  отраслями пищевой промышленности является рыбная и маслодельная, получившие межрайонное значение. На долю Севера приходится около 20% общего улова рыбы в России. По степени развития рыбной промышленности он уступает лишь Дальнему востоку. [3, с.346] Традиционной отраслью специализации является маслодельная промышленность, производство сгущённого и сухого молока, которое развивается на юге района  и, прежде всего в Вологодской области (Белозёрск, Тотьма, Сокол). [4, с.309]

      В силу природно-географических условий  сельское хозяйство Севера не получило большого развития. Даже самая южная - Вологодская область находится в зоне рискового земледелия. Площадь земель сельскохозяйственного назначения – 2,3 млн. га – почти в 6 раз меньше, чем в Центрально-Чернозёмном районе, который уступает по размеру северному примерно в 9 раз. Сельскохозяйственные угодья отличаются сложностью конфигурации, мелкоконтурностью участков, засорённостью и переувлажнённостью. всё это тормозит внедрение современной сельскохозяйственной техники, снижает эффективность её использования. Поэтому проведение мелиоративных работ – непременное условие роста сельского хозяйства в районах Севера. [3, с.349]

В южной зоне района выращивают кормовые и зерновые культуры (рожь,  овёс, ячмень), лён-долгунец, картофель, овощи. В последние годы всё шире практикуется выращивание овощей в закрытом грунте, особенно в районах с экстремальными природными условиями.

В структуре  сельского хозяйства доминирует животноводство. На юге района в поголовье преобладают крупный рогатый скот мясо-молочного направления, а также свиноводство и птицеводство. Особое место на Крайнем Севере принадлежит оленеводству. Оленьи пастбища, где сосредоточено 17% поголовья оленей России, занимает около пятой части земель района. [4, с.310] 

Транспортная  сеть и экономические  связи района

      Специфику транспортно-экономических связей обуславливает транспортная инфраструктура региона, сформированная под воздействием окраинного положения района, наличия непосредственного выхода в моря Северного бассейна, грузоёмкости продукции добывающих отраслей промышленности. Основные грузопотоки имеют южное и юго-восточное направление. Из района вывозятся лес и лесоматериалы, нефть и газ, каменный уголь, чёрные и цветные металлы, апатитовые руды, картон и бумага, рыба и рыбопродукты, а ввозятся продукты питания, товары народного потребления, машины и оборудование.

      В районе развиты все виды транспорта, но наибольшее значение имеют железнодорожный, морской и речной. Почти 70% грузооборота обеспечивается железнодорожным транспортом. Преобладают меридиональные магистрали (Волхов – Петрозаводск – Мурманск, Вологда – Архангельск), а широтные затрагивают лишь юг района (Санкт-Петербург – Череповец – Вологда). [4, с.310] Сооружается новая железнодорожная магистраль Архангельск – Сыктывкар – Пермь протяжённостью более 1300 км, открывающая кратчайший путь с Урала к портам Белого моря и связывающая богатые природные кладовые Европейского Севера с промышленными районами, в частности бокситы Среднего Тимана с уральскими алюминиевыми заводами. Перевозки воркутинского угля к Архангельскому порту сокращаются на 400 км и на треть удешевляются. Эта магистраль с выходом к Транссибу образует во взаимодействии с морским транспортом транзитный путь между Западно-Европейским и Восточно-Азиатским мировыми центрами промышленности и торговли.

      Значительна роль водного транспорта. Используя  внутренние водные пути и систему  каналов (реки Северная Двина, Печора, Ладожское, Онежское озёра, Беломорско-Балтийский и Волго-Балтийский каналы), активно развивается печной транспорт. Морской транспорт обеспечивает перевозки по трассе Северного морского пути, что особенно важно для хозяйственного функционирования северных территорий. [4, с.310] Мурманский незамерзающий и Архангельский морские порты выполняют важные экспортно-импортные функции для всей России (в Мурманской области 70% внешнеторгового оборота приходится на Скандинавские страны). Мурманский порт осуществляет большой объём каботажных перевозок (в том числе продукции Норильского горно-металлургического комбината Восточной Сибири). Также в Мурманске базируется ледокольный и рыбный флот. Крупный Архангельский порт перерабатывает главным образом лесные грузы и служит базой лесовозного флота России. Западный участок Северного морского пути является наиболее оживлённым. [3, с.350]

      Основными автомобильными магистралями являются магистрали

Петрозаводск  — Мурманск и Вологда — Архангельск. В лесопромысловых районах создана сеть лесовозных дорог.

     Получает  развитие трубопроводный транспорт: газопровод «Сияние Севера» из Тимано-Печорского комплекса, ветки газопроводов из Западной Сибири (Уренгой – Надым –  Вуктыл – Центр), нефтепровод Усса - Ярославль. [4, с.310] 

Экологические проблемы района 

      Северный  район неблагополучен в экологическом  отношении. Добыча и переработка полезных ископаемых оказывают неблагоприятное влияние на окружающую среду: горными работами и отвалами нарушаются и отчуждаются земли, загрязняются поверхностные и грунтовые воды, атмосфера и почвы. Основными источниками загрязнения окружающей среды являются предприятия черной и цветной металлургии, а также предприятия горнопромышленного и лесопромышленного комплексов.

Особую важность для района имеет проблема рационального использования и охраны лесных и рыбных ресурсов, на базе которых развиваются отрасли специализации, а их запасы в значительной степени исчерпаны.

Широкий круг проблем  ландшафтно-экологического характера  связан с предполагаемым освоением  нефтегазовых месторождений на шельфе Баренцева моря и началом эксплуатации месторождений алмазов в Архангельской области.

     Особенно  вредное воздействие на окружающую среду оказывают атомный полигон на Новой Земле, атомный ракетный полигон в Плесецке и захоронение радиоактивных отходов в морях Северного Ледовитого океана.

     В целях предотвращения нарастания негативных процессов в окружающей среде необходимы реконструкция устаревших и строительство новых очистных сооружений, ускоренное наращивание оборотного водоснабжения и повторного использования сточных вод. Самостоятельное значение имеют развитие и внедрение экологически безвредных способов энергопроизводства, техники и технологии теплоснабжения, а также разработка и внедрение прогрессивных технологий поисков, добычи и комплексной переработки первичного сырья, более полного использования вторичных ресурсов, промышленных отходов. [2, с.500] 
 
 

Основные  перспективы развития района

      Перспективы развития Северного района, прежде всего, связаны с освоением уникальных природных ресурсов, созданием крупного нефте- и газодобывающего района на континентальном шельфе Баренцева моря. Для добычи нефти и газа будут построены платформы морской добычи с привлечением инвестиций зарубежных стран, в частности Норвегии. Будет использован и передовой опыт компаний, добывающих нефть и газ в Северном море, в частности, опыт в сооружении платформ. По дну моря будут проложены трубопроводы к побережью. Очень перспективен район Варандей-море. В настоящее время там уже пробурены две скважины и получен промышленный приток нефти. Запасы Варандей-моря оцениваются примерно в 36 млн.т. Освоение Штокмановского месторождения намечается с привлечением иностранных фирм. Ведутся переговоры с американцами, французами, норвежцами, финнами.

Информация о работе Северный экономический район