Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 10:43, реферат
Федеративная Республика Германия – самое мощное в экономическом отношении государство Зарубежной Европы. Эта страна входит в состав «большой восьмерки» стран Запада. Она играет значительную роль не только в европейской, но также и в мировой экономике и политике.
Автомобилестроение является одной из важнейших отраслей экономики Германии. После КНР, США и Японии, ФРГ — четвёртый по величине производитель автомобилей в мире. Например в 2003 году Германия произвела 5,5 миллионов автомобилей. Из 5,687 млн автотранспортных средств, изготовленных в Германии в 2001 году, свыше 70% пошли на экспорт. Машиностроение считается отраслью промышленности страны с наибольшим числом предприятий. В результате на долю Германии приходится 20,4% совокупного мирового экспорта машиностроения.
В
конце XIX века Германия стала мировым
лидером в химической промышленности.
Большинство крупнейших предприятий расположено
в долинах Рейна или его притоков; важнейшими
промышленными центрами являются Людвигсхафен (концерн «BASF»), Леверкузен со штаб квартирой и
крупнейшим заводом концерна «Bayer», Кёльн, Весселинг, Дор
Несмотря на то, что авиакосмическая промышленность Германии не занимает ведущего положения в экономике страны, она имеет стратегически важное значение. Данная отрасль играет роль технологического мотора страны. В ней совмещены почти все виды высоких технологий информационной эпохи: электроника, робототехника, измерительная и регулировочная техника, а также техника управления и материалов. Инновации в этой сфере существенно способствовали подъему производства компьютеров. После некоторого спада в начале 1990-х, германская авиакосмическая промышленность резко пошла в гору. В 2010 г. её оборот составил 15,3 млрд евро, а количество занятого в ней населения оценивалось почти в 70 тыс. человек. В 2010 г. доля гражданского авиастроения в общем обороте отрасли составила 68,3 %, военного — 23,1 %, космической промышленности — 8,6 %. Известные авиастроительные компании: EADS, Eurocopter.
Германия является
одной из ведущих европейских держав в
судостроении. Выпуском различных машин
для судостроения здесь занимаются более
1 млн рабочих. Прямые поставки комплектующих
смежных отраслей судостроения выполняют
350—400 предприятий страны, при этом одна
треть комплектующих используется в Германии.
В 2008 году судостроители Герм
Чёрная
металлургия в Германии в настоящее
время уже не является ведущей
отраслью промышленности, её конкурентоспособность
уже не выдерживает мировых
Цветная металлургия, так же как и чёрная металлургия, базируется на импортном первичном сырье и на собственном и импортном ломе цветных металлов. Соответственно большинство центров располагается на побережье. Среди них — Галле, Райнфельден, Гамбург, Рурский промышленный район. Выплавка черновой меди сосредоточена почти полностью в Гамбурге и Люнене, рафинированной — в них же, а также в Оснабрюке, Любеке, Хеттштедте.
Германия является пятым по величине в мире потребителем энергии. В 2002 году Германия была крупнейшим в Европе потребителем электроэнергии 512,9 тераватт-часов. Правительство Германии планирует, что к 2050 году половина потребности в электроэнергии будет покрываться за счёт энергии из возобновляемых источников.
По состоянию на 2009 год в структуре потребления электроэнергии в Германии преобладали следующие виды энергоносителей: бурый уголь (24,6 % чистого потребления электроэнергии), ядерная энергия (22,6 %), каменный уголь (18,3 %), возобновляемые источники энергии (15,6 %) и газ (12,9 %).
Однако
географическое положение обуславливает
скудность собственного сырья и
необходимость импорта. Германия не
обладает большими запасами каких-либо
полезных ископаемых. Редкое исключение
из этого правила, распространяющегося
на весь Центрально-европейский регион
В 2000 году правительство и германская атомная промышленность объявили о выводе из эксплуатации всех атомных электростанций к 2021 году. В 2010 году правительство отказалось от планов предыдущего кабинета остановить атомные электростанции страны до 2021 года и решило продлить работу АЭС до 2030-х годов.
Первое место среди германских энергоресурсов занимает бурый уголь. Крупнейшие залежи имеются в Рейнской области, на юге, в Бранденбурге и Саксонии. Запасы, считающиеся пригодными для разработки, оцениваются примерно в 43 млрд тонн.
Доля нефти в обеспечении энергией также сократилась вследствие резко увеличившихся в 1970-е годы цен на нефть. В 2001 г. она составила 38,5 %. Тем не менее, нефть остается важнейшим энергоносителем в стране. Более чем на 9/10 нефти импортируется из Алжира, Саудовской Аравии, Ливии и других стран. Собственная добыча составляет всего 5 млн тонн. Старый центр нефтепереработки — Гамбург, а новые возникли во внутренних районах — Рейнско-Рурском, на юго-западе и в Баварии. Что касается природного газа, то его запасы в 2001 г. оценивались в 342 млрд кубометров. Доля потребления газа в том же году — 21,5 %, причем эта цифра постоянно возрастает.
Значительную часть природных ресурсов Германия импортирует, причем роль Российской Федерации как основного поставщика энергоресурсов очень велика. За счет собственных ресурсов потребность Германии в газе может покрываться лишь на четверть.
На
фоне нехватки сырья и необходимости
учитывать экологические
Германия занимает далеко не последнее место по объёмам и качеству производимых в стране часов и часовых механизмов. Центром часовой промышленности Германии является небольшой городок Гласхютте. Здесь сконцентрирована большая часть фабрик, производящих наручные часы и механизмы к ним. Также важным звеном часовой промышленности являются производители интерьерных часов и механизмов к ним. Самые известные из них: Hermle и Kieninger.
В Германии развито производство детских игрушек, товаров и продуктов для моделирования. Основными компаниями в этой отрасли являются Auhagen GmbH, Gebr. Märklin & Cie. GmbH, Gebr. Fleischmann GmbH, PIKO Spielwaren GmbH.
ФРГ обладает высокопроизводительным сельским хозяйством. Около 70 % товарной продукции сельского хозяйства дает животноводство, нуждам которого во многом подчинено растениеводство: площади под кормовыми культурами значительно больше, чем под продовольственными. Большое количество кормового зерна, особенно кукурузы, импортируется. Германия — страна преимущественно мелких семейных ферм.
В районах с высоким естественным плодородием почв главными культурами являются пшеница, ячмень, кукуруза и сахарная свекла. Более бедные почвы Северогерманской низменности и средневысотных гор традиционно используются под посевы ржи, овса, картофеля и естественные кормовые культуры.
Из общего производства зерна в Европейском союзе на Германию приходится несколько более 1/5, но выделяется она главным образом производством ржи (3/4 сбора), овса (около 2/5) и ячменя (более 1/4). С районами посевов пшеницы во многом совпадают ареалы возделывания сахарной свеклы.
Скотоводство — основная отрасль животноводства в Германии, оно дает более 2/5 всей товарной продукции сельского хозяйства, причем основная часть приходится на молоко (около 1/4). Второе место по значению занимает свиноводство. Самообеспеченность страны по молоку и говядине систематически превышает 100 %, но по свинине составляет менее 4/5.
Скотоводство
молочно-мясного направления
Бройлерное производство, производство яиц, телятины, а также свиноводство концентрируются в крупных животноводческих хозяйствах, размещение которых мало зависит от природных факторов.
По
объему сельскохозяйственного
Основу транспортной системы составляют железные дороги, перевозящие в год около 2 млрд пассажиров. Их протяженность — более 39 тыс. км. Некоторые дороги приспособлены для движения высокоскоростных поездов Intercity-Express. На начало 2003 года в Германии было зарегистрировано 53 млн. автомобилей (в том числе легковых). Автодороги всех классов составляют более 230 тыс. км., автобаны — около 12 тыс. км. Торговый флот Германии насчитывает 2200 современных морских судов.