Развитие пищевой промышленности Костромской области

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2011 в 02:12, курсовая работа

Описание работы

Целью моей работы является оценить географически выгодное расположение Костромской области для развития пищевой промышленности, рассказать историю развития наиболее значимых и масштабных для города пищевых предприятий. Методом изучения большого объема архивных данных и газетных статей, немногочисленных трудов по этой проблеме, а также исходя из собственного опыта, проживая уже долгое время в Костроме, я попытаюсь раскрыть всю сущность данного вопроса. В своей работе я использовала труды следующих писателей и корреспондентов газет: Тлифа И.; Давыдова Г.; Перовской Л.; Караваева И. и др.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………..3
1. Мясное производство в Костромской области……………………………....5
2. Галичская птицефабрика……………………………………………………...8
3. Предприятие «Костромарыба»………………………………………………11
4. История и современность сыроделия в Костромской области…………....15
5. «Космол» - основное предприятие молочной отрасли……………………..21
Заключение……………………………………………………………………….....25
Список используемой литературы………………………………………………...27
Приложения…………………………………………………………………………28

Работа содержит 1 файл

развитие пищевой промышленности в костроме и области.doc

— 225.00 Кб (Скачать)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3. Предприятие «Костромарыба» 

    В связи с тем, что во всей области  очень сильно развито натуральная рыбная ловля, рыбную отрасль нам бы хотелось рассмотреть, на примере до сих пор успешно развивающего предприятия «Костромарыба».

    Раньше, в эпоху социализма, предприятия, аналогичные фирме "Костромарыба", были созданы во всех областных городах. Однако, теперь в России из восьми десятков таковых остались только единицы. Кто-то сменил профиль, кто-то не выдержал конкуренции. Почему "Костромарыба" выжила и наращивает свои показатели, продавая продукцию не только в Костроме, но и в других городах? Согласитесь, что костромичи избалованы выбором рыбы. Прямо скажем, соседи завидуют!

    Секрет  успеха простой сложный одновременно. «Костромарыба» - единственное в регионе  специализированное рыбоперерабатывающее предприятие замкнутого цикла от места вылова до витрины магазина. Работа предприятия выстроена в масштабах страны, а не только областного города. Предприятие на улице  Локомотивной - 26 стало своеобразным диспетчерским центром и «локомотивом экономики»: рыбу везут с побережья  вагонами. Предприятие выстроено  как будто «турбина» - рыба идет очень быстро, подгоняемая аппетитами жителей Центральной России, а с другой стороны, желанием рыбаков реализовать улов и заработать.

    "Костромарыба" везет продавать рыбу не только в "сухопутные'' города типа Ярославля, Владимира, Иванова, Москвы, но и в портовые города, например, в Архангельск и Мурманск.

    Посмотрим на "Костромарыбу" в мировом  масштабе, не побоюсь этого слова. Поставки идут со всех сторон света, с Северного, Восточного, Южного и Западного бассейнов. Это придает стабильность и уверенность – не выловят в одном море, выловят в другом. Особо выделяются (и это большое достоинство) поставки с Дальнего Востока: камбала, треска, навага, морская капуста. Впечатляет лососевая группа: кета, горбуша, нерка, кижуч, чавыча.

    Как только наступает время  путины, ловли лососевых, генеральный директор Александр Николаевич Худяков летит  из Костромы на Дальний Восток организовывать поставки свежего улова. В это  самое горячее время он всегда там.

    Имея  своих представителей в портовых городах России, компания «Костромарыба» умудряется закупать рыбу в момент, когда она поймана и находится еще на судне. Это гарантирует свежесть и качество рыбы.

    Дальше  о качестве поподробнее. Для хранения рыбы нужен специальный холодильник, не обычный, как для мяса, где стены в инее и свисают сосульки. Особенность холодильника «Костромарыбы» в том, что большие вентиляторы  постоянно гонят потоки воздуха, но в помещении чисто и сухо. Это и есть идеальные условия, позволяющие сохранить качество рыбы. В регионе специализированный холодильник – единственный, поэтому и качество рыбы здесь отменное.

    Костромичи  могут гордиться таким серьезным  производителем.

    Сейчас  быстрыми темпами строится новый  цех по глубокой переработке рыбы европейского уровня, с оборудованием даже не сегодняшнего, а завтрашнего дня. И внешне он выглядит совсем иначе: стены отделываются сверкающими панелями, как за границей. Красиво! Но дело не столько в красоте, сколько в стерильности производства, в чистоте, ведь цех должен соответствовать европейским санитарным стандартам. Внутри не будет "железа", только нержавеющая сталь, алюминий, пластик. Отделывается сейчас многослойными панелями типа «сэндвич» и работающий холодильник, ведь он тоже должен соответствовать уровню и пройти международную сертификацию.

    Цель  строительства цеха – дать россиянам  новые качественные виды продукции  типа филе и полуфабрикатов. Группа шведских и немецких специалистов по просьбе руководства предприятия  проанализировала развитие потребительского рынка в России и высказала уверенный прогноз: доля морепродуктов в рационе россиян  будет только расти, как бы подтягиваясь до европейского уровня. Насытив российский рынок, «Костромарыба» планирует в дальнейшем выйти  и на международный рынок. Да, именно из Костромы выйти! То есть россияне должны когда-то начать получать деньги не за сырье, а за конечный продукт с максимальной для себя выгодой.

    Кроме обновления производства и строительства  нового суперсовременного цеха, «Костромарыба» отличилась еще одним ноу-хау: предприятие само стало вырабатывать для себя электроэнергию. Да так успешно, что подобный ход позволяет сократить издержки и положительно сказывается на кошельке покупателя.

    Генеральный директор "Костромарыбы" Александр Николаевич Худяков объяснил, что покупателям стоит нацелиться на продукты практически готовые к употреблению: "Наша задача взять всю черную, грязную работу на себя.Чтобы у хозяйки чешуя по кухне не летела, чтобы человек мог прийти в магазин и спокойно взять кусочек порционного филе. Мы дадим не просто копченую рыбу, а филе копченой рыбы, филе лососевых рыб, продукцию слабосоленую, которая будет упаковываться в стерильных современных условиях без применения химикатов. Мы хотим предложить покупателю разделанную рыбу, подобно тому, как разделывается мясо. Кто-то любит жирную, кто-то постную»1. Главную задачу директор ставит в глубокой переработке рыбы.

    Для иллюстрации намерений фирмы "Костромарыба" приведем такой пример: в западных морских странах, в Швеции и Норвегии, выросло поколение людей, не знавших, как чистить и разделывать рыбу. Они все время покупали филе или почти готовые рыбные продукты. Теперь очередь за костромичами.

    Согласитесь, что у вас не раз случались  ситуации, когда хотелось воскликнуть: "Эх, если бы знать заранее!" Знать бы, что грянет дефолт, что социализм когда-то закончится и так далее. Тогда бы, может, сумели подсуетиться, запастись, подготовиться. Так вот, в этом случае информация стала известна заранее. Как вы ею воспользуетесь? Суть такова: рыба в ближайшие несколько лет заметно подорожает. И дело не в том, что костромичи хотят на этом заработать. Они, наоборот, оттягивают этот момент. Просто сейчас за границей рыба, как правило, ценится дороже мяса. Она считается чище, здоровей, ближе к природе. Ее трудней добывать. В Японии «куриные окорочка» это еда бедных.

    Тем не менее, мировую тенденцию уже никак не остановить. Сейчас уже больше половины выловленной рыбы отечественные рыбаки продают за границу, и тамошний рынок влияет на цены. Далеко ли Норвегия, например? А там филе трески стоит от восьми долларов, то есть уже под триста рублей. Именно сохранить интерес отечественного производителя и повысить и так уже немалый спрос на костромскую рыбу – это первоочередные задачи, которые ставятся перед всем коллективом предприятия «Костромарыба». 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    4. История и современность   сыроделия в  Костромской области.

    Верстах в 15 от города Нерехты лежит село Никольское в живописной долине при речке Стрельне. К концу XIX века в нем на "122 дворах" проживало "562 души мужеска и женска пола". Из "мужеска" малая часть уходила в Санкт-Петербург на строительные работы, остальные прочно сидели на месте, занимались нехитрым и многотрудным крестьянским делом. Когда зародился в Никольском единственный в уезде сыроваренный завод, верных свидетельств не сохранилось, но в 1897 году он уже исправно поставлял в Москву "голландский сыр и скоромное масло". Завод был основан московскими купцами В.И. и Н.И. Бландовыми, которым по праву принадлежит заслуга и честь распространения сыроваренного промысла в Костромской губернии.

    Условия в Нерехтском уезде мало благоприятствовали развитию молочной промышленности. Здешние места не славились ни породистыми коровами, ни обилием сочных трав. Костромские статистики, давая в 1875 году оценку губернским луговым угодьям, отнесли к "местностям с особенно бедными лугами" весь Нерехтский уезд, так как "обширные, но довольно тощие покосы представляет здесь одна долина р. Солоницы и нижнее течение Сунжи: даже Волга прилегает к уезду не низкими заливными лугами, а крутыми, во многих местах довольно высокими обрывами".

    По  общему количеству скота этот малоземельный, плотно населенный уезд первенствовал в губернии, однако оставался последним по числу четвероногих кормильцев на каждый крестьянский двор. Результаты обследования молочного хозяйства показали, что нерехтские крестьяне "не сбывают молочных продуктов /.../, если каждое крестьянское хозяйство и скопит несколько фунтов масла и продаст его, то и сам скоп и продажа носят настолько случайный характер, что учету не поддаются /.../: крестьянская корова в среднем за 9 месяцев дает не больше 3 штофов в день". А для выработки 1 пуда сыра требовалось 11 пудов молока. В 1900 году в Нерехтском уезде из 125 тысяч голов скота на 100 хозяйств приходилось от 85 до 108 коров.

    Более всего буренок держали в домах  земледельцев. Им, помимо молока для  питания семьи, требовалось большое количество удобрений, без которых костромская земля не давала ни овощей, ни хлеба Безошибочен был выбор места опытными заводчиками-сыроделами: Никольская волость, где процвел молочный монополист входила в земледельческий район уезда и частью располагалась в Присолоницкой луговой зоне.

    В Нерехтском уезде, как ранее в  Костромском и Буйском, предпринимателям удалось преодолеть недоверие жителей к новому промыслу. Главным доводом в его пользу была денежная наличность, выдаваемая крестьянам за принесенное на завод молоко. За пуд цельного молока сдатчикам платили 35 копеек, что в конечном итоге было немалым подспорьем в крестьянском хозяйстве. В 1897 году завод принял 5500 пудов молока, из которого изготовили 650 пудов сыра и 50 пудов сливочного масла.

    Сырный  сезон продолжался 210 дней в году. В горячую пору, когда молока поступало особенно много, в мастерской трудилось до 6-ти человек по 17-ть часов в сутки. Долгий рабочий день не редкость в период "молочной страды", но вряд ли найдется еще 2-3 завода в губернии, на которых держали бы более 5 работников. Мастер и 1-2 помощника — вот обычный "штат" большинства костромских сыроварен. Впрочем, к 1910 г. Никольский завод вполне вписался в местные условия и оформился в аккуратное заведение с одним управляющим-мастером и 2-3 подмастерьями Выпуск сырной продукции не опускался ниже 350 пудов в год.

    То, что завод принадлежал Бландовым, уже гарантировало высокое качество товара: бландовские сыры поступали  на московский и петербургский рынки, пользовались постоянным спросом у зарубежного потребителя. В санитарном отношении заводы Бландовых были на порядок выше молочных заведений других хозяев. Санитарные врачи не раз отмечали, что многие сыроварни — ветхое, полуслепое здание, сальная посуда, бесконтрольно спускаемые сточные воды — стали очагами инфекции для окружающих жителей. На Никольском заводе блюстители гигиены могли отдохнуть от сильных отрицательных впечатлений. Его "просторное, светлое и теплое помещение", содержащаяся в чистоте и порядке утварь и сепаратор Лазаля рождали самые положительные эмоции, укрепляли оптимистический взгляд на будущее сыродельного промысла.

    В начале XX века до Костромской губернии докатился 1-й "бум" молочной кооперации. В 1906 году в селе Саметь Костромского уезда появилась первая крестьянская артель, а к 1913 году частник был просто сокрушен силой и активностью "низового элемента". Бывшие сдатчики молока, а иными словами, скотовладельцы объединялись в молочные кооперативы, и, как "равноправные пайщики", ожидали доходов от реализации "конечного продукта". Сомневающихся и тугодумов переманивали в артель путем повышения платы за молоко. Много приличных частных заведений было тогда разорено. Однако это ни в коей мере не коснулось нерехтского края: Никольский завод благополучно пережил романтический всплеск пробуждающегося творчества народных масс, оставшись при этом и частным, и рентабельным, и по-прежнему единственным в уезде.

    Уездное земство, не желая мириться с отсутствием положительных сдвигов в молочном хозяйстве, приступило к изучению всех источников корма для скота. Долина р. Солоницы стала главным объектом внимания луговодов. Ведь именно там располагались, "обширные, но тощие покосы", с которых собирало сено большинство нерехтских жителей. Прекрасные плодородные почвы Присолоницкого района, заболоченные от постоянных разливов и разбитые пасущимися на лугах стадами, обещали при благоприятных условиях обильнейшие урожаи трав.

    В 1909 году был заложен 1-й опытный  участок с целью обследования почвенного слоя речной поймы и выявления сортов трав, способных дать при укосе наилучший результат. К 1913 году показательных участков стало 12, начались мелиораторные работы, открылись прокатные пункты с луговодными машинами и орудиями. Энтузиасты-просветители посредством лекций, бесед и брошюр соответствующего содержания активно приобщали население к агрономическим знаниям. В 1916-17 годах нерехтское земство приобрело 10 племенных быков для улучшения местной породы крупного рогатого скота, а губернское — купило неподалеку от г. Нерехты усадьбу Шахматово для устройства общегубернского рассадника луговых трав. В 1917 году были посеяны и травы на семена.

    "Молочные  реки" потекли в уезде с 1920-х гг., когда ни земства, ни усердных пестователей молочного промысла, ни купцов Бландовых уже не было. На месте губернского питомника вырос совхоз «Шахматово», продолживший земские начинания, а вокруг Никольского завода образовалось большое молочное хозяйство, куда вошло более 240 пайщиков. В 1920 году завод переработал 120 пудов молока в сыр, который по хорошо накатанному привычному маршруту партиями был отправлен в Москву. В 1944 году бывший Нерехтский уезд в очередной раз был "разукрупнен", и село Никольское с окружающими его деревнями стало частью Бурмакинского района Ярославской области. Неизвестно, процветает ли там и ныне старинный сыродельный промысел или давно угас, оставив по себе память в справочниках по Костромской губернии и на пожелтевших страницах архивных дел. Но на примере истории одного из заводов можно сказать, что Костромская область благоприятный район для развития сыродельного дела. Это прежде всего связано с благоприятным для этого промысла географическим местонахождением нашей области. На примере сусанинского сырзавода мы рассмотрим развитие сыродельного промысла в нашей области в настоящее время.

Информация о работе Развитие пищевой промышленности Костромской области