Роль институционального фактора в устойчивом развитии

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2010 в 21:37, реферат

Описание работы

Концепция устойчивого развития. Устойчивое развитие. Триединая концепция устойчивого развития. Институциональные факторы в устойчивом развитии.

Работа содержит 1 файл

природ реф.doc

— 156.50 Кб (Скачать)

     Институциональные изменения носят ограниченный, научно не обоснованный характер, который указывает на степень разработанности институциональных индикаторов устойчивого развития, которые, как провозглашается должны служить инструментом обеспечения действий.

     «Дерево» современного институционализма образуют два научных направления - неоинституциональная экономика (Рональд Коуз) и новая институциональная экономика (Дуглас Норт).

     Институты в своей совокупности образуют институциональную структуру общества и экономики. Они задают структуру побудительных мотивов человеческого взаимодействия - будь то в политике, социальной сфере или в экономике, влияют на функционирование социально - экономических систем. Институты по Д. Норту - это "правила игры" в обществе, или созданные человеком ограничительные рамки, которые организуют отношения между людьми. Они задают структуру побудительных мотивов человеческого взаимодействия в политике, социальной сфере, в экономике. Институты влияют на функционирование экономических систем, образуя институциональную структуру общества и экономики.

     В составе институтов Д. Норт выделяет три главных составляющих:

    1. Формальные правила (конституции, законы, административные акты, официально закрепленные нормы права);
    2. Неформальные ограничения (традиции, обычаи договоры, соглашения, добровольно взятые на себя нормы поведения, неписаные кодексы чести, достоинства, профессионального самосознания и пр.);
    3. Механизмы принуждения, обеспечивающие соблюдение правил (суды, полиция и т.д.);

     Институты создаются людьми. Люди развивают  и изменяют институты. Институты  влияют на экономический процесс  тем, что оказывают воздействие  на поддержание обмена и производства (трансакционные и трансформационные). Институциональные изменения определяют то, как общества развиваются во времени. Они являются ключом к пониманию исторических перемен.

     Роль  институтов - уменьшение неопределенности (структурирование повседневной жизни) путем установления устойчивой (хотя и не обязательно эффективной) структуры взаимодействия между людьми; организация взаимоотношений между людьми; определение и ограничение набора альтернатив, которые имеются у каждого человека.

     Формальные  и неформальные правила, нормы отношений  и механизмы их реализующие (способы обеспечения их реализации) образуют в совокупности институциональную основу управления общественным развитием.

     Институты определяют и ограничивают набор  альтернатив, которые имеются у  каждого человека, они включают в  себя все формы ограничений, созданных людьми для того, чтобы придать определенную структуру человеческим взаимоотношениям.

     Институциональные предпосылки оказывают решающее влияние на то, какие именно организации  возникают, и на то, как они развиваются. Но в свою очередь и организации оказывают влияние на процесс изменения институциональных рамок.

     Главная роль институтов в обществе - уменьшение неопределенности путем установления устойчивости (хотя и не обязательно  эффективной) структуры взаимодействия между людьми. Институты развиваются; одни способствуют росту, другие - падению производительности. Тем самым они формируют возможности, которыми располагают члены общества. Организации создаются для того, чтобы использовать эти возможности, и по мере своего развития организации меняют институты. Результирующее направление институциональных изменений формируется:

    • «эффектом блокировки», возникающим вследствие симбиоза (сращивания) институтов и организаций на основе структуры побудительных мотивов, создаваемой этими институтами;
    • обратным влиянием изменений в наборе возможностей на восприятие и реакцию индивидов.

     Из  многочисленных работ самого Норта  и его последователей вырисовывается широкая концепция институтов и  институциональной динамики, опирающаяся  на понятия прав собственности, трансакционных издержек, контрактных отношений и групповых интересов и претендующая на объяснение самых общих закономерностей развития человеческого общества. Благодаря освоению экономической наукой этих понятий стало возможно изучение институциональной структуры производства. Институциональная среда задает систему стимулов (положительных и отрицательных), направляя деятельность людей по определенному руслу. Институты влияют на экономические процессы тем, что оказывают воздействие на издержки обмена и производства.

     В предлагаемом Комиссией ООН проекте группа институциональных индикаторов чрезвычайно слабо разработана. Большинство из них (учет вопросов экологии и развития в планировании и управлении, национальные механизмы и международное сотрудничество для создания потенциала в развивающихся странах, международный институциональный порядок, международные правовые механизмы) измеряется наличием или отсутствием (да/нет), либо, даже если имеет количественное измерение (информация для принятия решений; усиление роли основных групп населения), все же слабо характеризует ситуацию.         

 Прежде  чем подойти к формированию  показателей необходимо определить  основные направления институциональных  изменений.        

 Устойчивое  развитие должно быть самоподдерживающимся, то есть должно исключать подрыв собственной ресурсной базы, лишать само себя основ существования в ближайшем и отдаленном будущем. Изменению в структуре производства помог бы предлагаемый Дж. Робертсоном, переход от налога на «создаваемые людьми ценности» к налогу на стоимость общественных благ, которыми они для этого пользуются, в первую очередь природных ресурсов. Это позволило бы стимулировать развитие отраслей, оказывающих меньшую нагрузку на природные ресурсы. Правильным использованием экономических инструментов можно было бы стимулировать рециклирование сырья, что позволило бы решить еще одну важную проблему - утилизации отходов.        

 Применение  вместо традиционных командно-административных  методов регулирования в экологической  политике экономических инструментов позволило, к примеру, в Дании добиться существенного улучшения состояния составляющих окружающей среды: воды, воздуха, почвы.         

 Другой  важной мерой в достижении  улучшения окружающей среды представляется  повышение информированности о ее состоянии. Несомненно, что информационная сфера, являясь системообразующим фактором жизни общества, активно влияет на состояние политической, экономической и других сфер, представляя собой один из важнейших ресурсов человечества. В использовании именно этого ресурса многие видят перспективы будущего развития. Важно широкое информирование о состоянии окружающей среды, как общественности, так и субъектов природопользования - конкретных отраслей промышленности или предприятий. Это позволит повысить качество управления процессами природопользования, поскольку все принципы управления, так или иначе, базируются на понятии информации. Информация именно то, что имеет управляющий орган заранее, что получает в процессе управления и на основе чего строит обор своих дальнейших действий.        

 В  процессе отбора важны три  составляющие:

    • из чего производится отбор, то есть возможные варианты;
    • кто его осуществляет, назовем их эксперты;
    • с помощью чего отбор осуществляется, или то руководящее правило, на основе которого делается выбор.

     Чем богаче множество, из которого осуществляется отбор, тем больше шансов найти что-нибудь действительно ценное. Не менее важна роль второго элемента, так как именно его внутренняя сущность будет ответственна за выбранные варианты. И, наконец, третье - расширение мотиваций решений. Участие общественности позволяет повлиять на все эти три составляющие, имеющие равную ответственность за осуществляемый отбор. Так как, во-первых, позволит расширить количество возможных вариантов для выбора решения, во- вторых расширяет число экспертов, позволяя принять наиболее взвешенное, объективное решение и наконец, привлечение большего количества мнений помогает снизить в итоге субъективность принимаемого решения, учесть большее количество возникающих экстерналий предполагаемого воздействия.

     Расширяя  информационное поле за счет привлечения  общественности, мы так же способствуем преодолению эгоистических мотивов  в обществе. Человек строит свои взаимоотношения с другими людьми, как на основе сотрудничества, так и на основе конкуренции. И человеку свойственно быть как альтруистом, так и эгоистом. Для движения к устойчивому развитию необходимо преодолевать преобладание алчности в обществе.

     Создание  возможности более широкого участия  общественности в выработке решений в области природопользования позволит так же привлечь опыт многих поколений, воплощенный в традициях коренных народов. Традиционные культуры могут стать источником значимой информации, ведь знания и практическая деятельность коренного населения отражают длительную адаптацию к реалиям окружающей среды.

     Большинство культурных традиций признают необходимость  в рачительной заботе человека об окружающей среде. Они ценят природное  наследие каждого поколения, которое, в свою очередь, оставляется грядущим поколениям. При необходимости сделать непосредственный выбор они в первую очередь учитывают долгосрочную перспективу.

     Уход  от чрезмерной централизации в управлении природопользованием рационален и  с точки зрения теории систем, рассредоточение  контроля за состоянием окружающей среды между группами заинтересованных граждан позволит, создав разумное дублирование подсистем обеспечить стабильность всей системы в целом.

     Наследием прошлой общественной формации является полное неверие большинства членов нашего общества в возможность активного личного влияния на изменения в обществе. Поэтому институциональные изменения должны быть направлены на то, чтобы научить людей (отдельных граждан, социальные группы) полагаться на свои силы. Они должны создать условия для роста осознания людьми необходимости увеличения своей роли в обеспечении развития общества как на местном, так и на общегосударственном уровнях.

     Таким образом, институциональные изменения  должны способствовать уходу от общества ориентированного на производство и созданию социально ориентированного общества, способного преодолеть растущие тенденции увеличения экономического неравенства и чрезмерной эксплуатации окружающей среды. 

     Заключение 

     В связи с этим представляется необходимым  упомянуть о том, что же представляет столь широко используемое в наше время понятие «устойчивое развитие»; почему концепция общественного развития находит все большее распространение на общемировом уровне; почему ее идеологами выступают наиболее передовые и прогрессивные организации как мирового сообщества, так и отдельных стран.

     Устойчивое  развитие — процесс изменений, в котором эксплуатация природных ресурсов, направление инвестиций, ориентация научно-технического развития, развитие личности и институциональные изменения согласованы друг с другом и укрепляют нынешний и будущий потенциал для удовлетворения человеческих потребностей и устремлений. Во многом, речь идет об обеспечении качества жизни людей.

     Концепция устойчивого развития формировалась  в ходе постепенного осознания обществом природоохранных, экономических и социальных проблем, оказывающих влияние на состояние природной среды.

     Концепция устойчивого развития появилась  в результате объединения трех основных точек зрения: экономической, социальной и экологической.

     Институциональные факторы - факторы, связанные с управлением, регулированием отдельных сфер, областей, экономических, общественных отношений.

     Институциональные изменения носят ограниченный, научно не обоснованный характер, который  показывает степень разработанности  институциональных индикаторов  устойчивого развития. Так, к числу  институциональных относят научно-технические, финансовые, инвестиционные, социальные факторы и меры по улучшению управления, преобразованию институтов (правил, норм, установлений) управления этими сферами, учреждений управления.

     Стабильность  и эффективность властной вертикали  чрезвычайно важны в любой  ситуации, но в периоды глубоких социально-политических и экономических  преобразований они приобретают  особую значимость. Что касается России, то здесь социально-экономические преобразования происходят в условиях противостояния различных противоборствующих сил и заинтересованных групп при одновременном ослаблении государственной власти.

Информация о работе Роль институционального фактора в устойчивом развитии