Региональная экономика и региональная политика

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 10:12, реферат

Описание работы

Под экономикой региона понимается сложившаяся в нем целостная система хозяйствования, совокупность всех его экономических и социальных факторов, а также взаимосвязей между ними и аналогичными факторами других регионов, определяющая уровень развития производительных сил и социальных процессов в регионе. Исходя из объективно существующей асимметричности между регионами, возникает проблема управления их экономическим развитием с целью достижения и поддержания баланса общегосударственных и региональных интересов, сокращения региональных различий в уровнях социально-экономического развития и условиях жизни населения и, как следствие, повышения национальной безопасности и сохранения целостности, единства и жизнестойкости государства в целом.

Работа содержит 1 файл

Региональная экономика и региональная политика.doc

— 46.50 Кб (Скачать)


Региональная экономика и региональная политика

Под экономикой региона понимается сложившаяся в нем целостная система хозяйствования, совокупность всех его экономических и социальных факторов, а также взаимосвязей между ними и аналогичными факторами других регионов, определяющая уровень развития производительных сил и социальных процессов в регионе. Исходя из объективно существующей асимметричности между регионами, возникает проблема управления их экономическим развитием с целью достижения и поддержания баланса общегосударственных и региональных интересов, сокращения региональных различий в уровнях социально-экономического развития и условиях жизни населения и, как следствие, повышения национальной безопасности и сохранения целостности, единства и жизнестойкости государства в целом.

Таким образом, целенаправленное управление региональной экономикой является важнейшей составной частью региональной политики государства, под которой понимается сфера деятельности по управлению экономическим, социальным и политическим развитием страны в территориальном, региональном аспекте, т.е. связанная с взаимоотношениями между государством и районами, а также районов между собой.

Региональная  политика первоначально  появилась  как  некое  заранее  обдуманное  усилие  органов  публичной власти, и в частности национальных правительств, чтобы уменьшить неравенство между регионами  посредством  использования  специально  разработанных  инструментов.  В большинстве  случаев  цели  и  основные  функции  региональных  политик  намечались законами  парламента,  определяющими  права  органов,  ответственных  за  разработку, реализацию и оценку региональных политик». В последние полвека региональная политика стала сферой активной деятельности не только  государств,  как  с  унитарным,  так  и  с  федеративным  устройством,  но  и региональных  и  местных  органов  управления  и  самоуправления,  а  также  различных межгосударственных  образований  и  международных  организаций (Европейский  союз, ООН и др.). 

В  Республике  Беларусь  приоритеты  и  задачи  государственной  региональной политики  зафиксированы  в  основных  государственных  прогнозах  и  программах.  В частности,  в Национальной  стратегии  устойчивого  социально-экономического  развития

Республики  Беларусь  на  период  до 2020  г. (НСУР-2020) намечены  самые  общие направления  данного  вида  политики.  В  этом  документе  определено,  что  механизм реализации  региональной  политики  включает  инструменты  правового,  экономического, финансового  характера,  направленные  на  обеспечение  устойчивого  развития  регионов – разработку  и  реализацию «Местных  повесток-XXI»,  дотации,  субсидии,  кредиты, оказываемые  республиканскими  органами  государственного  управления  проблемным регионам  с  целью  создания  дополнительных  возможностей  для  экономического  роста, поддержания  благоприятной  экологической  ситуации  и  вовлечения  в  этот  процесс местного  населения.  В  НСУР-2020  определены  стратегические  направления  развития укрупненных  проблемных  регионов  −  основных  объектов  региональной  политики белорусского  государства,  в  том  числе:  депрессивных  регионов,  Солигорского промышленного  района,  Новополоцкого  промышленного  узла,  Белорусского  Полесья, Белорусского Поозерья;  приграничных  регионов, Минского  столичного  округа,  а  также территорий,  загрязненных  в  результате  катастрофы  на  ЧАЭС,  имеющих  официальный статус региона экологического бедствия. В  Основных  направлениях  социально-экономического  развития  Республики Беларусь  на 2006–2015  годы в  качестве  главной  цели  региональной  экономической политики  определено  обеспечение  роста  благосостояния  населения,  независимо  от мест его проживания, на основе повышения уровня комплексного развития производительных сил и конкурентоспособности экономики регионов.

Общими целями региональной политики являются:

               создание и упрочение единого экономического пространства и обеспечение экономических, социальных, правовых и организационных основ государственности;

               относительное выравнивание уровней социально-экономического развития регионов;

               приоритетное развитие регионов, имеющих особо важное стратегическое значение для государства;

               максимально эффективное использование ресурсного потенциала страны;

               решение экологических проблем регионов.

Достижение этих общих, стратегических целей достигается путем решения более частных задач, к числу которых относятся:

               сокращение региональных различий в благосостоянии населения;

               обеспечение самостоятельно поддерживаемого в регионах роста, приемлемого уровня доходов и занятости;

               сглаживание пространственных различий;

               поддержка слабых регионов;

               перераспределение ресурсов между богатыми и бедными территориями страны;

               повышение конкурентоспособности регионов;

               стимулирование экономической активности в отсталых, депрессивных, кризисных или недостаточно освоенных регионах и сдерживание, ограничение деловой активности в «перегретых» регионах, перенасыщенных производством, с неблагоприятной экологической обстановкой и т.п.;

               «смягчение» противоречий между городом и деревней, решение проблемы урбанизации;

               установление оптимального уровня соотношения общегосударственного и регионального уровней управления;

               решение национальных проблем;

               рациональное размещение новых промышленных объектов и т.д.

Объектами региональной политики являются различные территориальные единицы, как закрепленные административно-территориальным делением страны (области, районы, провинции, кантоны, земли и т.п.), так и специально определенные для целей региональной политики в нормативных актах органов власти и управления (например, зоны радиоактивных загрязнений).

Субъектами региональной политики являются внешние органы власти государств, а в условиях глобализации и международной интеграции – специальные наднациональные органы управления (например, в ЕС – это Европейская комиссия и, в частности, ее структурное подразделение – Генеральный директорат региональной политики, ответственный за решение задач по сокращению различий в социально-экономическом развитии регионов).

 

Принципы государственной региональной политики:

               децентрализация, т.е. делегирование прав и обязанностей в области регулирования регионального развития местными органами государственного управления и самоуправления;

               приоритетность, т.е. концентрация усилий на решении наиболее важных проблем регионов;

               субсидиарность, что предполагает вмешательство правительства в решение только наиболее сложных региональных проблем;

               гибкость, связанная с регулярным анализом последствий и корректировкой региональной политики;

               партнерство, предполагающее тесное взаимодействие и сотрудничество высших органов государственного управления местного управления и самоуправления и всех заинтересованных сторон по выработке и реализации региональной политики;

               превентивноть, обусловленная своевременным вмешательством государства в региональное развитие (до появления территориальных диспропорций);

               перманентность, как постоянное, непрерывное и всестороннее отслеживание процессов в регионах и соответствующее воздействие на них;

               прозрачность (открытость) государственной региональной политики.

Что касается Беларуси в настоящее время существуют некоторые минусы в региональной политике. В  качестве  основных  недостатков  современной  государственной  региональной политики в Беларуси следует отметить: 

−  недостаточно  полное  и  эффективное  использование  внутренних  резервов

обеспечения  устойчивого  социально-экономического  развития,  находящихся  в  самих

регионах Беларуси, слабая правовая, организационная и финансовая поддержка местных

инициатив; 

−  ориентация  действующей  системы  государственного  регулирования

преимущественно  на  использование  не  стимулирующих,  а  перераспределительных

налогово-бюджетных  и  других  инструментов  воздействия  на  экономику  и  социальную

сферу  регионов,  которые,  как  и  прежде,  сопровождаются  многочисленными  и  часто

неэффективными административными мерами;

−  недостаточно  развития  законодательная,  а  также  нормативная  правовая  база,

определяющая  политику  государства  по  отношению  к  социально-экономическому

развитию  регионов,  правовые  рамки  регулирования  этого  процесса,  а  также  механизм взаимодействия  государственных  органов,  органов  местного  управления  и

самоуправления, общественных (неправительственных) организаций, частного сектора,  а также непосредственно населения при решении региональных проблем;

−  недостаточно развитые государственные институты, ответственные за разработку и

реализацию  государственной  региональной  политики,  координацию  данного  вида

политики с другими направлениями деятельности белорусского государства. 

Эти  недостатки  достаточно  отчетливо  просматриваются  при  сравнении  с некоторыми  другими  европейскими  странами,  где  приняты  или,  по  крайней  мере, разрабатываются  соответствующие  законы,  а  также  пакеты  нормативных  документов

правительства,  содержащих  конкретный  механизм  проведения  в  жизнь  этих  актов.

Например,  в  Чешской  Республике  еще  в 1992  г.  был  принят  Закон  об  основах

государственной  политики  регионального  развития.  В  Словении  в 1999  г.  был  принят

Закон  о  содействии  сбалансированному  региональному  развитию.  В  Польше  в 2000  г. вступил в силу Закон о порядке поддержки регионального развития. В Финляндии в 1993 г.  принят  Закон  о  региональном  развитии (Law of Regional Development 1135/93).  В Болгарии одноименный закон в первом чтении рассмотрен в марте 2008 г. Проект такого же закона в настоящее время обсуждается в Молдавии. В  ряде  стран  созданы  специальные  органы  для  проведения  государственной региональной политики. Так, в Венгрии для этих целей еще в 1990 г. было сформировано Министерство  окружающей  среды  и  региональной  политики.  В  Чешской  Республике  в 1996 г. было создано специальное Министерство регионального развития. В России с 2007 года  функционирует  Министерство  регионального  развития  РФ.  Аналогичные министерства имеются в ряде других европейских государств.

В  последнее  время  в  Беларуси  предпринимаются  активные  меры  по совершенствованию  государственной  региональной  политики.  В  частности,  во исполнение  решения  коллегии  Администрации  Президента  Республики  Беларусь  и поручения  Совета  Министров  в  мае  −  августе 2008  г.  специально  созданной  рабочей группой подготовлен проект Концепции регионального развития Республики Беларусь на период до 2015 года, который в настоящее время дорабатывается Минэкономики с учетом замечаний  других  республиканских  органов  государственного  управления, облисполкомов и иных организаций.

 



Информация о работе Региональная экономика и региональная политика