Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 12:21, курсовая работа
Курсовой проект содержит две главы. Первая глава раскрывает основные понятия региональной экономической политики. Вторая глава затрагивает региональную экономическую политику в отношении регионов Севера, их ресурсный потенциал (экономический, финансовый и т.д.), определены существующие в регионах проблемы и даны направления по реализации региональной экономической политики.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1 РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА РФ
1.1 Цели региональной экономической политики ………………………………....5
1.2 Средства реализации региональной экономической политики …………….…7
1.3 Оценка региональной экономической политики ……………………………..10
ГЛАВА 2 ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА РЕГИОНОВ СЕВЕРА
3.1 Основы государственной политики в отношении Севера ……………………..
3.2 Экономический потенциал северных регионов ………………………………..
3.3 Финансовый потенциал регионов Севера ………………………………………
3.4 Факторы функционирования социальной системы ……………………………
3.5 Основные направления государственной политики в отношении регионов
Севера …………………………………………………………………….……..
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….……….28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………..30
Содержание
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
ГЛАВА 1 РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА РФ
ГЛАВА 2 ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА РЕГИОНОВ СЕВЕРА
3.1 Основы государственной политики в отношении Севера ……………………..
3.2 Экономический потенциал северных регионов ………………………………..
3.3 Финансовый потенциал регионов Севера ………………………………………
3.4 Факторы функционирования социальной системы ……………………………
3.5 Основные направления государственной политики в отношении регионов
Севера ……………………………………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………..30
ВВЕДЕНИЕ
Для России, страны с огромной территорией и чрезвычайно разнообразными условиями производства и жизни в различных регионах, региональная тематика всегда была актуальной. Проводимые в стране экономические преобразования привели к регионализации экономической жизни, росту роли регионов во всех сферах экономической жизни.
К основным целям региональной политики можно отнести:
-
обеспечение экономических,
-
обеспечение единых
-
выравнивание условий
-
охрана окружающей среды, а
также ликвидация последствий
ее загрязнения, комплексная
-
максимальное использование
Выбранная
тема курсового проекта актуальна
тем, что без определенного
Объектом курсового проекта является региональная экономическая политика, предметом - инструменты региональной экономической политики с рассмотрением их на примере северных регионов.
Курсовой проект содержит две главы. Первая глава раскрывает основные понятия региональной экономической политики. Вторая глава затрагивает региональную экономическую политику в отношении регионов Севера, их ресурсный потенциал (экономический, финансовый и т.д.), определены существующие в регионах проблемы и даны направления по реализации региональной экономической политики.
При
работе использованы следующие источники:
монографии по дисциплине «региональная
экономика и управление», статьи
из периодических изданий по экономике,
затрагивающие проблемы регионов.
ГЛАВА 1 РЕГИОНАЛЬНАЯ
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА
1.1
Цели региональной
экономической политики.
«Региональная политика – это особый вид государственной экономической политики, направленной на государственное регулирование территориального развития».1
Региональная политика должна быть направлена на реализацию таких целей, которые не могут быть достигнуты автоматически в результате действия рыночных механизмов.
Глобальной
целью региональной политики является
достижение более эффективного и (или)
более равномерного распределения
экономической активности на территории
страны. Эта формулировка характеризует
две стороны регионального
-
экономическую активность, которая
требует экономики
-
социальную справедливость, т. е.
такое пространственное
Глобальные цели региональной экономической политики являются слишком общими для того, чтобы служить принятию конкретных экономических решений, поэтому они могут быть конкретизированы и трансформированы в многоуровневую систему целевых показателей.
На самом верхнем уровне цели региональной политики совпадают с целями общенациональной политики, такими как рост, эффективность, равенство, стабильность, качество жизни. Однако и эти цели являются слишком общими для того, чтобы служить выработке конкретных мероприятий по экономической политике, поэтому их нужно детализировать, сделав тем самым более операбельными.
Следующий уровень целей содержит региональную эффективность, межрегиональную конвергенцию среднедушевых доходов, обеспечение минимальных стандартов общественных и социальных услуг всем гражданам независимо от того места, где они живут.
На следующем уровне могут быть выделены такие цели, как максимизация определенных экономических индикаторов, например, занятости, ВРП или среднедушевых доходов. Своя система целей, взаимосвязанная с целями более высокого и более низкого уровней, может быть построена для региона любого ранга.
Таким образом, по мнению специалистов «в общем случае региональная экономика ориентирована на множество целей, но все они могут быть сведены в две простые модели:2
-
модель эффективности –
-
модель равенства – снижение
межрегиональных различий
Классический
анализ региональной политики обычно
связан с разрешением конфликта
между эффективностью и равенством.
Если регионы с низкими доходами
имеют более высокую отдачу на
капитал, то цели эффективности и
равенства не противоречат друг другу,
но поскольку агломерационные
Теоретически конфликт в рамках двухцелевой модели разрешается достаточно просто. Один из возможных путей состоит в следующем. Можно выбрать приоритетную цель и максимизировать ее в рамках некоторой модели, а вторую цель зафиксировать в качестве ограничения.
Вышеизложенная
проблема эффективности и равенства,
- один из аспектов формирования целей
региональной политики. Не менее сложные
проблемы выбора целей порождаются
многоуровневым характером региональных
систем. Они касаются соотношения
целей регионов разного уровня, например,
соотношения целей
Если
региональный рост рассматривать как
конкурентный, т. е. осуществляемый за
счет межрегионального перераспределения
ресурсов, то цель экономического роста
национальной экономики может быть
реализована за счет приоритетного
роста наиболее эффективных регионов,
что может противоречить целям
роста в отдельных менее
Межрегиональные
взаимодействия в этом случае могут
быть организованы следующим образом.
Обеспечение эффективного роста
экономики в целом может быть
обеспечено за счет перераспределения
ресурсов в наиболее эффективные
регионы, что будет соответствовать
политике региональной эффективности,
а дополнительный эффект, полученный
от роста в этих регионах, может
быть направлена на поддержку слабых
регионов, за счет чего может быть обеспечена
социальная справедливость.
Для реализации региональной экономической политики необходимо располагать набором политических и экономических инструментов, которые могут использоваться органами государственного управления разных уровней для воздействия на отдельные регионы либо всю многорегиональную национальную экономику, а также методов их использования.
Инструментарий региональной политики включает все средства, используемые в экономической политике, такие как налоговая, бюджетная, ценовая, кредитно-денежная, социальная виды политики, особенность его состоит в том, что он применяется для разрешения региональных проблем.
Существует
множество классификаций, используемых
для систематизации инструментов региональной
экономической политики, Михеева
Н. Н. в своей монографии «Региональная
экономика и управление»
-
средства макроэкономической
-
средства микроэкономической
Средства макроэкономической политики включают в себя налоговую, бюджетную, ценовую, кредитно-денежную, социальную, торговую и другие виды экономической политики, они используются, как правило, на национальном уровне для проведения политики центральных органов власти по отношению к регионам.
Меры
макроэкономической политики могут
быть реализованы двояким образом:
либо частичный контроль над теми
или иными инструментами
В
первом случае отдельные регионы
могут использовать указанные инструменты
по своему усмотрению, тогда параметры
экономического развития, регулируемые
на основе тех или иных инструментов,
оказываются в руках у
Эта
ситуация соответствует фактически
автономному регулированию
Более
распространенным случаем является
центральный контроль над макрополитикой,
когда общие параметры
Средства
микроэкономической политики, используемые
при проведении региональной политики,
определяются в зависимости от выбора
объекта воздействия: труд или капитал,
и выбора направлений воздействия:
внутренняя или внешняя перестройка
условий деятельности. Так, к политике
воздействия на труд можно отнести:
переориентацию труда на месте, пространственное
перемещение, повышение эффективности
рынков труда. К политике воздействия
на капитал: налоги и субсидии, повышение
эффективности рынка капиталов,
повышение эффективности
Макроэкономическая
Существенная
разница между
Региональная экономическая политика преследует достижение определенных целей, поставленных на национальном или региональном уровнях, поэтому естественной является постановка вопроса о результативности проводимой региональной политики. Объективная оценка результатов экономической политики является чрезвычайно сложной, поэтому очень часто решения, касающиеся региональной политики, принимаются без оценки их возможных и реальных результатов.
В
принципе такая оценка должна включать
в себя все прямые т косвенные
эффекты, возникающие в экономике.
Кроме того, в такую оценку включается
множество субъективных факторов, поскольку
фактически такая оценка означает оценку
политиками результатов своей
Возможны, по крайней мере, четыре различных подхода к оценке результативности региональной политики:
- оценка отдельных индикаторов;
-
сравнение действительных
- соизмерение издержек и выгод;
-
степень достижения
Однако ни один из перечисленных методов не является общепризнанным и полностью разработанным.
Первым, наиболее простой подход основывается на оценке отдельных экономических индикаторов, которые численно характеризуют результаты проведенных мероприятий, таких как количество рабочих мест, созданных в регионах, получавших государственную поддержку, количество фирм, получивших субсидии, величина бюджетных средств, направленных на поддержку регионов, структурные изменения в отстающих регионах, снижение безработицы, тенденции миграции и т.д. Этот метод прост в его реализации, однако он не дает системного представления о результативности проводимой политики, поскольку изменения различных индикаторов могут быть разнонаправленными, их значимость также различна.
Второй подход основывается на идее сравнения результатов развития регионов, достигнутых под влиянием проводимой региональной политики, с теми результатами, которые регион мог бы получить, если бы региональная политика не проводилась. Эффект от проводимой политики определяется как разница действительных экономических показателей, например, ВРП или занятости, и гипотетических показателей, которые могли бы быть получены при отсутствии целенаправленной экономической политики. Эта идея более понятна содержательно, но более трудна с очки зрения ее практической реализации, поскольку результаты экономического развития определяются всей совокупностью региональных и национальных факторов развития региона, абстрагируясь от влияния мероприятий региональной политики. Кроме того, эффект региональной политики может быть более широким, чем только изменение того или иного экономического показателя.
Третий
метод, в отличие от второго, который
концентрируется на агрегированной
оценке результатов региональной политики,
нацелен на микроэкономическую оценку
результатов экономической
Четвертый метод основан на оценке степени достижения поставленных перед региональной политикой целей. На первый взгляд это более привлекательный метод, поскольку дает непосредственную оценку достигнутых результатов, однако воспользоваться этим методом можно только в том случае, если цели региональной политики были определены количественно. Кроме того, региональная политика оказывает комплексное влияние на всю экономику, поэтому достижение одной конкретной цели может быть сопряжено с негативными последствиями для всех других аспектов развития. Более корректно оценивать степень достижения всего комплекса целей, используя различные способы взвешивания и соизмерения целей, однако технически такое соизмерение оказывается, как правило, довольно сложной процедурой.
Экономической
наукой пока не предложено универсальных
способов оценки результатов региональной
политики, поэтому при оценке могут
использоваться либо один из указанных
методов, либо все вместе. Важное значение
при этом имеет наличие необходимой
для проведения оценки экономической
информации.
ГЛАВА
2 ЭКОНОМИЧЕСКАЯ
ПОЛИТИКА РЕГИОНОВ
СЕВЕРА
2.1Основы
государственной политики
в отношении Севера
Северные
регионы России, занимая 70 % общей
территории, производят около 80 % нефти,
более 90 % газа, почти половину угля
и деловой древесины, экспорт
которых приносит две тритии валютной
выручки страны. При этом в данных
регионах имеется огромное количество
экономических, социально-демографических,
геополитических и
Эти
проблемы не остаются без внимания
на уровне и субъектов Федерации,
и федерального Центра, но пока не удается
их успешно решать. Одна из причин –
стереотип отношения к северным
территориям как к
По мнению специалистов, концептуальные основы государственной политики в отношении Севера целесообразно формировать на основе следующих предпосылок.4
Первая:
в комплекс мер государственного
(на федеральном уровне) регулирования
регионального развития необходимо
включать общие для всех субъектов
Федерации и
Состав
этой группы не был неизменным и
очевидно, не будет постоянным в
будущем. В условиях перехода к рыночным
отношениям его пересмотр не только
возможен, но и необходим в связи
с изменением принципов и методов
государственной региональной политики.
Если в условиях централизованной экономике
проблемы северных территорий решались
преимущественно под
Вторая предпосылка: требуется выделение подгрупп в пределах данных регионов. Регионы, имеющие статус северных и приравненных к ним территорий, занимают почти 12 млн. км2, и эта территория не может быть однородной как с точки зрения остроты чисто «северных» проблем, так и возможностей самостоятельного развития. Это выделение может быть проведено на основе сочетания отдельных типовых признаков, обуславливающих особенности динамики социально-экономических процессов. Региональная политика должна включать методы государственного регулирования, необходимые всем северным регионам, и особые – для отдельных регионов или их групп с учетом факторов, определяющих социально-экономическую специфику, место региона в едином общероссийском народнохозяйственном комплексе и перспективы его развития.
Третья предпосылка: меры государственного регулирования в отношении северных регионов не будут результативными, если их ограничивать лишь обеспечением «северного завоза». Необходима комплексная поддержка этих регионов с помощью всех форм государственного регулирования (бюджетной, инвестиционной, организационной, консультативной, тарифной, внешнеэкономической и др.). Их рациональное сочетание не только будет способствовать достижению конечной цели – интеграции северных регионов в единое экономическое пространство страны, но и повысит эффективность «северного завоза» путем увеличения его отдачи и снижения затрат.
Пятая
предпосылка: интеграция регионов Севера
в единое экономическое пространство
России не может быть осуществлена,
если целью государственной политики
будет только компенсация хозяйственно-
На
основе предложенных методологических
предпосылок может быть проведена
классификация субъектов
В
первую очередь речь идет о финансовом
потенциале, причем не только о его
текущей величине по сводным финансово-
В реализации государственной региональной политики в отношении северных территорий актуальны два аспекта: переход на рыночный механизм обеспечения «северного завоза»; формирование рыночной инфраструктуры для мобилизации финансовых ресурсов и их перераспределения.
По
решению первой проблемы уже имеется
пакет предложений. Вторая – более
сложная, и отдельные ее аспекты
остаются дискуссионными даже в теоретическом
плане. В первую очередь это касается
возможности проведения селективной
региональной кредитной политики. Основным
рыночным институтом, осуществляющим
мобилизацию и
Наконец,
для характеристики состояния социальной
системы северных регионов необходимо
концептуально решить проблему рационализации
численности и структуры
Более 80 % общего объема прибыли, полученной в 1999 г. северными предприятиями, приходится на 4 сырьевых региона: республики Коми, Саха (Якутия), Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий АО: еще 16 % - на три индустриально развитых региона Европейского Севера. В то же время на пять «отсталых» регионов – Республику Тыва, Таймырский, Эвенкийский, Чукотский и Корякский автономные округа – приходится менее 0,4 % суммарного объема прибыли северных предприятий. Последние имеют значительно более высокую (на 20 пунктов и более), чем в среднем по России, долю убыточных предприятий и (за исключением Корякского АО) отрицательные сальдо финансовой деятельности предприятий и организаций.5
Неустойчивость
финансового положения
Дальневосточные
северные регионы – Камчатская,
Магаданская и Сахалинская
По данным ЭКСИН - рейтинга6, дифференциация северных регионов по числу и доле предприятий, являющихся наиболее эффективными в своей отрасли, весьма существенна. В республике Карелия и Мурманской области таких предприятий более половины, т.е. этот показатель даже лучше, чем в среднем по России. В сырьевых регионах он значительно ниже – на уровне 30 %. В регионах дальневосточного Севера доля предприятий, входящих в ЭКСИН-рейтинг, существенно различается, в Тыве она значительно ниже.
Показатель валового регионального продукта на душу населения самый высокий в сырьевых регионах (Республика Коми, Ямало-Ненецкий и Ханты-Мансийский автономные округа), а наиболее низкий – в «отсталых» (Республика Тыва). Соответственно, для первой группы характерен самый высокий уровень обеспеченности населения бюджетными доходами, а для второй – наиболее низкий.
Для оценки возможностей мобилизации собственных финансовых ресурсов регионов рассчитан показатель денежных доходов населения за вычетом прожиточного минимума, характеризующий сберегательный потенциал населения. Дифференциация регионов по этому показателю также весьма значительна. В Республике Тыва, Чукотском и Корякском АО величина прожиточного минимума превышала размер душевых денежных доходов населения.
Таким
образом, наиболее устойчивой финансовой
базой для экономического роста
располагают сырьевые регионы: Республики
Коми, Саха (Якутия), Ханты-Мансийский и
Ямало-Ненецкий автономные регионы. Но
их финансовый потенциал основан
на высокой экспортной ориентированности,
для поддержания этого
Регионы Европейского Севера – Республика Карелия, Архангельская и Мурманская области – располагают самыми лучшими среди северных регионов потенциальными условиями для развития высокоэффективных производств, т.е. «точками роста», но собственный финансовый потенциал для их реализации недостаточен. Активизация имеющегося производственного потенциала в перспективе позволит свести к минимуму значимость чисто северных проблем, решение многих из них будет посильно самим субъектам РФ.
Республика
Тыва, Ненецкий, Таймырский, Эвенкийский,
Чукотский и Корякский
Финансовый
потенциал дальневосточных
Эти
регионы нуждаются в
«Социальные проблемы Севера – это, прежде всего общие социальные проблемы всей России, только возведенные по степени остроты и общественной значимости в квадрат».7 Однако, существуют и специфические социальные проблемы, обусловленные географической удаленностью, экстремальными природно-климатическими условиями, малой заселенностью, а, следовательно, и недостаточным предложением рабочей силы при высокой степени концентрации отраслей топливно-энергетического комплекса, неоднородностью уровней социально-экономического развития различных регионов, отнесенных к разряду северных, национально-культурными особенностями коренных народов Севера и др.
Для
решения комплекса проблем
- рационализация численности и структуры населения Севера;
-
оптимизация деятельности
Без рационализации численности и структуры населения невозможно дальнейшее рентабельное освоение северных территорий. Это не просто вопрос социальной стабильности, но и выживаемости Севера, где демографический фактор давно стал критическим элементом системы жизнеобеспечения.
С
другой стороны, экономика Севера –
это, прежде всего ресурсные отрасли
топливно-энергетического
Крупнейшие
корпорации как относительно стабильно
работающие предприятия являются бюджетообразующими
и структурообразующими. Предприятия
ЕМ – надежный источник рабочих
мест и доходов и имеют значительную
социальную инфраструктуру. Кроме того,
они фактически кредитуют областные
и местные администрации, поставляя
топливо с отсрочкой оплаты, и
реально инвестируют жилищно-
Социальная
среда обитания в северных регионах
определяется и спецификой расселения
населения, обусловленной природными
и экономико-географическими
Городское население Севера составляет от 70 до 92 % общей численности жителей, что намного выше, чем в среднем по стране. Преобладают небольшие городские поселения, малые и средние города. Из-за сложных природных условий затраты на формирование сети населенных пунктов и жилищное строительство почти в 2 раза выше средних.
С 1992 года из северных регионов уехало более 1 млн. человек, причем в основном люди трудоспособного возраста, многие поселки опустели, а социально-экономические нормативы формируются, исходя из утвержденных ранее схем размещения поселений. В связи с этим, встает неотложная задача пересмотреть карты северных муниципальных образований.
С проблемой расселения тесно связаны вопросы занятости. Это, прежде всего задача поддержания критического баланса населения. Из-за сокращающейся по естественным причинам численность населения и оттока трудоспособного населения в другие регионы страны Север испытывает постоянный дефицит трудовых ресурсов. Безработица здесь имеет очаговый характер, поскольку основная рабочая сила сосредоточена вблизи предприятий.
Сезонный
характер многих производств делает
выгодным экспедиционно-вахтовый метод
организации работ. Но он имеет многие
негативные черты: длительный отрыв
от семьи, высокие физические и психологические
нагрузки, необходимость периода
адаптации, и как следствие этого
– невысокая производительность
труда и повышенная заболеваемость
и т.д. Тем не менее, такой метод
работы является вынужденным на первом
этапе освоения разработки в районах
с суровым климатом. Его успешно
можно применять для освоения
и разработки малообъемных месторождений,
расположенных в
Однако
решить проблему занятости в северных
регионах при организации вахтовых
поселков без привлечения дополнительных
трудовых ресурсов невозможно. Потребуются
дополнительные затраты на перемещение
и обустройство их самих и членов
их семей, на переподготовку и обучение,
а также вложения в объекты
социальной инфраструктуры. Поэтому
проведение трудосберегающей политики
имеет важнейшее значение для
решения проблем занятости
Старение
населения – еще один фактор,
обуславливающий особенности
Особая
проблема – уровень развития социальной
инфраструктуры и дополнительные затраты
по воспроизводству живого труда. Нормативы,
используемые в настоящее время
для расчета укрупненных
Обеспеченность
жильем в основной группе регионов
Севера находится на среднем для
страны уровне, а кое-где даже выше.
Однако, качественного жилья
Состояние здоровья и экологическая обстановка – еще один фактор, определяющий особенности функционирования социальной системы данного региона. Главная экологическая проблема Севера – нарушение тундрового ландшафта угольными, нефтяными, газовыми разработками, а также в результате аварий на трубопроводах, загрязнение окружающей среды выбросами и отходами промышленных предприятий.
На
здоровье населения, проживающего в
северных широтах, негативно влияют
экстремальные природно-
В
настоящее время все большее
значение приобретает проблема
социально-экономического развития и
психологической адаптации
Представляется, что государственная социальная политика в отношении северных субъектов Федерации должна строиться с учетом следующих факторов.
1.
Необходимо провести четкую их
дифференциацию по уровню
2.
В настоящее время в России
ведущая роль в осуществлении
мер по социальной политике
принадлежит муниципальному и
региональному уровням власти. Однако
основная часть муниципальных
образований и субъектов
3.
Следует выявить наиболее
На основе проведенного анализа модно предложить следующую группировку северных регионов. Особую группу образуют моноотраслевые сырьевые северные регионы: республики Коми, Саха (Якутия), Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа. Они относятся к числу субъектов Федерации с наиболее высоким уровнем экономического развития и одновременно входят в группу регионов с наименьшим спадом производства за период с начала 90-х годов. Эти регионы имеют наиболее высокий среди всех субъектов РФ уровень обеспеченности населения бюджетными доходами. В проводимых в последние годы по различным методикам оценках рейтинга регионов по экономическому потенциалу и инвестиционной привлекательности данные субъекты Федерации устойчиво занимают места в группе лидеров. Конечно, на экономические показатели наряду с положительным влиянием богатейшего природно-ресурсного потенциала оказывают негативное воздействие экстремальные условия проживания на значительной части территории, отдаленность и ограниченная транспортная доступность, низкий уровень самообеспеченности. Видимое благополучие этих регионов в настоящее время полностью обусловлено экспортной ориентацией сырьевых отраслей, а неустойчивость конъюнктуры внешнего рынка ведет к нестабильности экономической ситуации.
Учитывая
все это, можно сделать вывод,
что сохранение в обозримом будущем
моноотраслевого сырьевого
В отдельную группу следует выделить Республику Карелия, архангельскую и Мурманскую области. Помимо богатого и разнообразного природно-ресурсного потенциала они имеют наиболее благоприятное транспортно-географическое положение: близость к индустриально развитым районам и зарубежным торговым партнерам, наличие магистральных железных дорог и морских портов с круглогодичной навигацией.
Главное
направление развития их хозяйственного
комплекса – расширение использования
уникальных запасов природных ресурсов,
развитие их комплексной переработки
и транспортировка в более
южные зоны и на экспорт. Вместе с
тем необходимы меры, препятствующие
превращению этих регионов в моносырьевые,
развитие их индустриального, инновационного
потенциала. Особое значение приобретает
максимальное использование в
Следующая
группа – отсталые северные регионы.
Это республика Тыва, Ненецкий, таймырский,
Эвенкийский, Чукотский и Корякский
автономные округа. Общее критическое
положение в социальной сфере
и экономике, присущее всем регионам
России, относящимся к категории
отсталых, в этих районах усугубляется
экстремальными условиями проживания,
наиболее незначительной плотностью расселения
и транспортной освоенностью территории,
удаленностью и ограниченностью
транспортной доступности. Низкий уровень
производственного потенциала сочетается
с отсутствием даже чаговых
зон промышленного освоения. Производство
обслуживает исключительно
Фактор
отдаленности, резкого возрастания
транспортных тарифов оказал наиболее
сильное негативное влияние на экономику
Камчатской, Магаданской и Сахалинской
областей. В сочетании с особенностями
их геополитического положения эти
факторы являются определяющими
при разработке мер государственной
региональной политики. Из-за особенностей
геополитического положения и природно-
В
результате разрушения внутренних хозяйственных
связей, резкого роста транспортной
составляющей в себестоимости продукции
резко усилилась
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким
образом, анализируя все вышесказанное,
в заключение можно сделать вывод,
что в экономической политике
регионов Севера в той или
иной степени задействован практически
весь инструментарий региональной экономической
политики, который в основном задействован
в селективной поддержке
финансирование ряда федеральных программ;
трансферты бюджетам субъектам Федерации;
частичное финансирование компенсации лицам, проживающим в северных регионах;
выплаты из внебюджетных фондов.
Основные усилия государственных органов в данном направлении, сосредоточены на так называемом «северном завозе», т.е. государственном финансировании доставки в районы Крайнего Севера и приравненных к ним территориям топлива, нефтепродуктов, продовольственных и непродовольственных товаров первой необходимости. Для реализации северного завоза используются различные способы, в частности, предоставление бюджетных ссуд, формирование специальных фондов для финансирования завоза.
Одним из направлений государственной поддержки северных регионов является снижение социально-экономической нагрузки на северные регионы и обусловленный этим процессом переезд населения из северных регионов. В этой связи государством предпринимаются усилия по предоставлению финансовых ресурсов и установлению льгот для граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера, в частности предоставление жилищных субсидий и государственных жилищных сертификатов.
В
отношении северных регионов также
проводятся прецедентные виды государственной
поддержки, которая осуществляется
путем принятия специальных территориально-
Таким образом, экономическая политика государства в отношении северных регионов, учитывая специфичность этих территорий, должна быть направлена:
1.
на преодоление искусственно
заниженной
2.
следует учитывать истощение
богатой и продуктивной
3.
чрезвычайно важным является
вопрос закрепления населения
в этих регионах, прежде всего
за счет обеспечения
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Ассекритов С., Широбокова В. Межбюджетные отношения: проблемы и подходы к их решению. // Экономист, 2001. - № 1. – С. 57-66.
2.
Домнина И., Маркова Н.. Монахова
Т. Государственное
3.
Иванова В., Крепышева Н. Финансово-
4.
Иванченко Л. А., Гневко В. А.
Организационные и правовые
5. Игнатов В. Г., Бутов В. И. Регионоведение (методология, политика, экономика, право). – Ростов-на-Дону: Март, 1998. – 320 с.
6.
Медведев Н. Региональное
7.
Михеева Н. Н. Региональная
экономики и управление. Учебное
пособие для вузов. –
8.
Нешитой А. Анализ
9. Родионова И. А. Региональная экономика. М. 2003 – 354 с.
10.
Стратегия развития
11.
Ширяев В. Новые инструменты
управления бюджетным