Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2011 в 21:32, реферат
Нефтяная промышленность - отрасль тяжелой индустрии, включающая разведку нефтяных и нефтегазовых месторождений, бурение скважин, добычу нефти и попутного газа, трубопроводный транспорт нефти По разведанным запасам нефти в 1992 году Россия занимала второе место в мире вслед за Саудовской Аравией, на территории которой сосредоточена треть мировых запасов.
1. Введение.
Развитие добычи нефти.
Причины упадка нефтедобывающей промышленности.
Нефтяные базы России.
Нефтедобывающие предриятия России.
а). Западно-Сибирская база.
б). Волго-Уральская база.
в). Тимано-Печерская база.
Характеристики и преимущества.
Развитие и размещение основных нефтепроводов .
Экспорт нефти .
И ещё раз о проблемах .
Список литературы .
Подавляющую часть нефти и попутного газа (более 4/5) области дают Татария, Башкирия Куйбышевская область. Значительная часть нефти, добываемая на промыслах Волго-Уральской нефтегазоносной области, поступает по нефтепроводам на местные нефтеперерабатывающие заводы, расположенные главным образом в Башкирии и Куйбышевской области, а также в других областях (Пермской, Саратовской, Волгоградской, Оренбургской).
Нефть Восточной Сибири отличается большим разнообразием свойств и состав вследствие многопластовой структуры месторождений. Но в целом она хуже нефти Западной Сибири, т.к. характеризуется большим содержанием парафина и серы, которая приводит к повышенной амортизации оборудования. Если коснуться особенностей в качестве, то следует выделить республику Коми, где ведется добыча тяжелой нефти шахтным способом, а также нефть Дагесстана, Чечни и Ингушетии с крупным содержанием смол, но незначительным серы. В ставропольской нефти много легких фракций, чем она ценна, хорошая нефть и на Дальнем Востоке.
Итак,
почти каждое месторождение,
а тем более каждый
из нефтегазоносных
районов отличаются
своими особенностями
в составе нефти, поэтому
вести переработку,
используя какую-либо
“стандартную” технологию
нецелесообразно. Нужно
учитывать уникальную
структуру для достижения
максимальной эффективности
переработки, по этой
причине приходиться
сооружать заводы под
конкретные нефтегазоносные
области. Существует
тесная взаимосвязь
между нефтяной и нефтеперерабатывающей
промышленностью. Однако
развал Советского Союза
обусловил появление
новой проблемы - разрыв
внешних хозяйственных
связей нефтяной промышленности.
Россия оказалась в
крайне невыгодном положении,
т.к. вынуждена экспортировать
сырую нефть ввиду дисбаланса
нефтяной и нефтеперерабатывающей
промышленности (максимальный
объем переработки - 240
млн. тонн в год), в то
время как цены на сырую
нефть гораздо ниже,
чем на нефтепродукты.
Кроме того, низкая приспособляемость
российских заводов,
при переходе на нефть,
ранее транспортировавшуюся
на заводы республик,
вызывает некачественную
переработку и большие
потери продукта.
Тимано-Печерская
база.
Третья нефтяная база - Тимано - Печерская. Она расположена в пределах Коми, Ненецкого автономного округа Архангельской области и частично на прилегающих территориях, граничит с северной частью Волго-Уральского нефтегазоносного района. Вместе с остальными Тимано-Печерская нефтяная область дает лишь 6% нефти в Российской Федерации (Западная Сибирь и Уралоповолжье - 94%). Добыча нефти ведется на месторождениях Усинское, Верхнегруьеторское, Памгня, Ярега, Нижняя Омра, Водейское и другие. Тимано - Печорский район, как Волгоградская и Саратовская области, считается достаточно перспективным. Добыча нефти в Западной Сибири сокращается, а в Ненецком автономном округе уже разведаны запасы углеводородного сырья, соизмеримые с западносибирскими. По оценке американских специалистов, недра арктической тундры хранят 2,5 миллиарда тонн нефти. Сегодня различные компании уже инвестировали в его нефтяную промышленность 80 млрд. долларов с целью извлечь 730 млн. тонн нефти, что составляет два годовых объема добычи Российской Федерации. Ведутся совместные разработки месторождений. Например, СП “Полярное сияние” с участием американской компании “Конако”, которое разрабатывает Ардалинское месторождение с запасами нефти более 16 миллионов тонн. В проект инвестировано 375 миллионов долларов, из которых 80 миллионов получили 160 российских компаний - поставщиков и подрядчиков. 71 процент всех доходов “Полярного сияния” остается в России, что делает контракт выгодным не только для иностранцев, но и для жителей Ненецкого автономного округа, получивших дополнительные рабочие места, и в целом всей Российской Федерации.
Теперь,
обобщив сказанное
в данной главе, выделим
главную особенность,
проблему размещения
нефтедобывающей
промышленности России.
Частично она уже была
рассмотрена - это сверхвысокая
концентрация нефтедобычи
в ведущей нефтяной
базе. Она имеет как
раз преимущество для
организации самой структуры
промышленности, так
создает целый комплекс
проблем, среди которых,
например, сложная экологическая
обстановка в регионе.
Особенно выделяется
из них проблема дальней
и сверхдальней транспортировки
нефти и попутного газа,
обусловленная объективной
необходимостью в перевозке
сырья от главного поставщика,
восточных районов Российской
Федерации, к главному
потребителю - западной
ее части.
Характеристики
и преимущества.
Нефть не используется в первоначальном виде, поэтому нефтеперерабатывающие заводы - основной ее потребитель. Они располагаются во всех районах страны, т.к. выгоднее транспортировать сырую нефть, чем продукты ее переработки, которые необходимы во всех отраслях народного хозяйства. В прошлом она из мест добычи в места потребления перевозилась по железным дорогам в цистернах. В настоящее время большая часть нефти перекачивается по нефтепроводам и их доля в транспортировке продолжает расти. В состав нефтепроводов входят трубопроводы, насосные станции и нефтехранилища. Производительность в год - 90 млн. тонн нефти. По эффективности с нефтепроводами могут соперничать только морские перевозки танкерами. Кроме того, они менее опасны в пожарном отношении и резко снижают потери при транспортировке (доставке).
Стоимость строительства магистрального нефтепровода
обычно
окупается за 2-3 года.
Развитие
и размещение основных
нефтепроводов.
Первый нефтепровод в России проложен в 1878 году в Баку от промыслов до нефтеперерабатывающего завода, а в 1897 - 1907 году был построен самый большой в то время в мире по протяженности магистральный трубопровод Баку - Батуми диаметром 200 мм и длиной 835 км, который продолжает эксплуатироваться и по сей день. . К 1941 году в эксплуатации находилось 4100 км магистральных трубопроводов для перекачки нефти и нефтепродуктов с сумарной годовой Общая протяженность магистральных нефтепроводов к 1956 году возросла до 11,5 тыс. км, а через 10 лет достигла уже 29 тыс. км. А в 1992 году в СНГ - 275 тысяч км. Сеть магистральных нефтепроводов развивалась в трех основных направлениях: урало-сибирское (Альметьевск - Уфа - Омск - Новосибирск - Иркутск) длиной 8527 км; северо-западное (Альметьевск - Горький - Ярославль - Кириши с ответвлениями на Рязань и Москву) длиной более 17700 км; юго-западное от Альметьевска до Куйбышева и далее нефтепроводом “Дружба” с ответвлением на Полоцк и Вентспилс) протяженностью более 3500 км. Таким образом, наибольшей длиной обладали нефтепроводы урало-сибирского направления, т.к. связывали основного добытчика (Сибирь) с главным потребителем (западными районами Российской Федерации. Важность этого направления сохраняется и в настоящее время.
С открытием новых нефтяных месторождений на Южном Мангышлаке и в Тюменской области сооружены слудующие нефтепроводы: Узень - Гурьев - Куйбышев диаметром 1020 мм, длиной около 1000 км; Шаим - Тюмень, Александровское - Анжеро - Суджинск диаметром 1220 мм и протяженностью 840 км; Усть - Балык - Курган - Уфа - Альметьевск диаметром 1220 мм и протяженностью 1844 км, второй нефтепровод “Дружба”. Общая протяженность нефтепроводов в СССР в 1973 году составила 42,9 тысяч км, а к 1987 году уже превысила 82 тыс.
км. производительностью 7,9 млн. тонн. Развитие нефтепроводного транспорта определяется общим состоянием дел в нефтяной промышленности, т.к. между ними существует неразрывная связь. В прошлом формирование нефтяной базы между Волгой и Уралом, намного улучшив снабжение нефтью центральных и восточных районов страны, обусловило появление целой системы магистральных нефтепроводов:
1) на запад - нефтепровод “Дружба” от Альметьевска через Куйбышев - Брянск до Мозыря (Белоруссия), откуда в Польшу, Венгрию и Чехословакию с ответвлением в Белоруссию, Латвию и Литву; Куйбышев - Пенза - Брянск (нефтепродукты); Альметьевск - Горький - Рязань - Москва с ответвлением Горький - Ярославль - Кириши;
2) на юг - Пермь - Альметьевск; Альметьевск - Саратов; Ишимбай - Орск.
3) на восток - Туймазы - Омск - Новосибирск - Красноярск - Ангарск; Туймазы - Омск; Уфа - Омск - Новосибирск (нефтепродукты).
Формирование Западно-Сибирской нефтяной базы изменило ориентацию основных потоков нефти: Волго-Уральский район целиком переориентировался на западное направление.
Важнейшие функции дальнейшего развития сети магистральных нефтепроводов перешли к Западной Сибири, откуда трубопроводы идут:
1) на запад - Усть - Балык - Курган - Альметьевск; Нижневартовск - Куйбышев; Куйбышев - Лисичанск - Кременчук - Херсон - Одесса; Сургут - Новополоцк;
2) на юг - Шаим - Тюмень; Усть - Балык - Омск; Омск - Павлодар - Чимкент;
3) на
восток - Александровское -
Анжеро - Судженск.
Экспорт
нефти .
Для транспортировки нефти на запад используются, кроме того, трубопроводы Волго - Уральского района восточного направления.
Из трубопроводов выделяются: Гурьев - Орск; Мангышлак - Самара; Ухта - Ярославль (Тимано - Печерская нефтегазоносная область); Огса - Комсомольск-на-Амуре (Сахалин).
За границу нефть экспортируется также при помощи трубопроводов (например, “Дружба”). Экспорт нефти сегодня составляет 105-110 млн. т, нефтепродуктов - 35 млн. тонн. Средняя цена нефти на мировом рынке - приблизительно 107 долларов за тонну, а мазута - 86 долларов. Треть экспорта сырой нефти приходиться на страны СНГ (на Украину, Белоруссию и Казахстан вместе более 90%).
Остальная часть нефти направляется в дальнее зарубежье, т.е. в Западную Европу, где Германия, Италия, Великобритания и Ирландия вкупе потребляют 60% этого объема. Сегодня экспорт за границу в основном выгоден, однако есть уже указанные проблемы с оплатой при поставке нефти в страны ближнего зарубежья.
В
самой же России в
будущем предусмотрено
создание региональных
систем магистральных
нефтепродуктопроводов
с разводящей сетью
к нефтебазам, однако
сейчас трубопроводный
транспорт периживает
тяжелые времена в связи
с общим спадом в нефтяной
промышленности.
И
ещё раз о проблемах .
Проблемы сотрудничества, добычи, транспортировки и еще ряд других проблем уже рассматривался. Но я считаю необходимым добавить к сказанному следующее.
Проблема обеспечения отечественной нефтяной отрасли машиностроительной продукцией существует. И она требует к себе специального внимания.
Особенно беспокоит чрезвычайная зависимость от импорта машиностроительной продукции .В итоге отвлекаются большие средства, выручаемые от продажи нефти, требуется большая работа по организации закупок и реализации оборудования .
Особый аспект анализируемой проблемы - поставки из Азербайджана. Ещё в 1990 г. Начавшееся там известное вооружённое противостояние привело к прекращению завоза оборудования на российские нефтепромыслы, что стало причиной резкого сокращения добычи нефти. Если учесть , что Азербайджан стал для нас вскоре заграницей, то технологическая зависимость России ещё более возросла.
Проблемой импортозамещения в своё время серьёзно занялось Минестерство топлива и энергетики. Был даже издан приказ о разработке соответствующими подразделениями спец.программы , которая бы включала в себя конкретную номенклатуру изделий , подлежащих изготовлению на заводах России.
В
области материально-
Ещё в 1992 г. были сделаны первые шаги в избранном направлении . Так в Удмуртии , на АО “Ижнефтемаш” освоили производство цементировачных агрегатов. В короткое время организовано производство штанговых глубинных насосов - одного из основных видов видов оборудования, без которого добыча не возможна. Список предприятий , которые позволили сравнительно быстро изменить ситуацию на отечественном рынке нефтяного оборудования , можно продолжать.
Может ли что-то помешать дальнейшему осуществлению импортозамещения тем, кто уже приложил немало сил к решению этой проблемы ?
Да.
И прежде всего
то , что российская
промышленность выставляет
слишком высокие
цены на свою продукцию .
Чёткая ценовая политика
тем более важна ,
что иных рычагов
воздействия на нефтяные
компании у Минтопэнерго
и правительства
становится всё меньше.
Список
литературы :
1. Крюков В.А. Зачем нужна России национальная нефтяная компания // ЭКО. 1999 г. № 4
2. Рачков Б. Эта коварная "нефтяная игла"// Экономика и жизнь. 1998 г. № 34
3. Смирнов А.С. Проблемы нефтянях компаний России // Независимая газета. 1997 г. 25 февр.
4. Иголкин А. Нефть Родины // Наш современник. 1993. №5.
5. Крюков В.А. Полные канистры и пустые карманы //ЭКО. 1994. №1.
6. Неверов В. Перспективы нефтяной промышленности Западной Сибири // Деловой мир . 1993. 22 мая.
7. Нефть и газ в зеркале планеты // Деловой мир. 1994. 1-7 августа.