Проблемы экономического развития республики Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 20:41, дипломная работа

Описание работы

.
Предметом исследования данной дипломной работы - являются проблемы экономического развития Республики Беларусь.
Объектом исследования данной дипломной работы - является экономика Республики Беларусь, а также эффективные пути по её управлению на современном этапе.
Целью данной дипломной работы является комплексный анализ темы - «Проблемы экономического разви

Содержание

Введение 3
Глава 1. Анализ и оценка (статистическое исследование) экономического развития Республики Беларусь 7
1.1. Республика Беларусь как макроэкономическая система 7
1.2. Анализ макроэкономических показателей (программа экономического развития) Республики Беларусь 10
1.3. Анализ внешнеэкономических связей Республики Беларусь 21
Глава 2. Основные проблемы и перспективы экономического развития Республики Беларусь 37
2.1. Проблемы экономического развития Республики Беларусь 37
2.2. Эффективность государственных программ (разработка стабилизационной программы) экономического развития Республики Беларусь 42
2.3. Перспективы экономического развития (современные тенденции в социально-экономическом развитии) Республики Беларусь 58
Заключение 65
Список литературы 67

Работа содержит 1 файл

моя дипломная работа.doc

— 559.00 Кб (Скачать)

- иметь развитый по  основным параметрам институт  интеллектуальной собственности,  современные системы менеджмента,  маркетинга, коммерциализации нововведений.

Соответственно, стратегическими  приоритетами НИС должны стать информационно-коммуникационные технологии, компьютерные сети, электронная технологическая среда «новой» и традиционной экономик.

На период до 2020 г. к  национальным приоритетам научно-технической  и инновационной деятельности отнесены :

- ресурсосберегающие  и энергоэффективные технологии  производства конкурентоспособной продукции;

- новые материалы и  новые источники энергии;

- информационные и  телекоммуникационные технологии;

-технологии производства, переработки и хранения сельскохозяйственной  продукции;

- промышленные биотехнологии;

- экология и рациональное природопользование;

- медицина и фармация.

Тактические задачи формирования НИС должны решаться на программно-целевой основе в рамках пятилетних программ и прогнозов социально-экономического развития (СЭР), государственных научно-технических программ (ГНТП), в которых стратегические установки переводятся на язык среднесрочных целей, задач и мер инновационного развития.

В рамках данных документов основными задачами являются следующие:

- создание организационных  и экономических механизмов для опережающего развития приоритетных фундаментальных исследований, важнейших прикладных научно-исследовательских работ и разработок, а также повышения востребованности производством отечественных и зарубежных инноваций;

- формирование и развитие  технологической базы науки, опытных производств;

- постоянное повышение  научно-технического уровня и  новизны научных исследований  и разработок и обеспечение  их соответствия потребностям  реального сектора экономики  и социальной сферы; дальнейшее  совершенствование нормативно-правовой базы, связанной с вовлечением объектов интеллектуальной собственности в хозяйственный оборот;

- адаптация научно-технического  комплекса к условиям рыночной  экономики, привлечение внебюджетных  источников, собственных средств  научных организаций, банковских кредитов и других источников финансирования, направленных на развитие науки и технологий;

- рациональное сочетание  государственного регулирования  рыночных механизмов, мер прямого  и косвенного стимулирования  научной, научно-технической и  инновационной деятельности при реализации приоритетных направлений развития науки и технологий;

- совершенствование нормативно-правовой  базы научной, научно-технической  и инновационной деятельности;

- совершенствование системы  подготовки научных и инженерных  кадров;

- поддержка научных  исследований, разработок в приоритетных  направлениях развития науки  и технологий;

- укрепление научно-исследовательского  сектора высшей школы;

- расширение инновационной  инфраструктуры в регионах страны (центров трансфера технологий, центров по поддержке предпринимательства), развитие частного сектора в науке, венчурных фондов и предпринимательства, создание территориальных инновационных центров с целью не только технологического, но и социально-экономического развития территорий, включающих сеть научно-исследовательских центров, конструкторских бюро и других организаций, занимающихся инновационными проектами, направленными на создание высокотехнологических отраслей и производств как точек быстрого роста экономики.

Важнейшим шагом в этом направлении явился Декрет Президента Республики Беларусь «О Парке высоких технологий» (22.09.2005 г. № 12), призванный не только развивать белорусскую науку, но и разрабатывать «программное обеспечение, информационно-коммуникационные, иные новые и высокие технологии, направленные на повышение конкурентоспособности национальной экономики».

Задачи по повышению  уровня научных исследований и разработок и в целом по усилению роли науки  в инновационном развитии экономики  потребуют существенных финансовых вложений в сферу науки. Внутренние затраты на исследования и разработки к 2011 г. должны быть не ниже 2 % к ВВП. При этом доля внебюджетного финансирования в общих затратах на исследования, разработки и работы по подготовке и освоению новых видов наукоемкой продукции должны составить не менее 50 %

Реалии глобальной конкурентной борьбы ставят перед Беларусью задачу перевода национальной экономики на путь инновационного развития - как  безальтернативную возможность  сохранения экономической независимости.

Решение о формировании инновационно-ориентированной экономики было принято руководством Беларуси несколько лет назад, тогда же начала реализовываться Государственная программа инновационного развития страны на 2007-2010 годы.

По мнению академика  Г. Лыча, исходившему из зарубежного опыта, для перехода на инновационный путь развития необходимо наличие нескольких факторов.

Во-первых, это - научно-интеллектуальный и технологический потенциал, достаточный  для запуска и последующего развития инновационного процесса. Во-вторых, постоянный рост количества участников инновационной деятельности. В-третьих, развитая система институтов, ориентированных на инновационное развитие, способных обеспечить эффективное взаимодействие всех участников инновационной деятельности. Наконец, в четвертых, это, собственно, востребованность инноваций большинством хозяйствующих субъектов и физических лиц, объединенных в единой национальной инновационной системе.

Именно с этой точки  зрения имеет смысл говорить о  том, насколько успешно мы двигаемся в избранном направлении. Анализ состояния дел в инновационной сфере Беларуси показывает, что, несмотря на декларируемую риторику, до сих пор здесь проблем более чем достижений. Как известно, Беларусь обладает третьим по величине, после России и Украины научно-техническим потенциалом среди стран-участников СНГ. Инновационная инфраструктура включает Парк высоких технологий, 10 научно-технологических парков, 5 инновационных центров, 24 центра трансфера технологий, 9 бизнес-инкубаторов, 10 информационно-маркетинговых центра. Подавляющая часть указанных организаций является государственными, эффективность их деятельности относительно невысока, а влияние на развития частного бизнеса, не говоря уже о национальной экономике Беларуси в целом, чрезвычайно мало.

Уровень инновационной активности производственных предприятий страны остается крайне низким, составляя по данным на 2007 год, 17,8 %, что в 3,5 раза меньше, чем в странах Евросоюза. Кроме того, вследствие отсутствия реальной государственной поддержки в Беларуси постоянно сокращается количество малых инновационных предприятий. Начиная с 1997 года, оно уменьшилось в 2,3 раза -- с 600 до 274 в 2007 году. Их персонал составляет всего 2,65 тыс. человек или 0,5 % от общей численности работающих в малых предприятиях. То есть, профессионально инновациями в стране занято всего-то 2,65 тыс. человек или 0,06 % от экономически активного населения Беларуси. Отсюда и очевидное отсутствие зримых результатов. Число инновационно-активных промышленных предприятий в 2007 году составляло 380 единиц (в 2002 году – 325). Из этого ясно, что круг потребителей инноваций из числа субъектов хозяйствования крайне незначителен, а сами услуги инновационного характера попросту невостребованы по причине слабой инновационной восприимчивости отечественной экономики. Удельный вес инновационной продукции в общем объеме инновационной продукции в 2007 году составил 14,8 % (в 2002 году -9,4%). Причем из общего объема инновационной продукции в 2007 году 73,1% отгружался на экспорт, не будучи востребованным на внутреннем рынке. Число созданных в стране производственных технологий за последние 5 лет также принципиально не менялось: в 2002 году – 407 технологий, в 2007 году – 375. В то же время использование передовых промышленных технологий выросло с 13156 единиц в 2002 году до 19256 в 2007 году.

Насколько приоритетна  для государства инновационная  сфера, наглядно показывают межстрановые сопоставления. Принято считать, что  для нормального развития научно-технического потенциала отношение затрат на проведение научных исследований и разработок к валовому внутреннему продукту должно быть выше 1%. В развитых странах этот показатель достигает 2,5 - 3,0 % и более. Наукоемкость же ВВП в размере 1 % и ниже оценивается как критическая. Если такой ее уровень наблюдается на протяжении нескольких лет подряд, то происходит деградация научно-технического потенциала. Внутренние затраты на НИР в % к ВВП в 2005 году у Беларуси сложились на уровне 0,68% (20-е место в Европе), по этому показателю мы находились ниже Литвы (0,76%) и выше Греции (0,61%). Первое место – у Швеции – 3,86%. Следует отметить, что такое положение с наукоемкостью ВВП наблюдается в Беларуси с начала 1990-х гг. XX века столетия, и до сих пор эта тенденция сохраняется…

По бюджетным ассигнованиям  на НИР в % к ВВП в 2005 году Беларусь находилась на 17 месте (0,38%) в рейтинге стран Европы, находясь выше Венгрии (0,38%) и ниже Эстонии (0,4%). Первое место занимала Финляндия -1,03%.

Таким образом, цифры  наглядно свидетельствуют о том, насколько приоритетна инновационная сфера для белорусского государства… Слабым утешением здесь является то обстоятельство, что согласно Докладу о развитии человека 2007/2008 ООН, Беларусь по индексу человеческого развития занимает 64-е место (из 175 стран), прежде всего за счет доставшейся от советских времен системы образования… Ответ, почему так происходит, дает системный анализ системный анализ: если система (т.е. национальная экономика) стабильна и связи между ее элементами прочны – встроиться в нее чему-то новому крайне сложно.

Сложившаяся в Беларуси в послевоенный период индустриальная модель экономики до сих пор себя оправдывала, и лишь разразившийся глобальный кризис со всей очевидностью обозначил проблему структурной перестройке национальной экономики. О том, что такая проблема назрела, наглядно свидетельствуют цифры: менее 20% продукции машиностроения в СНГ (а «становым хребтом» национальной экономики Беларуси является именно машиностроение), соответствует мировому уровню. Происходит вытеснение ее с рынка, и это при том, что в структуре мирового экспорта удельный вес продукции машиностроения и приборостроения постоянно увеличивается (к 2005 году достигнув отметки 40%), в экспорте из стран СНГ он наоборот сократился до 4-5 % (в 1990 году – 17%). В Беларуси доля машин и оборудования в общем экспорте страны в период с 1998 года по 2005 год снизилась с 30,2 до 20,3%, а например, минеральных удобрений выросла почти в 4 раза – с 8,4 до 35,4%.

Констатировав указанную  картину, резонен вопрос, что же надлежит сделать, чтобы ситуацию изменить. В рамках восточного типа цивилизационного прогресса, к которому исторически тяготеет Беларусь (как и Россия), кардинальные изменения возможны лишь за счет реализации стратегии «догоняющего» технико-экономического развития.

Российский исследователь  Г.Ханин, проанализировав опыт социально-экономических модернизаций России в XVIII –XX столетиях, показал, что реальный рывок в развитии страны, может достигнут посредством решения комплекса следующих задач:

1. кардинальный рост  доли накопления в ВВП страны (более 30%, против нынешних 20-25);

2. наращивание человеческого  капитала, повышение профессиональной  компетентности руководителей и  специалистов на всех уровнях  социальной иерархии;

3. высокая оценка и  стимулирование квалифицированного  высокопроизводительного труда, как материальная, так и моральная;

4. наличие мобилизующей  национальной идеи (овладевшей массами,  как говорил В.И.Ленин);

5. доминирующая роль  государства в инициации процесса  модернизации и обеспечении экономического  рывка, ибо частный капитал традиционно слаб и эгоистичен;

6. радикальная и всеобъемлющая  чистка правящей элиты, ее кардинальное  обновление в соответствии с  требованиями процесса модернизации;

7. установление жесткого  режима личной власти главы  государства;

8. умелое и гибкое  использование внешнеэкономических связей для трансфера знаний и технологий из-за рубежа, а также обеспечение защиты нарождающихся отраслей экономики посредством протекционистских мер.

С учетом того обстоятельства, что комплексная модернизация Беларуси, понимаемая как конкретно-исторический этап форсированного развития страны (10-15 лет), характеризующийся модернизацией существующих и «укоренением» новых социальных институтов на принципиально иной технологической и экономической базе, становится неизбежной, и, следовательно, начинать подготовку к ней надлежит уже сейчас.

Назрела настоятельная  необходимость реализации комплекса  системных мероприятий по активизации  инновационной деятельности, в рамках которых надлежит:

1. Подготовить и принять  пакет нормативно-правовых актов Республики Беларусь, предусматривающих организационно-правовое оформление специализированной отрасли по производству и коммерциализации нововведений «Инновационная индустрия». Законодательно определить субъекты экономической деятельности, относящиеся к отрасли «Инновационная индустрия»:

-организации, осуществляющие  трансфер технологий и коммерциализацию  результатов интеллектуальной деятельности;

-организации, осуществляющие  комплексную поддержку инновационной  деятельности – субъекты инновационной  инфраструктуры;

-организации, осуществляющие  деятельность в сфере бизнес-образования;

-организации, осуществляющие  защиту и использование объектов  интеллектуальной собственности;

- венчурные организации;

-организации, осуществляющие  разработку, производство и реализацию высокотехнологичной (наукоемкой) продукции (резиденты Парка высоких технологий, предприятия наукоемкого машиностроения, микроэлектроники, фармацевтики);

2. В целях обеспечения  государственного регулирования  комплексного развития Национальной  инновационной системы Беларуси, и, в том числе, отрасли «Инновационная индустрия», на базе Государственного комитета Республики Беларусь по науке и технологиям и Министерства промышленности Республики Беларусь создать республиканский орган государственного управления - Министерство инновационного и технологического развития Республики Беларусь;

Информация о работе Проблемы экономического развития республики Беларусь