Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2012 в 14:41, отчет по практике
Задачами данной работы является:
рассмотрение понятия «проблемный регион»;
рассмотрение классификации проблемных регионов;
анализ каждого из видов проблемных регионов.
Целью работы является рассмотрение общих черт и особенностей проблемных регионов.
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ПРОБЛЕМНЫЕ РЕГИОНЫ: ПОНЯТИЕ И КЛАССИФИКАЦИЯ 4
2 КРИЗИСНЫЕ РЕГИОНЫ 6
2. 1 Центральный кризисный пояс 6
2. 2 Южный кризисный пояс 7
2. 3 Уральский кризисный пояс 8
2.4 Восточный кризисный пояс 8
3 ОТСТАЛЫЕ (СЛАБОРАЗВИТЫЕ) РЕГИОНЫ 10
4 ДЕПРЕССИВНЫЕ РЕГИОНЫ 13
5 ПРИГРАНИЧНЫЕ РЕГИОНЫ 15
6 ЗОНА СЕВЕРА 18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 20
Если несколько смягчить критерии выделения, к категории отсталых также можно отнести ряд областей Центрально-Черноземного экономического района и автономных округов Севера.
К
сожалению, степень дифференциации
уровня социально-экономического развития
регионов России сегодня столь велика,
что преодолеть ее в ближайшем обозримом
будущем не представляется возможным.
Как показали расчеты, для ряда регионов
время, необходимое для преодоления отставания
от среднероссийских показателей уже
превышает сотню лет (таблица 1).
Таблица 1 - Число лет, необходимых для достижения среднероссийского уровня ВРП на душу населения наиболее отсталыми регионами
|
Целью государственной региональной политики в этих условиях может быть только преодоление центробежных тенденций и сокращение отставания наименее развитых регионов от среднероссийского уровня. При этом, даже наиболее отсталые регионы РФ сегодня обладают потенциальными конкурентными преимуществами, которые могут стать основой для вывода на новый уровень развития.
Так, потенциальными конкурентными преимуществами республик Северного Кавказа являются:
Перспективными направлениями для развития регионов южной Сибири могли бы стать:
Таким образом, главный путь преодоления хронической отсталости ряда регионов России - саморазвитие территории на основе использования собственного потенциала и конкурентных преимуществ.
Депрессивные регионы - это территории, которые в настоящее время отличаются более низкими, чем в среднем по стране, показателями социально-экономического развития, но в прошлом были развитыми, а по некоторым показателям занимали ведущее место в стране.
Отличительными признаками депрессивных регионов являются:
Чаще всего регион переходит в депрессивное состояние под влиянием следующих причин:
Выделяются старопромышленные, аграрно-промышленные и добывающие (очаговые) депрессивные регионы.
К категории старопромышленных относятся регионы, структура экономики которых формируется на разных стадиях индустриального развития, с конца 19 века до 60-70-х годов 20 века. В России эти регионы в наибольшей степени пострадали в ходе трансформационных процессов 90-х годов.
Практика показала, что трансформационные процессы в России привели к формированию депрессивных старопромышленных регионов, структура экономики которых существенно отличается от структуры экономики типичных старопромышленных регионов в развитых странах. Регионы, концентрирующие предприятия ВПК, машиностроения, приборостроения, легкой промышленности, оказались в гораздо худшем положении, чем регионы, концентрирующие добывающую промышленность и отрасли первых переделов. Таким образом, в России ярко проявилось противоречие между научно-технической прогрессивностью отраслевой структуры и ее рыночной эффективностью.
Наибольшая концентрация старопромышленных депрессивных регионов наблюдается в Северо-Западном, Центральном, Волго-Вятском, Поволжском, Уральском экономических районах, южном поясе Сибири, на Дальнем Востоке. Особенностью развития депрессивного состояния является его более четкое проявление на локальном (городские агломерации, районы, узлы), а не на общерегиональном уровнях.
Аграрно-промышленные
депрессивные регионы в чистом виде
выделить сегодня практически
К
категории добывающих депрессивных
регионов относятся локализованные
горнопромышленные и
Специфическими проблемами добывающих депрессивных регионов являются:
К
категории приграничных относятся
регионы, территория которых испытывает
существенное влияние государственной
границы. Государственная граница
выполняет барьерную, фильтрующую
и контактную функцию. Распад Советского
Союза привел к существенному
изменению государственных
К макроуровню приграничья относятся все субъекты Федерации, имеющие прямой выход к государственным границам. Это 51субъект федерации, площадь которых составляет около 73% от общей площади территории страны, а численность населения - около 50% от общероссийской величины.
К мезоуровню приграничья относятся административные районы в составе субъектов Федерации, часть внешних границ которых совпадает с государственной границей. Сюда же включаются города, расположенные на территории этих районов.
К микроуровню приграничья относится приграничная полоса, включающая населенные пункты, непосредственно выходящие на государственную границу. Ширина приграничной полосы по российским нормам составляет 5 км, по нормам ВТО - полоса приграничной торговли составляет 15 км.
Возможности развития приграничного сотрудничества во многом определяются характером отношений, сложившихся на межгосударственном уровне. Одним из наиболее благоприятных для приграничного сотрудничества является норвежско-финляндское приграничье. Данная территория входит в систему сотрудничества Баренц-Евроарктического региона и частично - в программу европейского Союза (INTERREG). Баренц - Евроарктический регион организационно оформлен в 1993 году с участием Норвегии, Швеции, Финляндии, России и ЕС.
Балтийское приграничье образуется на границах с Эстонией, Латвией, Литвой. Здесь Россия участвует в работе Совета государств Балтийского моря по экономическому сотрудничеству на субрегиональном уровне. Создан Совет приграничных регионов России, Эстонии, Латвии. Основными проблемами данной зоны приграничья являются:
Белорусское приграничье хотя и является «спокойным» в политическом плане, но для него характерен низкий уровень развития экономических связей на микроуровне приграничья.
На украинском приграничье, несмотря на заключение Соглашения о сотрудничестве приграничных областей, граница постепенно закрывается преимущественно по инициативе Украины.
Северо-Кавказское приграничье (Грузия, Азербайджан) - зона наибольшей нестабильности, военно-политических и этнических конфликтов. Здесь наблюдается резкое сужение контактных функций границ, формируется граничный рубеж по периметру внутренней границы Чечни. В условиях экономического распада и политической нестабильности приграничные связи на микроуровне носят стихийный характер.
Казахстанское
приграничье демонстрирует
Восточно-Сибирское и дальневосточное приграничье (Китай, Монголия, КНДР, морские границы с Японией и США) отличается быстро растущей экономической активностью, прежде всего по приграничной торговле с Китаем. В то же время, близкое соседство наименее заселенных территорий России с государствами, обладающими значительным населением и ограниченными территориями, создает серьезные угрозы национальной безопасности страны в этом регионе. Наиболее неоднозначным представляется расширение сотрудничества с Китаем, бросающим геополитический и геоэкономический вызов России.
Зона Севера сегодня в России охватывает полностью или частично 28 субъектов Федерации, что составляет около 70% территории страны, где проживает порядка 8% населения. Несмотря на суровые природно-климатические условия северные территории имеют колоссальное экономическое и политическое значение для российского государства. Геоэкономическое значение российского Севера определяется сосредоточением уникального природно-сырьевого потенциала. Российский Север это:
Информация о работе Общие черты и особенности проблемных регионов