Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 04:05, реферат
Необходимо отметить, что проблемы регионов могут быть связаны как с ухудшением показателей социально-экономической динамики, так и, напротив, со слишком быстрыми темпами развития. В этом случае слишком быстрое развитие является проблемой, так как не все элементы социально-экономической системы региона могут развиваться с одинаковой скоростью. Как правило, наиболее активно развиваются отрасли хозяйственной специализации регионов, а отрасли нематериального производства, социальной сферы, связанные с удовлетворением потребностей, проживающих на данной территории, напротив, отстают.
Существует два подхода к выделению проблемных регионов: на основе количественных и качественных критериев.
Цель данной работы – раскрыть особенности проблемных регионов России.
Введение……………………………………………………….………Стр. 3
Представление…...……………………………………………………………....Стр. 3
Структура экономики…………………...………………………….....Стр. 3
Проблемные регионы: понятие и классификация…………………..Стр. 5
Кризисные регионы…………………………………………………...Стр. 5
Отсталые регионы………………………………….………………....Стр. 7
Депрессивные регионы……………………………………………….Стр. 9
Приграничные регионы……………………..………………………Стр. 11
Заключение...……….………..............................................................Стр. 15
Литература..……….………................................................................Стр. 16
К категории добывающих депрессивных
регионов относятся локализованные
горнопромышленные и
Приграничные регионы
К категории приграничных
относятся регионы, территория которых
испытывает существенное влияние государственной
границы. Государственная граница
выполняет барьерную, фильтрующую
и контактную функцию. Для того, чтобы
более четко оценить
К макроуровню приграничья относятся все субъекты Федерации, имеющие прямой выход к государственным границам.
К мезоуровню приграничья относятся административные районы в составе субъектов Федерации, часть внешних границ которых совпадает с государственной границей. Сюда же включаются города, расположенные на территории этих районов.
К микроуровню приграничья относится приграничная полоса, включающая населенные пункты, непосредственно выходящие на государственную границу.
Возможности развития приграничного
сотрудничества во многом определяются
характером отношений, сложившихся
на межгосударственном уровне. Одним
из наиболее благоприятных для
Балтийское приграничье образуется на границах с Эстонией, Латвией, литвой. Здесь россия участвует в работе Совета государств Балтийского моря по экономическому сотрудничеству на субрегиональном уровне. Создан Совет приграничных регионов России, Эстонии, латвии. Основными проблемами данной зоны приграничья являются:
Эксклавное положение Калининградской области:
Белорусское приграничье хотя и является "спокойным" в политическом плане, но для него характерен низкий уровень развития экономических связей на микроуровне приграничья.
На украинском приграничье, несмотря на заключение Соглашения о сотрудничестве приграничных областей, граница постепенно закрывается преимущественно по инициативе украины.
Северо-Кавказское приграничье (Грузия, Азербайджан) - зона наибольшей нестабильности, военно-политических и этнических конфликтов. Здесь наблюдается резкое сужение контактных функций границ, формируется граничный рубеж по периметру внутренней границы Чечни. В условиях экономического распада и политической нестабильности приграничные связи на микроуровне носят стихийный характер.
Казахстанское приграничье
демонстрирует возможности
Восточно-Сибирское и дальневосточное приграничье (Китай, Монголия, КНДР, морские границы с Японией и США) отличается быстро растущей экономической активностью, прежде всего по приграничной торговле с Китаем.
Относительно приграничных регионов выбор приоритетов должен быть связан с определением, которые могут претендовать на статус центральных приграничных регионов. Основой такого выбора может стать оценка динамики развития конкурентного потенциала региона, позволяющая определить перспективные и проблемные зоны конкурентного управления устойчивым развитием.
В условиях усиления межрегиональной
конкуренции важнейшим
Как показывает анализ, механизм
региональной политики в широком
смысле включает экономические, юридические,
социальные и психологические отношения
между хозяйственными субъектами региона,
определяющими особенности
Реализация конкурентной
региональной политики, как представляется,
вполне вписывается в рамки
Относительно приграничных
регионов выбор приоритетов должен
быть связан прежде всего с определением
"зон роста", которые в терминах
теорий новой экономической географии
могут претендовать на статус центральных
приграничных регионов. Основой такого
выбора может стать оценка динамики
развития конкурентного потенциала
региона, позволяющая определить перспективные
и проблемные зоны конкурентного
управления устойчивым развитием. Следующий
шаг - выбор приоритетных отраслей экономики
приграничных регионов для создания
кластеров предприятий и
Острейшая потребность приграничных
территорий и в создании действенной
системы государственных
Такой подход предполагает
серьезный анализ и выбор для
осуществления в рамках конкурентного
регионального управления только тех
проектов, которые отвечают, по крайней
мере, трем тесно взаимосвязанным
требованиям, определяемым логикой
стратегии "наступательного
С этой точки зрения реальное
наполнение содержания механизмов конкурентного
регионального управления устойчивым
развитием приграничного
Опыт показывает, что осуществление
подобной политики позволяет создать
благоприятные условия для
Заключение
Значительная часть республик отстает по уровню экономического развития, но наряду с ними отстают и менее развитые края и области.
Контрасты в социальной сфере во многом сохранились, хотя и стали менее резкими. В слаборазвитых этнических регионах хуже ситуация на рынке труда и больше бедных, чем в проблемных "русских" регионах, но темпы роста доходов самые разные, как и сокращения уровня бедности, и они сильнее зависят от внеэкономических факторов.
Уровень федеральной поддержки
слаборазвитых республик
Именно эти республики явно опережают русские регионы со схожим уровнем развития по обеспеченности бюджетными ресурсами. Помимо них, еще несколько удаленных горных республик Сибири (Тыва, Алтай) имеют повышенное душевое финансирование благодаря методике расчета федеральных дотаций на выравнивание. С методикой расчетов можно спорить, но это транспарентный механизм поддержки, в отличие от особых условий для Татарстана и Дагестана, а также Чечни.
В результате получение республиками
преимуществ на основе статуса, типичное
для 1990-х годов, сменилось режимом
"ручного управления" на основе
особых предпочтений федеральных властей.
Такой режим не ограничивается республиками,
особые преимущества, хотя с иной целью
и разной конфигурацией механизмов
поддержки, имеют Санкт-Петербург, а
в последнее время и
Список литературы
Стр.