Автор: Александр Н, 10 Июня 2010 в 10:54, реферат
В условиях становления и развития рыночных отношений для научного обоснования радикальных экономических реформ особое значение приобретает региональная экономика – область научных знаний о размещении производительных сил, экономике регионов. Особенно важную роль играет региональная экономика в действенном научном обеспечении экономических преобразований, создании единого экономического пространства при рационализации межрегиональных связей, формировании региональных рынков.
Введение……………………………………………………………………… 3
Характеристика региона…………………………………………………….. 4
Территориальная организация хозяйства………………………………….. 5
Природно-ресурсный потенциал…………………………………………… 5
Трудовые ресурсы…………………………………………………………… 7
Структура и размещение ведущих отраслей хозяйства…………………... 8
Агропромышленный комплекс……………………………………………... 14
Топливно-энергетический комплекс……………………………………….. 15
Транспорт……………………………………………………………………. 15
Строительство………………………………………………………………... 17
Легкая промышленность……………………………………………………. 17
Проблемы Уральского экономического района…………………………… 18
Заключение…………………………………………………………………… 20
Список литературы………………………………………………………… 21
Из-за
разнобразия агропромышленного
комплекса пищевая промышленность
района представлена мукомольными и молочными
заводами и комбинатами, мясокомбинатами
и основную роль играет мясная промышленность.
Топливно-энергетический
комплекс
Этот
комплекс обеспечивает работу всех отраслей
хозяйства. Но Урал относится к регионам
с низкой обеспеченостью топливно-энергитечискими
ресурсами. Исконная отрасль для Урала
– угольная промышленность, но эти месторождения
истощаются и закрываются шахты, поэтому
использование привозных углей обходится
дешевле.
Оренбургский
газ и нефть дает возможность
создания в районе мощной энергетической
базы. Создана мощная нефтеперерабатывающая
промышленность, наиболее крупные заводы
по переработке нефти в Уфе, Салавате,
Перми и др.
Крупнейшими
в России являются Рефтинская (3,8 млн.
кВт), Троицкая ГРЭС Уральского района
(2,5 млн. кВт), Ириклинская (2,4 млн. кВт), Южно-Уральская.
Развита гидроэнергетика - крупные ГЭС
построены на Каме: Воткинская и Камская;
имеются несколько меньших по мощности
ГЭС. Работает Белоярская АЭС, с мощных
реактором на быстрых нейтронах. А для
укрепления энергитеческой базы Урала
связано с вводом в действие строящейся
Пермской ГРЭС (4,8 млн. кВт), расширением
Рефтинской ГРЭС, а также строительством
Башкирской и Южно-Уральской АЭС. Электроэнергия
будет поступать по ЛЭП Экибастуз – Урал
(из Казахстана), из Западной Сибири и Канско-Ачинского
ТПК. Для снабжения углем электростанции
Урала предлагается ввод углепровода
Кузбасс – Урал (2400 км.).
Транспорт
Транспорт
играет огромную роль в функционировании
хозяйственного комплекса Урала. Это объясняется,
с одной стороны, активным участием района
в территориальном разделении труда, а
с другой — высоким уровнем комплексности
экономики Урала, который проявляется
в том, что многие отрасли хозяйства работают
не изолированно, а в тесной взаимосвязи
друг с другом. Отсюда — высокий удельный
вес внутрирайонных перевозок (до 60%).
Территория
покрыта густой сетью железных, автомобильных
дорог, линиями электропередачи
и трубопроводами. Внутренние и межрайонные
перевозки в большей степени осуществляются
по железным дорогам. Магистрали, расположенные
в меридиональном направлении, служат
межрайонному сообщению, а в широтном
направлении — обеспечивают связи Урала
с соседними районами России. Особенно
большое значение имеют дороги, проходящие
через Челябинск и Екатеринбург. Предполагается
построить Западно-Уральскую меридиональную
и Северо-Уральскую широтную железные
дороги, намечается строительство вторых
путей, так как высока грузонапряженность
дорог.
Автомобильный
транспорт имеет большое значение для
внутрирайонных перевозок различных грузов.
Недостаточны протяженность и качество
автомобильных дорог с твердым покрытием.
В дальнейшем намечается создать новые
автомобильные и железнодорожные выходы
в Северо-Кавказский, Волго-Вятский, Западно-Сибирский
экономические районы и Казахстан.
Велика
роль трубопроводного транспорта: через
Урал проходят нефте- и газопроводы
из Западной Сибири в европейскую
часть страны и за рубеж. Газ из
Оренбурга транспортируется по газопроводам
в Самару, Сгерлитамак, Заинек, Новопсков,
Ужгород. Протяженность газопровода от
Оренбурга до западной границы бывшего
СССР (подающего газ в европейские страны)
2750 км. Через Уральский район проходят
все трубопроводы из Западной Сибири.
Река
Кама пересекает территорию только на
северо-западе и обслуживает перевозки
лесных грузов.
Уральский
район осуществляет разнообразные
экономические связи со многими
регионами. Из восточных районов
Урал получает в основном сырье и
топливо, а поставляет продукцию
обрабатывающих отраслей. С европейскими
районами осуществляется преимущественно
обмен готовыми изделиями и конструкционными
материалами (причем вывоз по объему превышает
ввоз). Наиболее тесные связи — с соседними
экономическими районами: Западно-Сибирским
и Поволжским, а также с Казахстаном. Западная
Сибирь поставляет Уралу уголь, кокс, нефть
и газ, а в перспективе — электроэнергию,
а ввозит главным образом продукцию машиностроения
и строительные материалы. Из Казахстана
поступают железные руды, медные концентраты,
электроэнергия, уголь и другие грузы.
Поволжье получает лес, металлы, обменивается
с Уралом продукцией химии и машиностроения,
поставляет продукты питания.
Довольно
значительную роль Урал играет и во
внешней торговле. Он поставляет за
рубеж калийные соли, металлургическое
оборудование, бульдозеры, экскаваторы,
мотоциклы, природный газ и пр.
Строительство
На
Урале создана мощная строительная
индустрия, опирающаяся на собственную
сырьевую базу. Это один из ведущих
районов по производству цемента, который
вырабатывается на основе как природного
сырья, так и отходов черной металлургии.
Крупнейшие центры цементной промышленности
— Магнитогорск, Еманжелинск (Челябинская
обл.). Значительная роль принадлежит Уралу
и по производству сборного железобетона,
домов в панельном исполнении, кирпича,
гипса, щебня и другой продукции, которая
поступает во многие регионы страны. Строительные
организации Уральского экономического
района помогают осваивать месторождения
нефти и газа в Западной Сибири, строить
многие объекты в других районах.
Легкая
промышленность
В
составе легкой промышленности Уральского
экономического района выделяется кожевенно-обувная,
построены также предприятия
текстильной промышленности, например
Чайковский комбинат шелковых тканей
в Пермской области. Нашла распространение
швейная промышленность. Развитие легкой
промышленности в регионе позволяет решать
проблему использования ресурсов женского
труда в районах концентрации тяжелой
промышленности.
Проблемы
Уральского экономического
района
Почти
вся территория Урала подвержена
мощной антропогенной нагрузке. Особенно
негативное влияние на состояние
окружающей среды в районе оказывают
горнодобывающая
Природные
ресурсы Урала очень
Значительная часть первоначальных запасов жидких углеводородов уже выработана , а для извлечения оставшихся необходимы современные технологию. В условиях экономического кризиса, с особой силой охватывающего угольную промышленность, добыча угля на Урале не имеет перспективы. Запасы железных руд взяты на баланс в Свердловской и Челябинской областях.
Причем,
если балансовых запасов медных руд
достаточно для местной цветной
металлургии, то запасов железных руд
не хватает для обеспечения Уральской
черно- металлургической базы, и поэтому
имеет место импорт железной руды из Казахстана.
К
сожалению, население Уральского экономического
района только уменьшается. Естественное
движение населения на Урале к
концу 90-х годов приобрело
Главное
направление дальнейшего
Заключение
В
целом положение района благоприятное
для его дальнейшего развития. Он входит
в состав Западной экономической зоны
России, граничит с районами Восточной
зоны, отсюда- относительная близость
к разнообразным минерально-сырьевым
и топливно-энергетическим ресурсам
Сибири, к рынкам сбыта готовой продукции,
которая потребляется как в Западной,
так и восточных районах страны. Урал имеет
большое значение, как машиностроительная
база освоения восточных районов. Благоприятное
экономико-географическое положение Урала
способствует повышению его роли в межрайонном
территориальном разделении труда.
Список
литературы:
Морозова
Т.Г., Победина М.П., Поляк Г.Б. и др.;
под редакцией Т.Г. Морозовой. – 2-е
издание, переработанное и дополненное;
Москва; «Банки и биржи», издательское
объединение ЮНИТИ, 1999.
Гребцова
В.Е.; Экономическая и социальная география
России, основы теории и практики, Ростов-на-Дону,
издательство «Феникс», 1997. Родионова
И.А., Экономическая география России,
Москва, издательство «Московский Лицей»,
1997.
В.
П. Дронов, В. Я. Ром. М.1994 «Экономическая
и социальная география »
Канд. Экон. Наук доц. Т. Г. Пыльнева «Региональная экономика»