Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2011 в 20:56, реферат
Географическое разделение труда складывалось исторически на протяжении, можно сказать, всего развития человеческой цивилизации. Это означает, что оно прошло разные этапы, каждому из которых соответствовал свой характер специализации районов и стран. Но наибольшей широты и, главное, глубины оно достигло в наши дни.
Введение
Географическое разделение труда
Понятие географического разделения труда в системе экономической географии
Заключение
Список литературы и источников
Оглавление
Введение
Географическое разделение труда
Понятие географического разделения труда в системе экономической географии
Заключение
Список
литературы и источников
Введение
Начнем с основополагающей для всех видов размещения теории географического разделения труда, которое Н.Н. Баранский назвал основным понятием экономической географии. Наряду с ним, большой вклад в развитие этой теории внесли и другие представители его научной школы – И.А. Витвер, Ю.Г. Саушкин, И.М. Маергойз.
Заметим попутно, что некоторые из них называли разделение труда географическим, а другие – территориальным, но в общем их надо считать идентичными понятиями. Разнообразна хозяйственная деятельность людей в тех или иных местностях на нашей планете. Пестра экономическая карта мира и отдельных стран. Даже на небольшом расстоянии можно увидеть смену разных типов хозяйства. Все разнообразие хозяйственной специализации отдельных местностей, центров, предприятий в значительной степени складывается в результате социально-экономического процесса.
Географическое
разделение труда складывалось исторически
на протяжении, можно сказать, всего развития
человеческой цивилизации. Это означает,
что оно прошло разные этапы, каждому из
которых соответствовал свой характер
специализации районов и стран. Но наибольшей
широты и, главное, глубины оно достигло
в наши дни.
Географическое
разделение труда
Географической разделение труда представляет собой пространственную форму общественного разделения труда и выражается в специализации отдельных местностей, центров, районов и стран на производстве определенной продукции, которая затем становится предметом обмена между ними.
Н.Н. Баранский писал "Географическое разделение труда является весьма важным понятием, точнее говоря, целой системой понятий, связывающей и отрасли и экономические районы, т.е. весь "инвентарь" экономической географии". Действительно, географическое разделение труда, "прикрепляя" отрасли к тем или иным территориям, создает такие их сочетания, которые становятся каркасами экономических районов и в свою очередь видоизменяют размещение и функционирование отраслей, преломляя их развитие сквозь " магический кристалл" экономических районов.
Мысль Н.Н. Баранского о том, что географическое разделение труда - "целая система понятий", совершенно верна. Как мы увидим дальше, имеется несколько видов и уровней географического разделения труда. Переплетаясь друг с другом, они в своей совокупности составляют то, что теперь мы называем народнохозяйственным комплексом. Иначе говоря, географическое разделение труда является объективной основой системного анализа в экономической географии, установление отношений целое - части. На это также обратил внимание Н.Н. Баранский: "всякое изменение целого - качественное или количественное - не может не отразиться так или иначе на каждой из его частей, а с другой стороны, изменения в каждой отдельной части не могут не сказаться и на целом. Механизмом, передающим эти изменения, является опять-таки система географического разделения труда".
Исследование географического разделения труда экономической географией исключительно важно. Н.Н, Баранский писал: "географическое разделение труда есть основное понятие экономической географии".
Под географическим разделением труда понимается пространственная форма общественного разделения труда. Необходимое условие географического разделения труда состоит в том, чтобы разные страны (или районы) работали друг для друга, чтобы результат труда перевозился из одного места в другое, чтобы был, таким образом, разрыв между местом производства и местом потребления.
В условиях товарного общества географическое разделение труда обязательно предполагает переход продукции из хозяйства в хозяйство, т.е. обмен, торговлю, но обмен является в этих условиях лишь признаком для "опознания" наличия географического разделения труда, но не его "сутью".
Иногда под географическим разделением труда понимают только международное разделение труда, но такое сужение этого понятия неправильно. Всякое международное разделение труда есть в то же время географическое разделение труда, но не наоборот.
В географическом разделении труда можно различать два случая:
1. (абсолютный) - Страна
(или район) ввозит какой-либо
продукт из другой страны (или
района) потому, что по природным
условиям не может его
2. (относительный) - Ввозится продукт, который мог бы быть произведен и у себя, но обошелся бы дороже
Итак, географическое разделение труда представляет собой систему понятий. Оно является научной основой рассмотрения хозяйственных сочетаний - в масштабе одной страны и в масштабе международном - как сложных целостных систем, состоящих из ряда частей.
Развитие географического разделения труда вширь и вглубь началось с древности, когда сфера географического разделения труда ограничивалась небольшим ареалом в пределах Старого Света, охватывавшим, в основном, страны Средиземного моря.
В средние века в сферу географического разделения труда захватываются северные моря (в пределах Европы), пути через Францию и Италию. Вместе с этим в эту сферу втягивается Англия, скандинавские страны, Польша, Новгород и Московское государство.
В процессе расширения арабского халифата, арабские купцы добрались до Индокитая, Мадагаскара и пряных островов.
В эпоху великих открытий сфера географического разделения труда распространяется на Атлантический океан, от Европы до Индии и пр. С введением в строй железнодорожного транспорта связи распространяются вглубь материков.
Сильнейшее развитие сферы географического разделения труда за последние 400 лет связано с открытием новых земель и усовершенствованием транспорта. Такое развитие сыграло крупнейшую роль в замене феодальных на капиталистические порядки в Европе в XV-XVI вв. .
В результате того же прогресса транспортной техники разделение труда между городом и деревней воспроизведено было в мировом масштабе.
Экономическая выгода как движущий момент в развитии географического разделения труда: движущим моментом в том гигантском развитии географического разделения труда, который мы наблюдаем в процессе истории, являлась экономическая выгода, получаемая от осуществления географического разделения труда.
Географическое разделение труда осуществляется тем удобнее, чем, с одной стороны, больше разница между пунктами в ценах на весовую единицу товара, а с другой - чем меньше транспортные издержки.
Понижение транспортных издержек, получающееся в результате технического усовершенствования транспорта, является одним из основных факторов в процессе развития географического разделения труда.
Развитие транспорта увеличивает географического разделения труда сразу вглубь и вширь.
Рост производительности труда связывается преимущественно с развитием техники и прежде всего с механизацией, а географическое разделение труда в виде общего правила повышает производительность общественного труда нисколько не хуже, чем развитие техники.
Географическое разделение труда если не создает, то во всяком случае усиливает возможности механизации, ибо пространственная концентрация производства является необходимой предпосылкой и его производственной концентрации, а без последней нет места и росту техники.
С географическим разделением труда не только растут старые потребности, но и создаются новые, сопровождающиеся возникновением новых производств на разнообразном сырье, собираемом с разных мест земного шара.
Коснемся вопроса географического разделения труда и процесса формирования и специализации экономических районов. Если понимать экономический район как специализированную часть своего целого, то процесс географического разделения труда придётся считать процессом идентичными с процессом формирования и дифференциации районов.
Установление
в пределах известной территории
отношений географического
Специализация одного района в одном направлении неминуемо сопровождается специализацией ряда других районов в каких-либо иных направлениях.
Влияние таможенных пошлин на географическое разделение труда тоже оказывали свое действие. Таможенные пошлины первоначально при своем появлении имели главной, если не единственной, целью увеличивать доходы казны за счёт торговых прибылей, происходивших из присвоения выгод, доставляемые географическим разделением труда.
При
перевозе товара за границу экспортеру
приходится увеличивать свои транспортные
издержки на всю величину таможенной пошлины,
тем самым условия для географического
разделения труд между странами затрудняются.
Понятие
географического
разделения труда в
системе экономической
географии
Географическое разделение труда является процессом, выделяющим из хозяйственной производственной деятельности сельское хозяйство и промышленность.
Транспорт и торговля, теснейшим образом с ним связанная, тоже порождаются географическим разделением труда и развиваются непрерывно с ним.
Экономические районы формируются, дифференцируются и поддерживаются в постоянном между собой взаимодействии тем же процессом географического разделения труда.
Экономико-географическое положение тоже оказывается теснейшим образом связанным с географическим разделением труда.
Таким
образом, географическое разделение труда
есть основное понятие экономической
географии, теснее всего соединяющее
ее с политической экономией; понятие,
от которого экономико-географ не может
отрываться ни в какой теме, им изучаемой.
Заключение
С
середины 80-х гг. ХХ в. в нашей стране стал
проявляться спад интереса к теории социально-экономической
географии. Особенно эта тенденция усилилась
в 90-е гг., после распада СССР, когда стали
отказываться от государственного планирования,
когда началась приватизация и экономика
постепенно превращалась в рыночную. В
условиях такой «смены вех» некоторые
экономико-географы начали подвергать
сомнению и весь тот теоретический арсенал
социально-географической географии.
Так, по их мнению, частная собственность
сделала несостоятельной теорию территориально-
Информация о работе Понятие географического разделения труда