Промышленный потенциал Красноярского края

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 16:16, курсовая работа

Описание работы

Цель: показать процесс построения промышленного потенциала Красноярского края; выявить закономерности и особенности данного процесса.

Задачи:

1) Анализ источников

2) Проследить рост предприятий

3) Воссоздать историческую обстановку

4) Показать, как развивалось промышленное производство

5) Показать альтернативы развития промышленности в крае

Содержание

Введение ………………………………………………………………………………………....3

1. Красноярск в первое десятилетие советской власти……………………………………….4

1.1 НЭП и его влияние на развитие экономики……………………………………………......4

1.2 Горожанин в обстановке НЭПа…………………………………………………………….6

2. Форсированная индустриализация…………………………………………………………..7

2.1 Провал НЭПа и поиск альтернатив…………………………………………………………7

2.2 Необходимость, сущность и особенность индустриализации экономики Красноярского края………………………………………………………………………………………………..8

Заключение……………………………………………………………………………………...17

Список используемой литературы…………………………………………………………….18

Работа содержит 1 файл

реферат по истории края.docx

— 42.80 Кб (Скачать)

2.2 Необходимость, сущность  и особенность  индустриализации  экономики Красноярского  края 

Индустриализация - создание крупного машинного производства, прежде всего тяжёлой промышленности (энергетики, металлургии, машиностроения, нефтехимии и других базовых отраслей). В СССР речь шла о возобновлении  индустриализации, начатой ещё в  дореволюционное время и прерванной событиями 1917 г.

В декабре 1925 г. на 14 съезде ВКП(б) был провозглашён курс на индустриализацию. 1926-1928 гг. историки определяют, как начальный этап индустриализации. Необходимость модернизации промышленности и всей экономики страны в условиях капиталистического окружения стала главной задачей советского правительства с начала 20-х годов. Наметился процесс усиления контроля и регулирования экономики. Это привело к разработке первого пятилетнего плана развития народного х-ва СССР. В плане первой пятилетки (1928-1932 г.) были заложены показатели резкого, форсированного роста производства промышленной продукции, так в соответствии с решениями XV съезда ВКП(б), принявшего директивы по составлению первого пятилетнего плана, в Красноярском округе было намечено строительство лесохимического завода, фарфорово-фаянсовой фабрики, завода огнеупорного кирпича, цемента, судостроительной верфи, а также техническая реконструкция действовавших предприятий.

Переход к форсированной индустриализации страны потребовал широкого вовлечения в хозяйственный оборот природных  ресурсов Сибири. Необходимость рационального  размещения производства на огромных пространствах Сибирского края, приближения  к источникам сырья и топлива  выдвинули задачу усовершенствования административно-территориального деления. В 1930-е гг. в результате административной реформы в Сибири вместо старого  деления на округа были введены новые  структуры: области, края и районы. Сибирский  край был разделен на две части: Западно-сибирскую и Восточно-сибирскую. А 7 декабря 1934 г. было принято постановление Президиума ВЦИК об образовании Красноярского края в составе 52 районов, Хакасской автономной области, Таймырского и Эвенкийского национальных округов.

Административным  центром нового края стал Красноярск. К этому времени население  города уже превысило 170 тыс. жителей. Значительные изменения в этот период произошли в социальной структуре населения. Самой быстро растущей группой были промышленные рабочие. Их численность на 1 января 1933 г. составила 25090 человек. Это свидетельствовало о том, что процессы урбанизации начинают приобретать необратимо нарастающий характер. Из числа бывших крестьян, переселявшим в города, складываются постоянные кадры квалифицированных рабочих. В 1938 г. на предприятиях города трудилось 52 тыс. рабочих и служащих, что составляло треть населения города.

В годы довоенных пятилеток неуклонно  возрастает уровень занятости женщин в общественном производстве, которые  овладели массовыми рабочими профессиями: токарей, слесарей. В 1936 году только на ПВРЗ женщины составляли почти треть  рабочих завода. [ 2, c. 320]

Образование края явилось мощным толчком для  развития экономики Красноярска. Если к началу промышленной реконструкции  основу городской промышленности составляли несколько крупных предприятий (Главные  железнодорожные мастерские, депо, механический завод, изготавливавший  молотилки, фабрика "Спартак"), электростанция, пароходство и масса мелких полукустарных  мастерских, то к концу довоенного периода структура городской  промышленности заметно изменилась. За годы двух пятилеток (1928-1937 г.) в городе было введено 33 новых промышленных предприятия, в том числе Красноярский машиностроительный завод, кислородный, канифольный, лакокрасочный, рыбокоптильный, кирпичный, хлебопекарные заводы, деревообделочный и мельничный комбинаты, графитная и мебельная фабрики, временная электростанция "Красмаша" мощностью 2000 киловатт, ТЭЦ паровозоремонтного завода.

Крупная индустрия появлялась с определенными  затруднениями. Новые предприятия (кислородный, цементный заводы и др.) долго и с большим трудом выходили на запланированные мощности. В силу низкой квалификации рабочих медленно осваивалась новая техника, был высоким процент брака. Так из материалов 5-й окружной партийной конференции от 1 апреля 1930 года, посвященного «Состоянию развития промышленности», мы можем увидеть следующее подтверждение вышесказанному: « Плановые проектировки в области производительности труда мы не выполнили на20%, это говорит за неумелое, недостаточное использование творческой инициативы масс, неумелое использование соцсоревнования и ударничества. Индивидуальные соревнования у нас развернуто недостаточно. Заключение индивидуальных договоров, а особенно их проверка, поставлена из рук вон плохо. Поэтому в дальнейшем вопросы контроля по выполнению заключенных договоров должны обсуждаться на рабочих собраниях, стать достоянием рабочих масс». [1, c.174]

С1931 г. в районе деревни Базаиха началось строительство одного из крупнейших деревообделочных комбинатов, оборудование для которого было закуплено за рубежом. Возведение комбината планировалось  завершить к 1933 г., но фактически оно  было завершено только в 1937 г. Отставание от графика строительства было вызвано  слабой механизацией труда, высокой  текучестью кадров, вызванной острой нехваткой жилья для рабочих.

В годы первых пятилеток началась реконструкция  Главных железнодорожных мастерских, которые с 1932 г. были преобразованы  в паровозоремонтный завод (ПВРЗ) и стали предприятием союзного значения. В ходе реконструкции были расширены  котельный и кузнечный цеха, построена  электростанция, обновлена техническая  база производства. Благодаря этим изменениям удалось заметно увеличить  производительность труда и общий  объем производства. Так, если в 1913 г. в железнодорожных мастерских было отремонтировано 93 паровоза, то в 1936 г. - 267, а с учетом текущего ремонта 311 паровозов.

ПВРЗ  постоянно развивался. В 1937 г. завод  получил новое техническое оборудование, которое позволило механизировать многие трудоемкие процессы. Были установлены  мостовые краны, мощные прессы, крупные  подъемные механизмы. Началось строительство  большого цеха для литья чугунных колес. Параллельно была проведена  реконструкция электросети на территории завода и в цехах, введены дополнительные мощности.

Одновременно  с техническим перевооружением  по инициативе партийных организаций  на заводе развернулось массовое социалистическое соревнование. Рабочие брали на себя повышенные обязательства. В 1931 г. на ПВРЗ в соревнование было вовлечено 83% рабочих.

Однако  трудовой энтузиазм рабочих не мог  компенсировать многочисленные проблемы, связанные с нехваткой капиталов, неразвитостью экономической инфраструктуры, низкой квалификацией основного  контингента рабочих. Ситуация осложнялась  энергетическим кризисом, обострившимся  зимой 1931 г. Развивавшаяся промышленность требовала все больше энергии, а  городская электростанция уже была не в состоянии обеспечивать потребности  производства и жителей города. По решению горсовета было ограничено потребление электроэнергии в квартирах  и учреждениях.

Неудовлетворительным  было положение в легкой и пищевой  промышленности. Эти отрасли во многом зависели от сельского хозяйства, которое  не могло обеспечить их сырьевую базу. В итоге план первой пятилетки  по многим производственным показателям  был не выполнен.

Местные партийные и советские руководители пытались изыскать резервы для преодоления  трудностей в развитии производства. В соответствии с постановлением ЦК ВКП(б) от 5 августа 1931 г. на предприятиях города стали открываться кабинеты технической пропаганды, была организована техучеба на ПВРЗ, на фабрике "Спартак". Все это было призвано повысить уровень  технической грамотности работников. На предприятиях города была введена  обязательная государственная проверка знаний рабочих, обучавшихся техминимуму  в кружках и на курсах.

Однако  темпы развития промышленности края до середины 1930-х годов были невелики по сравнению с Западной Сибирью, так как для промышленного  освоения Восточной Сибири необходим  был толчок со стороны европейских  районов, полностью снабжавших Сибирь оборудованием, кадрами, проектно-сметными разработками. Поэтому в первую пятилетку  основное внимание было обращено на Урало-Кузбасский район, где в 1927 году развернулись работы по созданию Кузнецкого металлургического  комбината, который уже к 1932 году превратился из строящегося предприятия  в действующее с полным металлургическим циклом. [ 4, c.321]

В ноябре 1929 года на пленуме Сибкрайкома ВКП(б), обсуждая пятилетний план развития Сибири, было подчеркнуто, что в планах Ачинского, Канского, Красноярского округов  лесная промышленность должна будет  занять главное место.

За три  года первой пятилетки на территории Сибирского края было создано 22 леспромхоза. Без внимания не осталась и деревообработка: были сданы в эксплуатацию Усть-Абаканский, Маклаковский лесозаводы, завершено  строительство лесопильных заводов  в Канске, Енисейске. За годы 1-й пятилетки  постройка лесной промышленности было продвинуто на север. В 1929 году за Полярным кругом возник город Игарка, ставший впоследствии крупным деревообрабатывающим центром.

За годы пятилетки выпуск промышленной продукции  края вырос в 3,4 раза, численность  рабочих возросла в 2,5 раза. Промышленность города Красноярска выросла в 6,5 раз. В основном велась техническая  реконструкция ранее созданных  предприятий, одновременно с ними сооружались  и новые предприятия.

Промышленное  развитие края поставило решении  проблемы подготовки кадров: была расширена  сеть школ, ФЗУ, курсов по ускоренной подготовке специалистов, индивидуальное и бригадное  обучение на производстве.

С 1929 года начинает развиваться соревнование. Ведущая роль во внутризаводском  соревновании принадлежала ударным  бригадам.

По инициативе партии началось соревнование родственных  предприятий. Так в 1929 - 1930 гг. работники  Знаменского стекольного завода соревновались с работниками  Бийского стекольного завода, коллектив фабрики «Спартак» - с коллективом Иркутской обувной фабрики.

Социалистическое  соревнование обеспечивало значительный рост производственного труда. В  качестве примера выгоды от такого шага развития в промышленности можно  привести случай, когда на капитальный ремонт паровозы приходили с лопнувшими цилиндрами, их выбрасывали и ставили новые. Вступив в соревнование, рабочие ПВРЗ нашли иное решение. При небольших затратах цилиндры, которые ранее шли на переправку, теперь продолжали работать. На 2-х паровозах экономия составил 3 тысячи рублей. В то же время социалистическое соревнование во многом способствовало успешному выполнению запланированных пятилеток.

В то же время в первую пятилетку промышленность края развивалась в крайне тяжелых  условиях: не хватало хлеба, высокой  была себестоимость производимой продукции.

Богатые рудные месторождения привлекали руководителей  к развитию собственной металлургии, но для этого необходимо много  энергии. В начале 30-х гг. таким  образом появился проект сооружения Ангаро-Енисейского гидроэнергетического комплекса. Для реализации этой цели при ВСНХ было создано специальное  управление по изучению Ангары и Енисея.

Но подготовленные в 1932 году экономическое и геологическое  обоснования Ангаро-Енисейскоо комплекса  были отклонены, так как профессор  Никитин из АН СССР считал Сибирь слишком  сейсмоопасной зоной для сооружения гидростанций.

Промышленное  развитие в крае в годы второй пятилетки  осуществлялось по тем же приоритетам, что и в первую пятилетку, но началось создание машиностроительного гиганта - Красмашзавода - с общим объемом  капиталовложений до 200 млн. рублей.

В ноябре 1932 года начальником стройки был  назначен бывший балтийский матрос А.И. Субботин. Обладая твердым характером, хорошим знанием дела, организаторскими способностями, новый директор проявил  себя с наилучшей стороны по отношению  к рабочему вопросу. Завод возводился в ручную, но темпы его возведения были очень высоки.

В 1934 году началась закладка основных цехов: механосборочного, чугунолитейного, паровозного депо и еще многое другое. Одновременно был пущен кирпичный завод, который  на 75 % обеспечивал потребности стройки  в материалах. Во втором квартале 1935 года заводом были выпущены два теплохода: «Дружинник», «Золотоискатель», изготовлено 6 барж. К 1936 году завод вышел на запланированные  мощности. К этому времени появился целый городок Красмаш: 79 домов, клуб на 600 мест, больница на 125 коек.

В 1938 году на заводе началась целенаправленная подготовка специалистов различного профиля. В 1940 году открылось ремесленное  училище, где обучалось 325 человек. Сооружение этого завода позволило не только решить проблему технического оснащения  золотодобывающей, лесной промышленности края, но и создать основу для  выпуска в военную пору важной продукции: авиационных бомб, морских  мин и т.д. Поэтому ВМВ, ВОВ хотя и обернулись огромными жертвами для народов СССР, завершились  исторической победой. [ 9, c.273]

Развитие  же лесной отрасли осуществлялась за счет продвижения в глубь края. Быстро увеличивался объем лесозаготовок: только за пятилетку в 2 раза увеличился экспорт пило- и лесоматериалов. Так, в 1935 году только Игарский порт отгрузил за границу 150 кубометров пиломатериалов. Дальнейший рост лесной отрасли сдерживался  низким уровнем механизации, плохой организацией труда.

Информация о работе Промышленный потенциал Красноярского края