Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 21:35, контрольная работа
Этот экономический район самый северный в европейской части России. Территория большая – 1466,3 тыс. км2 . Омывается водами Северного Ледовитого океана. Здесь расположены важные порты РФ – Мурманск (незамерзающий), Архангельск. Часть Баренцева моря, согретая ветвью тёплого Северо-Атлантического течения, не замерзает. Довольно значительная часть территории района расположена севернее Полярного круга в холодном поясе.
1. Особенности экономико-географического положения. …………..
2. Природные условия и ресурсы ……………………………………...
3. Трудовые ресурсы …………………………………………………...
4. Основные факторы развития структуры промышленного производства. Особенности развития хозяйства. Характеристика и география отраслей специализации……………………………………
5. Проблемы и перспективы развития Северного экономического региона…………………………………………………………………...
Список литературы ……………………
В соответствии с Программой развития северных территорий РФ началось строительство первого участка (Кочкома – Ледмозеро) экспортной железнодорожной магистрали с Урала через территорию Республики Коми в порты Белого и Балтийского морей, в том числе в Финляндию. Дорога пройдёт от Перми через Кудымкар и Сыктывкар. В состав новой магистрали войдут действующие участки Архангельск – Обозерская – Беломорск – Кочкома, строящаяся линия Кочкома – Ледмозеро и далее линия Ледмозеро – Костомукша – станция на территории Финляндии.
Крупный
транспортный узел – Череповец. Порты:
Мурманск, Архангельск, Онега, Мезень,
Нарьян-Мар. Мурманск (самый большой из
заполярных городов мира – 400 тыс. жителей)
– важнейший незамерзающий порт России
на Севере.
6. Проблемы и перспективы развития Северного экономического региона.
Выгоды экономического положения Северного района определяются близостью крупнейших индустриальных баз Центра, Урала, северо-запада и приморским положением, поскольку у побережья Кольского полуострова Баренцево море не замерзает, благодаря чему здесь возможна круглогодичная навигация.
В дальнейшей перспективе – строительство предприятий обрабатывающих отраслей промышленности – нефтехимических, горно-химических, лесоперерабатывающих и других, укрепление ремонтной базы, создание машин, приспособленных к природным условиям Севера. Дальнейшая разведка и освоение полезных ископаемых, особенно в восточной части района; освоение ценных топливных ресурсов и эффективных месторождений бокситов и руд цветных металлов, особенно титана, а также увеличение объёма добычи алмазов. Развитие горно-химической системы Кольского полуострова. Укрепление энергетической базы района путём роста добычи топливных ресурсов – интинских и печорских углей, строительства крупных теплоэлектроцентралей, гидростанций и создания энергосистемы. Усиление транспортной сети восточной части района, создание транспортных колей, охватывающих территории южной части Республики Коми, восточной части Архангельской и Вологодской областей. Строительство железной дороги на Урал (Пермь). Решение продовольственной проблемы и развитие АПК путём селекции холодостойких культур, увеличения продуктивности сельскохозяйственных земель (в том числе мелиорации почв) и совершенствование кормопроизводства. Укрепление строительной базы, создание предприятий промышленности строительных материалов, производство наиболее прогрессивных их видов, особенно на основе отходов. Тщательное изучение проблем изменений в природе района и кардинальное улучшение бытовых условий населения, способное обеспечить формирование постоянных производственных кадров, особенно квалифицированных.
В
ближайшей перспективе –
Список
литературы
Приложение 1
Полезные
ископаемые Северного
экономического района.
Вид полезных ископаемых |
Наименование сырья |
Месторождение, его местонахождение |
Вид транспорта, занятый при разработке полезных ископаемых |
I. Топливно-энергетические | Уголь каменный | Печорский бассейн | Ж/д, водный, а/м |
Нефть | Вуктыл
Войвож |
Ж/д, трубопровод
Ж/д, трубопровод | |
Газ | Вуктыл
Войвож |
Трубопровод
Трубопровод | |
II. Металлические | Медно-никелевые руды | Пос. Никель | Ж/д, водный, а/м |
Железные руды | Оленегорск
Ковдор Костомукша |
Ж/д, водный, а/м | |
III. Химические | Апатитонефелиновые руды | Хибины
Апатиты |
Ж/д, водный, а/м |
IV. Строительные | Гравий, щебень | Кольский п-ов | Ж/д, а/м |
Гравий, щебень | Ухта, Инта, Сыктывкар | Ж/д, водный, а/м |
Приложение 2
Основные показатели по субъектам Федерации в составе Северного района (2002)*
Субъект РФ | Население,
тыс. человек |
Территория,
тыс. км 2 |
Плотность
населения,
чел./ км 2 |
Число городов | Доля городского населения, % | Плотность сети железных дорог, км/ 1000 км 2 |
Республика
Карелия
Республика Коми Архангельская обл., в том числе Ненцкий АО Вологодская обл. Мурманская обл РАЙОН В ЦЕЛОМ |
716,7
1019,0 1335,7 41,5 1270,0 893,3 5747,1 |
172,4
415,9 587,4 176,7 145,7 144,9 1466,3 |
4,4
2,7 2,4 0,3 8,9 6,7 3,8 |
13
10 14 1 15 16 69 |
74,9
75,3 75,0 63 69 92,2 75 |
13,5
3,0 3,0 5,0 6,2 4,6 |
Приложение 3
Доля субъектов РФ в составе Северного района в общероссийских основных экономических показателях (2002), %*
Субъект РФ | Валовой региональный продукт | Продукция промышленности | Продукция сельского хозяйства | Инвестиции в основной капитал | Оборот розничной торговли |
Республика
Карелия
Республика Коми Архангельская обл., в том числе Ненцкий АО Вологодская обл. Мурманская обл |
0,4
1,0 0,9 0,2 0,9 0,7 |
0,6
1,1 0,9 0,2 1,8 1,0 |
0,2
0,3 0,5 0,02 1,2 0,1 |
0,6
1,3 1,1 0,7 0,7 0,5 |
0,5
1,0 0,8 0,03 0,6 0,8 |
Приложение 4
Структура промышленного производства в субъектах Федерации, входящих в Северный район (2002), %*
Субъект РФ | Отрасль промышленности | Вся промышленность | |||||||||
Топливная | Электро-энергетика | Чёрная металлургия | Цветная металлургия | Машиностроение, металлообработка | Химическая | Лесная, дерево-обрабатывающая | Производство строительных материалов | Лёгкая | Пищевая | ||
Республика
Карелия
Республика Коми Архангель-ская обл. Вологодская обл. Мурманская обл |
- 55,5 21,2 0,5 0,1 |
14,1 12,9 0,7 8,7 20,7 |
12,8 - 0,1 59,8 10,4 |
5,0 0,3 0,3 0,2 26,4 |
5,4 1,6 13,5 6,2 6,3 |
- 0,7 0,3 6,7 15,8 |
45,2 23,5 44,5 6,2 0,3 |
3,7 1,2 1,3 1,0 0,9 |
0,2 1,4 0,2 0,7 0,3 |
11,3 2,6 7,6 6,8 18,1 |
100 100 100 100 100 |