Проблемные регионы в экономике России

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 04:05, реферат

Описание работы

Необходимо отметить, что проблемы регионов могут быть связаны как с ухудшением показателей социально-экономической динамики, так и, напротив, со слишком быстрыми темпами развития. В этом случае слишком быстрое развитие является проблемой, так как не все элементы социально-экономической системы региона могут развиваться с одинаковой скоростью. Как правило, наиболее активно развиваются отрасли хозяйственной специализации регионов, а отрасли нематериального производства, социальной сферы, связанные с удовлетворением потребностей, проживающих на данной территории, напротив, отстают.
Существует два подхода к выделению проблемных регионов: на основе количественных и качественных критериев.
Цель данной работы – раскрыть особенности проблемных регионов России.

Содержание

Введение……………………………………………………….………Стр. 3
Представление…...……………………………………………………………....Стр. 3
Структура экономики…………………...………………………….....Стр. 3
Проблемные регионы: понятие и классификация…………………..Стр. 5
Кризисные регионы…………………………………………………...Стр. 5
Отсталые регионы………………………………….………………....Стр. 7
Депрессивные регионы……………………………………………….Стр. 9
Приграничные регионы……………………..………………………Стр. 11
Заключение...……….………..............................................................Стр. 15
Литература..……….………................................................................Стр. 16

Работа содержит 1 файл

Regionalnaya_ekonomika_Referat.docx

— 142.62 Кб (Скачать)

К категории добывающих депрессивных регионов относятся локализованные горнопромышленные и лесопромышленные узлы, размещенные в малозаселенных районах. Специфическими проблемами добывающих депрессивных регионов являются:

  • Отсутствие возможностей для формирования новой хозяйственной специализации;
  • необходимость содержания социальной;
  • необходимость переселения избыточного населения .

Приграничные регионы

К категории приграничных относятся регионы, территория которых  испытывает существенное влияние государственной  границы. Государственная граница  выполняет барьерную, фильтрующую  и контактную функцию. Для того, чтобы  более четко оценить воздействие  государственной границы на региональное развитие, выделяется три уровня приграничья.

К макроуровню приграничья  относятся все субъекты Федерации, имеющие прямой выход к государственным  границам.

К мезоуровню приграничья  относятся административные районы в составе субъектов Федерации, часть внешних границ которых  совпадает с государственной  границей. Сюда же включаются города, расположенные  на территории этих районов.

К микроуровню приграничья  относится приграничная полоса, включающая населенные пункты, непосредственно  выходящие на государственную границу.

Возможности развития приграничного  сотрудничества во многом определяются характером отношений, сложившихся  на межгосударственном уровне. Одним  из наиболее благоприятных для приграничного  сотрудничества является норвежско-финляндское  приграничье. Данная территория входит в систему сотрудничества Баренц-Евроарктического региона и частично - в программу  европейского Союза (INTERREG). Баренц - Евроарктический регион организационно оформлен в 1993 году с участием Норвегии, Швеции, Финляндии, России и ЕС.

Балтийское приграничье  образуется на границах с Эстонией, Латвией, литвой. Здесь россия участвует  в работе Совета государств Балтийского  моря по экономическому сотрудничеству на субрегиональном уровне. Создан Совет приграничных регионов России, Эстонии, латвии. Основными проблемами данной зоны приграничья являются:

Эксклавное положение  Калининградской области:

  • Необходимость обеспечения надежных транзитных коммуникаций;
  • демаркация границ, решение таможенных и этнических проблем.

Белорусское приграничье  хотя и является "спокойным" в  политическом плане, но для него характерен низкий уровень развития экономических  связей на микроуровне приграничья.

На украинском приграничье, несмотря на заключение Соглашения о  сотрудничестве приграничных областей, граница постепенно закрывается  преимущественно по инициативе украины.

Северо-Кавказское приграничье (Грузия, Азербайджан) - зона наибольшей нестабильности, военно-политических и этнических конфликтов. Здесь наблюдается  резкое сужение контактных функций  границ, формируется граничный рубеж  по периметру внутренней границы  Чечни. В условиях экономического распада  и политической нестабильности приграничные связи на микроуровне носят стихийный  характер.

Казахстанское приграничье  демонстрирует возможности рационального  и прагматичного сотрудничества.

Восточно-Сибирское и  дальневосточное приграничье (Китай, Монголия, КНДР, морские границы  с Японией и США) отличается быстро растущей экономической активностью, прежде всего по приграничной торговле с Китаем.

Относительно приграничных регионов выбор приоритетов должен быть связан с определением, которые  могут претендовать на статус центральных  приграничных регионов. Основой такого выбора может стать оценка динамики развития конкурентного потенциала региона, позволяющая определить перспективные  и проблемные зоны конкурентного  управления устойчивым развитием.

В условиях усиления межрегиональной  конкуренции важнейшим инструментом государственного управления становится конкурентная региональная политика. Она выходит за традиционные рамки  составной части антимонопольной  политики государства и приобретает  новое содержание, определяемое необходимостью создания и развития конкурентных механизмов там, где они обеспечивают более  высокую эффективность использования  ограниченных ресурсов.

Как показывает анализ, механизм региональной политики в широком  смысле включает экономические, юридические, социальные и психологические отношения  между хозяйственными субъектами региона, определяющими особенности развития региональной экономики. В современных  условиях важнейшей составляющей такого механизма является обеспечение  возможностей для развития конкурентоспособных  регионов. Такая политика направлена на экономическое развитие региона  как сети взаимосвязанных фирм и  организаций и предполагает специализацию  региона на создания специфических  факторов конкурентных преимуществ.

Реализация конкурентной региональной политики, как представляется, вполне вписывается в рамки наступательной геоэкономической стратегии страны, получившей название "эффективного протекционизма". Для ее реализации необходимы три главные условия. Во-первых, - наличие конкуренции  на внутреннем рынке, что способствует насыщению товарами и в целя сбыта  их излишков заставляет обратить внимание на иностранные рынки. Такой протекционизм  не препятствует модернизации национальных производств, не ограждает от технологических  нововведений. Во-вторых, - наличие в  стране потенциала для развития национальных отраслей. В-третьих, такой протекционизм  должен быть ограничен во времени. Как представляется, концепция наступательной стратегии может реализовываться не только на уровне предприятий и отраслей, но и на уровне региона в целом. Но прежде чем проводить такую политику необходимо определиться с приоритетами развития.

Относительно приграничных регионов выбор приоритетов должен быть связан прежде всего с определением "зон роста", которые в терминах теорий новой экономической географии  могут претендовать на статус центральных  приграничных регионов. Основой такого выбора может стать оценка динамики развития конкурентного потенциала региона, позволяющая определить перспективные  и проблемные зоны конкурентного  управления устойчивым развитием. Следующий  шаг - выбор приоритетных отраслей экономики  приграничных регионов для создания кластеров предприятий и одновременное  ограничение ввоза ряда импортных  товаров для стимулирования их собственного производства. Третьим шагом должно быть определение инструментов и  механизмов конкурентной политики.

Острейшая потребность приграничных территорий и в создании действенной  системы государственных преференций, и в поиске собственных источников экономического роста требует обоснования  новых критериев оценки эффективности  российской внешней и внутренней политики с учетом интересов национальной.

Такой подход предполагает серьезный анализ и выбор для  осуществления в рамках конкурентного  регионального управления только тех  проектов, которые отвечают, по крайней  мере, трем тесно взаимосвязанным  требованиям, определяемым логикой  стратегии "наступательного протекционизма".

С этой точки зрения реальное наполнение содержания механизмов конкурентного  регионального управления устойчивым развитием приграничного региона, как представляется, может определяться концепцией государственного регулирования  экономического развития регионов, названной  английским исследователем Г. Камероном "адаптационной моделью". В  соответствии с ней государство должно смягчать воздействие стихийных рыночных регуляторов и незначительно корректировать развитие территорий путем ускорения естественных процессов, благодаря стимулированию миграции рабочей силы и инвестиций. Такая модель региональной политики предполагает использование двух групп мер государственного регулирования экономического развития территории для повышение ее инвестиционной привлекательности: улучшения свойств территории, т. е. совершенствования инфраструктуры и предоставления определенного набора льгот инвесторам, вкладывающим средства в регион.

Опыт показывает, что осуществление  подобной политики позволяет создать  благоприятные условия для роста  экономики региона на долгосрочную перспективу. Однако налоговые льготы и финансовая поддержка инвесторов зачастую дает лишь временный эффект (инвестиции продолжаются до тех пор, пока существуют преференции). С позиций  устойчивого развития "адаптационные" (по сути реактивные, т.е появляющиеся как реакция по проблемы) механизмы  должны сочетаться со своего рода проактивными (профилактическими, опережающими возникновение  проблем) механизмами, стимулирующими процесс создания на базе существующих конкурентных ресурсов операционных и  программно-стратегических конкурентных преимуществ территории.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Значительная часть республик  отстает по уровню экономического развития, но наряду с ними отстают и менее  развитые края и области.

Контрасты в социальной сфере  во многом сохранились, хотя и стали  менее резкими. В слаборазвитых  этнических регионах хуже ситуация на рынке труда и больше бедных, чем  в проблемных "русских" регионах, но темпы роста доходов самые  разные, как и сокращения уровня бедности, и они сильнее зависят  от внеэкономических факторов.

Уровень федеральной поддержки  слаборазвитых республик остается более значительным, чем "русских" регионов, если мерить по доле федеральных  перечислений в доходах бюджетов регионов. Однако максимальная поддержка  обеспечивается лишь отдельным республикам, наиболее политически значимым для  федеральных властей.

Именно эти республики явно опережают русские регионы  со схожим уровнем развития по обеспеченности бюджетными ресурсами. Помимо них, еще  несколько удаленных горных республик  Сибири (Тыва, Алтай) имеют повышенное душевое финансирование благодаря  методике расчета федеральных дотаций  на выравнивание. С методикой расчетов можно спорить, но это транспарентный механизм поддержки, в отличие от особых условий для Татарстана и  Дагестана, а также Чечни.

В результате получение республиками преимуществ на основе статуса, типичное для 1990-х годов, сменилось режимом "ручного управления" на основе особых предпочтений федеральных властей. Такой режим не ограничивается республиками, особые преимущества, хотя с иной целью  и разной конфигурацией механизмов поддержки, имеют Санкт-Петербург, а  в последнее время и Краснодарский  край с будущей столицей Олимпиады. Такая политика крайне далека от принципов  федерализма.

 

Список литературы

  1. Вавилова Е,В, Экономическая география и регионалистика: Учебное пособие. Изд. 2-е. М.: Гардарики. 2003.
  2. Введение в экономическую географию и региональную экономику./ Под ред. В. Г. Глушковой, А. А. Винокурова. М.: ВЛАДОС, 2003
  3. Тургель И.Д. Курс лекций "Региональная экономика и управление"
  4. Черная И. П. Владивостокский государственный университет экономики и сервиса Региональная экономика и управление: электронный научный журнал Сетевой адрес журнала: http://region.mcnip.ru/
  5. Социально-экономическое развитие республик в составе РФ: сравнительный анализ Социальный атлас российских регионов / Портреты регионов http://atlas.socpol.ru/portraits/r_rf.shtml
  6. Официальный сайт СТАТИСТИКА.ру: Госкомстат, Росстат и государственные службы статистики РФ. statistika.ru/
  7. Экономика переходного периода. Очерки экономической политики посткоммунистической России. 1991—1997 / под ред. Е. Т. Гайдара — М.: ИЭПП, 1998. — 1096 с.
  8. Экономика переходного периода. Очерки экономической политики посткоммунистической России. 1998−2002/ под ред. Е. Т. Гайдара. — М.: Дело, 2003. — 832 с. — ISBN 5-7749-0340-0.
  9. Экономика переходного периода. Очерки экономической политики посткоммунистической России. Экономический рост 2000—2007 под ред. Е. Т. Гайдара — М.: [Издательство «Дело» АНХ, 2008.- 1328 с.—ISBN 978-5-7749-0544-7
  10. Гайдар Е. Т., Чубайс А. Б. Экономические записки. — М.: «Российская политическая энциклопедия», 2008. — 192 с. — ISBN 978-5-8243-1066-5.
  11. Кризисная экономика современной России: тенденции и перспективы под ред. Е. Т. Гайдара — М.: Проспект, 2010.— 656 с. — ISBN 978-5-392-00966-4
  12. Российская экономика в 2009 году. Тенденции и перспективы (Выпуск 31)/ под. ред. Синельникова-Мурылёва — М.:ИЭПП, 2010. С. 707 — ISBN 978-5-93255-283-4.
  13. Курс лекций «Российская экономическая модель» д.э.н. А. В. Бузгалина на экономическом факультете МГУ (видео)
  14. Экономические истоки русского национализма.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Стр.


Информация о работе Проблемные регионы в экономике России