Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 16:48, реферат
Се́верная желе́зная доро́га (филиал ОАО «Российские железные дороги») —железная дорога, располагающаяся на севере и северо-востоке Европейской части России. Проходит по территории Архангельской, Ивановской, Костромской,Вологодской, Ярославской, Владимирской областей и Республике Коми. Управление в городе Ярославле.
I. Вступление…………………………………………………………..…..….. 3
II. Северная железная дорога
1. Общая характеристика СЖД……………………………………..…4
2. Общая характеристика Северного экономического района…....8
3. Районы тяготения СЖД (Архангельская,Вологодская,Ярославская области и т.д)……….17
4. Достижения северного экономического района………….………..21
III. Заключение…………….…………………………………………………..23
IV. Литература………………………………..…………………….………….25
Московский государственный университет путей сообщения
Российская академия путей сообщения
Реферат
по дисциплине «Экономическая география транспорта»
на тему:
«Северная железная дорога»
Выполнил студент
группы РЭТ 111 Юшков Николай Анатольевич
Проверил:
преподаватель_________________
Москва 2011г.
План
I. Вступление……………………………………………………
II. Северная железная дорога
1. Общая характеристика СЖД……………………………………..…4
2. Общая характеристика Северного экономического района…....8
3. Районы тяготения СЖД (Архангельская,Вологодская,
4. Достижения северного экономического района………….………..21
III. Заключение…………….……………………………………
IV. Литература………………………………..………………
I. Информационная карточка
Се́верная желе́зная доро́га (филиал ОАО «Российские железные дороги») —железная дорога, располагающаяся на севере и северо-востоке Европейской части России. Проходит по территории Архангельской, Иван
Образована 15 мая 1953 года по Постановлению Совета Министров СССР № 1263 от 14.05.1953 г. в результате объединения Северной (управление в городе Вологда) и Ярославской железных дорог.
Начальник дороги — Василий Александрович Билоха (с 2002 года).
В состав дороги входят отделения:
Архангельское
Вологодское
Сольвычегодское
Сосногорское
Ярославское
ДЛкомотивные депо: Данилов, Вологда, Коноша, Буй, Исакогорка,Няндома, Яросл
Показатель | 2006 |
Эксплуатационная длина, км | 5951,7 |
Численность сотрудников | 64 757 |
Перевезено грузов, тыс. тонн | 225 451 |
Перевезено пассажиров: в дальнем сообщении, тыс. чел. | 15 310 |
в пригородном сообщении, тыс.чел | 25 14 |
II. Северная железная дорога
1. Общая характеристика СЖД
Северная дорога обслуживает значительную часть Северо-Западного района
и соединяет его с Центральным, обеспечивая еще одну связь с Европейским
Севером. Эксплуатационная длина дороги 5727 тыс.км, или 4,3%
эксплуатационной длины сети. В район тяготения дороги входит восточная
часть Северо-Западного района, значительная часть Центрального и небольшая
часть Волго-Вятского. Дорога на 65% длины проходит по территории Северо-
Западного и 35% Центрального районов. В общей сети дорог Северо-Западного
района Северная дорога занимает около 30%. Основная часть сети района
приходится на Октябрьскую дорогу. Дорога обслуживает Архангельскую,
Вологодскую, Костромскую, Ивановскую, Ярославскую области, республику Коми
и частично Владимирскую и Кировскую.
Северная дорога граничит на востоке и юге с Горьковской, на юге - с
Московской, на Западе - с Октябрьской дорогами. Северной границей района
тяготения служат Белое и Баренцево моря. Дорога состоит из основного
меридионального хода (Москва) - Александров - Архангельск с веткой на
Карпогоры; огромной Печорской магистрали Коноша - Котлас - Воркута, идущей
с юго-запада на северо-восток с ответвлением Чум-Лабытнанги, Сосногорк -
Троицко-Печорск, Сыктывкар - Микунь - Ертом; двух широтных линий:
Обозерская - Маленга далее Баломорск, связывающий Северную и Октябрьскую
дороги, и (Санкт-Петербург) - Череповец - Вологда- Свеча - (Киров
Свердловск), связывающей Северо-Запад с Уралом и Сибирью, и ряда менее
значительных линий внутрирайонного значения: (Бологое) - Сонково -
Ермолено, Кинешма - Иваново - (Бельково), (Новки) - Иваново - Нерехта -
Ярославль - Рыбинск - (Сонково), Нерехта - Кострома - Галич, Буй - Данилов.
Эти линии делают сеть более рациональной повышают ее маневренность.
Северная дорога взаимодействует со всеми видами транспорта. В виду
малой разветвленности железных дорог большое значение имеют судоходные
реки: почти широтно протекающая Сухона, которая после слияния с рекой Юг
образует Северную Двину, текущую с юго-востока на северо-запад; Вычегда -
приток Северной Двины, также протекающая почти широтно; Онега, Мезень и на
востоке района огромная Печора. На юге-западе проходит Волго-Балтийиский
путь и Северо-Двинская система. Рыбинское море связывает юго-западную часть
района тяготения дороги с каналом имени Москвы.
Работа Северной дороги взаимодействует с тремя речными пароходствами;
Волжским, включающим Волгу от Рыбинска до Астрахани (по станциям Ярославль,
Рыбинск, Кинешма, Кострома); Северным, включающим Северную Двину, Вычегду,
реку Юг (по станции Шекна), и Печорским, включающим Печору и ее судоходные
притоки Усу и Ижму (по станциям Кожва, Абезь на Усе и Сосногорск на Ижме).
На севере района железнодорожные и речные пути соединяются с морскими
и сочетают свою работу с Северным морским пароходством.Морские порты района
тяготения - Архангельск, Онега, Мезень, Нарьян-Мар, расположенными в устьях
больших рек, имеют важное значение для арктического каботажного
судоходства.
Важный узел автомобильных дорог Вологда. От него автомобильные дороги
отходят на Архангельск, Белоозерск Каргополь и Санкт-Петербург. На Востоке
большая роль при надлежит меридиональной автомобильной дороги, идущей от
Котласа на Шарью и дале в южном направлении на Горький. Автомобильные
дороги Вологда Вельск и Котлас - Шарья соединяются дорогой Чикшино - Потьма
- Никольск. Все эти дороги республиканского значения. Важным звеном
транспортной системы района является трубопроводный транспорт
По району проходят нефтепровод Ухта - Ярославль и газопроводы Западная
Сибирь - республика Коми - Санкт-Петербург - Хельсинки, Выктуль - Ухта -
Рыбинск - Торжок Санкт-Петербург.
Район тяготения дороги богат природными ресурсами. Основное богатство
- это лес. Наряду со старыми пунктами лесозаготовок, расположенными вдоль
линии Архангельск - Вологда, возникли новые пункты вдоль Печорской линии.
Крупнейший центр лесопереработки - Архангельск. Большое лесопильное
производство сосредоточено в Котласе, на станциях Бакарица, Пермилово,
Шалакуша, Сыктывкар. При станциях Архангельск и Онега работают
лесохимические заводы. Крупные предприятия по переработке древесины
находятся в Котласе и Сыктывкаре. На Крайнем Севере в предгорьях Северного
Урала простирается Печорский угольный бассейн. Центры добычи угля: Воркута,
Инта, Хальмер-Ю. Добыча угля в районе Северной дороги состовляет 3,7%
общероссийской. По линиям Воркута - Чум, Чум - Лабытнанги, пересекающим
Северный Урал, печорские угли имеют выход на Нижнюю Обь а районе Салехарда.
В пунктах Вой-Вож, Ярега, Ижма добывается ухтинская нефть, которая
перерабатывается в Ухте и Ярославле. Верхне-Ижимский район имеет природный
горючий газ, который направляется в Ярославль - Кириши. Разрабатываются
месторождения известняка и гипса. Наличие морей, крупных рек и озер
предопределило развитие промысла морского зверя (главным образом тюленей) и
рыбного, являющегося старинной специализацией района.
Череповецкий металлургический завод обеспечивает район тяготения
дороги черным металлом. В районе много предприятий металлообрабатывающей и
машиностроительной промышленности разного рода: станкостроение и
приборостроение (Ярославль и Рыбинск, энергетическое машиностроение
(Ярославль). Транспортное машиностроение представлено электровозоремонтным
и вагоноремонтными (грузовые вагоны и полувагоны) заводами в Ярославле и
Вологде (пассажирские вагоны), а также судостроением (Архангельск, Рыбинск,
Котлас, Великий Устюг). Развито текстильное машиностроение.
Энергетика района представлена рядом тепловых электростанций,
работающих на угле, торфе, газе. Тепловые электростанции находятся около
железнодорожных станций: Архангельска, Иванова, Ухты, Воркуты, Ярославля и
др. Постепенно вводится мощности Костромской электростанции. В районе
Рыбинска и Углича построены гидроэлектростанции. Строится Печорская ГРЭС.
Химическая промышленность представлена заводами синтетического
каучука, шинным, производства красок. Много кирпичных заводов. В районе
Ярославля осуществляется переработка нефти. В район тяготения дороги входит
старый Иваново-Вознесенский текстильный район. В Архангельске и Усть-Цильме
работают кожевенные заводы. Ряд предприятий занят переработкой
сельскохозяйственного сырья. Дорога обслуживает крупные промышленные
центры: Ярославль, Рыбинск, Иваново, Вологду, Архангельск, Воркуту, Котлас,
Череповец, Кострому, Кинешму. Важнейшие железнодорожные узлы: Ярославль,
Вологда, Котлас, Данилов. Сельское хозяйство района тяготения дороги
специализировано на льноводстве, главным образом в южной части района, и
молочном животноводстве, имеющих общероссийское значение. Вокруг крупных
промышленных центров созданы овощные базы. В район систематически ввозится
значительное количество хлебных грузов, картофеля, овощей, круп,
растительного масла.
Экономика района тяготения дороги предопределила развития сети путей
сообщения и характер ее работы. Грузооборот дороги 142,1 млрд. ткм, или
4,4% грузооборота сети. По характеру работы дорога в основном вывозящая с
относительно малым транзит м и большими местными перевозками. Структура
перевозок по сообщениям: вывоз - 39%, ввоз - 18, местное сообщение - 27,
транзит - 16%.
Важнейшие грузы вывоза: лесные, печорский каменный уголь, ухтинская
нефть, минеральные строительные материалы, черные металлы. По отправлению
леса дорога занимает первое место, а нефти - третье после Куйбышевской и
Северо-Кавказской. Основные грузы местного сообщения: лесные, каменный
уголь, минеральные строительные материалы и дрова. Важнейшие грузы
транзита: каменный уголь, лесные грузы, черные металлы, хлеб. Важнейшие
грузы ввоза: минеральные строительные материалы, нефтяные и хлебные грузы.
Крупнейшие станции по размерам грузооборота: Воркута, Хановей, Ярославль-
Пристань, Приволжье, Рыбинск-Товарный, Череповец, Архангельск.
Грузонапряженность дороги в среднем выше сетевой.
Северная дорога характеризуется значительным пассажирским движением.
Пассажирооборот дороги 9,4 млрд.пассажиро-км, или 3% сетевого. Удельный вес
пригородных перевозок в числе отправленных пассажиров 62%. Направления
наиболее интенсивного пассажирского движения: Александров - Ярославль
Свеча, Ярославль - Нерехта, Котлас - Сольвычегорск. почти весь грузооборот (98,8%) осваивается новыми видами тяги, в том числе электрической 22,4%.
2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СЕВЕРНОГО
ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЙОНА.
Северный экономический район принадлежит к районам, развитие которых
происходит в сложных природно-климатических условиях. Однако по своему
географическому положению, созданному экономическому потенциалу, запасам
разведанных природных ресурсов и является важной частью
народнохозяйственного комплекса страны. В общероссийском территориальном
разделении труда район выступает с продукцией цветной и черной металлургии,
топливной, химической, лесной и целлюлозно-бумажной промышленности,
судостроении, рыбной промышленности. На его долю приходится 1/3
производства бумаги в стране, 1/5 - картона, около 1/5 - улова рыбы,
значительная часть производства алюминия, никеля, фосфорных удобрений и
добычи фосфорного сырья. Представлена продукция и ряда других отраслей
промышленности.
Важной особенностью Северного района является формирование на его
территории Тимано-Печорского территориально–
крупной топливно-энергетической базы европейской части страны.
Северный экономический район охватывает обширное пространство
европейской части страны площадью 1466 тыс.км квадратных, выходящее к
Баренцеву и Белому морям Северного Ледовитого океана. В его состав входят
Архангельская, Мурманская, Вологодская области, Карельская республика и
республика Коми. В нем проживает около 6 млн.чел.(1991 год). Район
находится в процессе активного хозяйственного освоения. Здесь сосредоточены
крупные лесные и минерально-сырьевые ресурсы, удобно расположенные по
отношению к основным индустриальным центрам европейской части страны.
Густая речная сеть (Северная Двина с Вычегдой и Сухоной, Печора, Мезень
и Онега), а в Карелии, кроме того, система больших и малых озер,
соединенных между собой реками, протоками, каналами, благоприятствуют
развитию лесоразработок, удобной водной транспортировке древесины к пунктам
переработки и отгрузки лесопродукции в лесодефицитные районы европейской
части России, а также на экспорт.
На территории района, и прежде всего на Кольском полуострове, Полярном
Урале и в пределах Тимано-Печорской нефтегазовой провинции, открыты
разнообразные полезные ископаемые. К числу наиболее важных из них в
промышленном отношении относятся: апатито-нефелиновые, железные, медно-
некеливые и редкоземельные руды Кольского полуострова, каменный уголь
Печорского бассейна, природный газ и нефть республики Коми, северо-онежские
и вежаю-ворыквинские бокситы, железные руды и слюда Карелии, кварцевые
пески, кирпичные и огнеупорные глины, торф, выявленные в южной части
района.
Климат района весьма разнообразен. Обширные пространства Кольского
полуострова, Архангельской области и республики Коми расположены за
полярным кругом, в пределах вечной мерзлоты. Для большей части территории
района характерен короткий вегетационный период, не превышающий 70-80 дней,
что позволяет выращивать лишь отдельные виды овощей в закрытом грунте. В
Вологодской области продолжительность вегетационного периода с
температурами выше +5 достигает 120-160 дней и обеспечивает возможность
успешно выращивать овощи, лен, пшеницу.
Для всей территории района характерна высокая влажность воздуха и
слабая испаряемость влаги. Этим определяется огромное количество болот,
озер, рек. Наиболее крупные озера - Ладожское, Онежское, реки - Печора,
Северная Двина, Вычегда. Реки различных морских бассейнов соединены
системами искусственных каналов: Северо-Двинская система соединяет Белое
море с Каспийским, самая северная в мире Беломорско-Балтийская - Белое с
Балтийским. Реки, озера и искусственные водохранилища представляют собой
дешевые и удобные транспортные пути. По морям бассейна Северного Ледовитого
океана,омывающим территорию района, проходят морские транспортные пути
внутреннего и международного значения.
С севера на юг на территории района сменяются четыре почвенно-
растительные зоны и подзоны: тундра, лесотундра, хвойная тайга и смешанные
леса. Леса занимают почти 43,2% территории района, запасы древесины
оцениваются в 5,0 млрд.м кубических. При широком распространении хвойных
пород (ель и сосна) значительные площади занимают мелколиственные леса.
В тундре и лесотундре почвенный горизонт развит слабо. В пределах
других почвенно-растительных зон распространены подзолистые, дерноволуговые
и болотные почвы. Поймы рек богаты травами, составляющими естественную
кормовую базу животноводства.
НАСЕЛЕНИЕ И ТРУДОВЫЕ РЕСУРСЫ.
Относительно стабильный характер развития отраслей хозяйства
предопределяет высокую долю (порядка 85%) естественного прироста в
увеличении численности населения района. В то же время для отдельных
районов, и прежде все го Мурманской области, Карельской республики и
республики Коми, сохраняется высокой доля механического прироста населения,
что связано с активным освоением их природных ресурсов.
Средняя плотность населения по территории района составляет 4,8
человека на 1 км. квадратный при существенной дифференциации между
северными и южными районами. Более плотно заселена южная часть района. В
Вологодской области, южной части республики Коми и Архангельской области
средняя плотность населения составляет около 9 человек на 1 км. квадратный,
в то время как в северных районах (Ненецкий автономный округ, арктические
районы республики Коми, восточная часть Кольского полуострова) снижает я д
о 0,3-0,5 человека на 1 км. квадратный
В районе преобладает городское население. Оно составляет 76%, сельское
- 24%. Удельный вес городского населения района выше среднероссийского
показателя на 11 пунктов. Это связано как с особенностями промышленного
развития, так и с природными условиями ведения народного хозяйства. В южной
части района доля сельского населения значительно выше. Например, в
расположенной на юге района Вологодской области, где возможности развития
сельского хозяйства более благоприятны, удельный вес сельского населения
составляет 39%.
Среди других северных территорий страны район отличается высокой
численностью городских поселений, которых здесь свыше 200 (включая поселки
городского типа). Городское население концентрируется главным образом в
крупных городах и промышленных центрах (Мурманск, Архангельск, Череповец,
Петрозаводск, Северодвинск, Сыктывкар, Воркута, Вологда). Наряду с этим
характерной особенностью расселения является проживание почти половины
населения района в средних и малых поселках городского типа, средняя
людность которых составляет 1,9 тыс.человек.
Неоднороден национальный состав населения района. В Мурманской и
Вологодской областях в основном проживают русские, 28% населения республики
Коми представлено национальностью коми, в Карельской республике проживает
18% карелов, доля ненцев в Ненецком автономном округе составляет 17%.
Формирование населения Северного района, увеличения его численности все
в меньшей степени будет зависеть от межрайонных миграционных процессов,
которые сохранят свое значение только для освоения отдельных новых
территорий с высокоэффективными природными ресурсами. Резервы трудовых
ресурсов, как и в других районах страны, в основном определяются
проведением жесткой трудосберегающей политики на основе совершенствования
структуры хозяйства, повышения энерго- и механовооруженности труда.