Проблемы социально-экономического развития Липецкой области

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2010 в 22:53, контрольная работа

Описание работы

Одной из центральных проблем, стоящих перед администрацией Липецкой области, является обеспечение экономического роста на основе кардинальной структурной перестройки экономики.

Содержание

Введение
1. Общая характеристика социально-экономического положения Липецкой области
2. Проблемы социально-экономического развития Липецкой области
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

2.docx

— 26.27 Кб (Скачать)

Проблемы  социально-экономического развития Липецкой области

Контрольная работа По дисциплине «Система государственного управления»

Исполнитель: Ряжских  Ю.И.

Всероссийский заочный финансово-экономический  институт, филиал в г. Липецке

Липецк 2006 г.

Введение

Липецкая область  была образована 6 января 1954 года.

Липецк –  областной центр Российской Федерации, расположенный в центральной  части европейской территории России.

Одной из центральных  проблем, стоящих перед администрацией Липецкой области, является обеспечение  экономического роста на основе кардинальной структурной перестройки экономики.

Для решения  стратегических задач структурной  перестройки экономики Липецкой области требуется мобилизация  весьма значительных экономических  ресурсов. Реализация структурной политики предопределяет необходимость перехода к целенаправленной государственной  политике по восстановлению процессов  в экономике Липецкой области.

Следует отметить, что состояние экономического потенциала является одним из важнейших показателей  общеэкономической ситуации и перспектив развития региона.

В сложившихся  условиях проведение активной и последовательной экономической политики приобретает  исключительную роль в деятельности администрации области.

Липецкая область  по совокупности природно-географических, политических условий, обеспеченности квалифицированными кадрами, по оценке отечественных и зарубежных экспертов  является экономически привлекательным  регионом.

Липецкая область  также обладает высоким ресурсным, научно-техническим и производственным потенциалом, развитой инфраструктурой.

Актуальность  темы контрольной работы «Проблемы  социально-экономического развития Липецкой области» вытекает из необходимости  решения таких важнейших экономических, финансовых, организационных, социальных и нормативно-правовых задач, как  обоснование методологических и  конц ептуальных положений управления региональной экономической политикой и развития экономической деятельност и.

1. Общая характеристика  социально-экономического  положения Липецкой  области

Основной экономический  потенциал Липецкой области –  промышленность, на ее долю (по данным 2005 года) приходится 92% всего объема производства. Основу промышленности составляют 75 крупных и средних предприятий, относящихся к черной металлургии, машиностроению, электроэнергетике, пищевой, химической, легкой промышленности и промышленности строительных материалов. Ведущее место занимает продукция черной металлургии и машиностроения, удельный вес которых, в общем объеме выпускаемой промышленной продукции, составляет 74,7% и 14,1% соответственно.[9,с. 291]

Для удовлетворения нужд местной промышленности разрабатываются  кирпичные суглинки и строительные пески. Действует ряд кирпичных  заводов по выпуску керамического  и силикатного кирпича. В г. Липецке на базе местного месторождения силикатного песка действует крупнейший комбинат силикатных изделий. Разрабатывается крупное месторождение бетонных песков. ОАО «Липецкцемент» разрабатывает Сокольский участок цементных известняков и цементных суглинков.

В строительном комплексе города, проводятся работы как в производственной, так и непроизводственной сферах, задействовано более 400 строительных организаций, в том числе более 300 малых.

Промышленное  производство является основой экономического потенциала области, на его долю приходится 63% валового регионального продукта.

Липецкая область  – один из наиболее динамично развивающихся  регионов Российской Федерации. По объему производства промышленной продукции  Липецкая область занимает первое место  в ЦЧР, по доле в общем объеме промышленного  производства - третье место в ЦФО  после Москвы и Московской области. Область занимает первое место по производству бытовых холодильников  и морозильников (более 40% от общероссийского  производства), четвертое место по производству стали (14% от общероссийского) и проката черных металлов (16%), является крупным производителем сахара-песка (7%) и плодоовощных консервов (29%).

Темп роста  промышленного производства в городе в сопоставимых ценах в 2005 году по сравнению с 2003 годом составил 123,5%, а по сравнению с 2000 годом – 111,1%.

В этой сфере  позитивные тенденции, сложившиеся  в предыдущие годы, носят устойчивый характер. Развитие производства, по-прежнему, ориентировано на повышение конкурентоспособности  и объема продаж выпускаемой продукции  на основе обновления основных фондов, обеспечение максимальной загрузки действующих и вновь введенных  мощностей, активизацию инвестиционной деятельности.

Наибольшее влияние  на результаты работы промышленности в последние годы оказывают пять отраслей - черная металлургия, машиностроение и металлообработка, электроэнергетика, пищевая промышленность и промышленность строительных материалов. Суммарная  доля этих отраслей в 2005 году составила 99,7% всего объема промышленного производства.

Флагманом черной металлургии является ОАО «Новолипецкий металлургический комбинат» - одно из современных и технически оснащенных предприятий России, выпускает десятки видов высококачественной металлопродукции: горячекатаный и холоднокатаный листовой прокат для судостроительной и автомобильной промышленности, газопроводные трубы, листовой металлопрокат с оцинкованным и полимерным покрытием, электротехническую сталь, передельный чугун, слябы, химическую продукцию.

Современный рынок  услуг отличается относительно высокой  насыщенностью. В предложении различных  видов платных услуг практически  нет дефицита. Физический объем платных  услуг по полному кругу в г. Липецке за период с 2003 по 2005 гг. увеличился на 3,6%. Объем платных услуг в денежном выражении также увеличился, во многом за счет повышения тарифов на основные виды услуг: связи, пассажирского транспорта, жилищно-коммунальных услуг. При этом темп роста в сопоставимых ценах к 2000 году в 2003 году был равен 100,3%, в 2005 - 103,3%. Преобладающую долю в общем объеме платных услуг населению на протяжении ряда лет занимают жилищно-коммунальные услуги, услуги пассажирского транспорта, связи и бытовые услуги.

По данным начала 2006 г. в городе функционировало 3026 объектов розничной торговли, в том числе 844 магазина.

За последнее  время розничная торговая сеть претерпела как качественные, так и количественные изменения. Количество магазинов увеличилось  по сравнению с 2003 годом на 5,5%. Появилось  много новых объектов европейского уровня с современным оборудованием  и высокой культурой обслуживания. Получила распространение фирменная  торговля, возросло количество круглосуточных магазинов. Продолжается работа по замене киосков на современные благоустроенные  торговые павильоны. Одновременно наметилась тенденция снижения доли рынков и  мини-рынков в формировании оборота  розничной сети, их удельный вес  снизился на 0,9%.

За последние  три года в г. Липецке создана полноценная конкурентоспособная среда, способствующая увеличению объема розничной торговли.

Благоприятное развитие реального сектора экономики  области стало основой позитивных тенденций повышения уровня и  качества жизни граждан. Среднедушевые  денежные доходы населения за 2005 год  выросли на 25%, реальные располагаемые  – на 10%, пенсии – на 26%. Заработная плата увеличилась на 26% и составила  в среднем по области 7190 руб.

Рис.1. Динамика роста денежных доходов населения  в области в 2003-2005 гг.

Прирост денег  на руках у населения за 2005 год  составил 4,4 млрд. руб., вклады в банках увеличились на 19% и составили  около 13 млрд. руб., расходы на покупку  недвижимости – на 30% (более 3 млрд. руб.).

В настоящее  время Липецк остается в числе  немногих городов РФ с низким уровнем  безработицы – 0,72% от общей численности  экономически активного населения (1,9-2 тыс. чел.), тогда как в среднем  по России безработица составила 1,7%, по Центральному федеральному округу – 1,2%.

Наибольшая доля занятых в экономике приходится на промышленность – 46%.

При этом происходит постепенное сокращение доли занятых в промышленности, транспорте и строительстве при одновременном увеличении количества занятых в торговле и общественном питании.

Прогнозируемый  темп экономического роста существенного  влияния на численность занятых в экономике оказать не должен, так как вновь создаваемые рабочие места будут замещаться своими же работниками.

Таким образом, обобщая изложенное, необходимо отметить, что Липецкая область за последние  три года получила второе дыхание, новую  динамику своего развития. Перемены к  лучшему резко активизировали инвестиционную активность как местного, так и внешнего бизнеса.

2. Проблемы социально-экономического  развития Липецкой  области

Формирование  и реализация региональной инвестиционной политики представляет собой комплексную  многоступенчатую задачу, каждый из этапов которой требует отдельной проработки и постоянной адаптации к изменяющимся условиям функционирования социально-экономической  системы региона.

Экономическая политика руководства определяет основы регулирования инвестиционной деятельности в г. Липецке. Ее целью является всемерное развитие городской инфраструктуры, создание новых высококвалифицированных рабочих мест, формирование новых источников налоговых платежей, поддержание здоровой экономической и экологической обстановки в городе.

Бюджетная политика, в соответствии с Бюджетным посланием  Президента Российской Федерации на 2006 г., а также с учетом текущей  экономической ситуации, прежде всего, направлена на обеспечение социальной стабильности в обществе и тесно  увязана с денежно-кредитной политикой. В целом доходы городского бюджета  в 2006 г. составят 2,9 млрд. руб.[4,с. 11]

В настоящее  время экономика города в основном зависит от работы одного – двух предприятий, поэтому городская  администрация ищет новые источники  пополнения бюджета и стремится  создавать условия для развития альтернативных направлений городской  экономики. В этой связи особенно важно и перспективно развитие малого и среднего бизнеса и создание благоприятной среды для расширения сферы его деятельности на территории областного центра. Сегодня в этой сфере занято более четверти работоспособного населения города, а доля налоговых  поступлений в городской бюджет от деятельности предприятий малого бизнеса достигла в 2005 году почти 10%, и это не предел. Уже разработана  и утверждена на сессии горсовета  принципиально новая долгосрочная Программа поддержки предпринимательства.

Серьезным резервом пополнения доходной базы бюджета является также рост доходов от использования  муниципальной собственности, что  возможно в случае установления жесткого контроля со стороны муниципальных органов за использованием объектов недвижимости, находящихся в их ведении. В этих целях политика администрации города в сфере управления муниципальной собственностью будет осуществляться по различным направлениям, основными из которых являются оптимизация объема и состава муниципальной собственности, совершенствование участия представителей муниципалитета в акционерных обществах и управления находящимися в муниципальной собственности акциями предприятий.

Сейчас аренда одного квадратного метра муниципальных  площадей для коммерческого использования  составляет от 350 до 700 рублей в год, что является одной из самых низких в Центральном Черноземье, и задача администрации состоит в поиске золотой середины между интересами пополнения бюджета и интересами стимулирования малого бизнеса, который  арендует муниципальное имущество  для осуществления своей деятельности.

Для оживления  процесса строительства, в ноябре прошлого года администрация города совместно  с администрацией области вошли  в состав акционеров вновь созданной  ипотечной корпорации, которая должна стать организационным центром  реализации программы ипотечного кредитования в г. Липецке и области. Администрацией города выделены первые земельные участки под ипотечное строительство. В дирекцию корпорации уже переданы списки потенциальных застройщиков из числа работников муниципальной сферы.

Но основной задачей администрации остается упрощение налоговой системы, снижение налогового бремени. Большая роль в  этом отводится повышению эффективности  налогового администрирования, что  позволит обеспечить высокий уровень  собираемости налоговых доходов. Среди  решений в части налоговой  политики в текущем году предусмотрена  полная отмена оборотных налогов: налога с владельцев транспортных средств, налога на пользователей автодорог. Вопрос их замещения решен принятием транспортного налога с предоставлением субъектам РФ права на существенную индексацию ставок, индексации земельных ставок и распределение их поровну между бюджетами субъектов Федерации и муниципалитетами и др. Совершенствование администрирования налоговых платежей, в первую очередь по отношению к крупным налогоплательщикам, предусматривается также и путем продолжения работы по снижению накопившейся налоговой задолженности, осуществления мер по ее реструктуризации.

Информация о работе Проблемы социально-экономического развития Липецкой области