Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2010 в 17:55, доклад
Важнейшим приоритетом государственной энергетической политики в Республике Беларусь наряду с устойчивым обеспечением страны энергоносителями является создание условий для функционирования и развития экономики при максимально эффективном использовании топливно-энергетических ресурсов (ТЭР). Республика Беларусь не располагает значительными собственными запасами ископаемых ТЭР и вынуждена до 85 процентов ТЭР импортировать из-за рубежа.
О
государственной
политике Республики
Беларусь в сфере
энергосбережения
Важнейшим приоритетом
государственной энергетической политики
в Республике Беларусь наряду с устойчивым
обеспечением страны энергоносителями
является создание условий для функционирования
и развития экономики при максимально
эффективном использовании
— проведение государственной политики в сфере энергосбережения;
— осуществление государственного надзора за рациональным использованием топлива, электрической и тепловой энергии.
Стратегической целью деятельности в области энергосбережения является снижение энергоемкости внутреннего валового продукта (ВВП) и, как следствие, снижение зависимости республики от импорта ТЭР, что может быть достигнуто за счет:
— повышения эффективности использования энергоносителей в результате внедрения новых энергосберегающих технологий, оборудования, приборов и материалов, утилизации вторичных энергоресурсов и др.;
— структурной перестройки отраслей экономики и промышленности;
— оптимизации топливного баланса республики с увеличением доли местных видов топлива, нетрадиционных и возобновляемых источников энергии.
Основными принципами государственного управления в сфере энергосбережения являются:
* осуществление
* разработка государственных
и межгосударственных научно-
* международное сотрудничество в сфере энергосбережения;
* приведение нормативных
документов в соответствие с
требованием снижения
* создание системы финансово-экономических механизмов, обеспечивающих экономическую заинтересованность производителей и пользователей в эффективном использовании топливно-энергетических ресурсов, вовлечении в топливно-энергетический баланс нетрадиционных и возобновляемых источников энергии, а также в инвестировании средств в энергосберегающие мероприятия;
* повышение уровня самообеспечения республики местными топливно-энергетическими ресурсами;
* осуществление государственной
экспертизы энергетической
* создание и широкое
распространение экологически
* реализация демонстрационных
проектов высокой
* информационное
обеспечение деятельности по
энергосбережению и пропаганда
передового отечественного и
зарубежного опыта в этой
* обучение производственного персонала и населения методам экономии топлива и энергии, подготовка кадров;
* создание других
экономических, информационных, организационных
условий для реализации
Экономические показатели
развития Республики Беларусь последних
лет не только подтверждают правильность
выбранной правительством политики
в отношении эффективного использования
энергоресурсов, но и убеждают, что
альтернативы ей нет. Эффективность
проводимой государственной политики
в сфере энергосбережения подтверждается
тем фактом, что с 1996 года прирост
валового внутреннего продукта (ВВП)
обеспечивается практически без
увеличения энергопотребления, за последние
9 лет значение показателя энергоемкости
ВВП снижено более чем в 1,75
раза. Справочно: в 2004 году темп роста валового
внутреннего продукта составил 177,0% к уровню
1995 года, в то же время темп роста валового
потребления топливно-энергетических
ресурсов составил 99,6%, снижение энергоемкости
валового внутреннего продукта составило
43,7%, в том числе в 2004 году 7,5 процента. Несмотря
на то, что энергоемкость ВВП в Беларуси
ниже, чем в соседних бывших советских
республиках, ее значение по-прежнему
достаточно высоко в сравнении с развитыми
странами Европы и Америки. Общий потенциал
энергосбережения в республике оценивается
на уровне 30 процентов валового потребления
ТЭР. Основные пути его реализации: структурная
перестройка экономики (около 30 процентов),
научно-технический прогресс (около 50
процентов), совершенствование организационных
и экономических механизмов стимулирования
энергосбережения (около 20 процентов).
Программными документами, определяющими
пути реализации потенциала экономии
энергоресурсов в Республике Беларусь,
являются Республиканские программы по
энергосбережению, утверждаемые в установленном
законодательством порядке Правительством
Республики Беларусь на 5 лет. Ежегодно
определяются приоритетные направления
в сфере энергосбережения на текущий момент
и ближайшую перспективу, разрабатываются
и выполняются региональные и отраслевые
программы мероприятий по энергосбережению.
В результате выполнения этих программ
конкретные энергосберегающие технологии
и оборудование внедряются в народном
хозяйстве республики и обеспечивают
энергосберегающий эффект.
К основным техническим приоритетам деятельности в области энергосбережения относятся:
— повышение эффективности
работы генерирующих источников за счет
изменения структуры
— модернизация и
повышение эффективности работы
котельных за счет перевода паровых
котлов в водогрейный режим, модернизации
тепловой изоляции на всех элементах
и оборудовании котельных и тепловых
сетей; отбора дутьевого воздуха
с верхней части здания котельных;
установки экономайзеров и
— внедрение котельного оборудования, работающего на горючих отходах производства, сельского и лесного хозяйства, деревообработки;
— снижение потерь и
технологического расхода энергоресурсов
при транспортировке тепловой и
электрической энергии, природного
газа, нефти и нефтепродуктов за
счет снижения расходов на собственные
нужды обслуживаемых
— создание мини-ТЭЦ на базе ПГУ и ГТУ на компрессорных станциях газопроводов;
— создание технических условий (объединение тепловых сетей, строительство перемычек, аккумуляторов теплоты и т.п.) для максимальной передачи нагрузок от котельных любых ведомств на ТЭЦ со стоимостью тепловой энергии для владельцев котельных на уровне ее себестоимости на ТЭЦ;
— наладка и автоматическое регулирование гидравлических и тепловых режимов тепловых сетей (перерасчет и шайбирование, замена сетевых насосов, регулировка и т.п.);
— замена отопительных электрокотельных на топливные котлы (преимущественно на местных видах, горючих отходах), а также перевод всевозможных электросушильных установок и нагревательных печей (где это целесообразно) на топливоиспользующие установки;
— внедрение автоматических систем регулирования потребления энергоносителей в системах отопления, освещения, горячего и холодного водоснабжения и вентиляции жилых, общественных и производственных помещений, в технологических установках всех типов;
— разработка и внедрение
новых энергосберегающих
— дальнейшее развитие системы учета всех видов энергоносителей, включая учет их расхода на отопление жилых помещений, а также внедрение многотарифных счетчиков энергии;
— максимальная утилизация тепловых вторичных энергоресурсов (горячей воды, конденсата, дымовых газов, вентвыбросов, канализационных стоков) в технологических процессах, системах отопления и горячего водоснабжения промышленных узлов и отдельных городов и населенных пунктов;
— разработка и внедрение эффективных биогазовых установок для производства горючих газов и удобрений из отходов животноводства, растениеводства, специально выращиваемой биомассы;
— разработка и внедрение технологии использования бытовых отходов и мусора для топливных целей;
— внедрение теплонасосных установок на промышленных предприятиях в централизованных и индивидуальных системах отопления;
— экономически целесообразное внедрение ветро-, гелио- и других нетрадиционных источников энергии;
— техническое перевооружение автомобильного транспорта и тракторов, включая перевод на дизельное топливо, сжиженный и сжатый природный газ, разработка и внедрение экономичных двигателей, совершенной системы диагностики и регулирования, оптимальных режимов эксплуатации;
— разработка и внедрение технологии получения топлива для дизельных установок из метанола и рапсового технического масла;
— разработка, организация производства и внедрение энергосберегающего оборудования, приборов, материалов;
— децентрализация систем энергообеспечения потребителей теплом, топливом, сжатым воздухом с малыми нагрузками и резкопеременными режимами работы;
— максимальное снижение энергозатрат в жилищно-коммунальном хозяйстве путем внедрения регулируемых систем отопления, вентиляции, горячего водоснабжения, освещения и утилизации тепла вентвыбросов, сточных вод, использования энергоэффективных строительных материалов, конструкций, гелиоподогревателей;
— совершенствование
технологии брикетирования торфа.
В Республике Беларусь выстроена четкая система финансирования энергосбережения. Финансирование мероприятий по энергосбережению осуществляется за счет:
— собственных средств предприятий;
— средств целевого фонда энергосбережения;
— средств инновационных фондов министерств и ведомств;
— средств республиканского и местных бюджетов;
— средств кредитов банков, в том числе льготных;
— средств международных
финансовых организаций.
В целях предупреждения
нерационального использования
ТЭР в настоящее время
Информация о работе Политика Республики Беларусь в сфере энергосбережения