Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 18:06, курсовая работа
Социально-экономическое развитие региона — это центральная функция органов власти региона, которая становится особенно актуальной во время кризиса и постоянных структурных изменений.
Выход из этого состояния может оказаться весьма болезненным, если экономические процессы будут пущены на самотек; в то же время он может сопровождаться минимальными издержками, если администрация будет активно воздействовать на процессы экономического развития, используя имеющиеся местные преимущества и создавая новые.
Управление развитием региона может осуществляться с помощью широкого спектра конкретных действий, посредством которых местная администрация стимулирует развитие экономики региона, создает новые рабочие места, увеличивает налоговую базу, расширяет возможности для тех видов экономической активности, в которых заинтересовано местное сообщество. Важное значение имеет выявление факторов экономического развития регионов России.
Цель данной работы – анализ региональных особенностей Республики Тувы, а также разработка конкретных мероприятий, способствующих решению региональных проблем.
Задание 3
Введение 4
1 часть. Краткая технико-экономическая характеристика объекта исследования 5
2 часть. Анализ состояния и основные итоги социально-экономического развития региона 14
3 часть. Возможные пути социально-экономического развития региона
и его источники 19
Заключение 25
Источники 27
сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство
Пр отр осн = (7,1*12,2)/(570*(-0,5)) = -0,3
добыча полезных ископаемых
Пр отр осн = (4,4*2,5)/(2128*0,3) = 0,02
обрабатывающие производства
Пр отр осн =(2,8*3,2)/(640*(-1,2)) = -0,01
производство и распределение электроэнергии, газа и воды
Пр отр осн = (2,7*2,8)/(2215*0,2) = 0,02
строительство
Пр отр осн = (4,7*6,1)/(2018*(-0,6)) = -0,023
розничная торговля
Пр отр осн = (4,9*6,2)/(10244*(-0,2)) = -0,014
гостиницы и рестораны
Пр отр осн = (0,6*2,1)/(118,6*0,8) = 0,013
образование
Пр отр осн = (14,3*18)/(115*(-5,8)) = -0,38
здравоохранение и предоставление социальных услуг
Пр отр осн = (12,9*18,3)/(1437,8*6,1) = 0,07
предоставление прочих коммунальных, соц. и персональных услуг
Пр отр осн = (1,9*6,7)/(375,7*(-0,1)) = -0,34
Число муниципальных образований на 1 января 2010 года в республике Тыва составляет 143, дефицит местного бюджета составляет -88 млн руб (на 2010 г.):
• 2 городских округа;
• 17 муниципальных районов;
• 4 городских поселения;
• 120 сельских поселений.
Населенные пункты размещаются в основном в центральной части республики и по р. Енисей.
В целом по республике совокупный объем расходов бюджетов муниципальных образований за 9 мес. 2011 г. увеличился на 6,9% от уровня соответствующего периода 2010 г. Более всего возросли расходы на здравоохранение, физическую культуру и спорт – на 169,81% (рост наблюдался в 6 муниципальных образованиях). Также увеличились расходы на национальную экономику и образование – на 20,6 и 3,48% соответственно. Одновременно произошли изменения в структуре расходов: так, доля расходов на общегосударственные вопросы, жилищно-коммунальное хозяйство, социальную политику в общем объеме расходов снизились соответственно на 4,7, 43,3 и 8,4%.
О выполнении планов комплексных программ социально-экономического развития муниципальных образований за 9 месяцев 2011 года:
- г. Кызыл: было запланировано в 2011 году 137 мероприятий, реализовано – 26, реализуются – 88, не начата реализация – 23 мероприятий, в том числе намеченных к реализации в 4 квартале 2011 года. На 2011 год план создания «точек роста» включает 26 объектов с 764 рабочими местами. За первое полугодие создано 236 рабочих мест. По системе программных мероприятий социально - экономического развития кожууна на отчетный год запланировано создание 16 «точек роста» с 599 рабочими местами (на 01.07.11г. создано 90), в рамках реализации МЦП «Развитие предпринимательства в городе Кызыл» запланировано 8 «точек роста» с 160 рабочими местами (на 01.07.11г. создано 134 рабочих мест). Вне системы комплексной программы зарегистрированы 12 индивидуальных предпринимателей.
- г. Ак-Довурак: было запланировано выполнение 29 мероприятий, из них выполнено 17, в стадии выполнения – 6. За отчетный период по системе программных мероприятий социально - экономического развития было запланировано 4 «точек роста», из них реализовано – 1, в стадии реализации -1, создано 3 рабочих места. Вне системы комплексной программы создано 9 «точек роста» с 15 рабочими местами.
- Бай-Тайгинский кожуун: было запланировано выполнение 30 мероприятий, из них выполнено 30. По системе программных мероприятий социально - экономического развития кожууна за 9 месяцев 2011 года создано всего 30 «точек роста», создано 17 рабочих мест. По РЦП «Снижение напряженности на рынке труда РТ» реализовано 24 «точек роста» с 40 рабочими местами.
- Барун-Хемчикский кожуун: было запланировано выполнение 51 мероприятий, из них выполнено – 24, в стадии реализации – 27. Вне системы комплексной программы реализовано 36 «точек роста», создано 49 рабочих мест (по РЦП «Снижение напряженности на рынке труда РТ»).
- Дзун-Хемчикский кожуун: было запланировано выполнение 36 мероприятий, из них выполнено 14, в стадии выполнения – 3. За отчетный период реализовано всего 42 «точки роста», создано 92 рабочих мест.
- Каа-Хемский кожуун: за отчетный период выполнены 2 мероприятия, в стадии выполнения – 10, не выполнены - 2. Создано 30 «точек роста», с созданием 47 рабочих мест (по РЦП «Снижение напряженности на рынке труда РТ»). Вне системы комплексной программы зарегистрирован 1 индивидуальный предприниматель.
- Кызылский кожуун: было запланировано выполнение 43 мероприятий, из них выполнено - 19, в стадии выполнения – 21. По системе программных мероприятий социально - экономического развития кожууна на отчетный период реализована 1 «точка роста», создано 2 рабочих мест. Вне системы комплексной программы реализовано 52 «точек роста», создано 134 рабочих местами
- Пий-Хемский кожуун: было запланировано выполнение 26 мероприятий, из них выполнено - 25, в стадии выполнения – 5. По системе программных мероприятий социально - экономического развития Пий-Хемского кожууна за 9 месяцев 2011 года запланировано всего 35 «точек роста», реализовано – 46, на стадии реализации – 5, создано 87 рабочих мест. Вне системы комплексной программы реализовано 30 «точек роста» с 38 рабочими местами (по РЦП «Снижение напряженности на рынке труда РТ»).
- Монгун-Тайгинский кожуун: было запланировано выполнение 48 мероприятий, из них выполнено 42, в стадии выполнения – 6. По РЦП «Снижение напряженности на рынке труда РТ» за 9 месяцев 2011 года запланировано создание 8 «точек роста», реализовано – 7, с созданием 11 рабочих мест.
- Сут-Хольский кожуун: было запланировано выполнение 16 мероприятий, из них выполнено 28. По системе программных мероприятий социально-экономического развития Сут-Хольского кожууна на 2011 год запланировано создание 5 «точек роста», с созданием 26 новых рабочих мест. Фактически за 9 месяцев 2011 года создано 14 «точек роста» и 20 новых рабочих мест, из них по КПСЭР – 3 «точки роста» и 3 рабочих места.
- Тандинский кожуун: было запланировано выполнение 19 мероприятий, из них выполнено – 2, на стадии исполнения - 6. Вне системы комплексной программы социально - экономического развития кожууна создано 5 «точек роста» и 11 рабочих мест.
- Тере-Хольский кожуун: было запланировано выполнение 55 мероприятий, из них выполнено - 15, в стадии выполнения – 36, не выполнено - 4.
- Тес-Хемский кожуун: было запланировано выполнение 20 мероприятий, из них выполнено - 12, в стадии выполнения – 2, не выполнено - 6. За 9 месяцев 2011 года реализовано всего 13 «точек роста», создано 41рабочее мест.
- Тоджинский кожуун: По системе программных мероприятий социально - экономического развития Тоджинского кожууна за 9 месяцев 2011 года реализовано 6 «точек роста», создано 84 рабочих мест, на стадии реализации – 1 «точка роста» с 3 рабочими местами. Вне системы комплексной программы реализовано 16 «точек роста» с 20 рабочими местами (по РЦП «Снижение напряженности на рынке труда РТ»).
- Улуг-Хемский кожуун: было запланировано выполнение 58 мероприятий, из них выполнено - 49, в стадии выполнения – 9. По системе программных мероприятий социально - экономического развития Улуг-Хемского кожууна за отчетный период реализовано 2 «точки роста», создано 9 рабочих мест, на стадии реализации - 2 «точки роста» с 7 рабочими местами. Вне системы комплексной программы реализовано 3 «точки роста», создано 9 рабочих мест, на стадии реализации – 3 «точки роста» с 4 рабочими местами.
- Чаа-Хольский кожуун: было запланировано 18 мероприятий, из них выполнено 6 мероприятий, на стадии выполнения – 12. По системе программных мероприятий социально - экономического развития кожууна на отчетный период запланировано создание 5 «точек роста», из них реализовано - 0, на стадии реализации – 5, создано 1 рабочее место.
- Чеди-Хольский кожуун: было запланировано выполнение 20 мероприятий, из них выполнено - 16, в стадии выполнения – 2. Вне системы комплексной программы социально-экономического развития кожууна реализовано 17 «точек роста», создано 21 рабочее место, из них по РЦП «Снижение напряженности на рынке труда РТ» реализовано 12 «точек роста» с 16 рабочими местами.
- Эрзинский кожуун: было запланировано выполнение 17 мероприятий, из них выполнено 3, на стадии исполнения – 1. По системе программных мероприятий социально - экономического развития кожууна за отчетный период реализовано 2 «точки роста», создано 9 рабочих мест. Вне системы программных мероприятий реализовано 8 «точек роста», создано 31 рабочее место.
Оценка эффективности деятельности органов местного самоуправления осуществлялась по 17 муниципальным районам и 2 городским округам Республики Тыва, проведен анализ 67 показателей эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов.
Целью мониторинга является определение муниципальных образований, достигших наилучших значений показателей на основе их рейтинговой оценки и соответствующего ранжирования по тем показателям, по которым это возможно.
Оценка проведена по достигнутому уровню эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов Республики Тыва.
По результатам комплексного анализа первая тройка лидеров определилась следующим образом:
1 место – г. Кызыл
2 место – г.Ак-Довурак
3 место – Кызылский кожуун
4 место – Барун-Хемчкский кожуун
5 место – Пий-Хемский кожуун
6 место – Чеди-Хольский кожуун
7 место – Улуг-Хемский кожуун
8 место – Каа-Хемский кожуун
9 место – Монгун-Тайгинский кожуун
10 место – Бай-Тайгинский кожуун.
Из 10 направлений деятельности г.Кызыл по 8 занимает 1 место. По разделу «Физическая культура и спорт» на 8 месте, разделу «Доступность
и качество жилья» - на 15 месте.
Многие кожууны республики допустили неэффективное использование бюджетных средств, в связи с чем, на мой взгляд, им целесообразно принять меры по сокращению неэффективных расходов, в том числе в сфере общего образования, разработать планы мероприятий по их устранению.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проанализировав порядок предельных продуктов по анализируемым отраслям в порядке убывания, можно сделать вывод, что целесообразнее всего было бы направить инвестиции в такие отрасли, как обрабатывающие производства и добычу полезных ископаемых, а также на развитие сельского хозяйства, поскольку своеобразие природно-климатических условий республики исторически определило приоритет и особенности аграрной отрасли. Основная часть территории Республики Тыва представлена территориями преимущественно лесохозяйственного и сельскохозяйственного использования.
По экспертным оценкам, неэффективная пространственная (территориальная) организация хозяйственной деятельности на территории России обходится ей потерей как минимум 2 — 3% ВВП ежегодно.
В этой связи, территориальное планирование в прогнозировании бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства, в обеспечении инвестиционного климата в регионе и муниципалитете и в инвестиционном развитии территорий в целом играет ключевую роль.
По сравнению с I кварталом 2011 года позиция Республики Тыва в рейтинге по индексу промышленного производства опустилась на 4 места (с 6 на 10), в структуре индекса промышленного производства позиция ухудшилась по добыче полезных ископаемых с 4 места на 7, по обрабатывающим производствам с 10 на 11. По темпам роста оборота розничной торговли, платных услуг и вводу жилья позиция Республики Тыва за пять месяцев сохранена на уровне первого квартала.
Что касается дальнейшего развития региона, то правительством республики разработана "Стратегия социально-экономического развития Республики Тыва до 2020 г.", согласно которой основные конкурентные преимущества Республики Тыва связаны с горнодобывающей, лесоперерабатывающей промышленностью, переработкой продукции сельского хозяйства, производством строительных материалов, лечебно-оздоровительным и туристическим комплексом. Однако из перечисленных конкурентных преимуществ не ясно, какая из отраслей должна стать "локомотивом роста" Тывы. В определенных кругах республики есть мнение, что развитие сельскохозяйственного направления для республики является более перспективным, чем промышленное. Тем не менее, развитие агропромышленного комплекса ограничено несовместимостью сельского хозяйства с рыночными условиями, в основе которой лежит ценовой диспаритет, сложившийся с началом реформ между ценами на сельхозпродукцию и сельхозоборудование, а также значительным снижением федеральных дотаций на развитие сельского хозяйства. Считается также, что развитие туризма является альтернативным направлением экономического развития республики. Конечно, на территории республики можно развивать различные виды туризма: экскурсионный, охотничье-рыболовный, оздоровительный, экстремальный, этно- и экотуризм и т.д., но говорить, что фирмы, работающие в этих видах туризма станут основными бюджетообразующими предприятиями, не приходится. Доля туризма в валовом национальном продукте Российской Федерации в настоящее время составляет около 0,01%.
Таким образом, из всех вышеперечисленных преимуществ республики только богатство природных, в том числе минеральных, ресурсов является действительно конкурентным преимуществом региона, на основе которого должна строиться стратегия дальнейшего развития Тывы. Экономическая оценка освоения минеральных ресурсов республики показывает, что общий прирост валовой добавленной стоимости распределенного фонда недр составит 174,0 млрд руб., нераспределенного фонда недр - 201,5 млрд руб. Более того, уникальность Тывы как по разнообразию, так и по богатству месторождений позволяет создать в республике крупный горнопромышленный комплекс, за счет которого можно обеспечить экономический рост и увеличение бюджетных поступлений. Тем не менее, несмотря на, что на территории республики разведано более 20 месторождений, обладающих значительными запасами весьма дефицитных видов минерального сырья, уровень промышленного освоения в республике низкий. Решающим фактором низкой эффективности освоения недр республики при ее богатстве является неосвоенность территорий, удаленность от энергетических и транспортных коммуникаций.