Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 16:17, курсовая работа
Развитие и становление рыночных отношений и проведение радикальных экономических реформ привели к возростаню роли регионов в экономике страны.
Каждый регион характеризуется присущими ему природными ресурсами, структурой хозяйства, уровнем экономического развития, специализацией.
Расскрыта структура управления на примере Республики Башкортостан.
Введение……………………………………………………………………………3
1. Общая характеристика………………………………………………….4
2. Природные условия и ресурсы…………………………………………………………………………………4
3.Структура и размещение ведущих отраслей хозяйства………………………………………………………………………………7
3.1.Отрасли рыночной специализации………………………………………7
1.1.1. Машиностроение…………………………………………………………..……..7
1.1.2. Топливная промышленность…………………………………………………….9
1.1.3. Электроэнергетика……………………………………………………………….10
1.1.4. Химическая промышленность…………………………………………………..11
1.1.5. Металлургический комплекс……………………………………………………12
3.2.Отрасли, дополняющие территориальный комплекс………………………………………………………………………………..12
3.2.1. Лесная промышленность………………………………………………………..12
3.2.2. Промышленность стройматериалов………………………………….……….13
3.2.3. Легкая промышленность………………………………………………………..13
3.3.Агропромышленный комплекс………………………………………………………………………………...13
3.4.Народохозяйственный комплекс…………………………………………………………………………………14
3.5. Топливно – энергетический комплекс…………………………………………………………………………………14
4. Транспорт и экономические связи………………………….………………15
5.Экологические проблемы………………………………………………………16
6.Территориальная организация хозяйства…………………………………17
7.Структура управления субъекта……………………………….……………32
7.1.Связь регионального и федерального управления………………………………………………………………………………34
Заключение………………………………………………………………………………35
Список используемой литературы…………………………………………….36
Приложение к курсовой работе …………………………………………………37
Из основных нефтепродуктов наибольшее производство и потребление в округе за рассматриваемый период были характерны для топочного мазута.
Производство газа в отрасли покрывает собственные потребности всего на 25%. Добыча ведется в Оренбургской, Самарской, Саратовской областях, Республике Татарстан, Удмуртии, Башкортостан.
Дефицит покрывается завозами газа с Западной Сибири. Округ также слабо обеспечен угольным топливом, которое завозится с Кузнецкого угольного бассейна.
Электроэнергетика представлена всеми видами электростанций: тепловыми, гидравлическими, атомными. Производство размещено неравномерно, из-за этого 6 субъектов в избытке электроэнергии, а остальные 9 ощущают дефицит.
Ранее весь округ был дефицитным, электроэнергию получал из ОЭС Центра и Урала.
На современном этапе без значительного усиления электроэнергетической базы экономика округа будет испытывать в своем развитии значительные трудности.
Основными направлениями развития энергетического сектора Приволжского федерального округа на перспективу являются следующие:
техническое перевооружение объектов электро- и теплоэнергетики с увеличением мощности, сохранение оптимальных пропорций между различными типами генерирующих мощностей;
интеграция территориальных электроэнергетических систем Приволжского и Уральского федеральных округов по режимам производства и распределения электроэнергии;
стабилизация добычи нефти и газа на базе использования новейших технологий;
реконструкция и модернизация мощностей в нефтеперерабатывающей промышленности региона;
обеспечение транзита через территорию региона энергоресурсов из восточных районов в западные районы страны и на экспорт;
повышение эффективности использования топлива и электроэнергии;
преодоление тяжелой экологической обстановки, связанной с высокой концентрацией энергопроизводства и энергопотребления в промышленных узлах.
4. Транспорт и экономические связи
Исключительно выгодно транспортное положение региона - на пересечении главной водной магистрали страны Волги (дополненной параллельной железной дорогой) с железными и автомобильными путями, связывающими Центральную Россию с Нижним Поволжьем, Южным Уралом и Казахстаном. Волгу пересекают нефте- и газопроводы.
Единая глубоководная транспортная система обеспечивает выход региона к портам Каспийского, Балтийского и черноморско-Азовского бассейнов. Волго-Камский речной бассейн является основным в стране. Роль речного транспорта в транзисторных перевозках выше, чем в других регионах, хотя ведущую роль играет железнодорожный транспорт. По глубоководной Волжской магистрали осуществляются перевозки зерна, нефти, леса, соли, каменного угля, рыбы, цемента, машин и т.д. Также большую роль в перевозках играет р. Кама.
Округ пересекает Куйбышевская железнодорожная магистраль, обеспечивая связь западных и центральных регионов России с Уралом, Сибирью, на севере округ пересекают 2 железнодорожные магистрали, имеющие трансконтинентальное значение: Москва – Ярославль – Киров – Пермь – Екатеринбург – Тюмень – Омск – Владивосток и Москва – Казань – Екатеринбург – Курган – Омск. Параллельно Волге проходит Приволжская железная дорога.
По территории фед. округа проходит ряд крупных нефте- и газопроводов российского и международного значения. Международное значение имеет система нефтепроводов «Дружба» – от Альметьевска через Самару, Брянск до Мозыря (Белоруссия) и далее в европейские страны, две трассы нефтепровода Сургут – Полоцк. Пять магистральных газопроводов Уренгой – Центр и один экспортный газопровод Уренгой – Ужгород. Приволжье имеет довольно разветвленную сеть трубопроводного транспорта внутреннего значения, объединяющую эксплуатируемые нефтяные районы и нефтеперерабатывающие заводы. Обеспеченность транспортом регионов федерального округа очень высока. Менее всего обеспечена транспортом Пермская область. Так, практически не имеет прямых транспортных связей с Республикой Коми, обладающей богатыми природными ресурсами. В будущем, в условиях заметной истощенности собственных ресурсов, нефтегазохимический, металлургический, лесопромышленный комплексы области не смогут успешно развиваться без привлечения ресурсов Европейского Севера. Существует потребность в улучшении меридиональных связей между Пермской областью и Республикой Башкортостан, что невозможно без строительства новой железной дороги, которая дала бы области кратчайший выход в Оренбургскую область и западную часть Казахстана.
В структуре вывоза из Приволжского федерального округа преобладают продукция машиностроения и химической промышленности, нефть и нефтепродукты, значительную часть играет зерно, мука и другие виды сельскохозяйственной продукции.
Основными статьями импорта является продукция машиностроения, минеральное сырье и топливо.
5.Экологические проблемы
Приволжский федеральный округ в целом может быть охарактеризован как зона со сложной экологической обстановкой. Высокая степень индустриализации и сельскохозяйственного производства привели к крайне негативному состоянию окружающей среды, характеризующемуся чрезмерно высоким уровнем концентрации вредных веществ в воздухе и в водных объектах, деградацией почв и лесных массивов и как следствие этого, высоким уровнем заболеваемости и смертности населения. В целом по округу средняя продолжительности жизни с 1991 года снизилась на два года. Чрезмерная распаханность земельных угодий и несоблюдение агротехнических приемов приводит к ускорению эрозионных процессов.
Созданный на Волге и ее притоках каскад гидравлических электростанций и водохранилищ привел к концентрации по берегам рек водоемких и энергоемких промышленных производств, прежде всего химических, нефте- и газоперерабатывающих и др. Из-за этого сократились площади нерестилищ, что отрицательно сказывается на воспроизводстве рыбных ресурсов (в первую очередь на ценных осетровых и частиковых рыб).Загрязнение окружающей среды в Приволжье в 3-5 раз выше, чем в среднем по стране. Из 100 городов страны с самой загрязненной атмосферой 65 расположены в бассейне Волги. На многих предприятиях, расположенных в бассейне Большой Волги, средства фильтрации и очистные сооружения либо отсутствуют, либо требуют срочной и кардинальной модернизации. Из-за отсутствия жесткого экологического законодательства многие предприятия не хотят тратить значительные средства на это заведомо, по их мнению, нерентабельное переоснащение.
В 1998г. утверждена федеральная целевая программа «Оздоровление экологической обстановки на р. Волге и ее притоках, восстановление и предотвращение деградации природных комплексов «Волжского бассейна» («Возрождение Волги»), которая продлится до 2010г. В ней предусмотрены мероприятия по созданию экономического механизма экологического оздоровления региона, по внедрению малоотходных и безотходных технологий, техническому перевооружению действующих производств, созданию санитарно- защитных зон и т. д. Программа рассчитана на 2 этапа.
Заключение.
Перспективы развития Приволжского федерального округа.
Основными направлениями развития народного хозяйства региона являются:
Преодоление экономического кризиса, приведшему к резкому сокращению производства, повышению уровня безработицы, к взаимным неплатежам, нарушению внутрирайонных и межрайонных связей, к снижению уровня жизни населения;
Модернизация и техническое перевооружение уже созданных производств. Углубление переработки исходного сырья, ориентация на вывоз из региона конечной продукции, а не полуфабрикатов;
В машиностроительном комплексе – проведение серьезной реконструкции, модернизации предприятий, усиление внутриотраслевых связей по кооперации;
В агропромышленном комплексе – повышение уровня энерго - и фондовооруженности сельского хозяйства, рациональное использование земельных угодий, обеспечение сельского хозяйства необходимой техникой и минеральными удобрениями по доступным ценам, поддержание ирригационных систем в рабочем состоянии и рациональное использование орошаемых земель; восстановление поголовья скота до уровня 1990г и повышение его продуктивности;
Приведение земельной реформы в действие, реструктуризация крупных сельскохозяйственных предприятий с учетом условий каждого региона, создание условий для успешного развития фермерских хозяйств;
Создание сети мелких перерабатывающих сельскохозяйственное сырье предприятий непосредственно в местах производства с/х продукции, а в городах и промышленных центрах – крупных перерабатывающих предприятий для более глубокой переработки с/х продукции;
Решение социальных проблем и повышение уровня жизни населения на основе достижения утраченных позиций и дальнейшего развития отраслей материального производства (промышленности, сельского хозяйства, транспорта, строительства и др.).
Список используемой литературы
1. Гохберг М.Я. Федеральные округа Российской Федерации: анализ и перспективы экономического развития. – М.: Финансы и статистика, 2002.
2. Кистанов В.В., Копылов Н.В. Региональная экономика России: Учебник. – М.: Финансы и статистика,2002.
3. Мастепанов А.М., Саенко В.В.и др. Экономика и энергетика регионов Российской Федерации ЗАО. – М.: Экономика, 2001.
4. Морозова Т.Г., Победина М.П., Шишов С.С. Экономическая география России. – М. 1999.
5. Пикулькин А.В. Система государственного управления: Учебник для вузов. – М.: ЮНИТИ, 1997.
6. Введение в экономическую географию и региональную экономику России (часть 2): Учебное пособие для вузов/ Под ред. проф. Глушковой В.Г., доц. Винокурова А.А.- М.: Владос Пресс, 2003.
7. Региональная экономика: Учебник для вузов/ Под ред. проф. Морозовой Т.Г. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.
8. Регион. Взаимодействие всех уровней власти – необходимое условие развития региона/ Минасов М.Ш. (стр.188-194).- М. 2003 №1.
9. Регионы России (справочник)/ Чепалыга А.Л. и Г.И. – М., «Дашков и К».2003.
10. Российский статистический ежегодник. 2003 / Госкомстат РФ. – М.,2003.
11. Российский статистический ежегодник. Социально-экономические показатели субъектов РФ. 2003 / Госкомстат РФ. – М.2003.
12. Экономическая география России: Учебник РЭА им. Плеханова. – М. Инфра М, 1999.вск (550 км) и Глазов (480 км).