Природно-ресурсный потенциал Уральского экономического района и проблемы его рационального использования

Автор: Александр Н, 10 Июня 2010 в 10:54, реферат

Описание работы

В условиях становления и развития рыночных отношений для научного обоснования радикальных экономических реформ особое значение приобретает региональная экономика – область научных знаний о размещении производительных сил, экономике регионов. Особенно важную роль играет региональная экономика в действенном научном обеспечении экономических преобразований, создании единого экономического пространства при рационализации межрегиональных связей, формировании региональных рынков.

Содержание

Введение……………………………………………………………………… 3
Характеристика региона…………………………………………………….. 4
Территориальная организация хозяйства………………………………….. 5
Природно-ресурсный потенциал…………………………………………… 5
Трудовые ресурсы…………………………………………………………… 7
Структура и размещение ведущих отраслей хозяйства…………………... 8
Агропромышленный комплекс……………………………………………... 14
Топливно-энергетический комплекс……………………………………….. 15
Транспорт……………………………………………………………………. 15
Строительство………………………………………………………………... 17
Легкая промышленность……………………………………………………. 17
Проблемы Уральского экономического района…………………………… 18
Заключение…………………………………………………………………… 20
Список литературы………………………………………………………… 21

Работа содержит 1 файл

Университет Российской академии образования.doc

— 128.00 Кб (Скачать)

     Из-за разнобразия агропромышленного  комплекса пищевая промышленность района представлена мукомольными и молочными заводами и комбинатами, мясокомбинатами и основную роль играет мясная промышленность. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Топливно-энергетический комплекс 

     Этот  комплекс обеспечивает работу всех отраслей хозяйства. Но Урал относится к регионам с низкой обеспеченостью топливно-энергитечискими ресурсами. Исконная отрасль для Урала – угольная промышленность, но эти месторождения истощаются и закрываются шахты, поэтому использование привозных углей обходится дешевле.  

     Оренбургский  газ и нефть дает возможность  создания в районе мощной энергетической базы. Создана мощная нефтеперерабатывающая  промышленность, наиболее крупные заводы по переработке нефти в Уфе, Салавате, Перми и др.  

     Крупнейшими в России являются Рефтинская (3,8 млн. кВт), Троицкая ГРЭС Уральского района (2,5 млн. кВт), Ириклинская (2,4 млн. кВт), Южно-Уральская. Развита гидроэнергетика - крупные ГЭС построены на Каме: Воткинская и Камская; имеются несколько меньших по мощности ГЭС. Работает Белоярская АЭС, с мощных реактором на быстрых нейтронах. А для укрепления энергитеческой базы Урала связано с вводом в действие строящейся Пермской ГРЭС (4,8 млн. кВт), расширением Рефтинской ГРЭС, а также строительством Башкирской и Южно-Уральской АЭС. Электроэнергия будет поступать по ЛЭП Экибастуз – Урал (из Казахстана), из Западной Сибири и Канско-Ачинского ТПК. Для снабжения углем электростанции Урала предлагается ввод углепровода Кузбасс – Урал (2400 км.).  

     Транспорт 

     Транспорт играет огромную роль в функционировании хозяйственного комплекса Урала. Это объясняется, с одной стороны, активным участием района в территориальном разделении труда, а с другой — высоким уровнем комплексности экономики Урала, который проявляется в том, что многие отрасли хозяйства работают не изолированно, а в тесной взаимосвязи друг с другом. Отсюда — высокий удельный вес внутрирайонных перевозок (до 60%). 

     Территория  покрыта густой сетью железных, автомобильных  дорог, линиями электропередачи  и трубопроводами. Внутренние и межрайонные  перевозки в большей степени осуществляются по железным дорогам. Магистрали, расположенные в меридиональном направлении, служат межрайонному сообщению, а в широтном направлении — обеспечивают связи Урала с соседними районами России. Особенно большое значение имеют дороги, проходящие через Челябинск и Екатеринбург. Предполагается построить Западно-Уральскую меридиональную и Северо-Уральскую широтную железные дороги, намечается строительство вторых путей, так как высока грузонапряженность дорог. 

     Автомобильный транспорт имеет большое значение для внутрирайонных перевозок различных грузов. Недостаточны протяженность и качество автомобильных дорог с твердым покрытием. В дальнейшем намечается создать новые автомобильные и железнодорожные выходы в Северо-Кавказский, Волго-Вятский, Западно-Сибирский экономические районы и Казахстан. 

     Велика  роль трубопроводного транспорта: через  Урал проходят нефте- и газопроводы  из Западной Сибири в европейскую  часть страны и за рубеж. Газ из Оренбурга транспортируется по газопроводам в Самару, Сгерлитамак, Заинек, Новопсков, Ужгород. Протяженность газопровода от Оренбурга до западной границы бывшего СССР (подающего газ в европейские страны) 2750 км. Через Уральский район проходят все трубопроводы из Западной Сибири.  

     Река  Кама пересекает территорию только на северо-западе и обслуживает перевозки лесных грузов. 

     Уральский район осуществляет разнообразные  экономические связи со многими  регионами. Из восточных районов  Урал получает в основном сырье и  топливо, а поставляет продукцию  обрабатывающих отраслей. С европейскими районами осуществляется преимущественно обмен готовыми изделиями и конструкционными материалами (причем вывоз по объему превышает ввоз). Наиболее тесные связи — с соседними экономическими районами: Западно-Сибирским и Поволжским, а также с Казахстаном. Западная Сибирь поставляет Уралу уголь, кокс, нефть и газ, а в перспективе — электроэнергию, а ввозит главным образом продукцию машиностроения и строительные материалы. Из Казахстана поступают железные руды, медные концентраты, электроэнергия, уголь и другие грузы. Поволжье получает лес, металлы, обменивается с Уралом продукцией химии и машиностроения, поставляет продукты питания. 

     Довольно  значительную роль Урал играет и во внешней торговле. Он поставляет за рубеж калийные соли, металлургическое оборудование, бульдозеры, экскаваторы, мотоциклы, природный газ и пр.  
 
 
 
 
 
 

     Строительство 

     На  Урале создана мощная строительная индустрия, опирающаяся на собственную  сырьевую базу. Это один из ведущих  районов по производству цемента, который вырабатывается на основе как природного сырья, так и отходов черной металлургии. Крупнейшие центры цементной промышленности — Магнитогорск, Еманжелинск (Челябинская обл.). Значительная роль принадлежит Уралу и по производству сборного железобетона, домов в панельном исполнении, кирпича, гипса, щебня и другой продукции, которая поступает во многие регионы страны. Строительные организации Уральского экономического района помогают осваивать месторождения нефти и газа в Западной Сибири, строить многие объекты в других районах.  

     Легкая промышленность 

     В составе легкой промышленности Уральского экономического района выделяется кожевенно-обувная, построены также предприятия  текстильной промышленности, например Чайковский комбинат шелковых тканей в Пермской области. Нашла распространение швейная промышленность. Развитие легкой промышленности в регионе позволяет решать проблему использования ресурсов женского труда в районах концентрации тяжелой промышленности.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Проблемы  Уральского экономического района 
 

     Почти вся территория Урала подвержена мощной антропогенной нагрузке. Особенно негативное влияние на состояние  окружающей среды в районе оказывают  горнодобывающая промышленность, черная и цветная металлургия, химическая и нефтехимическая, тепло- и гидроэнергетика, лесозаготовки. В настоящее время Урал считается зоной экологического бедствия, 7 городов занесены в "черную" экологическую книгу России: Екатеринбург, Курган, Нижний Тагил, Пермь, Магнитогорск, Каменск-Уральский и Челябинск. В атмосферу Урала только горными и металлургическими предприятиями выбрасываются сотни тыс. тонн вредных веществ ежегодно. Отходы производств почти не утилизируются, в регионе скопилось свыше 2,5 млрд. м3. отходов горного и металлургического производства. Тысячи гектаров земель изымаются под горные работы, ведется загрязнение подземных и поверхностных вод, почв, атмосферы, уничтожается растительность. Часть территории Южного Урала подверглась радиоактивному загрязнению. Несомненно, экологический кризис ставит под угрозу успех экономических реформ в регионе, так как требуемые затраты на ликвидацию хотя бы основных экологических нарушений в несколько раз превышают суммы, выделяемые для этих целей по всей стране.

     Природные ресурсы Урала очень разнообразны и оказывают большое влияние на специализацию района и его уровень развития, природный потенциал исключителен по сочетанию различных видов минерального сырья. Здесь обнаружено 5 тысяч минералов и 15 тысяч месторождений полезных ископаемых. Из 70 элементов таблицы Менделеева, используемых в производстве, на Урале добывается 50. Однако многие регионы Урала недостаточно обеспечены водными ресурсами. Основные запасы поверхностных вод сосредоточены на западе Урала, что не совпадает с районами наибольшей концентрации промышленности, так же многие территории Уральского района нуждаются в проведении мелиоративных работ: северо- запад- преимущественно в осушении болот, юг и юго-восток- в орошении земель. Так же, к сожалению, некоторые природные ресурсы Урала либо исчерпаны, либо на грани исчерпания.

     Значительная  часть первоначальных запасов жидких углеводородов уже выработана , а  для извлечения оставшихся необходимы современные технологию. В условиях  экономического кризиса, с особой силой  охватывающего угольную промышленность, добыча угля на Урале не имеет перспективы. Запасы железных руд взяты на баланс в Свердловской и Челябинской областях.

     Причем, если балансовых запасов медных руд  достаточно для местной цветной  металлургии, то запасов железных руд  не хватает для обеспечения Уральской черно- металлургической базы, и поэтому имеет место импорт железной руды из Казахстана. 

     К сожалению, население Уральского экономического района только уменьшается. Естественное движение населения на Урале к  концу 90-х годов приобрело отрицательное значение( -3,3 чел. На 1000 жителей в 1998 г.) и было только отчасти компенсировано положительным коэффициентом миграции( -2,9 на 1000 жителей). В итоге констатируется продолжение снижения абсолютной численности населения Урала, которое, по прогнозу Госкомстата России на 2010 г. должно составить 19.8 млн.чел.( сейчас численность населения составляет 20.4).

     Главное направление дальнейшего развития хозяйства Уральского экономического района в условиях перехода к рыночной экономике- это всемирная интенсификация производства. В последние годы здесь снизилась фондоотдача, возросла фондоемкость производства. Это связано с накоплением физически и морально устаревших промышленно-производственных фондов, низкими темпами капитального строительства и реконструкции предприятий, что в сочетании с резким преобладанием в структуре хозяйства тяжелой индустрии, чрезвычайно высоким уровнем концентрации производства затрудняет переход Урала к рыночным отношениям. Предприятия-гиганты района труднее поддаются модернизации и переоборудованию, медленно реагируют на запросы рынка. 1/4 часть основных фондов промышленных УЭР нуждается в замене на улучшенной технологической основе в первую очередь в черной и цветной металлургии. Например, в доменном производстве устарело 93% фондов. Первоочередными задачами на Урале являются развитие наукоемких производств, сферы образования, НИОКР, конверсия оборонной промышленности. Специализация Уральского района в дальнейшем сохранится, но она должна быть доведена до высокого технологического уровня. Основная доля капитальных вложений будет направляться на техническое перевооружение и реконструкцию действующих предприятий, поэтому кардинальных сдвигов в территориальной структуре хозяйства не предвидится. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Заключение 
 

     В целом положение района благоприятное для его дальнейшего развития. Он входит в состав Западной экономической зоны России, граничит с районами Восточной зоны, отсюда- относительная близость к разнообразным минерально-сырьевым и топливно-энергетическим  ресурсам Сибири, к рынкам сбыта готовой продукции, которая потребляется как в Западной, так и восточных районах страны. Урал имеет большое значение, как машиностроительная база освоения восточных районов. Благоприятное экономико-географическое положение Урала способствует повышению его роли в межрайонном территориальном разделении труда. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Список  литературы: 

     Морозова  Т.Г., Победина М.П., Поляк Г.Б. и др.; под редакцией Т.Г. Морозовой. – 2-е  издание, переработанное и дополненное; Москва; «Банки и биржи», издательское объединение ЮНИТИ, 1999.  

     Гребцова  В.Е.; Экономическая и социальная география России, основы теории и практики, Ростов-на-Дону, издательство «Феникс», 1997. Родионова И.А., Экономическая география России, Москва, издательство «Московский Лицей», 1997. 

     В. П. Дронов, В. Я. Ром. М.1994 «Экономическая и социальная география » 

     Канд. Экон. Наук доц. Т. Г. Пыльнева «Региональная  экономика»

Информация о работе Природно-ресурсный потенциал Уральского экономического района и проблемы его рационального использования