Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2013 в 00:44, реферат
Производственный комплекс района включает топливно-энергетический, химико-металлургический, агропромышленный и товаропроизводящие комплексы. На территории региона сконцентрирована большая часть всего промышленного потенциала Украины, которая и формирует бюджет страны. Донбасс занимает первое место в Украине по доле валового внутреннего продукта (20%) и прибыли, получаемой предприятиями от производственно-хозяйственной деятельности.
Введение …………………………………………………………………….3
1. Роль и значение экономики Донбасса ………………………………….4
2. Характеристика основных отраслей специализации …………………..5
3. Проблемы развития экономики Донбасса ……………………………...13
Заключение ………………………………………………………………….15
Список литературы …………………………………………………………16
Автомобильный транспорт занимает второе место в грузо- и пассажирообороте всех видов транспорта. В направлении с северо-запада на юго-восток Донбасс пересекает автомагистраль Москва – Харьков- Славянск-Дебальцево - Ростов-на-Дону - Кавказ. На нее выходят многие государственные и областные дороги. В восточной части региона основным распределителем автопотока является Луганск, от которого отходят несколько автомобильных лучей. В центре Донбасса такую же роль выполняет Донецк. На севере расположен один из крупнейших транспортных узлов региона - город Артемовск, в котором пересекаются магистрали семи направлений: на Харьков и Ростов-на-Дону, Константиновку и Красный Лиман, Старобельск, Луганск и Донецк.
Мариупольский морской порт, оснащенный современной техникой является морскими воротами Донбасса. Из Мариупольского порта начинаются морские пути к портам России и странам дальнего зарубежья.
Речной транспорт в Донбассе развит незначительно. Его работа налажена только в среднем и нижнем течении Северского Донца - от станции Гундоровская до устья. Доля транспорта в грузообороте Донбасса очень мала.
Территорию Донбасса пересекает магистральный газопровод «Союз»: Ставрополь - Ростов - на - Дону - Луганск - Москва с ответвлениями в Славянск, Свердловск, Ровеньки, Антрацит, Краснодон, Старобельск, Таганрог, Донецк. По территории Донбасса проходят также нефтепроводы: Самара - Славянск; Грозный - Лисичанск.
В Донецке, Луганске, Мариуполе,
Северодонецке развитие получил
авиатранспорт.
3. Проблемы развития экономики Донбасса
На данный момент существует ряд проблем которые уменьшают доходы и замедляют вхождение Донбасса в мировой рынок. Среди них можно выделить такие, которые являются одними из самых главных:
Однако на общее развитие экономики Донбасса влияет развитие отдельных отраслей специализации, которым присущи свои проблемы.
Промышленность
Акцентируя внимание на угольной промышленности, следует отметить, что добыча угля в Донбассе осуществляется в несоизмеримо худших горногеологических условиях, чем в других странах мира. Это главная объективная причина больших удельных затрат материальных, энергетических, трудовых ресурсов, а также того, что производительность труда намного ниже мировой. Большая часть шахт нерентабельна, т.е. суммарные затраты на добычу угля превышают его стоимость на рынке. Больших государственных дотаций требует отрасль для проведения глубокой реструктуризации и вывода ее из тяжелого экономического кризиса. Закрытие отработавших запасов и убыточных предприятий является частью реструктуризации и реформирования угольной промышленности Донбасса, проводимых для оздоровления и вывода из кризисного состояния угольной отрасли.
Одной из главных проблем
основные виды металлопродукции.
Уровень рентабельности машиностроительной продукции ежегодно снижается, а затраты на производство продукции продолжают возрастать. Происходит свертывание инновационной деятельности.
Важной проблемой развития химической промышленности Донбасса является использование вторичных ресурсов. На предприятиях химического комплекса ежегодно образуется 700 видов отходов, из которых частично используются только 250 видов.
В настоящее время использование основных производственных фондов в промышленности строительных материалов является недостаточным. Техническое переоснащение отрасли не должно проводиться простой заменой отдельных видов оборудования, а производиться комплексно, существенно воздействуя на повышение общего технического уровня производства.
Среди проблем, стоящих перед деревообрабатывающей промышленностью можно выделить две группы - организационные и производственные. Решение организационных проблем связано с общей
трансформацией экономики в систему рыночных отношений и преодолением сложностей в управлении отраслью. Наличие производственных проблем вызвано большими технологическими потерями древесины на различных этапах продвижения ресурсов.
Основными причинами кризиса в АПК является разрыв хозяйственных связей между государствами и регионами, либерализация цен на промышленные товары и материалы, поставляемые сельскому хозяйству и др. Отрасли АПК испытывают проблемы, связанные с материально-техническим обеспечением.
Одной из основных проблем
на сегодняшний день является снижение
объемов произведенной продукции. Так, общий
объем промышленной продукции региона
за январь 2009 года сократился по сравнению
с январем прошлого года на 36,7%, против
декабря 2008 года – на 9,6%.
Спад произошел по всем основным видам
промышленной деятельности, в частности,
в производстве и распределении электроэнергии
– на 7,6%, в пищевой промышленности – на
9,9%, в угольной промышленности – на 10,2%,
в легкой промышленности – на 18,2%, в производстве
кокса и продуктов нефтепереработки –
на 37,1%, в металлургическом производстве
и производстве готовых металлических
изделий – на 46,7%, на предприятиях по добыче
неэнергетических полезных ископаемых
– в 2,1 раза, в машиностроении – в 2,2 раза,
в химической и нефтехимической промышленности
– в 2,4 раза, в производстве строительных
материалов – в 2,6 раза.
Объем продукции сельского хозяйства
за январь 2009 года в целом по области увеличился
по сравнению с аналогичным месяцем 2008
года на 4,7%, в том числе в сельскохозяйственных
предприятиях – на 10,1%, а в хозяйствах
населения произошло снижение на 3,8%.
Строительными предприятиями области, работающими по контрактам подряда, а также предприятиями, выполняющими строительные работы хозяйственным способом, за январь 2009 года выполнено строительных работ на 170 млн. грн., что в 2,4 раза меньше по сравнению с январем прошлого года. Негативные явления наблюдаются и в транспортном комплексе. Так, например, общий грузооборот по всем видам транспорта уменьшился на 37,2%.
Заключение
Развитие и размещение межотраслевых комплексов промышленности в Донбассе играет важную роль в формировании устойчивой экономики региона и Украины, в обеспечении разносторонних экономических связей государства. Межотраслевые комплексы Донбасса имеют большое значение в производстве ряда товаров, транспортировке и экспорте продукции. На регион приходится 20% промышленного производства Украины.
Регион специализируется на угольной и химической промышленности, производстве черных и цветных металлов, строительных материалов, электроэнергетике и тяжелом машиностроении.
Значимость Донбасса
для Украины в действительности
очевидна. Именно поэтому развитие
данного региона влияет на экономику
всего государства. Предполагается,
что большая часть традиционных источников
роста экономики Донбасса вскоре будет
исчерпана. Основные проблемы региона
обусловлены тремя главными причинами,
и все они связаны с разрушением прежних
факторов роста экономики области. Объективной
причиной можно назвать лишь ухудшение
конъюнктуры мирового рынка стали, все
остальные - созданы искусственно. Прежде
всего, это сокращение сумм, выделяемых
государством на расширение угледобычи,
что уже привело к падению объемов добычи
на государственных шахтах и к резкому
спаду в машиностроении. Вторым фактором
является ухудшение отношений с Россией
- это немедленно сказалось на присутствии
украинских товаров на российском рынке
(а также резкое подорожание газа). И, наконец,
ликвидация СЭЗ и ТПР, игравших ключевую
роль в развитии производства потребительских
товаров, отразилась на этом рынке, который
мог несколько нивелировать последствия
спада в тяжелой промышленности.
Из этого следует, что решение многих
проблем возможно лишь в случае изменения
внутренней стратегии Украины и ее внешней
политики, которая обеспечила бы комфортность
и постепенность перемен. Только в таких
условиях у региона может появиться шанс
на дальнейшее развитие.
Список литературы
1. Курс лекций. Авторы: Черноиванова Е.Н., Дубель В.М. – Донецк, 2005. – 148с.
2. Масляк П. О. Економічна і соціальна географія України. – К.: Зодіак – ЕКО, 2006. – 288с.
3. Розміщення продуктивних сил України /За ред. Є.П. Качана.- К.: ВД “Юридична книга”, 2005.- 552 с.
4. Социально-экономическая география Украины/ Пер. с укр. Под ред.
О. Шаблия. – Львов: Свит, 1995. – 640 с.
5. Социально-экономическое положение Донецкой области за 2006 г. // Донецк. обл. управлен. статистики – Донецк: 2007. – 335с.
6. Усачев Н.А., Окушко Я.Г., Черниченко Г.А., Черноиванова Е.Н. Размещение производительных сил Донбасса: Учебное пособие, Донецк: Изд-во «ИСТОКИ», 1999.- 288 с.
7. Хвесик М. А., Горбач Л. М., Пастушенко П. П. Розміщення продуктивних сил та регіональна економіка: Навч. посібн.- К.: Кондор, 2005. – 344 с.
8. Чернюк Л.Г., Клиновий Д.В. Економіка та розвиток регіонів (областей) України. Навч. посібн. – К.: ЦУЛ, 2002. – 644 с.