Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 11:24, контрольная работа
Калининградская область является самым западным регионом Российской Федерации, полностью отделенным от остальной территории страны сухопутными границами иностранных государств (Литвы и Польши) и международными морскими водами. Площадь Калининградской области составляет 15,1 тыс. км. Численность населения на начало 2006 года составила 939,9 тыс. человек (около 0,7% от общего числа жителей России). Уровень урбанизации – 77,5 %. Наиболее крупные города: Калининград с населением 424,6 тыс. чел., Советск (43,2 тыс. чел.), Черняховск (41,7 тыс. чел.), Балтийск (33,2 тыс. чел.), Гусев (28,1 тыс. чел.).
ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………………... 3
1. ОЦЕНКА ПРИРОДНО-РЕСУРСНОГО ПОТЕНЦИАЛА РЕГИОНА ……..... 5
2. ОЦЕНКА ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ОБСТАНОВКИ РЕГИОНА ………...……... 14
3. ОЦЕНКА ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ПОТЕНЦИАЛА РЕГИОНА ………... 21
4. ОЦЕНКА ТРУДОВОГО ПОТЕНЦИАЛА РЕГИОНА …..…………………... 31
5. ОЦЕНКА ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ РЕГИОНА …………... 37
6. ОЦЕНКА БЮДЖЕТНО-ФИНАНСОВЫХ ОТНОШЕНИЙ ….….……...…... 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………... 49
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Природные условия в целом благоприятны. В течение длительного времени можно использовать пастбище.
Большое развитие получили мясная и маслодельная промышленность, перерабатывающая местное сырье.
Профилирующие отрасли сельского хозяйства — молочно-мясное скотоводство, мясное и беконное свиноводство и птицеводство. Область располагает богатыми естественными кормовыми угодьями — лугами и пастбищами. По посевной площади первое место занимают зерновые; сеют главным образом озимую пшеницу, рожь и ячмень. На втором месте — однолетние и многолетние травы и корнеплоды. Из технических культур возделывается свекла на корм скоту. В последние годы большое внимание уделяется садоводству.
Транспортный комплекс. Одним из безусловных приоритетов развития Калининградской области является развитие ее транспортного комплекса, что необходимо для поддержания полноценного транспортного сообщения с основной территорией России и для обслуживания российских экспортно-импортных перевозок и транзитных грузопотоков других государств (прежде всего - не имеющих выходов к морю).
Транспортный комплекс Калининградской области объединяет в себе автомобильный, железнодорожный, морской, речной, воздушный транспорт и объекты соответствующей инфраструктуры (дороги, железнодорожные станции, порты и аэропорт, пункты пропуска через государственную границу).
С 2000 года транспортный комплекс региона демонстрировал стабильное развитие, обеспечивая растущий спрос на перевозки грузов и пассажиров. Происходит рост грузооборота, увеличение транспортной подвижности населения.
Динамика роста грузооборота с 2001 до 2007 года – положительная. Однако в 2008 году объемы перевалки снижаются. Основная причина – неконкурентоспособные железнодорожные тарифы на калининградском направлении и экономический кризис.
Таким образом, в настоящее время в наличии значительные резервы неиспользованных мощностей порта.
Наиболее быстро развиваются новые портовые мощности в Балтийске.
В настоящее время на автомобильно-железнодорожном паромном комплексе в г. Балтийске обслуживаются 3 регулярные линии:
Грузопассажирская
линия «Балтийск – Санкт-
Железнодорожно-паромная линия «Усть-Луга – Балтийск»;
Железнодорожно-паромная линия «Балтийск – Засниц (Германия)».
Инфраструктура.
Экономически активное население Калининградской области в 2005 году составило 518,9 тысяч человек, из них занятые в экономике - 484,7 тыс. человек. Уровень официально зарегистрированной безработицы по итогам 2006 года составил 1,4%.
В сфере образования работают 22 высших учебных заведения (из них наиболее крупные: Российский государственный университет имени Иммануила Канта, Калининградский государственный технический университет, Балтийская государственная академия рыбопромыслового флота, Калининградский юридический институт Министерства внутренних дел Российской Федерации, Калининградский пограничный институт Федеральной службы безопасности Российской Федерации), 22 учреждения среднего профессионального образования, 21 учреждение начального профессионального образования, 246 школ, лицеев, гимназий.
В
системе обязательного
По состоянию на начало 2009 года Калининградская область остается в числе лидеров среди регионов Российской Федерации по уровню развития малого и среднего предпринимательства (МСП).
По многим показателям, характеризующим состояние МСП, регион приближался к таким крупным экономическим центрам как Москва и Санкт-Петербург.
Количество субъектов МСП в структуре бизнеса Калининградской области по состоянию на начало 2009 года составило 62,9 тысяч единиц, из них 27,0 тыс. единиц составили малые предприятия.
Количество работающих на малых предприятиях, с учетом всех категорий занятых, составило более 173,3 тысячи человек или 33,9 % от населения, занятого в экономической деятельности региона. Число субъектов МП на 1 тысячу жителей достигло 28,4.
Доля
субъектов МСП в ВРП региона
по предварительным итогам 2008 года
составила 64,4 %.
4. ОЦЕНКА ТРУДОВОГО ПОТЕНЦИАЛА РЕГИОНА
Среднегодовая численность
населения Калининградской
Доля городского населения 77,2% или 727,7 тыс. человек, 214,7 тысячи человек проживают в Калининградской области в сельской местности. По возрасту население распределяется следующим образом: трудоспособное население – 64,7%, моложе трудоспособного – 15,7%, старше трудоспособного – 19,6%.
Население
Калининградской области
Экономически активное население в 2005 году составило 518,9 тысяч человек, из них занятые в экономике - 484,7 тыс. человек. Уровень официально зарегистрированной безработицы по итогам 2006 года составил 1,4%.
Необходимо подчеркнуть, что экономика области, ее рынок труда развивается в особых условиях. Анклавность территории, изолированность от российских экономических структур и общероссийского рынка труда, и как следствие, ограниченность трудового потенциала - все это создает условия для выработки специфичных подходов в определении стратегии развития региона, в том числе и политики по подготовке и привлечению трудовых ресурсов. С распадом СССР обмен вакансиями и рабочей силой с другими регионами России практически отсутствует. Те специальности, которые готовит профессиональное, среднее специальное и высшее образование области используются в подавляющем большинстве внутри региона. Поэтому с учетом небольших масштабов рынка труда (в экономике занято всего 440 тысяч человек), а также незначительным ростом новых рабочих мест (количество вакансий, заявленных службой занятости на 1 января 2005 года, уменьшилось по сравнению с 2004 годом на 3 %) неизбежно возникновение несоответствия между спросом и предложением рабочей силы.
Анализ профессиональной подготовки специалистов в области показывает, что существует серьезный разрыв между потребностями рынка труда и сложившейся в регионе структурой образования. По сути дела в регионе сложилась ситуация, когда интересы работодателей, то есть тех, кто формирует рабочие места, и учебных заведений, готовящих кадры, причем в условиях анклава, кадры, востребованные в большинстве своем только в области, не согласуются. В настоящий момент, работодатели в целях экономии средств на подготовку специалистов для своих нужд используют дешевую иностранную рабочую силу, а учебные заведения, исходя из соображений выживаемости в современных рыночных условиях и спроса на коммерческую подготовку специалистов, готовят кадры, которые в конечном итоге оказываются не востребованными на рынке труда. В результате растет неудовлетворенный спрос в развивающихся секторах экономики, и как результат, структурная безработица. Общее количество безработных по данным обследования по методологии МОТ в среднем за 2004 год составило 32,2 тыс. человек. Службой занятости на конец года было зарегистрировано 9,1 тыс. безработных. Число вакансий на 1 января 2005 года составило 9204, что несколько выше количества безработных, но при этом большая часть вакансий территориально сосредоточена в Калининграде. Если превышение в среднем по Калининградской области числа вакансий по отношению к количеству безработных составляет 1,3 %, то по Калининграду оно выше в 5 раз. В среднем уровень безработицы на 1 января 2005 года составил 1,8 % , что ниже среднероссийского показателя (2,6 % в 2004 г.). Проблема региона в территориальной диспропорции рынка труда. 85 % трудового потенциала используется в западной части области. В восточных районах использование трудового потенциала менее 30 %.
Рост экономики области вызвал спрос на трудовые ресурсы определенной подготовки и квалификации. Наиболее востребованными сегодня на рынке труда являются, в первую очередь, рабочие специальности, в том числе, все строительные, включая дорожное строительство, электрогазосварщики, монтажники, слесари-сборщики, судостроители, специалисты нефтяной отрасли, водители транспорта, работники обувной промышленности, работники торговли и общепита. Наиболее востребованные профессии служащих по заявленным вакансиям в службе занятости - медицинская сестра, врач, преподаватель, инспектор, воспитатель детского сада, инженер, бухгалтер.
Региональное высшее образование базируется сегодня на системе вузовской подготовки в 4 государственных и 6 негосударственных вузах. Численность студентов в них составляет 29,9 тыс. человек (на 10 000 населения приходится 316 студентов, это без учета филиалов). Для сравнения в Ленинградской области - 82, в Карелии - 305, Псковской - 253. Кроме того, в области зарегистрировано 13 филиалов высших учебных заведений.
В системе средней специальной подготовки области - 12 государственных, 9 негосударственных учебных заведения, всего - 21. Численность учащихся в государственных учебных заведениях данного звена - 12,8 тыс. человек. На 10 000 населения приходится 135 учащихся. Это ниже, чем в ряде субъектов Северо-Западного федерального округа. Для сравнения в Карелии - 195 учащихся, Псковской области - 147, Вологодской - 177. Система профессионального образования представлена 8 профессиональными училищами и 4 лицеями.
На 10 000 выпускников школ в 2004-2005 гг. приходилось 6,5 тысяч мест в государственных высших учебных заведениях, 1440 мест в негосударственных вузах и 4,3 тысячи мест в средних специальных учебных заведениях области. Если к этому добавить коммерческое образование в негосударственных филиалах, то получится картина почти полного высшего и среднего специального получения образования выпускниками региона.
В результате сложившейся структуры подготовки кадров регион получает на 1 подготовленного рабочего 4 управленцев. Вместе с тем 80 % вакансий предназначено именно для рабочих специальностей. Потребность области в специалистах с высшим образованием около 500 человек в год. А выпуск по итогам 2004-2005 гг. в государственных и негосударственных вузах составил 4386 человек. Результат таких масштабных несоответствий - невостребованность на рынке труда специалистов-выпускников высшей школы, трудоустройство их не по профилю, обращение в службу занятости по вопросам трудоустройства и переквалификации. Из числа безработных, ежегодно переобучаемых службой занятости, две трети составляет молодежь 17-30 лет.
По данным Федеральной Государственной службы занятости населения в Калининградской области образовательный уровень свободной рабочей силы на рынке труда в 2004 году был чрезвычайно высок. Более 40 % свободной рабочей силы приходилось на лиц с высшим образование и до 26 % на лиц со средним специальным образованием.
Трудовая миграция. Известно, что система образовательных услуг достаточно инерционна, и сложившиеся диспропорции в спросе и предложении на рынке труда - результат длительного отсутствия рычагов управления в этой сфере. Вместе с тем, растущая экономика не может ждать, и работодатели, не найдя на рынке труда нужных ему специалистов, вынуждены использовать в своих целях привлекаемую извне рабочую силу. В связи с этим в области в последнее время получила развитие трудовая внешняя миграция, вызванная потребностями региональной экономики.
Регулирующим механизмом по привлечению иностранной рабочей силы является система квот, которая начала работать с 2003 года. Квотирование рабочих мест предусмотрено для визовых стран. На страны СНГ (кроме Грузии и Туркмении) система квот не распространяется. Кроме того, не нужно получать разрешение на работу в России гражданам Белоруссии.
Иностранная рабочая сила поступает в регион из 30 стран мира, в том числе из 10 стран бывшего СССР. Самые крупные поставщики иностранной рабочей силы - Литва (41 % рабочих мест), Украина (18 %), Узбекистан (12 %), Турция (6 %), Китай (4 %), Азербайджан (3 %), Польша (3%), Латвия (2,7 %), Сербия и Черногория (2,7 %).
Большая часть иностранных работников используется на транспорте (более 40 %). В 2004 году по сравнению с 2003 на 5 % возросла доля участия иностранных работников в строительной отрасли. Связано это, скорее всего, с ростом инвестиций в осуществление юбилейных программ по подготовке к 750-летию города. Вместе с тем, за год снизилась доля участия иностранцев в промышленности области на 9 %, в коммерческой деятельности на 5 %.
Особенность трудовой миграции в Калининградской области по сравнению с другими регионами страны связана с тем, что значительное число невостребованных экономикой региона собственных трудовых ресурсов области направляется на временное трудоустройство за границу. По данным статистики в 2003 году было трудоустроено за границей 4,9 тыс. калининградцев, в 2004 году - 4,7 тыс., что составляет почти 10 % от общего количества россиян, выехавших на работу за границу в 2004 году. Большая часть работников в 2004 году выехала в Либерию (23 %), Грецию (13 %), на Кипр (11 %), в Намибию и Сингапур (по 11 %), Норвегию и Нидерланды (по 9 %). Большая часть российских граждан, выехавших на работу за границу, имели высшее и среднее специальное образование. В целом, по России ситуация абсолютно противоположная. Число иностранных граждан, привлеченных в экономику страны в последние годы, превышало в 8 раз количество российских граждан, выехавших на работу за границу.
Информация о работе Оценка экономического потенциала Калининградской области