Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2011 в 18:54, реферат
Нефть известна давно. Археологи установили, что ее добывали и использовали уже за 5- 6 тыс. лет до н.э. Наиболее древние промыслы известны на берегах Евфрата, в Керчи, в китайской провинции Сычуань. Считают, что современный термин „нефть" произошел от слова „нафата", что на языке народов Малой Азии означает просачиваться. Упоминание о нефти встречается во многих древних рукописях и книгах. В частности, уже в Библии говорится о смоляных ключах в окрестностях Мертвого моря.
ВВЕДЕНИЕ 3
НЕФТЯНАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ 6
ЕЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ И СОСТАВ. 6
ПРОБЛЕМЫ НЕФТЕДОБЫВАЮЩЕЙ ОТРАСЛИ. 7
РАЗВИТИЕ ДОБЫЧИ НЕФТИ. 9
ПРИЧИНЫ УПАДКА НЕФТЕДОБЫВАЮЩЕЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ. 11
ОСОБЕННОСТИ РАЗМЕЩЕНИЯ НЕФТЕПЕРЕРАБАТЫВАЮЩЕЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ. ГЛАВНЫЕ РАЙОНЫ РАЗМЕЩЕНИЯ. 12
ТРАНСПОРТ НЕФТИ. МАГИСТРАЛЬНЫЕ НЕФТЕПРОВОДЫ. 14
ЭКСПОРТ НЕФТИ. 16
ПОСЛЕДСТВИЯ ИНТЕНСИВНОЙ ДОБЫЧИ. 18
ОПЕК 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 22
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 25
Нефтеперерабатывающие заводы разместились на трассах нефтепроводов (Нижний Новгород, Рязань, Москва, Кириши, Полоцк, Орск, Омск, Ангарск), на водных путях (Волгоград, Саратов, Сызрань, Самара, Ярославль, Хабаровск) и в морских портах (Туапсе), куда сейчас проложены трубопроводы. Поэтому удельных вес районов добычи нефти в ее переработке резко сокращается. В них сосредоточена еще значительная часть нефтеперерабатывающих заводов (Уфа, Салават, Ишимбай, Грозный), идет интенсивная их реконструкция и зачастую расширение. Новых заводов в районах добычи нефти уже не строят. Они сооружаются на трассах нефтепроводов идущих на восток (Ачинск).
Эта
тенденция территориального разрыва
нефтедобывающей и нефтеперерабатывающей
промышленности еще больше усилилась
в связи с превращением Западной Сибири
в главную базу добычи нефти страны. В
настоящее время там имеется лишь один
центр переработки нефти в Омске, куда
поступает небольшая часть добываемого
в районе жидкого топлива.
Распределение нефтепереработки по экономическим районам России в %
Экономические районы | Нефтепереработка т. |
Север | 1,9 |
Северо-Запад | ---- |
ЦЭР | 16,6 |
Волго-Вятский | 7,7 |
Центрально-Чернозёмный район | ---- |
Поволжье | 17,5 |
Северный Кавказ | 7,1 |
Урал | 24,3 |
Западная Сибирь | 9,9 |
Восточная Сибирь | 11,1 |
Дальний Восток | 39 |
Калининградская область | ---- |
Итого | 100 |
В
настоящее время география
На железной дороге основной поток нефти образуется в Западной Сибири и Поволжье. Из Западной Сибири нефть по железной дороге транспортируется на Дальний Восток, Южный Урал и страны центральной Азии. Из Урала нефть везут на Запад, Северный Кавказ и Новороссийск.
Транспортировка нефти водным путем обходится дешевле и экономичней других видов транспортировки, однако из-за географических особенностей нашей страны используется мало, в основном при перевозки нефти на экспорт, а также по внутренним бассейнам страны (Ленский, Амурский) и северному морскому пути.
Трубопроводы - наиболее эффективное средство транспортировки нефти (исключая морские перевозки танкерами). Пропускная способность нефтепровода диаметром 1200 мм составляет 80-90 млн. т в год при скорости движения потока нефти 10-12 км/ч.
Трубопроводный
транспорт является
важной подотраслью
нефтяной промышленности. На сегодняшний
день сформировалась развитая сеть магистральных
нефтепроводов, которая обеспечивает
поставку более 95% всей добываемой
нефти при средней дальности перекачки
2300 км. В целом вся сеть нефтепроводов
представлена двумя неравными по значимости
и условиям управления
группами объектов: внутререгиональными,
межобластными и системой дальних транзитных
нефтепроводов. Первые обеспечивают
индивидуальные связи промыслов и заводов,
вторые - интегрируют потоки нефти, обезличивая
ее конкретного владельца. Связывая
очень большое число нефтедобывающих
предприятий одновременно со многими
нефтеперерабатывающими заводами и экспортными
терминалами, нефтепроводы этой группы
образуют технологически связную сеть
- единый объект экономического и режимного
управления, которая получила название
системы дальних транзитных
нефтепроводов и в которую входят такие
трубопроводы, как Нижневартовск - Курган
- Самара; Усть-Балык - Курган - Уфа Альметьевск;
Сургут - Полоцк; Холмогоры - Клин; Самара
- Тихорецкая; система нефтепроводов
"Дружба" и другие трубопроводы, включая
выходы к экспортным терминалам.
Показатель | Всего по России и странам СНГ | По России (АК «Транснефть») |
Протяжённость нефтепровода (тыс.км) | 62,3 | 48,1 |
Суммарная
вместительность резервуаров
(М3) |
16530,0 | 13759,0 |
В свое время создание нефтяной базы между Волгой и Уралом намного улучшило снабжение нефтью центральных и восточных районов страны. Занимая выгодное транспортно-географическое положение, Волго-Уральский район вызвал появление целой системы магистральных нефтепроводов, идущих по следующим направлениям:
1, восток - Туймазы - Омск - Ангарск; Туймазы - Омск; Уфа - Новосибирск (нефтепродукты); Уфа - Курган - Петропавловск (нефтепродукты);
2, запад - нефтепровод "Дружба" от Альметьевска через Самару - Брянск до Мозыря (Белоруссия), откуда в Польшу, Германию, Венгрию, Чехию, а также с ответвлением: Унеча - Полоцк - Вентспилс; Самара - Пенза - Брянск (нефтепродукты); Альметьевск Нижний Новгород - Рязань - Москва с ответвлением Нижний Новгород - Ярославль - Кириши (Северо - Запад);
3, юг - Пермь - Альметьевск; Альметьевск - Саратов; Ишимбай - Орск.
Формирование в Западной Сибири главной нефтяной базы страны изменило ориентацию основных потоков нефти. Волго-Уральский район теперь "повернут" целиком на запад. Важнейшие функции дальнейшего развития сети магистральных нефтепроводов перешли к Западной Сибири. Отсюда нефтепроводы идут по следующим направлениям:
1.запад - Усть-Балык - Курган - Альметьевск; Нижневартовск - Самара - Лисичанск - Кременчуг - Херсон - Одесса; Сургут - Новополоцк; Самара - Лисичанск - Грозный - Баку;
2. юг - Шаим - Тюмень; Усть-Балык - Омск - Павлодар – Чимкент -Чарджоу;
3. восток - Александровское - Анжеро-Судженск. Для транспортировки нефти на запад, так и восток используются трубопроводы Волго-Уральского района восточного направления.
Из других магистральных направлений, возникших под влиянием добычи нефти в разных районах, выделяются Волгоград - Новороссийск; Грозный - Армавир -Туапсе; Грозный - Армавир - Донбасс (нефтепродукты); Ухта - Ярославль; Оха - Комсомольск-на-Амуре.
В Южную Европу западносибирская нефть поставляется через Средиземноморские порты танкерами из Новороссийска, Туапсе, Одессы, куда приходит по трубопроводам из Западной Сибири (в том числе в Одессу транзитом через Украину). В Центральную Европу западносибирская нефть поставляется по нефтепроводу “Дружба” через Украину. В Северо-Западную Европу - танкерами через порты государств Балтии (Вентспилс, Клайпеда), куда она поставляется по нефтепроводам. В ближайшие несколько лет география поставок российской нефти претерпит изменения. Так как наряду с Западной Сибирью появятся новые, ориентированные на экспорт районы добычи нефти на Дальнем Востоке (экспорт в Юго-Восточную Азию), на севере европейской части страны (Тимано-Печорская нефтегазоносная провинция).
Экспорт нефти и нефтепродуктов, млн. т
1990 | 1993 | 1995 | 1996 | 1997 | |
Сырой нефти в страны вне СНГ | 109.0 | 47.8 | 96.2 | 105.4 | 110.1 |
Нефтепродуктов в страны вне СНГ | 43.5 | 53.3 | 58.6 | ||
Сырой нефти в страны СНГ | 123.0 | 79.7 | 26.1 | 20.6 | 17.6 |
Нефтепродуктов в страны СНГ | 3.5 | 1.9 | 2.0 |
При этом около 1/3 нефти поставляется в Белоруссию, где она перерабатывается на 2-х НПЗ, расположенных в Новополоцке и Мозыре. В 1997 году в Белоруссии было добыто 1.821 млн. т нефти, это на 2.3 % меньше чем в 1996г. В 1997г. удалось замедлить темпы сокращения нефтедобычи. В Белоруссии рассчитывают, что в 1998 году уровень добычи углеводородного сырья стабилизируется за счет “max компенсации извлекаемых объемов нефти новыми запасами и интенсивной нефтедобычей”. Белорусские предприятия по транспортировке нефти “Дружба” в 1997 году транспортировали 76.625 млн. т нефти, что на 3.3% больше, чем в 1996 году ( в том числе на экспорт 64.855 млн. тонн (104.3% к 1996 г.)).
1/3 нефти, экспортируемой в страны СНГ, поставляется в Украину. Потребность Украины в нефтепродуктах по разным оценкам 24-28 млн. т в год. За счет импорта она удовлетворяет потребность в нефти (нефтепродуктах) на 80-90%.
Объем транспортировки нефти предприятиями
Госнефтегазпрома Украины, млн. т
1990 | 1993 | 1996 | 1997 | 1998 | |
Всего | 65.1 | 64.4 | 65.0 | ||
Транзит российской нефти | 53.5 | 53.0 | 53.0 | ||
Поставки нефти для Украины | 52.2 | 16.9 | 11.6 | 11.4 | 12.0 |
К 2000 году планируется довести годовую добычу до 5 млн.т в год. В Херсоне, Лисичанске, Кременчуге и Одессе на привозной нефти работают НПЗ ( + НПЗ в Дрогобыче).
Около 3 млн.т нефти экспортируется в Казахстан. При этом по нефтепроводу Узень - Гурьев - Самара в РФ поставляется примерно такое же количество нефти. Казахстан начал добывать нефть на полуострове Бузачи, где невысокая глубина залегания, но высокая вязкость требует применения специальной технологии с закачиванием в скважины горячего пара. Продолжается добыча в старом нефтеперерабатывающем районе - Эмбенском. Местные нефти перерабатываются на Гурьевском НПЗ. Поставки нефтепродуктов восточным и южным областям осуществляются с Павлодарского и Чимкентского НПЗ, работающих на западно-сибирской нефти, поступающей из Омска.
Как можно заметить, объем экспортируемой нефти резко сократился после распада СССР. Поставки на мировой рынок к 1997 году достигли уровня 1990 года, тогда как поставки в страны ближнего зарубежья продолжают сокращаться. Скорее всего это связано с тем, что России выгоднее продавать нефть на мировых рынках, а так как уровень добычи падает, а спрос за рубежом на российскую нефть есть, для поставок в страны СНГ просто не хватает ресурсов.
Развитие нефтяной, а также нефтеперерабатывающей промышленности обусловливается целесообразностью использования нефти в основном для производства моторных топлив и химического сырья. Как энергетическое сырье более эффективным является природный газ, так как эквивалентное количество его вдвое дешевле нефти.