Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 10:12, реферат
Под экономикой региона понимается сложившаяся в нем целостная система хозяйствования, совокупность всех его экономических и социальных факторов, а также взаимосвязей между ними и аналогичными факторами других регионов, определяющая уровень развития производительных сил и социальных процессов в регионе. Исходя из объективно существующей асимметричности между регионами, возникает проблема управления их экономическим развитием с целью достижения и поддержания баланса общегосударственных и региональных интересов, сокращения региональных различий в уровнях социально-экономического развития и условиях жизни населения и, как следствие, повышения национальной безопасности и сохранения целостности, единства и жизнестойкости государства в целом.
Под экономикой региона понимается сложившаяся в нем целостная система хозяйствования, совокупность всех его экономических и социальных факторов, а также взаимосвязей между ними и аналогичными факторами других регионов, определяющая уровень развития производительных сил и социальных процессов в регионе. Исходя из объективно существующей асимметричности между регионами, возникает проблема управления их экономическим развитием с целью достижения и поддержания баланса общегосударственных и региональных интересов, сокращения региональных различий в уровнях социально-экономического развития и условиях жизни населения и, как следствие, повышения национальной безопасности и сохранения целостности, единства и жизнестойкости государства в целом.
Таким образом, целенаправленное управление региональной экономикой является важнейшей составной частью региональной политики государства, под которой понимается сфера деятельности по управлению экономическим, социальным и политическим развитием страны в территориальном, региональном аспекте, т.е. связанная с взаимоотношениями между государством и районами, а также районов между собой.
Региональная политика первоначально появилась как некое заранее обдуманное усилие органов публичной власти, и в частности национальных правительств, чтобы уменьшить неравенство между регионами посредством использования специально разработанных инструментов. В большинстве случаев цели и основные функции региональных политик намечались законами парламента, определяющими права органов, ответственных за разработку, реализацию и оценку региональных политик». В последние полвека региональная политика стала сферой активной деятельности не только государств, как с унитарным, так и с федеративным устройством, но и региональных и местных органов управления и самоуправления, а также различных межгосударственных образований и международных организаций (Европейский союз, ООН и др.).
В Республике Беларусь приоритеты и задачи государственной региональной политики зафиксированы в основных государственных прогнозах и программах. В частности, в Национальной стратегии устойчивого социально-экономического развития
Республики Беларусь на период до 2020 г. (НСУР-2020) намечены самые общие направления данного вида политики. В этом документе определено, что механизм реализации региональной политики включает инструменты правового, экономического, финансового характера, направленные на обеспечение устойчивого развития регионов – разработку и реализацию «Местных повесток-XXI», дотации, субсидии, кредиты, оказываемые республиканскими органами государственного управления проблемным регионам с целью создания дополнительных возможностей для экономического роста, поддержания благоприятной экологической ситуации и вовлечения в этот процесс местного населения. В НСУР-2020 определены стратегические направления развития укрупненных проблемных регионов − основных объектов региональной политики белорусского государства, в том числе: депрессивных регионов, Солигорского промышленного района, Новополоцкого промышленного узла, Белорусского Полесья, Белорусского Поозерья; приграничных регионов, Минского столичного округа, а также территорий, загрязненных в результате катастрофы на ЧАЭС, имеющих официальный статус региона экологического бедствия. В Основных направлениях социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006–2015 годы в качестве главной цели региональной экономической политики определено обеспечение роста благосостояния населения, независимо от мест его проживания, на основе повышения уровня комплексного развития производительных сил и конкурентоспособности экономики регионов.
Общими целями региональной политики являются:
создание и упрочение единого экономического пространства и обеспечение экономических, социальных, правовых и организационных основ государственности;
относительное выравнивание уровней социально-экономического развития регионов;
приоритетное развитие регионов, имеющих особо важное стратегическое значение для государства;
максимально эффективное использование ресурсного потенциала страны;
решение экологических проблем регионов.
Достижение этих общих, стратегических целей достигается путем решения более частных задач, к числу которых относятся:
сокращение региональных различий в благосостоянии населения;
обеспечение самостоятельно поддерживаемого в регионах роста, приемлемого уровня доходов и занятости;
сглаживание пространственных различий;
поддержка слабых регионов;
перераспределение ресурсов между богатыми и бедными территориями страны;
повышение конкурентоспособности регионов;
стимулирование экономической активности в отсталых, депрессивных, кризисных или недостаточно освоенных регионах и сдерживание, ограничение деловой активности в «перегретых» регионах, перенасыщенных производством, с неблагоприятной экологической обстановкой и т.п.;
«смягчение» противоречий между городом и деревней, решение проблемы урбанизации;
установление оптимального уровня соотношения общегосударственного и регионального уровней управления;
решение национальных проблем;
рациональное размещение новых промышленных объектов и т.д.
Объектами региональной политики являются различные территориальные единицы, как закрепленные административно-
Субъектами региональной политики являются внешние органы власти государств, а в условиях глобализации и международной интеграции – специальные наднациональные органы управления (например, в ЕС – это Европейская комиссия и, в частности, ее структурное подразделение – Генеральный директорат региональной политики, ответственный за решение задач по сокращению различий в социально-экономическом развитии регионов).
Принципы государственной региональной политики:
децентрализация, т.е. делегирование прав и обязанностей в области регулирования регионального развития местными органами государственного управления и самоуправления;
приоритетность, т.е. концентрация усилий на решении наиболее важных проблем регионов;
субсидиарность, что предполагает вмешательство правительства в решение только наиболее сложных региональных проблем;
гибкость, связанная с регулярным анализом последствий и корректировкой региональной политики;
партнерство, предполагающее тесное взаимодействие и сотрудничество высших органов государственного управления местного управления и самоуправления и всех заинтересованных сторон по выработке и реализации региональной политики;
превентивноть, обусловленная своевременным вмешательством государства в региональное развитие (до появления территориальных диспропорций);
перманентность, как постоянное, непрерывное и всестороннее отслеживание процессов в регионах и соответствующее воздействие на них;
прозрачность (открытость) государственной региональной политики.
Что касается Беларуси в настоящее время существуют некоторые минусы в региональной политике. В качестве основных недостатков современной государственной региональной политики в Беларуси следует отметить:
− недостаточно полное и эффективное использование внутренних резервов
обеспечения устойчивого социально-экономического развития, находящихся в самих
регионах Беларуси, слабая правовая, организационная и финансовая поддержка местных
инициатив;
− ориентация действующей системы государственного регулирования
преимущественно на использование не стимулирующих, а перераспределительных
налогово-бюджетных и других инструментов воздействия на экономику и социальную
сферу регионов, которые, как и прежде, сопровождаются многочисленными и часто
неэффективными административными мерами;
− недостаточно развития законодательная, а также нормативная правовая база,
определяющая политику государства по отношению к социально-экономическому
развитию регионов, правовые рамки регулирования этого процесса, а также механизм взаимодействия государственных органов, органов местного управления и
самоуправления, общественных (неправительственных) организаций, частного сектора, а также непосредственно населения при решении региональных проблем;
− недостаточно развитые государственные институты, ответственные за разработку и
реализацию государственной региональной политики, координацию данного вида
политики с другими направлениями деятельности белорусского государства.
Эти недостатки достаточно отчетливо просматриваются при сравнении с некоторыми другими европейскими странами, где приняты или, по крайней мере, разрабатываются соответствующие законы, а также пакеты нормативных документов
правительства, содержащих конкретный механизм проведения в жизнь этих актов.
Например, в Чешской Республике еще в 1992 г. был принят Закон об основах
государственной политики регионального развития. В Словении в 1999 г. был принят
Закон о содействии сбалансированному региональному развитию. В Польше в 2000 г. вступил в силу Закон о порядке поддержки регионального развития. В Финляндии в 1993 г. принят Закон о региональном развитии (Law of Regional Development 1135/93). В Болгарии одноименный закон в первом чтении рассмотрен в марте 2008 г. Проект такого же закона в настоящее время обсуждается в Молдавии. В ряде стран созданы специальные органы для проведения государственной региональной политики. Так, в Венгрии для этих целей еще в 1990 г. было сформировано Министерство окружающей среды и региональной политики. В Чешской Республике в 1996 г. было создано специальное Министерство регионального развития. В России с 2007 года функционирует Министерство регионального развития РФ. Аналогичные министерства имеются в ряде других европейских государств.
В последнее время в Беларуси предпринимаются активные меры по совершенствованию государственной региональной политики. В частности, во исполнение решения коллегии Администрации Президента Республики Беларусь и поручения Совета Министров в мае − августе 2008 г. специально созданной рабочей группой подготовлен проект Концепции регионального развития Республики Беларусь на период до 2015 года, который в настоящее время дорабатывается Минэкономики с учетом замечаний других республиканских органов государственного управления, облисполкомов и иных организаций.
Информация о работе Региональная экономика и региональная политика