Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 22:28, реферат
На настоящем этапе развития человечества проблема бедности и социального расслоения является наболевшей темой для нашего общества. Она носит глобальный характер: бедные люди есть как в развивающихся, так и в высокоразвитых странах. Ее актуальность невозможно преувеличить, особенно в период глобализации общества. Во времена невиданного ранее изобилия огромное количество людей живут в крайней нищете: у них нет средств для существования, отсутствует доступ к чистой питьевой воде, электричеству, ощущается серьезный недостаток в медицинском обслуживании и образовании.
Во-вторых, это
специфика развития Пакистана в
качестве независимого исламского государства
«на окраине мусульманской
В-третьих, бедность
в Пакистане является хроническим
явлением, тесно связанным с колониальным
прошлым, равно как и с перегибами
социальной политики, проводимой всеми
правительствами и военными режимами
после 1947 г. В этой связи можно
вспомниь принятую вскоре после приобретения
Пакистаном независимости программу «Сельскохозяйственное
и промышленное развитие деревни» (V-AID),
утвержденную при М.Айюб-хане «Программу
сельских работ» (Rural Works Programme), «Комплексную
программу развития деревни» (Integrated Rural
Development Programme) правительства З.А.Бхутто,
программу исламизации экономики М.Зия-уль-Хака,
Программы социального действия (Social Action
Programmes), осуществление которых началось
в 1993 г. и было запланировано до 2000 г. В
конце ХХ века примерно каждый третий
пакистанец жил ниже уровня бедности –
около 46 млн. человек. Абсолютное большинство
бедных за 1990-е годы выросло почти вдвое.
Согласно данным Центра по социальной
политике, в начале 1990-х за чертой бедности
проживала каждая пятая семья, в то время
как в 2002 г. соотношение составляло 1:3.
Наибольшая часть бедняков проживает
в сельской местности, особенно в Синде
и Белуджистане. Согласно данным Азиатского
банка развития, в 5 округах Синда уровень
бедности достигает 82%, где 60% семей имеют
дневной доход менее 1 доллара.
В эти годы борьба
с бедностью велась в основном
в рамках программ социального действия
(Social Action Programmes of Pakistan) – САП-I и САП-II. Главные
цели программ сводились к подъему уровня
начального образования, основ медицинского
обслуживания, благосостояния народа
за счет программы планирования семьи
и сельского водоснабжения и канализации.
Первая программа была рассчитана сроком
на три года (1993-1996 гг.). Она была направлена,
прежде всего, на сельские районы и менее
развитые провинции. Расходы на САП-I были
оценены в 150 млрд. рупий и включали бюджетные
(годовые) и капитальные затраты. Практическое
осуществление программы САП-II не было
завершено, поскольку в конце 1990-х гг. Пакистан
уже находился на пороге глубокого экономического
кризиса.
Переворот 12 октября
1999 г., в результате которого к власти
пришел генерал Первез Мушарраф, вновь
поставил под большое сомнение вероятность
реализации запланированных задач. В качестве
экономических факторов необходимости
смены власти назывались развал экономики,
обнищание народа и коррупция. Так, газета
«Ньюс» писала на следующий день после
прихода к власти Мушаррафа: «В конце 1990-х
годов увеличился разрыв между богатыми
и бедными. Доля наиболее бедных семей
(20%) в общем доходе сократилась с 8% в конце
1980-х до менее 7%; аналогично, доля самых
богатых семей (20%) увеличилась с 43,7% до
примерно 45% за этот же период».
Главным аспектом
политической части программы Мушаррафа
являлась борьба с бедностью за счет
расширения субсидий и государственных
инвестиций в социальный сектор, а
также введение широкой программы
общественных работ. Однако оставалось
не ясным, за счет каких средств правительство
намерено выполнить свои обещания и насколько
эффективными окажутся предлагаемые инициативы.
Так, создание Банка для бедноты явилось
в принципе повторением Фонда борьбы с
бедностью, созданного правительством
Н.Шарифа при поддержке Всемирного Банка
(ВБ). Распределение государственных земель
между безземельными крестьянами также
выглядело популистским лозунгом, позаимствованным
у Шарифа. Показательно, что при этом в
стороне остался вопрос о земельных реформах,
на радикальное проведение которых рассчитывали
некоторые пакистанцы (не столько безземельные
крестьяне, сколько представители среднего
класса, желающие вложить деньги в землю
и современное предпринимательское хозяйство).
П.Мушарраф обещал,
что на программу общественных работ (создание
дополнительных рабочих мест) из бюджета
будет выделено 7 млн. рупий – за счет сокращения
расходов на оборону. Министр финансов,
в свою очередь, обещал, что подобное сокращение
оборонного бюджета «не повредит национальной
безопасности». В этом отношении П.Мушарраф
не внес радикальных изменений в социальную
политику государства – скорее он пошел
по пути прежних правительств, сменив
лишь форму, но не содержание программы
борьбы с бедностью. При этом некоторые
формы он успешно позаимствовал у своих
предшественников – например, широкое
внедрение исламского налога в пользу
бедных закят началось еще при М.Зия-уль-Хаке,
а программы общественных работ, нацеленные
на борьбу с безработицей, проводились
практически всеми правительствами (начиная
от М.Айюб-хана и кончая Наваз Шарифом).
Тем не менее, главной
стратегией своей социальной политики,
направленной на борьбу с бедностью,
правительство Мушаррафа
В начале 2004 г. ВБ
дал официальное согласие выделить
Пакистану в качестве донорской
помощи 800 млн. долл. непосредственно
на борьбу с бедностью, а в случае
целенаправленного
В январе 2004 г. был
опубликован доклад «Социальное
развитие в Южной Азии 2003: вызов
занятости», подготовленный Центром
Махбуб-уль-Хака. В Докладе прямо отмечалось,
что проводимая под руководством и при
поддержке ВБ и МВФ программа борьбы с
бедностью, призванная перестроить всю
социально-экономическую структуру, привела
к негативным результатам. Так, в Докладе
отмечается, что женская экономическая
активность в Пакистане является самой
низкой во всей Южной Азии – 15,4%, по сравнению
с 43,5% в Индии, 57,2% в Бангладеш и 85,0% в Непале.
(Женщины в мире владеют всего 1% земли
и больше всех подвержены влиянию нехватки
продовольствия – даже до текущего финансового
кризиса они составляли 60% хронически
голодающих людей).
В апреле 2007 г. ВБ
подготовил доклад по проблемам бедности
в сельских районах Пакистана, где
проживает около 80% бедного населения
страны или 35 млн. человек. В докладе было
отмечено, что за период 2001-2005 гг. в сельских
районах произошло сокращение уровня
бедности на 5,6% - в основаном за счет таких
показателей благосостояния, как доступ
к питьевой воде, электрификация, начальное
образование, в то время как реальные доходы
на душу населения выросли незначительно
(а в наиболее бедных районах практически
не изменились).
Нынешний Пакистан
испытывает самый сильный кризис
бедности за всю историю: общее число
людей, живущих ниже черты бедности,
увеличилось с 45,5 млн. в 2004-05 г. до 56,6
млн. в 2007-08 г. Это значит, что продовольственная
инфляция вытолкнула дополнительно 10
млн. людей в разряд бедных за последние
три года. За период правления Мушаррафа
процент населения, живущих ниже
черты бедности, вырос с 30,0% в 1999 г.
до 39,8% в 2008 г. За этот же период в разряд
бедных влилось 16,2 млн. человек. По подсчетам
известного пакистанского экономиста
д-ра Акмала Хуссаина, к 2011-12 г. число бедных
возрастет до 79 млн. человек. Обнищавшее
население пополняет ряды террористов,
приводит к уличным грабежам, суициду
и психическим заболеваниям. Со своей
стороны, известный пакистанский журналист
И.А.Рахман замечает, что огромные средства
расходуются на систему, которая процветает
за счет подавления масс, делая бедных
еще беднее, а богатых – еще богаче. И пока
новые власти не станут выполнять обещания,
данные в предвыборных манифестах (хлеб,
одежда, жилье), их авторитет будет падать,
а бедность в стране – расти.
Непал.
По классификации ООН, Непал относится к наименее экономически развитым странам мира; почти половина его населения живет за чертой бедности. Низкий уровень развития обуславливают изолированность страны, многоукладность экономики, феодальные пережитки, нехватка финансовых ресурсов и природные условия.
В Непале половина населения живет ниже черты бедности, а около одной трети населения живет без чистой воды. Это люди, которые не имеют доступа к предметам первой необходимости, такие как продовольствие, здравоохранение и образование. Половина детей не получают достаточного питания. Половина людей не могут найти работу в Непале. Средний доход в Непале составляет менее $ 200 в год. В Непале большинство бедного населения проживает в сельской местности, но все еще огромный процент бедных людей в городах пытаются свести концы с концами. Около 80% - фермеры.
Бедность сохраняется в Непале из-за низкого экономического роста, слабой социальной и экономической инфраструктуры, относительно высоким ростом численностью населения и глубоко укоренившаяся культура и традиции. Кроме того, организационные недостатки в управлении (центральные и местные).
Сельское хозяйство Непала слабо механизировано. На нижних склонах хребтов и в долинах активно практикуется террасирование в целях расширения пахотной площади. Из-за дефицита земель с 1950г Непал потерял половину своих лесных массивов. Почти вся древесина идет на обогрев домов. Уничтожение лесных массивов способствует эрозии почв и оползням, вследствие чего страна ежегодно теряет до 66 тыс. га плодородной почвы и растет опасность наводнений. В настоящий момент леса занимают 33% территории страны, пахотные земли - 21%, горы и реки - 46%. В основном пахотные земли сосредоточены в долине Катманду и Покхара. Половина этих земель принадлежит всего 9% крупных землевладельцев. От недостатка продовольствия страдает население высокогорных районов.
Промышленная деятельность
в основном включает переработку
сельскохозяйственной продукции, в
том числе джута, сахарного тростника,
табака, зерна.
Во время глобального
экономического спада 2009 года, денежные
переводы от иностранных рабочих
за рубежом увеличилась на 47% до $
2,8 млрд., а доходы от туристов снизилось
лишь 1% по сравнению с предыдущим
годом.
Непал имеет возможности
для использования своего потенциала
в гидроэнергетике, по оценкам, 42000 МВт,
возможно, получить от гидроэнергетики,
но политическая нестабильность препятствует
иностранным инвестициям. Дополнительные
проблемы для роста Непала включают
его технологическую
Факты:
Большинство непальцев живут на $ 1 день или меньше.
85% непальцев не имеют доступа к услугам здравоохранения.
48 место занимает
Непал в списке самых
Общий долг страны : Внешний $ 2,55 млрд., около $ 97 на человека.
Непальские сельские люди бедны из-за отсутствия доступа к ресурсам, низкой продуктивности земель, дорог .
В Непале многие социальные показатели являются самыми низкими в Южной Азии
Население Непала составит 48 миллионов к 2030 году.
Инфляция в Непале это постоянное явление и цена товаров меняться от месяца к месяцу.