Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2012 в 21:36, реферат
Самарская область - один из ведущих российских промышленных регионов, отличающийся значительным многообразием отраслей промышленности. В настоящее время промышленный комплекс представлен около 400 крупными и средними предприятиями и более 4 тысячами малыми. Наибольшее развитие получили такие отрасли промышленности, как машиностроение и металлообработка, топливная, электроэнергетическая, химическая и нефтехимическая, цветная металлургия.
Введение
1. Географическое положение ……………………………………………....4
2. Полезные ископаемые и природные ресурсы ………………………….5
3. Население и территория ………………………………………………….6
4. Природно-ресурсный потенциал ………………………………………..8
5. Научно-технический потенциал …………………………………………10
6. Производственный потенциал …………………………………………...14
7. Финансовый потенциал …………………………………………………..19
8. Сельское хозяйство ……………………………………………………….21
Заключение
Автомобилестроение, авиационно-космическая
и нефтехимическая промышленность доминируют
в научно-технической сфере области.
Научно-технический центр АВТОВАЗа является крупнейшим научно-техническим комплексом области. Им проводится разработка технических предложений на автомобили, технико-экономические расчеты, обоснование проектов организации автомобильного производства.
Основные направления деятельности научных организаций авиационно-космической промышленности - разработка автоматических космических аппаратов различного назначения и ракетоносителей, технологий изготовления деталей и агрегатов аэрокосмического назначения из композиционных материалов на полимерной, металлической и углеродной матрицах, работающих при температуре до 1500 град.С, разработка и производство специальной радиоаппаратуры для практически всех типов летательных аппаратов. Осуществляются научные разработки и для других отраслей экономики области (автомобиле- и машиностроения, связи, сельского хозяйства, медицины и др.).
Значителен научный потенциал вузов, в профессорско- преподавательском составе которых 480 профессоров, 2224 доцента, на кафедрах и в лабораториях работают 349 докторов и 3031 кандидатов наук. Всего в области работают 13 государственных вузов (в том числе 5 университетов и 4 академии), 9 - негосударственных, а также 13 филиалов вузов других регионов. В государственных вузах области обучаются около 70 тысяч студентов (из них почти 50 тысяч - на дневном отделении), 500 аспирантов и докторантов. Их подготовку ведут 5980 преподавателей, более 60% которых имеют ученые степени и звания.
Самарский государственный технический университет - крупнейший технополис Среднего Поволжья. В его составе 2 НИИ, 36 научно-исследовательских подразделений, в том числе 8 отраслевых лабораторий, 3 инженерных центра, региональный центр науки и образования "Конверсия", научно-исследовательский центр "Таланты России", 2 технопарка, студенческое конструкторское бюро с 20 отделениями на факультетах и кафедрах.
Среди наиболее известных разработок университета: создание комплекса приборов диагностики вакуумных ионоплазменных износостойких покрытий; получение материалов и изделий на основе технологии самораспространяющегося высокотемпературного синтеза; формирование новых смазочных материалов и присадок; разработка керамического блочного носителя катализаторов сотовой структуры; анализ безотходных химических технологий и вторичное использование материальных ресурсов; создание акустических газовых горелок для печей пиролиза; синтез новых химических соединений, используемых в сельском хозяйстве, медицине, промышленности; разработка серии медицинских офтальмологических приборов и систем автоматизации морских геотермических исследований; исследование новых технологических методов повышения надежности машин и приборов.
Самарский государственный аэрокосмический университет (СГАУ) Аэрокосмичесий университет, 1-й корпус - крупнейший учебный и научный аэрокосмический центр Поволжья. В нем расположен институт систем обработки изображений РАН, имеются 4 НИИ, Поволжский научно-технологический парк "Авиатехнокон", испытательный сертификационный центр "Уникон", Самарский инновационный бизнес-инкубатор, научно-производственный центр "Технология", учебный аэродром. В университете 7 специализированных советов по защите докторских и кандидатских диссертаций.
СГАУ предлагает научные разработки в области компьютерной оптики, двигателестроения, самолетостроения, электроники, медицинского приборостроения и проблем экологии.
Поволжский институт информатики, радиотехники
и связи - один из четырех Российских центров,
ведущих подготовку и переподготовку
специалистов по современным технологиям
в области телекоммуникаций.
Самарский государственный университет проводит научные исследования в области механики, математики, химии, биологии, социологии, истории, филологии и права. Университет является центром Поволжского отделения Российской социологической ассоциации.
Кроме того, в регионе функционируют Поволжское отделение Российской инженерной академии (самое крупное среди общественно-отраслевых академий), Поволжское отделение академии технологических наук, Поволжское отделение академии космонавтики, Поволжское отделение академии проблем качества, Поволжское отделение академии социальных наук и другие отраслевые академии.
Важнейшим направлением формирования
научного потенциала в области является
подготовка кадров в аспирантуре и докторантуре.
Динамика численности повышающих свой
научный уровень специалистов свидетельствует
о возрастающей, несмотря на кризисное
состояние экономики и науки в России,
потребности в научных кадрах высшей квалификации,
а также о наличии в Самарской области
профессионального и материально-технического
потенциала для их подготовки.
6. Производственный потенциал
В общем объеме основных фондов области доля отраслей, производящих товары, составляет сегодня менее 55%.
73% основных
фондов сферы производства
Область сохранила свой высокий технологический промышленный потенциал, обладает уникальной производственной базой, высоким уровнем технологических процессов.
Перечень производственных предприятий и организаций Самарской области. Лидер отечественного автомобилестроения - АО "АвтоВАЗ" - в настоящее время выпускает 26 моделей легковых автомобилей.
Предприятия военно-промышленного комплекса области являются крупнейшими в России по производству ракетно-космической техники, авиационных газотурбинных двигателей, приводов газоперекачивающих агрегатов для магистральных газопроводов, силовых установок для электростанций, жидкостно-реактивных двигателей, поршневых двигателей для малой авиации и подвесных лодочных моторов; обладают современными технологиями производства высококачественных агрегатов управления и регулирования многопрофильного назначения для пневмо-топливных и гидравлических систем летательных аппаратов.
Администрация Самарской области уделяет большое внимание экономическим, техническим и социальным процессам, протекающим на предприятиях авиационно-космического комплекса губернии. В течение последних лет Губернатором Самарской области Константином Алексеевичем Титовым предпринимались активные меры для выхода авиационной отрасли из кризиса. Сейчас это дает свои плоды. В 2001 году подтвердились положительные тенденции, наметившиеся в развитии отрасли. Об этом красноречиво свидетельствует тот факт, что темп роста объемов производства комплекса в целом в 2001 году по сравнению с 2000 составил 127%. По ведущим предприятиям авиационной отрасли этот показатель значительно выше.
Сейчас в Самаре работают 15 предприятий и организаций, подведомственных Российскому авиационно-космическому агентству (Росавиакосмос). Общая численность работающих - около 50 тысяч человек. Благодаря их труду суммарный годовой объем производства по итогам 2001 года составил 4 миллиарда 450 миллионов рублей.
В 2001 году федеральным центром принят ряд важных документов, подтверждающих поворот государства к проблемам отрасли. В их числе: «Основы политики Российской Федерации в области авиационной деятельности на период до 2010 года», федеральные целевые программы «Развитие гражданской авиационной техники России на 2002-2010 годы и на период до 2015 года» и «Реформирование и развитие оборонно-промышленного комплекса (2002-2006 годы)».
Программы служат усилению позиции Российской Федерации на мировом рынке авиационных товаров и услуг в области авиации и затрагивают все предприятия авиационно-космической отрасли в Самарской области. По программе развития гражданской авиационной техники из 30 программных мероприятий по разделам «Самолеты» и «Двигатели» наши предприятия и организации участвуют в 15.
ОАО «Авиакор-Авиационный завод» добился положительной динамики роста объемов производства: в 1999 году темп роста - 116,5%, выпущено продукции на 110 млн рублей, а по итогам 2001 года - 190,2%, выпущено продукции на 471,3 млн рублей. Объемы производства завода возрастают за счет авиационной продукции. Часть средств завод уже направляет на реализацию своих самолетостроительных программ. Например, продолжается работа по сборке первого серийного самолета Ан-140, который планируется поднять в воздух в конце 2002 года. За период лета-осени 2001 года по инициативе Губернатора Самарской области совместно с руководством предприятия проведена серия совещаний и достигнут ряд договоренностей с ведущими российскими разработчиками авиационной техники. В результате сформирован пакет перспективных самолетостроительных проектов, способных дать ОАО «Авиакор-Авиационный завод» новый импульс развития. Часть самолетостроительных проектов завода включена в федеральную программу развития гражданской авиационной техники: Ту-334, Ту-354, Ту-324, Ту-330, Ту-136, Бе-200. Областной департамент промышленности и торговли работает сейчас над вопросом финансирования завода: возможно инвестирование группой «Сибирский алюминий» (основным акционером завода) около 7 млн долларов США в 2002 году.
ОАО «СНТК им. Н.Д.Кузнецова» - один из крупнейших в России опытно-конструкторских коллективов, специализирующийся на создании авиационных двигателей большой мощности. В 1998 году выполнено работ на 122 млн рублей, а в 2001 году - на 220 млн рублей. От реализации двигателей НК-33 предприятие направляет часть средств на свои проекты.
СНТК задействован в обеих федеральных программах.Так, предусматривается его участие в ОАО «Российские ракетные и авиационные двигатели», организация которого планируется в соответствии с программой реформирования оборонного комплекса. Темы предприятия представлены также в разделе «Двигатели» федеральной программы развития гражданской авиационной техники до 2015 года. Основная тема - новый авиационный двигатель НК-93, предназначающийся сразу для нескольких модификаций самолетов. Активно ведется работа и по темам, не вошедшим в программы, но имеющим большое народно-хозяйственное значение и коммерческую привлекательность. На 2002 и 2003 годы запланировано финансирование предприятия в объеме 1 млрд 20 млн рублей.
ОАО «Моторостроитель» - старейшее в России предприятие авиационного и ракетного двигателестроения. В 2002 году ему исполняется 90 лет. По итогам 2001 года темп роста объемов производства составил 118%, объем выпуска продукции за год превысил 1,2 млрд рублей.
Наряду с выпуском традиционной продукции (ракетные двигатели для ракет-носителей «Союз» и авиационные двигатели для стратегической авиации) предприятие активно развивает производство приводов авиационного типа для использования в магистральных газопроводах и в альтернативной энергетике. В 2001 году введена в опытно-промышленную эксплуатацию блочно-модульная электростанция БГТЭС-9,5 мощностью 10 Мвт на базе авиационного двигателя. Это - начало реализации широкой программы производства и предоставления заказчику комплектной, готовой «под ключ» электростанции, способной решить проблему энергообеспечения в труднодоступных районах. Успешно осваивается и производство новых ракетных двигателей. Уже в 2002 году планируется увеличение объема выпуска продукции - ориентировочно до 2 млрд рублей.
ОАО «Авиаагрегат»- крупнейший производитель шасси самолетов в России, специализируется также на разработке и изготовлении рулевых приводов, элементов вооружения авиационной техники. По итогам работы за 2001 год темп роста объемов производства составил 192%. В последние годы, в результате конверсии, на предприятии освоено изготовление широкой гаммы гидравлических приводов, применяемых для сельскохозяйственных, дорожных, строительных, железнодорожных механизмов и машин. Освоено производство запчастей для автомобилей. Налажены кооперационные связи: комплектующие изделия для комбайна Дон-1500 поставляются на ОАО «Россельмаш». Одновременно развивается и авиационная тематика. В целом предприятие имеет хорошую перспективу развития по всем направлениям своей производственной деятельности.
ОАО «Гидроавтоматика» специализируется на производстве гидро-, пневмо- и топливной аппаратуры на все виды летательных аппаратов. Доля авиационной продукции сегодня составляет около 70%. Темп роста объема производства по итогам работы в 2001 году составил 150,4%, прирост обеспечивается в основном за счет авиационной продукции. В последние годы предприятие освоило производство агрегатов управления гидравлических, пневматических и топливных систем новых типов самолетов и уже поставляет их на опытные образцы Ан-70, Ан-140, Ту-334. На очереди освоение комплектующих, включенных в программу развития гражданской авиационной техники. Одновременно активно развиваются автомобильное направление, сельхозмашиностроение. Так, гидрораспределители для комбайна Дон-1500 поставляются на ОАО «Россельмаш». На Красноярский комбайновый завод отправлена опытная партия гидрораспределителей для комбайна «Енисей».
Самарская подшипниковая корпорация "Шар" - ведущее предприятие России по производству подшипников качения и основной производитель подшипников повышенной точности.